"Рабочая программа по предмету геометрия 9 класс"
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа по предмету геометрия 9 класс по учебнику Атанасяна Л.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету геометрия 9 класс по учебнику Атанасяна Л.С. | 42.53 КБ |
rabochaya_programma_po_geometrii_9.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено Руководитель МО учителей математики, физики, информатики _____________ Наумова Т. И. Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Рекомендовано Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Утверждаю Директор МБОУ гимназии №3 _____________ Ананских А. М. Приказ № ___ от «___»________________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
для 9 класса
Сарнецкая Г. В.
Учитель математики
г. Грязи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по геометрии в 9в классе
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
- знакомство учащихся с проектным видом деятельности. В ходе реализации проектов учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности, знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по истории математики, искусствоведению (МХК), учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
- приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии 33 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
- Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
- Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)
Сведения о программе:
Предлагаемая программа способствует повышению математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч. в неделю, всего 70 ч.
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Развивающее обучение
Проектные методы обучения
Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля:
Самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Информация об используемом учебнике:
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.
Содержание программы
1. Векторы. Метод координат.
- Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
- Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
- Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
- Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
- Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
- Уравнение прямой и окружности.
Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
- Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
- Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
- Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
- Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.
3. Длина окружности и площадь круга.
- Правильные многоугольники.
- Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
- Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
- Построение правильных многоугольников.
- Длина окружности. Число .
- Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.
Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.
4. Движение.
- Примеры движений фигур.
- Параллельный перенос и поворот.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.
При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.
5. Повторение.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Уроков | Контр. работы | |
Повторение | 3 | ||
Векторы | 12 | 11 | 1 |
Метод координат | 11 | 10 | 1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 | 13 | 1 |
Длина окружности и площадь круга | 12 | 11 | 1 |
Движение | 11 | 10 | 1 |
Повторение | 7 | ||
Итого | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
- уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
- уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
- уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
- уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
- знать основные виды движения и уметь применять при решении задач.
- владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.
Оценочные материалы составлены в соответствии с:
Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
Литература и средства обучения:
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.: ил.
- Л. С. Атанасян и др. «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации. Книга для учителя», М.: Просвещение, 2010.
- Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
- Б. Г. Зив и др. «Геометрия. Дидактические материалы для 9 класса». М.: Просвещение, 2010.
- Б. Г. Зив и др. «Задачи по геометрии для 7-11 классов», М.: Просвещение, 2010.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование материала по геометрии в 9в классе на 2014-2015 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока | № пункта | Содержание материала | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
План | Фактич | |||||
1 | Вводное повторение | 1 | 1.09 | |||
2 | Вводное повторение | 1 | 3.09 | |||
3 | Вводное повторение | 1 | 8.09 | |||
Векторы | 9ч | |||||
4 | 76 | Понятие вектора | 1 | 10.09 | ||
5 | 77-78 | Понятие вектора | 1 | 15.09 | ||
6 | 79 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 17.09 | ||
7 | 80-81 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 22.09 | ||
8 | 82 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 26.09 | ||
9 | 83 | Умножение вектора на число | 1 | 29.09 | ||
10 | 84 | Умножение вектора на число | 1 | 1.10 | ||
11 | 85 | Решение задач | 1 | 13.10 | ||
12 | Решение задач | 1 | 15.10 | |||
Метод координат | 11ч | |||||
13 | Координаты вектора | 1 | 20.10 | |||
14 | Координаты вектора | 1 | 22.10 | |||
15 | Решение задач | 1 | 27.10 | |||
16 | К/р № 1 «Векторы» | 1 | ||||
17 | 87 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 29.10 | ||
18 | 88 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 3.11 | ||
19 | 89 | Уравнение прямой и окружности | 1 | 5.11 | ||
20 | 90 | Уравнение прямой и окружности | 1 | 10.11 | ||
21 | 91 | Уравнение прямой и окружности | 1 | 12.11 | ||
22 | 92 | Решение задач | 1 | 17.11 | ||
23 | Решение задач | 1 | 24.11 | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 15 ч | |||||
24 | 93 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 26.11 | ||
25 | 94 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 1.12 | ||
26 | 95 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 3.12 | ||
27 | 96-97 | Площадь треугольника. Теорема синусов | 1 | 8.12 | ||
28 | 98 | Теорема косинусов | 1 | 10.12 | ||
29 | 99 | Решение треугольников | 1 | 15.12 | ||
30 | 99 | Решение треугольников | 1 | 17.12 | ||
31 | 100 | Измерительные работы | 1 | 22.12 | ||
32 | Решение задач | 1 | 24.12 | |||
33 | 101 | Скалярное произведение векторов | 1 | 29.12 | ||
34 | 102-103 | Скалярное произведение векторов | 1 | 12.01 | ||
35 | 104 | Скалярное произведение векторов | 1 | 14.01 | ||
36 | Решение задач | 1 | 19.01 | |||
37 | Обобщающий урок по теме. Проект по теме «Инструмент для решения треугольников» | 1 | 21.01 | |||
38 | К/р № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 26.01 | |||
Длина окружности и площадь круга | 12ч | |||||
39 | 105 | Правильные многоугольники | 1 | 28.01 | ||
40 | 106 | Правильные многоугольники | 1 | 2.02 | ||
41 | 107 | Правильные многоугольники | 1 | 4.02 | ||
42 | 108-109 | Правильные многоугольники. Проект по теме «Многоугольники вокруг нас» | 1 | 9.02 | ||
43 | 110 | Длина окружности | 1 | 11.02 | ||
44 | 110 | Длина окружности | 1 | 16.02 | ||
45 | 111 | Площадь круга | 1 | 18.02 | ||
46 | 112 | Площадь круга | 1 | |||
47 | Решение задач | 1 | 2.03 | |||
48 | Решение задач | 1 | 4.03 | |||
49 | Решение задач | 1 | 9.03 | |||
50 | К/р № 3 «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 11.03 | |||
Движение | 11ч | |||||
51 | 113 | Понятие движения | 1 | 16.03 | ||
52 | 114 | Понятие движения | 1 | 18.03 | ||
53 | 115 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 23.03 | ||
54 | 116 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 25.03 | ||
55 | 116 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 30.03 | ||
56 | 117 | Решение задач | 1 | 1.04 | ||
57 | Решение задач | 1 | 6.04 | |||
58 | Решение задач | 1 | 8.04 | |||
59 | К/р № 4 «Движение» | 1 | 20.04 | |||
60 | Об аксиомах планиметрии | 1 | 22.04 | |||
61 | Об аксиомах планиметрии | 1 | 27.04 | |||
Повторение | 10 ч | |||||
62 | Итоговое повторение. Треугольники | 1 | 29.04 | |||
63 | Итоговое повторение. Четырехугольники | 1 | 6.05 | |||
64 | Итоговое повторение. Площадь | 1 | 11.05 | |||
65 | Итоговое повторение. Подобие фигур | 1 | 13.05 | |||
66 | Итоговое повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 18.05 | |||
67-68 | Итоговое повторение. Окружность | 2 | 20.05 22.05 | |||
69-70 | Итоговое повторение. Решение задач | 2 | 23.05 25.05 |
Приложение 2
Оценочные материалы.
- Тексты контрольных работ составлены в соответствии с
Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области
Рассмотрено Руководитель МО учителей математики, физики, информатики _____________ Наумова Т. И. Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Рекомендовано Методическим советом МБОУ гимназии №3 Протокол № ___ от «____»____________20 г. | Утверждаю Директор МБОУ гимназии №3 _____________ Ананских А. М. Приказ № ___ от «___»________________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Геометрия»
для 9 класса
Сарнецкая Г. В.
Учитель математики
г. Грязи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по геометрии в 9в классе
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является:
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
- знакомство учащихся с проектным видом деятельности. В ходе реализации проектов учащиеся приобретают навыки проектной, организаторской деятельности, развивают навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивают коммуникативные, аналитические способности, знакомятся не только с основным материалом учебных тем, но и получают дополнительные знания по истории математики, искусствоведению (МХК), учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
- приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ гимназии 33 г.Грязи (утв. приказом от 31.12.2013 № 288)
- Образовательная программа МБОУ гимназии № 3 г. Грязи Липецкой области (утв. приказом от 26.08.2014 г. № 192)
- Программа опытно-экспериментальной деятельности «Школьный проект как средство интеграции урочной и внеклассной деятельности» (утв. приказом от 30.08.2012 г. № 90/1)
Сведения о программе:
Предлагаемая программа способствует повышению математической культуры мышления учащихся. Уровень сложности программы легко регулируется подбором соответствующих упражнений из учебника и дидактических материалов.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.
Место предмета в базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч. в неделю, всего 70 ч.
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Технологии обучения:
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Развивающее обучение
Проектные методы обучения
Здоровьесберегающие технологии
Виды и формы контроля:
Самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, тесты.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Информация об используемом учебнике:
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил.
Содержание программы
1. Векторы. Метод координат.
- Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
- Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение.
- Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
- Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
- Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
- Уравнение прямой и окружности.
Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
- Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла.
- Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
- Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
- Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.
3. Длина окружности и площадь круга.
- Правильные многоугольники.
- Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
- Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
- Построение правильных многоугольников.
- Длина окружности. Число .
- Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.
Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.
4. Движение.
- Примеры движений фигур.
- Параллельный перенос и поворот.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.
При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.
5. Повторение.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Уроков | Контр. работы | |
Повторение | 3 | ||
Векторы | 12 | 11 | 1 |
Метод координат | 11 | 10 | 1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 | 13 | 1 |
Длина окружности и площадь круга | 12 | 11 | 1 |
Движение | 11 | 10 | 1 |
Повторение | 7 | ||
Итого | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
- уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;
- уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач
- уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.
- уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.
- знать основные виды движения и уметь применять при решении задач.
- владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.
Оценочные материалы составлены в соответствии с:
Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
Литература и средства обучения:
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.: ил.
- Л. С. Атанасян и др. «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации. Книга для учителя», М.: Просвещение, 2010.
- Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
- Б. Г. Зив и др. «Геометрия. Дидактические материалы для 9 класса». М.: Просвещение, 2010.
- Б. Г. Зив и др. «Задачи по геометрии для 7-11 классов», М.: Просвещение, 2010.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование материала по геометрии в 9в классе на 2014-2015 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока | № пункта | Содержание материала | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
План | Фактич | |||||
1 | Вводное повторение | 1 | 1.09 | |||
2 | Вводное повторение | 1 | 3.09 | |||
3 | Вводное повторение | 1 | 8.09 | |||
Векторы | 9ч | |||||
4 | 76 | Понятие вектора | 1 | 10.09 | ||
5 | 77-78 | Понятие вектора | 1 | 15.09 | ||
6 | 79 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 17.09 | ||
7 | 80-81 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 22.09 | ||
8 | 82 | Сложение и вычитание векторов | 1 | 26.09 | ||
9 | 83 | Умножение вектора на число | 1 | 29.09 | ||
10 | 84 | Умножение вектора на число | 1 | 1.10 | ||
11 | 85 | Решение задач | 1 | 13.10 | ||
12 | Решение задач | 1 | 15.10 | |||
Метод координат | 11ч | |||||
13 | Координаты вектора | 1 | 20.10 | |||
14 | Координаты вектора | 1 | 22.10 | |||
15 | Решение задач | 1 | 27.10 | |||
16 | К/р № 1 «Векторы» | 1 | ||||
17 | 87 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 29.10 | ||
18 | 88 | Простейшие задачи в координатах | 1 | 3.11 | ||
19 | 89 | Уравнение прямой и окружности | 1 | 5.11 | ||
20 | 90 | Уравнение прямой и окружности | 1 | 10.11 | ||
21 | 91 | Уравнение прямой и окружности | 1 | 12.11 | ||
22 | 92 | Решение задач | 1 | 17.11 | ||
23 | Решение задач | 1 | 24.11 | |||
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 15 ч | |||||
24 | 93 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 26.11 | ||
25 | 94 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 1.12 | ||
26 | 95 | Синус, косинус и тангенс угла | 1 | 3.12 | ||
27 | 96-97 | Площадь треугольника. Теорема синусов | 1 | 8.12 | ||
28 | 98 | Теорема косинусов | 1 | 10.12 | ||
29 | 99 | Решение треугольников | 1 | 15.12 | ||
30 | 99 | Решение треугольников | 1 | 17.12 | ||
31 | 100 | Измерительные работы | 1 | 22.12 | ||
32 | Решение задач | 1 | 24.12 | |||
33 | 101 | Скалярное произведение векторов | 1 | 29.12 | ||
34 | 102-103 | Скалярное произведение векторов | 1 | 12.01 | ||
35 | 104 | Скалярное произведение векторов | 1 | 14.01 | ||
36 | Решение задач | 1 | 19.01 | |||
37 | Обобщающий урок по теме. Проект по теме «Инструмент для решения треугольников» | 1 | 21.01 | |||
38 | К/р № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 26.01 | |||
Длина окружности и площадь круга | 12ч | |||||
39 | 105 | Правильные многоугольники | 1 | 28.01 | ||
40 | 106 | Правильные многоугольники | 1 | 2.02 | ||
41 | 107 | Правильные многоугольники | 1 | 4.02 | ||
42 | 108-109 | Правильные многоугольники. Проект по теме «Многоугольники вокруг нас» | 1 | 9.02 | ||
43 | 110 | Длина окружности | 1 | 11.02 | ||
44 | 110 | Длина окружности | 1 | 16.02 | ||
45 | 111 | Площадь круга | 1 | 18.02 | ||
46 | 112 | Площадь круга | 1 | |||
47 | Решение задач | 1 | 2.03 | |||
48 | Решение задач | 1 | 4.03 | |||
49 | Решение задач | 1 | 9.03 | |||
50 | К/р № 3 «Длина окружности и площадь круга» | 1 | 11.03 | |||
Движение | 11ч | |||||
51 | 113 | Понятие движения | 1 | 16.03 | ||
52 | 114 | Понятие движения | 1 | 18.03 | ||
53 | 115 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 23.03 | ||
54 | 116 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 25.03 | ||
55 | 116 | Параллельный перенос и поворот | 1 | 30.03 | ||
56 | 117 | Решение задач | 1 | 1.04 | ||
57 | Решение задач | 1 | 6.04 | |||
58 | Решение задач | 1 | 8.04 | |||
59 | К/р № 4 «Движение» | 1 | 20.04 | |||
60 | Об аксиомах планиметрии | 1 | 22.04 | |||
61 | Об аксиомах планиметрии | 1 | 27.04 | |||
Повторение | 10 ч | |||||
62 | Итоговое повторение. Треугольники | 1 | 29.04 | |||
63 | Итоговое повторение. Четырехугольники | 1 | 6.05 | |||
64 | Итоговое повторение. Площадь | 1 | 11.05 | |||
65 | Итоговое повторение. Подобие фигур | 1 | 13.05 | |||
66 | Итоговое повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 18.05 | |||
67-68 | Итоговое повторение. Окружность | 2 | 20.05 22.05 | |||
69-70 | Итоговое повторение. Решение задач | 2 | 23.05 25.05 |
Приложение 2
Оценочные материалы.
- Тексты контрольных работ составлены в соответствии с
Геометрия. 9 класс: поурочные планы (по учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометри 7-9 классы»)/Авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, - 2010. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Геометрия" в 9 классе на 2011-2012 учебный год
Вид реализуемой рабочей программы по геометрии в 9 классе– основная общеобразовательная. По данной программе обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебно...
Рабочая программа учебного предмета геометрия УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 » 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа учебного предмета УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 »...
Рабочая программа по предмету «Геометрия» ( компонент основной образовательной программы ООО) 7-9 классы ФГОС ООО
Предмет «Геометрия» относится к предметной области «Математика и информатика». Основная часть учебного плана на изучение геометрии в 7-9 классах отводит 2 учебных часа в ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 11
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ГЕОМЕТРИЯ» КЛАСС 8
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативныхдокументов:1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года№1987 «Об утверждении федеральн...
Рабочая программа по предмету: геометрия класс – 8
Рабочая программапо предмету: геометриякласс – 8...
Рабочая программа по предмету: геометрия класс – 9
Рабочая программапо предмету: геометриякласс – 9...