Рабочая программа учебного предмета геометрия УМК «_Атанасян_Ш.А. Геометрия 7-9 » 7 класс, базовый уровень
календарно-тематическое планирование по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета УМК «_Атанасян_Ш.А.  Геометрия 7-9 »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometriya_7_klass_0.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

На заседании школьного методического объединения учителей…………………………………

Протокол №__ от «___» _______ 20__г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете №___

от «___» ________________ 20__г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_______________

Банникова М.В.

«___» ___________________ 20__г

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №79

Рабочая программа учебного предмета

____________геометрия______________

УМК «_Атанасян_Ш.А.  Геометрия 7-9 »

7  класс, базовый уровень

Разработана

__Ворониной Н. А__

учителем математики второй

квалификационной категории

г.Нижний Новгород

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по _____геометрии_____ составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352с.
  • Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы  - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)
  • Основная  образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №79
  • Учебный план МБОУ СОШ №79

Цели и задачи обучения по предмету «____геометрии____» в __7__ классе

Цели:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.  

Общая характеристика учебного курса

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Распределение часов по данному учебному курсу

На изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 52 часов .

Из них: контрольные уроки – 5 часов.

Количество часов для контроля

за выполнением практической части программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Итого:

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках геометрии

   Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

        

личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. формирование коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
  5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  3. овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
  7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Особенности организации учебного процесса по предмету:

  используемые формы, методы, средства  обучения

Предусматривается применение следующих формы обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. здоровьесберегающие технологии
  5. применение ИКТ

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники,  демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты), мультимедийные дидактические средства;
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • комплексный

Формы контроля:

- проверочные самостоятельные работ,  

- тестирование,

- практические работы.

Используемый  учебно-методический комплект

1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.  

2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.

3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.

4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

5. Обучение решению задач как средство развития учащихся: Из опыта работы: Методическое пособие для учителя.- Киров: Изд-во ИУУ, 1999 – 100 с.


Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы (краткое содержание)

Глава I. Начальные геометрические сведения

11

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Глава II. Треугольники

18

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Глава III. Параллельные прямые

8

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

14

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Повторение

6

Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

лабораторно-практические работы

Глава I. Начальные геометрические сведения

7

1

Глава II. Треугольники

14

1

Глава III. Параллельные прямые

9

1

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

5

2

Повторение

6

1

Итого:


Календарно–тематическое планирование

 №

Наименование раздела программы

Тема урока
 

Кол-во

часов

Дата

Форма урока

Характеристика деятельности обучающихся

по плану

Факти-чески

1

Тема 1. Начальные геометрические сведения

Занятие 1.1. Прямая, отрезок. Луч, угол.

1

04.09

Занятие 1.2 Сравнение отрезков и углов.

1

06.09

Занятие 1.3 Измерение отрезков.

1

11.09

Занятие 1.4 Измерение углов.

1

13.09

Занятие 1.5 Перпендикулярные  прямые.

1

18.09

Занятие 1.6 Решение задач.

1

20.09

Занятие 1.7 Контрольная работа № 1.

1

25.09

2

Тема 2. Треугольники

Занятие 2.1 Треугольники.

1

27.09

Занятие 2.2 Первый признак равенства треугольников.

1

02.10

Занятие 2.3 Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

1

04.10

Занятие 2.4 Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

09.10

Занятие 2.5 Свойства равнобедренного треугольника.

1

11.10

Занятие 2.6 Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

16.10

Занятие 2.7 Второй признак равенства треугольников.

1

18.10

Занятие 2.8 Третий признак1равенства треугольников.

1

23.10

Занятие 2.9 Решение задач на применение II и III признаков равенства треугольников.

1

25.10

Занятие 2.10 Окружность. Построения циркулем и линейкой.

1

30.10

Занятие 2.11 Построения циркулем и линейкой.

1

08.11

Занятие 2.12 Задачи на построение.

1

13.11

Занятие 2.13 Задачи на применения признаков равенства треугольников.

1

15.11

Занятие 2.14 Контрольная работа № 2

1

20.11

3

Тема 3. Параллельные прямые

Занятие 3.1  Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямы.

1

22.11

Занятие 3.2 Признаки параллельности прямых.

1

27.11

Занятие 3.3 Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».

1

29.11

Занятие 3.4 Аксиомы. Аксиома о параллельных прямых.

1

04.12

Занятие 3.5 Свойства параллельных прямых.

1

06.12

Занятие 3.6 Решение задач.

1

11.12

Занятие 3.7 Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

13.12

Занятие 3.8 Решение задач по теме «Параллельные прямые».

1

18.12

Занятие 3.9 Контрольная работа № 3

1

20.12

4

Тема 4. Соотношения между  сторонами и углами треугольника

Занятие 4.1 Теорема о сумме углов треугольника.

1

25.12

Занятие 4.2 Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника.

1

27.12

Занятие 4.3 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

1

15.01

Занятие 4.4 Неравенство треугольника.

1

17.01

Занятие 4.5 Решение задач по теме «Соотношение между углами и сторонами треугольника»

1

22.01

Занятие 4.6 Контрольная работа № 4.

1

24.01

Занятие 4.7 Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

1

29.01

Занятие 4.8 Признаки равенства прямоугольных треугольников.

1

31.01

Занятие 4.9 Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

1

05.02

Занятие 4.10 Прямоугольный треугольник. Решение задач.

1

07.02

Занятие 4.11 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

1

12.02

Занятие 4.12 Построение треугольника по трем элементам.

1

14.02

Занятие 4.13 Построение треугольника по трем элементам.

1

19.02

Занятие 4.14 Задачи на построение.

1

21.02

Занятие 4.14 Свойства прямоугольных треугольников. Решение задач.

1

26.02

Занятие 4.15 Контрольная работа № 5.

1

28.02

5

Тема 5. Повторение

Занятие 5.1 Повторение: Измерение отрезков и углов.

1

05.03

Занятие 5.2 Повторение: перпендикулярные прямые.

1

07.03

Занятие 5.3 Повторение: Треугольники.

1

12.03

Занятие 5.4 Повторение: Параллельные прямые.

1

14.03

Занятие 5.5 Подготовка к контрольной работе.

1

19.03

Занятие 5.6 Контрольная работа № 6

1

 


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по  геометрии    к концу 7  класса

Обучающиеся должны знать:

        знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

        уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Ресурсное обеспечение программы

1. Геометрия: 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев,     Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2009 – 384 с.: ил.  

2. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 кл. / Б.Г.Зив, В.М.Мейлер. – 16-е изд. - М.: Просвещение, 2010. -127 с.: ил.

3. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. - М.: Просвещение, 2011.

4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

5. Печатные пособия (наглядные средства – таблицы).

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

        а) раздаточный материал для практических и лабораторных работ,

        б) модели геометрических плоских и пространственных фигур.

7. Медиаресурсы.

8. Технические средства обучения:

        а) компьютер;

        б) медиапроектор;

        в) интерактивная доска;

        г) магнитная доска;

        д) доска с координатной плоскостью.

9. Информационные средства (Интернет-ресурсы):

http://window.edu.ru/window/library/

http://www.problems.ru/

http://kvant.mirrorl.mccme.ru/

http://www.etudes.ru/

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

учебные мультимедийные пособия,

презентации, подготовленные учителем

и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». 7-9 классы. Базовый уровень.

Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержани...

Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».8-9 классы. Базовый уровень.

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязатель...

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5  класса  базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «География» 7класс, базовый уровень.

Рабочая  программа учебного предмета  «География»  7класс, базовый уровень....

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 8 классов основного общего образования базовый уровень изучения на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 класса на основе примерной рабочей программы среднего общего образования, разработана Институтом стратегии развития образования, Российской акад...

Рабочая программа учебного курса "Вероятность и статистика" для обучающихся 10 - 11 классов. Базовый уровень.

Рабочая программа учебного курса «Вероятность и статистика» базового уровня для обучающихся 10 –11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного станда...