Рабочая программа по предмету "Геометрия" в 9 классе на 2011-2012 учебный год
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Янушонок Наталья Ивановна

Вид реализуемой рабочей программы по геометрии в 9 классе–  основная общеобразовательная.

По данной программе  обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 9rab_geom.zip54.38 КБ

Предварительный просмотр:

Структура рабочей программы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержание учебного предмета (основные блоки, модули).
  4. Учебно-тематическое планирование.
  5. Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
  6. Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
  7. Список литературы.

Пояснительная записка.

1.Данная рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

Закон РФ «Об образовании» №122-Ф3 в последней редакции от 17 июля 2010 г. (№148-ФЗ);

2.Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);

3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089);

4.Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, рекомендованные (допущенные) МО РФ.

5.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике (допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации);

6.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

7.Республиканский базисный учебный план для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ МО РК от 30.06.2005 г. № 690).

8. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия.7-9 классы. Москва. Просвещение. 2008г. А.В.Погорелов. Программа по геометрии .8класс.


Вид реализуемой рабочей программы –  основная общеобразовательная.

По данной программе  обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Общая характеристика учебного предмета.

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

        Алгебра Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышле ния, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

        При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цель изучения курса:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

-развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни.,

Задачи курса:

- усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения;

- познакомить с основными алгоритмами решения произвольных треугольников;

- расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях;

- сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур;

- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.

Учебный план МОУ средняя общеобразовательная школа отводит на изучение геометрии 2 часа в неделю, итого 68 часов в год.

Используемые технологии, методы и формы работы.

 При реализации данной программы используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, обучение с применением ИКТ, игровые технологии.

Методы обучения

  1. Классификация по источнику знаний:
  1. Словесные
  2. Наглядные
  3. Практические
  1. Классификация по характеру УПД
  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Проблемное изложение знаний
  3. Частично-поисковый (эвристический)
  4. Исследовательский
  5. Репродуктивный
  1. Классификация по логике
  1. Индуктивный
  2. Дедуктивный
  3. Аналогии

Для продуктивной работы по данной программе следует сочетать многообразие методов обучения.

Формы работы

К наиболее приемлемым формам организации учебных занятий по математике можно отнести:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Требования к уровню подготовки  обучающихся  в 9 классе.

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать[1]

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  6. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  7. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  8. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Геометрия

уметь

  1. пользоваться  геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  4. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  5. в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  6. проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  7. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  8. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  9. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  10. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  5. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание обучения:

  1. Подобие фигур (14 часов)

Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.

Основная цель – усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.

Данная тема практически завершает изучение главнейших вопросов курса геометрии: признаки равенства треугольников, сумма углов треугольника, теорема Пифагора. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших темах курса, поэтому значительное внимание уделяется решению задач, на формирование умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.

В данной теме разбирается вопрос об углах, вписанных в окружность.

2. Решение треугольников (9 часов)

Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.

Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В данной теме знания учащихся о признаках равенства треугольников, о построении треугольников по трем элементам дополняются о методах вычисления всех элементов треугольника, если заданы три его определенных элемента. Таким образом обобщаются представления учащихся о том, что любой треугольник может быть задан тремя независимыми элементами.

В начале темы доказываются теоремы синусов и косинусов, которые вместе с теоремой о сумму углов треугольника составляют аппарат решения треугольников.

Применение теорем синусов и косинусов закрепляется в решении задач, воспроизведения доказательств этих теорем  можно от учащихся не требовать.

Среди задач на решение треугольников основными являются три, соответствующие признакам равенства треугольников: решение треугольника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трем сторонам. При их решении в первую очередь следует уделить внимание формированию умений применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника. Усвоение основных алгоритмов решения произвольных треугольников происходит в ходе решения задач с числовыми данными. При  этом широко привлекаются алгебраический аппарат, методы приближенных вычислений, использование тригонометрических таблиц или калькуляторов. Тем самым важные практические умения учащихся получают дальнейшее развитие.

3.Многоугольники (15 часов)

Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольники. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера угла.

Основная цель – расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.

Сведения о многоугольниках обобщают известные учащимся факты о треугольниках и четырехугольниках: теорема о сумме углов многоугольника – обобщение теоремы о сумме углов треугольника, равносторонний треугольник и квадрат – частные случаи правильных многоугольников. Изучение формул, связывающих стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей, решение задач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и дуг подготавливают аппарат решения задач, связанных с многогранниками  и телами вращения  в стереометрии. Особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику.

4. Площади фигур (17 часов)

Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.

Основная цель – сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.

Понятие площади и ее основные свойства изучаются с опорой на наглядные представления учащихся и их жизненный опыт. В теме доказывается справедливость формулы для вычисления площади прямоугольника, на основе которой выводятся формула площадей других плоских фигур. Это доказательство от учащихся можно не требовать.

Вычисление площадей многоугольников и круга является составной частью решения задач на многогранники и тела вращения в курсе стереометрии. Поэтому при изучении данной темы основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычисления площадей плоских фигур в ходе решения соответствующих задач.

5. Элементы стереометрии (7 часов)

Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Тела вращения.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

В начале темы дается определение предмета стереометрии, приводится система аксиом стереометрии и пример доказательства с их помощью теорем.

Рассматриваются различные случаи расположения прямых и плоскостей в пространстве. Определение простейших многогранников и тел вращения проводится на основе  наглядных представлений.

6. Обобщающее повторение курса планиметрии (6 часов)

Учебно-тематическое планирование.

Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы. /Составитель: Т.А. Бурмистрова

 Москва.: «Просвещение»,2008г.

Учебник: Геометрия 7-9. / А.В. Погорелов / М.: Просвещение, 2008.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Раздел

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Подобие фигур

14

14

Решение треугольников

9

9

Многоугольники

15

15

Площади фигур

17

17

Элементы стереометрии

7

7

 Повторение.

6

6

Примерное поурочное планирование

        

Тип урока

Форма контроля

УОНМ

Урок ознакомления с новым материалом

УС

Устный счёт

УЗИ

Урок закрепления изученного

УО

Устный опрос

УПЗУ

Урок применения знаний и умений

ФО

Фронтальный опрос

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

Самостоятельная работа

УПКЗУ

Урок проверки и коррекции знаний и умений

ИЗ

Индивидуальное задание

КУ

Комбинированный урок

МТ

Математический тест

УКЗ

Урок коррекции знаний

МД

Математический диктант

 

 

ПР

Проверочная работа

 

 

КР

Контрольная работа

№ урока

Дата

№ пункта

Тема

Тип урока

Кол-во часов

Подготовка к ГИА

Подобие фигур.3.2.10

КУ

14

1

02.09

100

Преобразование подобия. Свойства.

УОНМ

1

2

06.09

101,102

Подобие фигур.

УОНМ

1

СР

3

09.09

103

Признак подобия треугольников по двум углам.3.2.10

УОНМ

1

4

13.09

104

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.

УОНМ

1

МТ

5

16.09

105

Признак подобия треугольников по трем сторонам.3.2.10

КУ

1

УО

6

20.09

Решение задач.

УКЗ

1

7

23.09

106

Подобие прямоугольных треугольников.

УОНМ

1

МД

8

27.09

Решение задач.

УКЗ

1

9

30.09

Контрольная работа №1 «Подобие фигур»

УПКЗУ

1

КР

10

04.10

107

Углы, вписанные в окружность.

УЗИ

1

11

07.10

108

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

1

ИЗ

12

11.10

Зачет №1.

УОСЗ

1

З

13

14.10

Решение задач

УКЗ

1

14

18.10

Контрольная работа №2 «Подобие фигур»

УПКЗУ

1

КР

21.10

Решение треугольников.

9

15(1)

16(2)

25.10

28.10

109

Теорема косинусов.3.2.13

УЗИ

2

17(3)

8.11

110

Теорема синусов.3.2.13

УОНМ

1

18(4)

11.11

111

Соотношения между углами треугольника и противолежащими сторонами.

УОНМ

1

ИЗ

19(5)

20(6)

21(7)

22(8)

15.11

18.11

22.11

25.11

112

Решение треугольников.

УЗИ

4

23(9)

29.11

Контрольная работа №3. «Решение треугольников»

УПКЗУ

1

КР

Многоугольники.

15

24 (1)

2.12

113,114

Ломаная. Выпуклые многоугольники.3.4.1

УЗИ

1

УО

25(2)

6.12

115

Правильные многоугольники.3.4.4

1

26(3)

27(4)

28(5)

9.12

13.12

16.11

116

Формулы для радиусов вписанных и описанных многоугольников.

КУ

УЗИ

3

СР

29(6)

20.11

117

Построение некоторых правильных многоугольников.

УОНМ

1

30(7),

31(8)

23.12

27.12

118

Подобие правильных выпуклых многоугольников.

УЗИ

2

МТ

32(9)

13.01

119

Длина окружности.3.6.3

УОНМ

1

33(10)

17.01

120

Радианная мера угла.

УОНМ

1

МД

34(11)

35(12)

20.01

24.01

Решение задач

УКЗ

2

36(13)

27.01

Зачет №2.

УОСЗ

1

З

37(14)

31.01

Решение задач

КУ

1

38(15)

3.02

Контрольная работа №4 « Многоугольники»

УПКЗУ

1

КР

Площади фигур. 3.6.6

17

39(1)

7.02

121,122

Понятие площади. Площадь прямоугольника.3.6.6

УЗИ

1

УО

40(2)

41(3)

10.02

14.02

123

Площадь параллелограмма.3.6.6

УОНМ

2

СР

42(4)

17.02

124

Площадь треугольника.

1

43(5)

21.02

125

Формула Герона.

КУ

1

ИЗ

44(6)

24.02

126

Площадь трапеции.3.6.6

1

45(7)

46(8)

28.02

1.03

Решение задач.

УКЗ

2

МТ

47(9)

6.03

Контрольная работа №5. «Площади фигур»

УПКЗУ

1

КР

48(10)

49(11)

9.03

13.03

127

Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.

УОНМ

2

50(12)

16.03

128

Площади подобных фигур.

КУ

1

51(13)

20.03

129

Площадь круга.

УОНМ

1

СР

52(14)

3.04

Решение задач

КУ

1

53(15)

6.04

Зачет №3.

УОСЗ

1

З

54(16)

10.04

Решение задач

УКЗ

1

55(17)

13.04

Контрольная работа №6 «Площади фигур»

УПКЗУ

1

КР

Элементы стереометрии

УОНМ

7

56(1)

17.04

130

Аксиомы стереометрии

УОНМ

1

57(2)

20.04

131

Параллельность прямых и плоскостей в пространстве

УОСЗ

1

ИЗ

58(3)

24.04

132

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

УОНМ

1

59(4)

27.04

133

Многогранники

УОНМ

1

МД

60(5)

2.05

134

Тела вращения

КУ

1

61(6)

62(7)

4.05

8.05

Решение задач

УКЗ

2

МТ

Итоговое повторение курса планиметрии.

УПЗУ

6

63(1)

11.05

Признаки равенства треугольников.

КУ

1

МТ

64(2)

15.05

Четырехугольники.3.3.1 , 3.3.2

УПЗУ

1

615(3)

18.05

Подобие фигур.

УПЗУ

1

66(4)

22.05

Теорема Пифагора. Решение треугольников.3.2.2

КУ

1

МТ

67(5)

24.05

Многоугольники.

УПЗУ

1

68(6)

25.05

Площади фигур. 3.6.5

КУ

1

МТ

Дидактические единицы образовательного процесса

Знать и понимать

Уметь (владеть способами познавательной деятельности)

Тема: Подобие фигур.

- понятие преобразования подобия и его свойства

- признаки подобия треугольников

- подобие прямоугольных треугольников

- понятие и свойство угла, вписанного в окружность

- свойство отрезков хорд окружности

- . уметь  доказывать подобие треугольников, применяя признаки подобия

- уметь вычислять элементы подобных треугольников

- уметь применять признаки подобия при решении задач

- уметь находить вписанные углы

- применять свойство вписанных углов при решении задач

Тема: Решение треугольников

- теорему синусов

- теорему косинусов

- понятие решить треугольник

- уметь применять теоремы синусов и косинусов для вычисления неизвестных элементов треугольника

- уметь применять теоремы о сумме углов треугольника для вычисления неизвестных элементов треугольника

- решать три основные задачи на решение треугольников

- уметь применять данные задачи при решении практических задач

Тема: Многоугольники

- определение ломаной

- определение выпуклого многоугольника

- формула суммы углов выпуклого многоугольника

- определение правильного многоугольника

- определение окружности, вписанной в правильный многоугольник

- определение окружности, описанной около правильного многоугольника

- формулы длины окружности и длина дуги окружности.

- Радианная мера угла.

- Находить углы правильного многоугольника

- находить неизвестные элементы многоугольника, применяя формулы связывающих стороны и радиусы окружностей

- находить длину окружности, длину дуги окружности

- Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные теоремы и формулы

Тема: Площади фигур

- понятие площади и ее свойства

- формулы площадей многоугольников

-формулы площади круга и ее частей

- уметь вычислять площади фигур

- применять свойства площадей при доказательстве теорем и решении задач

- уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные формулы

Тема: Элементы стереометрии

- Аксиомы стереометрии.

-  Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.

- Тела вращения.

- иметь начальное представление о телах и поверхностях в пространстве

- иметь начальное представление о расположении прямых и плоскостей в пространстве

Тема: Повторение

Закрепление знаний, умений и навыков за курс планиметрии

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.

Печатные пособия.

Наименование объектов и средств

Необходимое количество

Фактическое наличие

Потребность

%соотношение

Таблицы по математике для 5-6 классов

Д

1 (в кабинете математики №1)

0

100

Таблицы по геометрии для 7-9 классов

Д

1 (в кабинете математики №1)

0

100

Таблицы по алгебре для 7-9 классов

Д

1 (в кабинете математики №1)

0

100

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

Д

0

100

Информационно-коммуникационные средства и экранно-звуковые пособия

Наименование объектов и средств

Необходимое количество

Фактическое наличие

Потребность

%соотношение

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

Д

Д

0

100

Инструментальная среда по математике

Д

Д

0

100

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

Д

0

                       Д

0

Диск. Алгебра 7-11. Электронный учебник - справочник. "Кудиц".2000г

1

1

0

100

Диск. Планиметрия 7-9. Электронный учебник-справочник. "Кудиц".1999г.

1

1

0

100

Диск. Геометрия. Живая геометрия. «ИНТ".1997г.

1

1

0

100

Диск. Алгебра.7-9классы. (карточки). "Учитель".2009г.

1

1

0

100

 

 

 

 

 

Диск. Геометрия.7-9классы. (карточки). «Учитель"2009г.

1

1

0

100

Программа " Математика 5-11"

1

1

0

100

Интенсивный тренинг курс по подготовке к ЕГЭ. МАТЕМАТИКА.

1

1

0

100

«Подготовка к ЕГЭ. МАТЕМАТИКА»

1

1

0

100

Технические средства обучения

Наименование объектов и средств

Необходимое количество

Фактическое наличие

Потребность

%соотношение

Мультимедийный компьютер. Технические требования:

 

 

 

 

графическая операционная система

Д

1

0

100

привод для чтения-записи компакт дисков

Д

1

0

100

аудио-видео входы/выходы

Д

1

0

100

возможность выхода в Интернет

Д

1

0

100

Сканер

Д

0

1

0

Принтер

Д

1

0

100

Копировальный аппарат

Д

1(в директорской)

0

100

Мультимедиапроектор

Д

1

0

100

Средства телекоммуникации

 

 

 

 

электронная почта

Д

1

0

100

локальная сеть

Д

1

0

100

выход в Интернет

Д

1

0

100

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Наименование объектов и средств

Необходимое количество

Фактическое наличие

Потребность

%соотношение

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц 

Д

1

0

100

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

Д

1

0

100

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

Д

1

0

100

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

Ф

1

0

100

Комплект стереометрических тел (раздаточный)

Ф

1 (в кабинете математики №1)

0

100

Набор планиметрических фигур

Ф

1 (в

кабинете математики №1)

0

100

Материальная база кабинета.

Наименование объектов и средств  

Необходимое количество 

Фактическое наличие

Потребность

 %соотношение

Стенд экспозиционный

Д

3

0

100

Шкаф для хранения таблиц

Д

0

0

100

Стол учительский

Д

1

0

100

Стулья ученические

К

12

0

100

Столы ученические

К

6

0

100

Книжный шкаф

 

4

0

100

Стул мягкий

 

1

0

100

Сайты:

http://center.fio.ru/som/  - Cетевое объединение методистов (огромный набор методических материалов по предметам)

http://teacher.fio.ru/ - каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе

http://school.holm.ru   - Школьный мир (каталог образовательных ресурсов)

http://www.iro.yar.ru:8101   - Ярославский институт развития образования (много методических материалов, ссылки)

http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.ug.ru - «Учительская газета»

www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»

www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»

http://school-sector.relarn.ru –школьный сектор дистанционного образования

http://ege.edu.ru -сайт поддержки ЕГЭ

http://school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://gifchik.boom.ru/ - коллекция анимированных картинок

http://gifs.ru/ - коллекция анимированных картинок

http://solnet.ee/ - Портал для детей и любящих их взрослых

http://picanal.narod.ru - Пиканал. Некоторый предметный справочник

http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://college.ru/ открытый колледж

http://matematika.agava.ru/  математика для поступающих в вузы

http://mat-game.narod.ru/  математическая гимнастика

http://www.kcn.ru/school/vestnik/n36.htm  математическая гостиная

http://www.zaba.ru  математические олимпиады и олимпиадные задачи

http://mathc.chat.ru/  математический калейдоскоп

http://www.mccme.ru  Московский центр непрерывного математического образования

http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру

http://www.mathematics.ru  Открытый Колледж. Математика

http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Rusanova/title.htm  Планиметрия. Задачник

http://golovolomka.hobby.ru/  Головоломки для умных людей

http://sch0000.dol.ru/KUDITS/  Домашний компьютер и школа

http://math.child.ru  Сайт и для учителей математики
http://tmn.fio.ru/works/21x/306/p2101/sret.htm Основные понятия стереометрии с наглядным материалом

http://www.intelteach.ru/UMPcatalog/f_v801/u_w801/f_x801.esp?path=web%2Findex.htm О том, что такое стереометрия и аксиома

http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/MATH/STAT/ALGORITM/algoritm.html  20 задач по стереометрии. В начале предлагаемого списка двадцати алгоритмов представлен алфавит геометрии и список элементарных действий стереометрии

http://archive.1september.ru/nsc/2002/28/2.htm ребусы и кроссворды по геометрии

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики

http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии

http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики

http://www.uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики

http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики

http://www.mathvaz.ru/ - досье школьного учителя математики

http://www.uztest.ru/ - ЕГЭ по математике, подготовка к тестированию и много другое для учителя математики

http://natascha.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя математики

Организация текущего и промежуточного контроля знаний.

Контроль знаний  проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных, работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.

№ п/п

Тема

Раздел

Срок проведения

Контрольная работа №1 по теме: «Подобие треугольников»

Подобие фигур

Урок 9

2

Контрольная работа №2 по теме: «Углы, вписанные в окружность»

Урок 14

3

Контрольная работа №3 по теме: «решение треугольников»

Решение треугольников

Урок 23

4

Контрольная работа №4 по теме: «Правильные многоугольники. Длина окружности»

Многоугольники

Урок 38

5

Контрольная работа №5 по теме: «Площади многоугольников»

Площади фигур

Урок 47

6

Контрольная работа №6 по теме: «Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей. Площадь круга»

Урок55

  Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  1.  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  1. допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  1. работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  2. изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  4. показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  5. продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  6. отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  7. возможны одна – две  неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  2. допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  3. допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  4. при достаточном знании теоретического материала  выявлена недостаточная  сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения;
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики;
  7. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  8. потеря корня или сохранение постороннего корня;
  9. отбрасывание без объяснений одного из них;
  10. равнозначные им ошибки;
  11. вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  12.  логические ошибки.

 К негрубым ошибкам следует отнести:

  1. неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  2. неточность графика;
  3. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  4. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  5. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

 Недочетами являются:

  1. нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  2. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Список литературы.

Основная литература.

Погорелов А.В. Геометрия 7-9. Москва. Просвещение. 2008

. Веселовский С.Б. Рябчинская В.Д. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. Москва. " Просвещение".1987г.

Зив Б.Г. Некрасов В.Б. Дидактические материалы по геометрии для 9ласса.Москва. Просвещение.2004г.

Дополнительная литература.

Алтынов П. И. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие. Москва Дрофа. 2000

Ершова А.П., Голобородько В.В. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Геометрия.7-9 Москва. Илекса. 2008г.

Земляков А.Н. Геометрия в 9классе. Пособие для учителя. Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова. Москва. Просвещение. 1985г.

Киселева Ю. А. Геометрия 9 класс. Поурочные планы по учебнику Погорелова Волгоград. Учитель. 2007

Медяник А. Н. Контрольные работы по геометрии 7-11 классы. Москва Дрофа 1996

Программы и нормативные документы.

Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия.7-9 классы. Москва. Просвещение. 2009г.

Дорофеев Г.В и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. Москва. Дрофа.2000г.

Днепров Э.Д. Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Математика. Москва. Дрофа.2007г

Днепров Э.Д. Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Математика. Москва. Дрофа.2008г

Кузнецова Г.М .Программно-методические материалы. Математика.5-11кл. Сборник нормативных документов. Москва. Дрофа.2001г.

Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика.5-11кл. Москва. Дрофа.2000г.

Для внеклассной работы и другая методическая литература.

Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. и др. Изучение геометрии в7,8,9 классах. Методические рекомендации к учеб.  Москва. Просвещение. 2002г.

Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 1998г..

Балаян Э.Н. Устные упражнения по математике для 5-11классов:учебное пособие. Ростов-на Дону. "Феникс".2008г.

Безрукова Г. К, Мельникова Н. Б. , Шевелева Н. В. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Геометрия 2009 Москва Интеллект-Центр 2009

Брадис В.М. Четырехзначные  математические таблицы  для средней школы. Москва. Просвещение.1986г., 1988,1994г..

Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. Москва "Вако" 2004.

Денищева Л.О. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике. Москва. Просвещение.1993г..

Жохов В.И. Карташева Г.Д.и др. Уроки геометрии в 7-9классах. Методические рекомендации и примерное планирование.К учебнику Л.С. Атанасяна и др.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва. Просвещение. 1990.

Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11классы.Москва.Айрис-пресс2008г.

Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11классы.Москва.Айрис-пресс2008г.


[1]         Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса на 2012-2013 учебный год к УМК Кузовлева

Структура документаРабочая  программа по английскому языку представляет собой целостный документ, включающий  разделы:Пояснительная записка;Содержание тем учебного предмета.Учебно – те...

Рабочая программа в 5 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 5 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 7 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 7 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 8 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 8 а классе на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа в 10 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 10а классе на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа для 2 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа содержит:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план....

Рабочая программа для 3 класса на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе содержится:1. Содержание курса.2. Планируемый результат.3. Тематическое планирование.4. Календарно-тематический план...