Адаптированная программа обучения географии с нарушением интеллекта
рабочая программа по географии

Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная программа обучения географии с нарушением интеллекта

Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

Направления коррекционной работы:

1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.

2. Развитие основных мыслительных операций.

3. Формирование умений работать по письменному и устному алгоритмам.

4. Развитие устной и письменной речи.

Принципы работы с учащимися с ОВЗ:

1. Организация работы с учетом их особенностей.

2. Метод сопровождения.

3. Доступность изложения учебного материала.

4. Адаптация к школе и социальному окружению.

5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.

Усвоение учебного материала по географии вызывает затруднения у учащихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.

Общая характеристика учебного курса. Обучение географии складывается из следующих содержательных компонентов: «Начальный курс физической географии», «Материки и океаны», «География России».

География как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Больше внимания уделяется реализации краеведческого принципа, поскольку миграция выпускников мала — они остаются жить и работать в той местности, в которой учились.

Изучение темы «География своей местности» строится на концентрическом принципе и всестороннем использовании опыта учащихся, их знаниях, полученных в предыдущие годы обучения на уроках и экскурсиях по развитию речи, географии, неживой природе, окружающему миру, а также во внеклассной работе.

Изучение социальных, экологических и культурологических аспектов помогает сформировать более четкие представления об изучаемых объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству и интерес к изучаемому предмету.

Данная программа разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Позволяет осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: овладеть элементарными географическими представлениями, сформировать практические навыки работы в контурных картах и атласах; изучить особенности материков, государств, природных зон; получить представления о логических связях и закономерностях в реальном мире; сформировать представления об изучаемых понятиях. Информация о внесённых изменениях.

При обучении детей с ОВЗ, учитываются их особенности: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение географических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса географии в 6-9 классах были внесены изменения: в объем теоретических сведений. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ОВЗ, некоторые темы изучаются ознакомительно с опорой на наглядность. Снижен объем запоминаемой информации, для учащихся с ОВЗ, поэтому более широко введено употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Среди большинства учащихся с ОВЗ существует большая группа ребят с недостатками зрительно-пространственного восприятия, нарушениями конструктивно-пространственного мышления, поэтому такие учащиеся испытывают большие трудности при изучении теоретического материала. В программу внесены изменения:  некоторые темы даны как ознакомительные;  отдельные темы исключены, так как трудно усваиваются детьми с ОВЗ из-за особенностей психологического развития. Действующие программы откорректированы в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

Заключение

Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи. Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями. В целом можно выделить три основные группы детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Дети с двигательными нарушениями.

2. Дети с интеллектуальными нарушениями.

3. Дети с нарушениями восприятия (зрительного, слухового).

Дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию.

На степень усвоения сведений об индивидуальных географических объектах существенно влияют специфические особенности памяти учащихся с ОВЗ, такие как отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, забывчивость, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для прочного запоминания материала. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений учащимися для их дальнейшей социализации, подготовки к пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с окружающими людьми. Для коррекции указанных недостатков памяти необходимо стремиться, чтобы в сознании умственно отсталого ученика возник чёткий конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта. Достижению этой цели служат наглядные пособия — репродукции географических картин, фотографии, кинофрагменты, учебные компьютерные презентации. Большую роль играет словесная характеристика объекта, например, рассказ учителя, в котором педагог выделяет как общие, так и специфические признаки и свойства объекта, разъясняя его значение, учитывая интересы учащихся и современные тенденции. Проводя работу по формированию у школьников общих географических понятий, учителю следует соблюдать их оптимальный научный уровень. Этот уровень зависит не только от сложности формируемых общих понятий, но и от познавательных возможностей учеников.

Для лучшего запоминания учащимися единичных названий географических объектов, их местонахождения на географической карте педагоги могут использовать прием установления пространственных связей между изучаемыми объектами на карте, заключающийся в том, что ученикам предлагается определить место объекта на карте по отношению к уже известным им объектам. Школьники с ОВЗ более качественно запоминают название и положение объекта на карте при использовании приема установления двусторонних связей, т.е. когда использование связей варьируется в разных направлениях — от названия объекта к карте и наоборот. Также, педагогу важно предусмотреть вариативные упражнения, направленные на закрепление названий изучаемых объектов и их положения на карте при повторении географического материала.

В формировании географических понятий большая роль отводилась закреплению полученных знаний при проведении практических работ, опытов, на уроках при обобщении изложенного учебного материала. Таким образом, процесс формирования географических понятий можно изобразить следующей схемой: Ощущения → восприятия → представления → понятия → определения.

Уже давно установлено, что обучение детей с умственной отсталостью является эффективным, только когда активно применяются и сочетаются друг с другом все методы обучения: словесные, в большей степени практические и наглядные.

Методы и приемы в работе с умственно отсталыми детьми выбираются из числа методов, применяемых в общеобразовательной школе.

Наиболее эффективными приемами обучения умственно отсталых школьников считают приемы: сравнение, обобщение, разделение объектов на группы. Их можно использовать на уроках разных типов.

Считаем, что проведенный педагогический эксперимент способствует успешному формированию знаний и понятий по географии у школьников.

Следовательно, проведение контрольного среза подтвердило выдвинутую гипотезу.

В завершение необходимо подчеркнуть, что на уроках географии у обучающихся с ОВЗ процесс формирования географических понятий должен строиться с учетом специфических особенностей их усвоения учащимися с нарушением интеллекта, сочетать в себе индуктивный и дедуктивный пути организации мыслительной деятельности школьников, осуществляться в строго определенной последовательности и иметь целенаправленный характер.

Список использованных источников

  1. Агеева И.Д.  Веселая география на уроках и праздниках: методическое пособие./ И.Д. Агеева – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  2. Акимова О.И. Инклюзивное образование как совренменная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов научно-практической конференции. 201, / О.И. Акимова. Москва – М.: МГППУ, 2019
  3. Беловолова Е. А. «К вопросу об усилении практической направленности школьной географии»//География в школе.–2018.–№6.–С. 3-6.
  4. Дмитрук, Н.Г. Методика преподавания географии: Учебник / Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев, В.А. Низовцев. - М.: Инфра-М, 2019. - 416 c.
  5. Дмитрук, Н.Г. Методика преподавания географии: Учебник / Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев, В.А. Низовцев. - М.: Инфра-М, 2019. - 416 c.
  6. Душина И. В. , Летягин А. А., Беловолова Е. А. « Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников» // География в школе.–2019.–№1.–С. 5-9.
  7. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы по географии / сост. Жижина Е.А.  –   М.: ВАКО. 2017
  8. Карпов А.О. Два типа раннего вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность // Педагогика. – 2018. – № 5. – С. 52-60.
  9. Кугут И.А. Моников С.Н. Дидактические и развивающие с применением информационных технологий 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением авт. Сост. И. А. Кугут. – М.: Планета, 2021.
  10. Леонтович. А.В., Саввичев, А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / под. ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2019. – 160 с.
  11. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. — 2019. — № 1.
  12. Притула М.Г. Сборник «Методические рекомендации по применению коррекционно-развивающих упражнений и игр в учебном процессе с детьми с ОВЗ»/ Югорск, 2019.
  13. Селевко. Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко // Энциклопедия образовательных технологий. –  В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2020. – 556 с.
  14. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: издательский центр Владос, 2021.
  15. Стребелева. Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя [Текст] / Е.А. Стребелева. –  М.: Владос, 2017. –  256 с.
  16. Тихомиров. Л.Ф. Методика диагностики познавательной мотивации обучающихся. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchik.htm. (Дата обращения: 23.02.2023)
  17. Шаповаленко.И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник / И.В. Шаповаленко. –  М.: Гардарики, 2020. –  349 с.
  18. Inclusive education: children with disabilities. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373662(Дата обращения: 23.02.2023)
  19. Teaching children with disabilities in inclusive settings. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000182975(Дата обращения: 23.02.2023)

Алгоритм  и приемы работы, разработанные  для успешного усвоения географических понятий у обучающихся 7 класса с умственной отсталостью.

Прием 1

Многократное повторение материала, постоянная  пропедевтика

Прием 2

Использование  на уроке большое количество практических работ

Прием 3

Наблюдение за предметами и явлениями, ведения дневника погоды

Прием 4

Ограниченное количество слов учителя во избежания рассеивания внимания учеников

Прием 5

Игровые приемы для формирования пространственного воображения:

Упражнение «Шифровальщик»

Географическое лото

Геоцепочки

Снежный ком

Географические загадки, ребусы, головоломки

Игра путешествие по природным зонам

Игра слов

Географический диктант

Прием 6

Развитие словарного запаса за счет пересказа, высказываний, наводящих вопросов, использование опорных слов по темам

Прием 7

Обогащение личного опыта за счет экскурсий, наблюдения за погодой, внеклассных мероприятий

Прием 8

Постоянная демонстрация изображения географических объектов в виде презентаций, иллюстраций, карт

Прием 9

Индивидуальная работа с каждым учеником учитывающая его возможности и уровень  познавательных процессов

Прием 10

Использование словесного описания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных    (коррекционных)  учреждений VI...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс

Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом М...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 8 класса

Рабочая программа по математике составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), Эк В. В....