РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта
рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:
- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом Министерства Образования и науки «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Н.Перова, В.М.Белов, В.В.Эк. Москва, «Просвещение», 2013г. Под редакцией В. В. Воронковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной программе | 179.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «МАТЕМАТИКА»
КЛАСС 5
по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработала:
Горбань Алла Ивановна
Учитель математики
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:
- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом Министерства Образования и науки «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Н.Перова, В.М.Белов, В.В.Эк. Москва, «Просвещение», 2013г. Под редакцией В. В. Воронковой.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цели и задачи обучения и коррекции:
Цели обучения математике:
• создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи
Образовательные:
• дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
• использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
• приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
• овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
• освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
• развивать пространственные представления учащихся;
• развивать память, воображение, мышление;
• развивать устойчивый интерес к знаниям.
Воспитательные:
• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии:
игровые, здоровьесберегающие, личностно – ориентированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, информационно – коммуникативные технологии.
Методы:
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.
2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
Виды деятельности
- устное и письменное решение примеров и задач;
- практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
- развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
- самостоятельная работа с учебником.
Программа рассчитана на 175 учебных часов из расчета 5 часов в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
Метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
познавательные универсальные учебные действия:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- умение высказывать своё отношение к получаемой информации;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
коммуникативные универсальные учебные действия:
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное и сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);
- выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр
Содержание учебного предмета
-Повторение. Сотня. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100 -Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания -Тысяча. Нумерация в пределах 1000. -Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна. Денежные купюры, размен. Единицы измерения времени: год. Високосный год. Преобразование чисел, полученных при измерении. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости -Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд в пределах 1000 -Геометрический материал. Линия, отрезок, луч. Углы. Прямоугольник, квадрат. Периметр. Треугольник. Классификация треугольников по видам и длинам сторон -Разностное сравнение чисел. Краткое сравнение чисел. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости. Римские цифры. Обозначение чисел I-XII. -Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000 -Обыкновенные дроби. -Геометрический материал. Различие треугольников по видам сторон. Построение треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки. -Умножение числа 100. Деление на 10, 100 без остатка и с остатком -Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы -Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число, полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд. |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на каждую тему
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактич. | |||
Сотня | 15 | |||
1-3 | Нахождение неизвестного слагаемого | 3 | ||
4-6 | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 3 | ||
7-10 | Нахождение неизвестного вычитаемого | 4 | ||
11-14 | Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | 4 | ||
15 | Контрольная работа № 1 «Сотня» | 1 | ||
Геометрический материал | 2 | |||
16-17 | Линия, отрезок, луч. Углы | 2 | ||
Тысяча | 20 | |||
18-19 | Нумерация чисел в пределах 1000 | 2 | ||
20-22 | Округление чисел до десятков и сотен | 3 | ||
23-24 | Римская нумерация | 2 | ||
25-27 | Меры стоимости, длины и массы | 3 | ||
28-30 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости | 3 | ||
31-32 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков | 2 | ||
33-34 | Сложение и вычитание без перехода через разряд | 2 | ||
35-37 | Арифметические действия с числами в пределах 1000 | 3 | ||
38 | Контрольная работа № 2 «Арифметические действия с числами в пределах 1000» | 1 | ||
Геометрический материал | 9 | |||
39-40 | Периметр многоугольника | 2 | ||
41-42 | Треугольники | 2 | ||
43-44 | Разностное сравнение чисел | 2 | ||
45-46 | Кратное сравнение чисел | 2 | ||
47 | Контрольная работа № 3 «Треугольники» | 1 | ||
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 8 | |||
48-50 | Сложение с переходом через разряд | 3 | ||
51-54 | Вычитание с переходом через разряд | 3 | ||
55-58 | Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 3 | ||
59 | Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» | 1 | ||
Обыкновенные дроби | 12 | |||
60-62 | Образование дробей | 3 | ||
63-66 | Сравнение дробей | 4 | ||
67-70 | Правильные и неправильные дроби | 4 | ||
71 | Контрольная работа № 5 «Обыкновенные дроби» | 1 | ||
Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100 | 8 | |||
72-75 | Умножение чисел 10, 100 | 4 | ||
76-79 | Умножение и деление на 10, 100 | 4 | ||
Меры стоимости, длины, массы, времени | 13 | |||
80-82 | Замена крупных мер мелкими | 3 | ||
83-85 | Замена мелких мер крупными | 3 | ||
86-88 | Меры времени. Год. | 3 | ||
89-91 | Преобразование чисел, полученных при измерении | 3 | ||
92 | Контрольная работа № 6 «Преобразование чисел, полученных при измерении» | 1 | ||
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | 6 | |||
93-95 | Умножение и деление круглых десятков на однозначное число | 3 | ||
96-98 | Умножение и деление круглых сотен на однозначное число | 3 | ||
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 20 | |||
99-101 | Умножение двузначных чисел на однозначное число | 3 | ||
102-104 | Деление двузначных чисел на однозначное число | 3 | ||
105-107 | Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число | 3 | ||
108 | Контрольная работа № 7 «Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число» | 1 | ||
109-111 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число | 3 | ||
112-114 | Деление трёхзначных чисел на однозначное число | 3 | ||
115-117 | Проверка умножения и деления | 3 | ||
118 | Контрольная работа № 8 «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд» | 1 | ||
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 31 | |||
119-121 | Умножение двухзначных чисел на однозначное число | 3 | ||
122-124 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное число | 3 | ||
125-127 | Умножение многозначных чисел на однозначное число | 3 | ||
128-130 | Деление двухзначных чисел на однозначное число | 3 | ||
131-133 | Деление трёхзначных чисел на однозначное число | 3 | ||
134-136 | Деление многозначных чисел на однозначное число | 3 | ||
137-139 | Нахождение части числа | 3 | ||
140-142 | Решение задач на нахождение части числа | 3 | ||
143-145 | Порядок действий в примерах с двумя-тремя арифметическими действиями | 3 | ||
146-148 | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 3 | ||
149 | Контрольная работа № 9 «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд» | 1 | ||
Геометрический материал | 9 | |||
150-152 | Построение треугольников | 3 | ||
153-155 | Круг, окружность. Линии в круге | 3 | ||
156-158 | Масштаб | 3 | ||
Повторение. Все действия в пределах 1000 | 12 | |||
159-161 | Тысяча | 3 | ||
162-164 | Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 3 | ||
165-167 | Обыкновенные дроби | 3 | ||
168-170 | Все действия в пределах 1000 | 3 | ||
171 | Итоговая контрольная работа № 10 за курс 5 класса | 1 | ||
Повторение. Геометрический материал – 2 ч | 4 | |||
172-173 | Прямоугольник (квадрат) | 2 | ||
174-175 | Куб, брус, шар | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
Рабочая программа по алгебре для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР, 6 класс базовый уровень, основное общее образование, 170 часов
Рабочая программа по математике составлена на основе сборника рабочих программ. 5-6 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: ...
Рабочая программа по математике для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО, 7 класс базовый уровень, основное общее образование, 102 часа
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011г, ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по обществознанию 6 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по обществознанию 6 класс...
Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.
Рабочая программа по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест
Рабочая программа составлена на основании Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...