РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МАТЕМАТИКА» КЛАСС 5 по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта
рабочая программа по математике (5 класс)

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:

- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом Министерства Образования и науки  «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин».

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

-   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Н.Перова, В.М.Белов, В.В.Эк. Москва, «Просвещение», 2013г. Под редакцией В. В. Воронковой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»

C:\Users\Наталья\Desktop\CCI29102019_0002.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «МАТЕМАТИКА»

КЛАСС 5

по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта

Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год

Разработала:

Горбань Алла Ивановна

Учитель математики

                                                                                     МБОУ «Ильичевская СОШ»

с.Ильичевка, 2019 год

Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативных документов:

- В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании», приказом Министерства Образования и науки  «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин».

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

-   Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Н.Перова, В.М.Белов, В.В.Эк. Москва, «Просвещение», 2013г. Под редакцией В. В. Воронковой.

      Математика в коррекционной школе  VIII вида является одним из основных учебных предметов. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

 Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цели и задачи обучения и коррекции:

Цели обучения математике:

 • создание условий для подготовки  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми  навыками

 • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

 • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.                                                                                      

Задачи

Образовательные:

• дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

 • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

• приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;

 • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

 • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

 

Коррекционно-развивающие:

• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;

• развивать пространственные представления учащихся;

• развивать память, воображение, мышление;

• развивать устойчивый интерес к знаниям.

Воспитательные:

• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

развитие абстрактных математических понятий;

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. 

Технологии:

игровые, здоровьесберегающие, личностно – ориентированное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, информационно – коммуникативные технологии.

Методы:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:       словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником.

2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: 
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.    Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля;     
фронтальные, групповые или индивидуальные;  
​ Виды деятельности

- устное и письменное решение примеров и задач;

- практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

- самостоятельная работа с учебником. 

Программа рассчитана на 175 учебных часов из расчета 5 часов в неделю.  

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Развитая мотивация  учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Развитие мыслительной деятельности;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.

Метапредметные результаты: 

регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель  деятельности  с помощью учителя;  

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

познавательные универсальные учебные действия:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- умение высказывать  своё отношение к получаемой информации;

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

коммуникативные универсальные учебные действия:

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты: 

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устное и сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);

- выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр

Содержание учебного предмета

-Повторение. Сотня. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100

-Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания

-Тысяча. Нумерация в пределах 1000.

-Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна. Денежные купюры, размен. Единицы измерения времени: год. Високосный год. Преобразование чисел, полученных при измерении. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости

-Сложение и вычитание чисел без  перехода через разряд в пределах 1000

-Геометрический материал. Линия, отрезок, луч. Углы. Прямоугольник, квадрат. Периметр. Треугольник. Классификация треугольников по видам и длинам сторон

-Разностное сравнение чисел. Краткое сравнение чисел. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости. Римские цифры. Обозначение чисел I-XII.

-Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 1000

-Обыкновенные дроби.

-Геометрический материал. Различие треугольников по видам сторон. Построение треугольников по трем сторонам с помощью циркуля и линейки.    

-Умножение числа 100. Деление на 10, 100 без остатка и с остатком

-Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы

-Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число, полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на каждую тему

№ п/п

Тема урока

К-во часов

Дата проведения

По плану

Фактич.

Сотня

15

1-3

Нахождение неизвестного слагаемого

3

4-6

Нахождение неизвестного уменьшаемого

3

7-10

Нахождение неизвестного вычитаемого

4

11-14

Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

4

15

Контрольная работа № 1 «Сотня»

1

Геометрический материал

2

16-17

Линия, отрезок, луч. Углы

2

Тысяча

20

18-19

Нумерация чисел в пределах 1000

2

20-22

Округление чисел до десятков и сотен

3

23-24

Римская нумерация

2

25-27

Меры стоимости, длины и массы

3

28-30

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости

3

31-32

Сложение и вычитание круглых сотен и десятков

2

33-34

Сложение и вычитание без перехода через разряд

2

35-37

Арифметические действия с числами в пределах 1000

3

38

Контрольная работа № 2 «Арифметические действия с числами в пределах 1000»

1

Геометрический материал

9

39-40

Периметр многоугольника

2

41-42

Треугольники

2

43-44

Разностное сравнение чисел

2

45-46

Кратное сравнение чисел

2

47

Контрольная работа № 3 «Треугольники»

1

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

8

48-50

Сложение с переходом через разряд

3

51-54

Вычитание с переходом через разряд

3

55-58

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

3

59

Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд»

1

Обыкновенные дроби

12

60-62

Образование дробей

3

63-66

Сравнение дробей

4

67-70

Правильные и неправильные дроби

4

71

Контрольная работа № 5 «Обыкновенные дроби»

1

Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10, 100

8

72-75

Умножение чисел 10, 100

4

76-79

Умножение и деление на 10, 100

4

Меры стоимости, длины, массы, времени

13

80-82

Замена крупных мер мелкими

3

83-85

Замена мелких мер крупными

3

86-88

Меры времени. Год.

3

89-91

Преобразование чисел, полученных при измерении

3

92

Контрольная работа № 6 «Преобразование чисел, полученных при измерении»

1

Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число

6

93-95

Умножение и деление круглых десятков на однозначное число

3

96-98

Умножение и деление круглых сотен на однозначное число

3

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

20

99-101

Умножение двузначных чисел на однозначное число

3

102-104

Деление двузначных чисел на однозначное число

3

105-107

Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число

3

108

Контрольная работа № 7 «Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число»

1

109-111

Умножение трёхзначных чисел на однозначное число

3

112-114

Деление трёхзначных чисел на однозначное число

3

115-117

Проверка умножения и деления

3

118

Контрольная работа № 8 «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд»

1

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд

31

119-121

Умножение двухзначных чисел на однозначное число

3

122-124

Умножение трёхзначных чисел на однозначное число

3

125-127

Умножение многозначных чисел на однозначное число

3

128-130

Деление двухзначных чисел на однозначное число

3

131-133

Деление трёхзначных чисел на однозначное число

3

134-136

Деление многозначных чисел на однозначное число

3

137-139

Нахождение части числа

3

140-142

Решение задач на нахождение части числа

3

143-145

Порядок действий в примерах с двумя-тремя арифметическими действиями

3

146-148

Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд

3

149

Контрольная работа № 9 «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»

1

Геометрический материал

9

150-152

Построение треугольников

3

153-155

Круг, окружность. Линии в круге

3

156-158

Масштаб

3

Повторение. Все действия в пределах 1000

12

159-161

Тысяча

3

162-164

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

3

165-167

Обыкновенные дроби

3

168-170

Все действия в пределах 1000

3

171

Итоговая контрольная работа № 10 за курс 5 класса

1

Повторение. Геометрический материал – 2 ч

4

172-173

Прямоугольник (квадрат)

2

174-175

Куб, брус, шар

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

Рабочая программа по алгебре для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР, 6 класс базовый уровень, основное общее образование, 170 часов

Рабочая программа по математике составлена на основе   сборника  рабочих программ. 5-6 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: ...

Рабочая программа по математике для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО, 7 класс базовый уровень, основное общее образование, 102 часа

Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида: 5-9 кл.:  Под ред. В.В. Воронковой – М:  ВЛАДОС, 2011г, ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по обществознанию 6 класс

Адаптированная основная общеобразовательная программа по обществознанию 6 класс...

Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множест

Рабочая программа составлена на основании  Положения о рабочей программе педа­гога, реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отс...