Технологическая карта урока «Путешественники древности» 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)

Курносова Оксана Геннадьевна

 

 Урок о  причинах и следствиях путешествий древних народов.

Учащиеся познакомятся с путешествиями финикийцев, Геродота, Пифея

Выполнят описание  маршрутов путешествий и географические объекты этих маршрутов.

Нанесут  на карту географические объекты Африки, Средиземноморья, Северной Европы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        Технологическая карта урока «Путешественники древности»

ФИО учителя

Курносова Оксана Геннадьевна

Класс

5 класс

УМК

Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков учебник  «География. Введение в географию», Д.В.Молодцов Тетрадь-практикум 5 класс, Атлас 5-6 класс, контурная карта 5-6 класс, физическая карта мира, физическая карта Африки.

Предмет

География

Тема

Путешественники древности

Тип урока

Урок  усвоения новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме

9-й урок по КТП, 2-й урок в теме «История географических открытий»

Цель

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности.

Планируемые результаты

Предметные: выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации, описывать ход путешествия финикийцев, составлять рассказ об основателе географической науки в древности-Геродоте, объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации: текст учебника, карта, презентация, источники Интернет; выявлять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: понимание роли путешествий в древние времена для формирования знаний о Земле, осознание целостности и единства окружающего мира, уважение к истории  народов мира.

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Объяснять причины и следствия путешествий древних народов.

Познакомиться с путешествиями финикийцев, Геродота, Пифея

Описать маршрут путешествий и географические объекты этих маршрутов.

Нанести на карту географические объекты Африки, Средиземноморья, Северной Европы.

Формулировать учебную проблему – могли ли путешественники древности совершить кругосветное плавание?

Постановка цели урока - выяснить возможность длительных путешествий в древности.

Выдвижение гипотез о возможных путях плаваний путешественников древности.

Составление плана поиска решения проблемы - разработка возможного маршрута путешественников древности.

Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию- текст учебника, рассказ учителя, материал презентации, источники Интернет, составлять описание маршрута путешествий, наносить его на карту, объяснять особенности природы Африки, Средиземноморья, Северной Европы.

Самостоятельно

организовывать индивидуальную работу и работу в группе по достижению поставленной цели- составить описание или презентации

путешествия финикийцев, путешествий Геродота, Пифея.

Понимать смысл своих действий на уроке

Определять роль путешествий древних в изучении Земли и возможности совершения ими кругосветного плавания.

Использовать географические знания для    сохранения окружающего мира ( условия образования янтаря и его добыча)

Ход урока

*Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Средства обучения

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный этап

Организовать условия для учащихся к активной познавательной деятельности

Фронтальная

ПК, проектор,

интерактивная доска

Приветствует учащихся.

Читает стихотворение о путешествии (Приложение 1), что создает положительный настрой и готовит к изучению новой темы.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на активную работу.

Активная эмоциональная реакция со стороны учащихся и включение в познавательную деятельность.

Оценка готовности учащихся к учебной деятельности

2

Мотивация. Постановка цели и задач урока. (выявление затруднений)

Найти ответ на проблемный вопрос "Могли ли люди в древности совершить кругосветное путешествие?"

Фронтальная

ПК, проектор,

интерактивная доска, презентация, глобусы, физическая карта мира

Обсуждает с учащимися ранее изученный материал "По следам путешественников каменного века".

Ставит  проблемный вопрос - Могли ли люди в древности совершить кругосветное плавание?

Каким образом? Что могло им помешать?

Демонстрирует варианты древних карт (Презентация)

Контролирует правильность формулирования темы, целей урока и  задач.

Беседуют с учителем.

Выдвигают гипотезы по возможным вариантам маршрутов путешествий, показывают их на физической карте мира у доски.

Формулируют тему урока "Путешественники древности" и цель урока - определить возможность путешественников древности совершать  длительные путешествия.

Определена тема и цель урока, выдвинуты гипотезы, ученики готовы к познавательной деятельности

Осознание и принятие учащимися учебной цели и определение задач урока.

3.

Актуализация знаний.

Восстановить в памяти учеников  знания, необходимые для решения учебной задачи.

Индивидуальная работа по тестовым заданиям по вариантам (Приложение 2)

ПК, проектор,

интерактивная доска, тестовые задания, глобусы, физическая карта мира

 Предлагает повторить ранее изученный материал по теме "По следам путешественников каменного века".

Отвечают на вопросы теста.

Взаимопроверка по вариантам по образцу .

Учащиеся вспомнили опорный материал и готовы   к активной  учебно-познавательной деятельности

Фиксация активности учащихся при ответах на вопросы теста.

Оценка за выполненный тест

4.

Первичное усвоение новых знаний

( поиск решения при ответе на проблемный вопрос)

Создание проекта "Путешественники древности" (презентации,   таблицы)

Определение затруднения и путей выхода из него

Групповая

(при возможности работы с ПК за партой- дети (по 2 чел.) в парах создают презентацию о путешественниках древности) или составляют  таблицу (Приложение 3).

ПК, проектор,

интерактивная доска,   глобусы, физическая карта мира, учебник,мобильный класс, электронный комплект для презентации "Путешественники древности" (Приложение 4)

Контролирует правильность  понимания решения проблемы создания проекта, организует групповую деятельность учащихся по созданию проекта

Обдумывают необходимые учебные действия для выполнения проекта: формулируют   план  изучения темы "Путешественники древности", выбирают способ и  средства выполнения работы.

Создают проект в виде презентации или таблицы

Визуальная оценка готовности проектов учащихся

5.

Первичное закрепление.

Создание  условий для закрепления изученного материала.

Фронтальная  

ПК, проектор,

интерактивная доска, презентация, глобусы, физическая карта мира

Организует фронтальную деятельность учащихся по представлению созданных ими проектов (презентаций или заполненных таблиц)

Показывают на карте мира и рассказывают о путешественниках древности -финикийцах, Геродоте, Пифее, маршруте и цели их путешествий.

Отвечают на проблемный вопрос о возможности долгих кругосветных путешествий в древние времена.

Созданный учащимися проектный продукт-презентация или таблица.

Найденный ответ на поставленный проблемный вопрос.

Оценка деятельности учащихся по созданию проекта.

6.

Включение в систему знаний и повторение

Создание  условий для практического закрепления изученного материала.

Индивидуальная

Атлас 5-6 класс, контурная карта мира, учебник.

Организует практическую работу учащихся по обозначению на контурной карте географической номенклатуры по теме урока и заполнению классификационной таблицы (Приложение 5)

Выполняют работу на контурной карте и заполняют таблицу в тетради .

Заполненная таблица, выполненная  работа на контурной карте

Оценка работы в тетради и на контурной карте.

7.

Рефлексия.

Сопоставить  цели урока и его результаты, оценить результаты  деятельности учащихся.

Фронтальная

ПК, проектор,

интерактивная доска, презентация, глобусы, физическая карта мира

Организует беседу по результатам урока.

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его проведению

Проводят самооценку собственной учебной деятельности,  

Отвечают на вопросы:

«Что ты делал?»

"Что ты узнал?"

«Доволен ли ты результатом работы?»

« Были ли проблемы?»

«Какова причина твоей проблемы?

«Как  можно было   решить эту проблему?»

 Рефлексия учебной деятельности

Итоговая оценка   работы  учащихся на уроке.  

 Используемые источники:

1.  С.В.Банников, Д.В.Молодцов. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова. География.  

     Введение в географию. 5 класс. Москва.: ООО "Русское слово"  

2. Н.В.Касьянова. Текущий и итоговый контроль по курсу "География. Введение в географию. 5 класс" Контрольно-измерительные

    материалы. Москва.: ООО "Русское слово"  

3. Интернет-ресурсы:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В...