Технологическая карта урока «Путешественники древности» 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)
Урок о причинах и следствиях путешествий древних народов. Учащиеся познакомятся с путешествиями финикийцев, Геродота, Пифея Выполнят описание маршрутов путешествий и географические объекты этих маршрутов. Нанесут на карту географические объекты Африки, Средиземноморья, Северной Европы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_geografii_5_klass_puteshestvenniki_drevnosti.docx | 39.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Путешественники древности»
ФИО учителя | Курносова Оксана Геннадьевна |
Класс | 5 класс |
УМК | Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков учебник «География. Введение в географию», Д.В.Молодцов Тетрадь-практикум 5 класс, Атлас 5-6 класс, контурная карта 5-6 класс, физическая карта мира, физическая карта Африки. |
Предмет | География |
Тема | Путешественники древности |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Место и роль урока в изучаемой теме | 9-й урок по КТП, 2-й урок в теме «История географических открытий» |
Цель | Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности. |
Планируемые результаты | Предметные: выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации, описывать ход путешествия финикийцев, составлять рассказ об основателе географической науки в древности-Геродоте, объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. Метапредметные: умение работать с различными источниками информации: текст учебника, карта, презентация, источники Интернет; выявлять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. Личностные: понимание роли путешествий в древние времена для формирования знаний о Земле, осознание целостности и единства окружающего мира, уважение к истории народов мира. |
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Объяснять причины и следствия путешествий древних народов. Познакомиться с путешествиями финикийцев, Геродота, Пифея Описать маршрут путешествий и географические объекты этих маршрутов. Нанести на карту географические объекты Африки, Средиземноморья, Северной Европы. | Формулировать учебную проблему – могли ли путешественники древности совершить кругосветное плавание? Постановка цели урока - выяснить возможность длительных путешествий в древности. Выдвижение гипотез о возможных путях плаваний путешественников древности. Составление плана поиска решения проблемы - разработка возможного маршрута путешественников древности. | Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию- текст учебника, рассказ учителя, материал презентации, источники Интернет, составлять описание маршрута путешествий, наносить его на карту, объяснять особенности природы Африки, Средиземноморья, Северной Европы. | Самостоятельно организовывать индивидуальную работу и работу в группе по достижению поставленной цели- составить описание или презентации путешествия финикийцев, путешествий Геродота, Пифея. | Понимать смысл своих действий на уроке Определять роль путешествий древних в изучении Земли и возможности совершения ими кругосветного плавания. Использовать географические знания для сохранения окружающего мира ( условия образования янтаря и его добыча) |
Ход урока
*Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Средства обучения | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Организационный этап | Организовать условия для учащихся к активной познавательной деятельности | Фронтальная | ПК, проектор, интерактивная доска | Приветствует учащихся. Читает стихотворение о путешествии (Приложение 1), что создает положительный настрой и готовит к изучению новой темы. | Приветствуют учителя. Настраиваются на активную работу. | Активная эмоциональная реакция со стороны учащихся и включение в познавательную деятельность. | Оценка готовности учащихся к учебной деятельности |
2 | Мотивация. Постановка цели и задач урока. (выявление затруднений) | Найти ответ на проблемный вопрос "Могли ли люди в древности совершить кругосветное путешествие?" | Фронтальная | ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, глобусы, физическая карта мира | Обсуждает с учащимися ранее изученный материал "По следам путешественников каменного века". Ставит проблемный вопрос - Могли ли люди в древности совершить кругосветное плавание? Каким образом? Что могло им помешать? Демонстрирует варианты древних карт (Презентация) Контролирует правильность формулирования темы, целей урока и задач. | Беседуют с учителем. Выдвигают гипотезы по возможным вариантам маршрутов путешествий, показывают их на физической карте мира у доски. Формулируют тему урока "Путешественники древности" и цель урока - определить возможность путешественников древности совершать длительные путешествия. | Определена тема и цель урока, выдвинуты гипотезы, ученики готовы к познавательной деятельности | Осознание и принятие учащимися учебной цели и определение задач урока. |
3. | Актуализация знаний. | Восстановить в памяти учеников знания, необходимые для решения учебной задачи. | Индивидуальная работа по тестовым заданиям по вариантам (Приложение 2) | ПК, проектор, интерактивная доска, тестовые задания, глобусы, физическая карта мира | Предлагает повторить ранее изученный материал по теме "По следам путешественников каменного века". | Отвечают на вопросы теста. Взаимопроверка по вариантам по образцу . | Учащиеся вспомнили опорный материал и готовы к активной учебно-познавательной деятельности | Фиксация активности учащихся при ответах на вопросы теста. Оценка за выполненный тест |
4. | Первичное усвоение новых знаний ( поиск решения при ответе на проблемный вопрос) | Создание проекта "Путешественники древности" (презентации, таблицы) Определение затруднения и путей выхода из него | Групповая (при возможности работы с ПК за партой- дети (по 2 чел.) в парах создают презентацию о путешественниках древности) или составляют таблицу (Приложение 3). | ПК, проектор, интерактивная доска, глобусы, физическая карта мира, учебник,мобильный класс, электронный комплект для презентации "Путешественники древности" (Приложение 4) | Контролирует правильность понимания решения проблемы создания проекта, организует групповую деятельность учащихся по созданию проекта | Обдумывают необходимые учебные действия для выполнения проекта: формулируют план изучения темы "Путешественники древности", выбирают способ и средства выполнения работы. | Создают проект в виде презентации или таблицы | Визуальная оценка готовности проектов учащихся |
5. | Первичное закрепление. | Создание условий для закрепления изученного материала. | Фронтальная | ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, глобусы, физическая карта мира | Организует фронтальную деятельность учащихся по представлению созданных ими проектов (презентаций или заполненных таблиц) | Показывают на карте мира и рассказывают о путешественниках древности -финикийцах, Геродоте, Пифее, маршруте и цели их путешествий. Отвечают на проблемный вопрос о возможности долгих кругосветных путешествий в древние времена. | Созданный учащимися проектный продукт-презентация или таблица. Найденный ответ на поставленный проблемный вопрос. | Оценка деятельности учащихся по созданию проекта. |
6. | Включение в систему знаний и повторение | Создание условий для практического закрепления изученного материала. | Индивидуальная | Атлас 5-6 класс, контурная карта мира, учебник. | Организует практическую работу учащихся по обозначению на контурной карте географической номенклатуры по теме урока и заполнению классификационной таблицы (Приложение 5) | Выполняют работу на контурной карте и заполняют таблицу в тетради . | Заполненная таблица, выполненная работа на контурной карте | Оценка работы в тетради и на контурной карте. |
7. | Рефлексия. | Сопоставить цели урока и его результаты, оценить результаты деятельности учащихся. | Фронтальная | ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, глобусы, физическая карта мира | Организует беседу по результатам урока. Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его проведению | Проводят самооценку собственной учебной деятельности, Отвечают на вопросы: «Что ты делал?» "Что ты узнал?" «Доволен ли ты результатом работы?» « Были ли проблемы?» «Какова причина твоей проблемы? «Как можно было решить эту проблему?» | Рефлексия учебной деятельности | Итоговая оценка работы учащихся на уроке. |
Используемые источники:
1. С.В.Банников, Д.В.Молодцов. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова. География.
Введение в географию. 5 класс. Москва.: ООО "Русское слово"
2. Н.В.Касьянова. Текущий и итоговый контроль по курсу "География. Введение в географию. 5 класс" Контрольно-измерительные
материалы. Москва.: ООО "Русское слово"
3. Интернет-ресурсы:
- http://content.foto.mail.ru/mail/patrol_39/802/s-901.jpg янтарь
- http://www.coveroid.com/wallpapers/bernsteinzimmer02-1600x1200.jpg фрагмент янтарной комнаты
- http://www.lvolodarsky.ru/wp-content/uploads/2013/08/Herodotus_Massimo_Inv124478.jpg Геродот
- http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4624/67920 Пифей
- http://s55.radikal.ru/i147/0811/0e/ea5ad0c7e28f.jpg фрагмент карты
- http://www.anixneuseis.gr/wp-content/uploads/2013/09/Pitheas_400.jpg статуя Пифея в Марселе
- http://www.childrenpedia.org/1/11.files/image015.jpg карта плавания Пифея
- http://www.proza.ru/pics/2009/09/18/614.jpg скифское золото
- http://ru.static.z-dn.net/files/dcc/2b7cacb87eebccc5c15f4e2bff1cd01e.jpg карта Скифии
- http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000031/pic/map001.jpg карта плавания финикийцев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...