Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 4. Восточные славяне в древности

Педагогические

цели

Создать условия для  умений характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия; описывать жизнь и быт, верования славян; объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:  Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Образовательные ресурсы

Учебник  «история России»  Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; Рабочая тетрадь к учебнику; карта «Древнейшие племена и государства на территории нашей Родины».

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Основное содержание темы, понятия и термины

Летопись, «Повесть временных лет», племена, древляне, поляне, словене, дреговичи, вятичи, уличи, тиверцы, волыняне, северяне, радимичи, кривичи, подсечно-огневое и переложное земледелие, бортничество, язычество, волхвы, кудесники, идол, капище, Перун, Стрибог, Макошь, духи.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения (универсальные
учебные действия)

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II. Акту-ализация и проверка знаний

Проверка домашнего задания.

1)Назовите кочевые племена на территории нашей страны. Какие они образовали государства? Покажите на карте.

2) Объясните, почему кочевые племена захватывали новые земли.

3) Как кочевники относились к населению завоеванных стран?

4) Объясните, почему государства кочевых народов существовали недолго.

5) Расскажите о Волжской Булгарии.

Формулируют

ответы, приводят примеры

Фронтальная

Проверка знаний учащихся по пройденному материалу; применение полученных знаний и умений.

Познавательные: умеют отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу

Устный опрос

III. Постановка

учебных

задач

Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

IV. Изучение нового материала

Презентация по теме «Восточные славяне в древности», карта

1.Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах

Просматривают презентацию, делают записи в тет-радях

Фронтальная

Усваивают основные понятия и термины: летопись, ополчение.

Познавательные: структурируют учебный материал.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Словарь урока

Работа
с учебником

Предлагает прочитать  стр. 27-28, карта стр. 27 и заполнить таблицу в Рабочей тетради стр. 15, зад. 21

Проверяет выполнение задания

Работают с текстом, заполняют таблицу в тетради

Индивидуальная

Самостоятельно извлекают информацию из текста

Регулятивные: выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: представляют результаты своей деятельности в табличной форме.

Письменная работа,

ответы на вопросы

Объяснение учителя «Хозяйство восточных славян», слайды презентации, иллюстрации учебника стр.28-29

Рассказывает о двух системах земледелия: подсечно-огневой и переложной, показывает слайды презентации;

Объясняет такое занятие как бортничество;

В ходе беседы, опираясь на иллюстрацию «Славянский поселок» рассказывает о таких занятиях как, собирательство, охота, рыболовство, скотоводство, ремесло.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

Индивидуальная

Имеют представление о занятиях  древних славян, о системах земледелия.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание
в устной и письменной формах; выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Знание терминов, устные ответы, письменные ответы

Работа

с иллюстрацией «Славянский поселок» (слайд презентации)

Предлагает составить рассказ «Один день из жизни жителей славянского поселка»

Работают

с иллюстрацией, готовят рассказ

Работа в группах

Закрепляют знания о занятиях древних славян

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Работа
с иллюстрацией,

устные ответы, монологические высказывания

Рассказ учителя «Язычество восточных славян»

Объясняет понятие «язычество», рассказывает о славянских богах и духах, показывает слайды  презентации, задает вопросы:

- Рассказы  о каких духах, празднествах древних славян дошли до наших дней? 

- Что такое идол?

Слушают учителя, записывают и объясняют термин «язычество», «волхвы», отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Знают о языческих богах и духах, празднествах, служителях культа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: формируют представление о динамике развития религиозных верований

Устные ответы

Работа с рабочей тетрадью

Предлагает выполнить задание 20, 23 стр. 15, 17

Самостоятельно выполняют задание

Индивидуальная

Знают славянских богов, роль жрецов в славянском обществе

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений.

Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию

V. Первичное  осмысление
и закрепление знаний

Работа

с учебни-

ком с. 31

Предлагает прочитать документ «Византийский историк Прокопий Кесарийский о славянах» и «Византийский император Маврикий о славянах» письменно ответить на вопросы к документам.

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно
выполняют задания

Работа
в парах

Понимают тему, основные вопросы темы

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации,

осваивают смысловое чтение, владеют умением выделять главное.

Регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, выбирают наиболее рациональные пути ее решения, корректируют свою деятельность.

Коммуникативные: умеют вести диалог в совместной деятельности

Устные ответы

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

– Закончите предложения:

•  Я приобрел…

•  Я научился…

•  Я смог…

•  Меня заинтересовало…

•  Мне захотелось…

•  У меня получилось…

•  Мне понравилось…

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная

Коммуникативные: умеют выслушивать мнения других.

Регулятивные: осознают качество
и уровень усвоения

материала; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Учебник, § 4; записи в тетрадях.

Рабочая тетрадь зад. 22, стр 16, зад. 24, 25 стр. 18

Записывают
домашнее задание

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Пояснительная записка к уроку. На изучение раздела  IV «Древняя Греция » отведено 17 часов  в соответствии с планированием. Данный урок  стоит пятнадцатым, на его изучение отведен 1 час...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....