Программа по географии 6 класс линия Полярная звезда. ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс)

Ярошенко Наталья Степановна

Программа по географии 6 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_21-22_god.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Рассмотрено

Школьное методическое объединение  МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

(протокол № ______

 от «_____»_____ ___2021)

Согласовано

Заместитель директора по УВР  МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

___________С.А. Ракова

«____» __________2021

Утверждена

Приказ МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

от «___» ________2021г. № ___

Рабочая программа по географии

Ярошенко Натальи Степановны

на основе Примерной программы основного общего образования

по географии для 5-9 классов

к УМК линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2014г, Москва, Просвещение) 6 класс

(базовый уровень, 34 часа, 1 час в неделю)

       

                                                     

                                                             

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «география» для 6-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым общим объемом 34 часа разработана:

– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), (далее – ФГОС ООО);

– в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования (далее – ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15, редакция от 04.02.2020);

– в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

– в соответствии с Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015   «Об образовании в Республике Крым»;    

– в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

- в соответствии с авторской программой В.В. Николиной: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. — 112 с

- в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя;

- в соответствии с программой воспитания МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя.

Количество часов в программе указано с учетом государственных и региональных праздников.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

– учебники

А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014

– методическое пособие для учителя

География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/В.В.Николина. – М.:Просвещение, 2012. – 160с.

– КИМы

приложение 1

– мультимедийное учебное пособие

Электронное приложение к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
  9. Умение работать в группе: эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, культуры и социального взаимодействия.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  3. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  4. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  5. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  6. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  8. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли. (13 ч) 

Состав и строение гидросферы. Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе.

Мировой океан. Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане.

Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов.

Практическая работа №1: Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.

Воды Океана.  Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Реки – артерии Земли. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России.

Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек.

Практическая работа №2: Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

Озера и болота. Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озёра мира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте.

Подземные воды и ледники. Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники.

Гидросфера и человек. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы.

Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (12 ч)

Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой.

Тепло в атмосфере. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.

Атмосферное давление. Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой.

Практическая работа №3: Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

Ветер. Причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Практическая работа. Вычерчивание и анализ розы ветров.

Влага в атмосфере. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды.

Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли.

Погода и климат. Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы.

Практическая работа №4: Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.

Атмосфера и человек.  Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Тема 3. Биосфера - живая оболочка Земли (4 ч)

Биосфера - земная оболочка. Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере.

Почвы. Почва - особый природный слой. Плодородие - важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв.

Биосфера - сфера жизни. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.

Практическая работа №5: Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.

Тема 4. Географическая оболочка Земли (5 ч)

Географическая оболочка Земли. Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны - зональные природные комплексы.

Природные зоны Земли. Смена природных зон от экватора к полюсам. Влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, жестколистные вечнозеленые леса и кустарники, переменно влажные леса, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни. Культурные ландшафты. Ландшафты: сельскохозяйственные, промышленные, городские.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

раздела

Наименование разделов

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Количество часов

Практическая часть

Практические работы

Контрольные работы

1

Гидросфера – водная оболочка Земли

Всемирный день моря

13

2

2

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

День Организации Объединенных наций

12

3

1

3

Биосфера - живая оболочка Земли

Международный день животных

4

1

4

Географическая оболочка Земли

Всероссийский день заповедников и национальных парков

5

-

1

ИТОГО

34

6

2

Тематический контроль №1: Гидросфера.Атмосфера.

Тематический контроль №2: Атмосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Географическая оболочка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (13 ч)

1

Состав и строение гидросферы

1

А. 01.09

Б. 01.09

В. 01.09

2

Мировой океан (1)

1

А. 08.09

Б. 08.09

В. 08.09

3

Мировой океан (2)

1

А. 15.09

Б. 15.09

В. 15.09

4

Практическая работа №1 Обозначение на контурной карте гидрологических объектов

1

А. 22.09

Б. 22.09

В. 22.09

5

Обобщение

1

А. 29.09

Б. 29.09

В. 29.09

6

Воды Океана

1

А. 06.10

Б. 06.10

В. 06.10

7

Реки - артерии Земли (1)

1

А. 13.10

Б. 13.10

В. 13.10

8

Практическая работа № 2 Составление комплексной характеристики одной из рек мира

1

А. 20.10

Б. 20.10

В. 20.10

9

Реки - артерии Земли (2)

1

А. 27.10

Б. 27.10

В. 27.10

10

Озёра и болота

1

А. 10.11

Б. 10.11

В. 10.11

11

Подземные воды и ледники

1

А. 17.11

Б. 17.11

В. 17.11

12

Гидросфера и человек

1

А. 24.11

Б. 24.11

В. 24.11

АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (12 ч)

13

Состав и строение атмосферы

1

А. 01.12

Б. 01.12

В. 01.12

14

Тепло в атмосфере (1)

1

А. 08.12

Б. 08.12

В. 08.12

15

Тематический контроль №1 Гидросфера. Атмосфера

1

А. 15.12

Б. 15.12

В. 15.12

16

Тепло в атмосфере (2) Работа над ошибками

1

А. 22.12

Б. 22.12

В. 22.12

17

Атмосферное давление

1

А. 29.12

Б. 29.12

В. 29.12

18

Ветер

1

А. 12.01

Б. 12.01

В. 12.01

19

Практическая работа №3 Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой

1

А. 19.01

Б. 19.01

В. 19.01

20

Влага в атмосфере (1)

1

А. 26.01

Б. 26.01

В. 26.01

21

Влага в атмосфере (2)

1

А. 02.02

Б. 02.02

В. 02.02

22

Погода и климат

1

А. 09.02

Б. 09.02

В. 09.02

23

Практическая работа №4 Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.

1

А. 16.02

Б. 16.02

В. 16.02

24

Атмосфера и человек

1

А. 02.03

Б. 02.03

В. 02.03

25

Обобщение

1

А. 09.03

Б. 09.03

В. 09.03

БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (4 ч)

26

Биосфера - земная оболочка

1

А. 16.03

Б. 16.03

В. 16.03

27

Почвы

1

А. 30.03

Б. 30.03

В. 30.03

28

Биосфера - сфера жизни

1

А. 06.04

Б. 06.04

В. 06.04

29

Практическая работа №5 Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ

1

А. 13.04

Б. 13.04

В. 13.04

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (5 ч)

30

Географическая оболочка Земли

1

А. 20.04

Б. 20.04

В. 20.04

31

Природные зоны Земли

1

А. 27.04

Б. 27.04

В. 27.04

32

Культурные ландшафты

1

А. 04.05

Б. 04.05

В. 04.05

33

Тематический контроль №2 Атмосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Географическая оболочка

1

А. 11.05

Б. 11.05

В. 11.05

34

Итоговый урок. Работа над ошибками

1

А. 18.05

Б. 18.05

В. 18.05

        

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

рабочей программы учителя географии, 6-А класс

п\п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина

коррекции

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по  факту

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

рабочей программы учителя географии, 6-Б класс

п\п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина

коррекции

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по  факту

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

рабочей программы учителя географии, 6-В класс

п\п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина

коррекции

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по  факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географии 5 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 5 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Программа по географии 7 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 7 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Программа по географии 8 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 8 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Программа по географии 9 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 9 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 5-9 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда". Базовый уровень. 5-9 классы. Соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы.ФГОС...