Программа по географии 6 класс линия Полярная звезда. ФГОС
рабочая программа по географии (6 класс)
Программа по географии 6 класс линия Полярная звезда. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_21-22_god.docx | 38.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Рассмотрено Школьное методическое объединение МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя (протокол № ______ от «_____»_____ ___2021) | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя ___________С.А. Ракова «____» __________2021 | Утверждена Приказ МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя от «___» ________2021г. № ___ |
Рабочая программа по географии
Ярошенко Натальи Степановны
на основе Примерной программы основного общего образования
по географии для 5-9 классов
к УМК линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2014г, Москва, Просвещение) 6 класс
(базовый уровень, 34 часа, 1 час в неделю)
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «география» для 6-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым общим объемом 34 часа разработана:
– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), (далее – ФГОС ООО);
– в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования (далее – ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15, редакция от 04.02.2020);
– в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
– в соответствии с Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;
– в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
- в соответствии с авторской программой В.В. Николиной: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. — 112 с
- в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя;
- в соответствии с программой воспитания МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя.
Количество часов в программе указано с учетом государственных и региональных праздников.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
– учебники
А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014
– методическое пособие для учителя
География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/В.В.Николина. – М.:Просвещение, 2012. – 160с.
– КИМы
приложение 1
– мультимедийное учебное пособие
Электронное приложение к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
- Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- Умение работать в группе: эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, культуры и социального взаимодействия.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли. (13 ч)
Состав и строение гидросферы. Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе.
Мировой океан. Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане.
Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов.
Практическая работа №1: Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.
Воды Океана. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Реки – артерии Земли. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России.
Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек.
Практическая работа №2: Составление комплексной характеристики одной из рек мира.
Озера и болота. Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озёра мира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте.
Подземные воды и ледники. Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники.
Гидросфера и человек. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы.
Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли (12 ч)
Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой.
Тепло в атмосфере. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.
Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.
Атмосферное давление. Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой.
Практическая работа №3: Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.
Ветер. Причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Практическая работа. Вычерчивание и анализ розы ветров.
Влага в атмосфере. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды.
Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли.
Погода и климат. Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы.
Практическая работа №4: Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.
Атмосфера и человек. Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Тема 3. Биосфера - живая оболочка Земли (4 ч)
Биосфера - земная оболочка. Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере.
Почвы. Почва - особый природный слой. Плодородие - важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев - основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв.
Биосфера - сфера жизни. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек - часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.
Практическая работа №5: Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.
Тема 4. Географическая оболочка Земли (5 ч)
Географическая оболочка Земли. Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны - зональные природные комплексы.
Природные зоны Земли. Смена природных зон от экватора к полюсам. Влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, жестколистные вечнозеленые леса и кустарники, переменно влажные леса, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни. Культурные ландшафты. Ландшафты: сельскохозяйственные, промышленные, городские.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Наименование разделов | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» | Количество часов | Практическая часть | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1 | Гидросфера – водная оболочка Земли | Всемирный день моря | 13 | 2 | |
2 | Атмосфера - воздушная оболочка Земли | День Организации Объединенных наций | 12 | 3 | 1 |
3 | Биосфера - живая оболочка Земли | Международный день животных | 4 | 1 | |
4 | Географическая оболочка Земли | Всероссийский день заповедников и национальных парков | 5 | - | 1 |
ИТОГО | 34 | 6 | 2 |
Тематический контроль №1: Гидросфера.Атмосфера.
Тематический контроль №2: Атмосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Географическая оболочка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая | Примечание |
ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (13 ч) | |||||
1 | Состав и строение гидросферы | 1 | А. 01.09 Б. 01.09 В. 01.09 | ||
2 | Мировой океан (1) | 1 | А. 08.09 Б. 08.09 В. 08.09 | ||
3 | Мировой океан (2) | 1 | А. 15.09 Б. 15.09 В. 15.09 | ||
4 | Практическая работа №1 Обозначение на контурной карте гидрологических объектов | 1 | А. 22.09 Б. 22.09 В. 22.09 | ||
5 | Обобщение | 1 | А. 29.09 Б. 29.09 В. 29.09 | ||
6 | Воды Океана | 1 | А. 06.10 Б. 06.10 В. 06.10 | ||
7 | Реки - артерии Земли (1) | 1 | А. 13.10 Б. 13.10 В. 13.10 | ||
8 | Практическая работа № 2 Составление комплексной характеристики одной из рек мира | 1 | А. 20.10 Б. 20.10 В. 20.10 | ||
9 | Реки - артерии Земли (2) | 1 | А. 27.10 Б. 27.10 В. 27.10 | ||
10 | Озёра и болота | 1 | А. 10.11 Б. 10.11 В. 10.11 | ||
11 | Подземные воды и ледники | 1 | А. 17.11 Б. 17.11 В. 17.11 | ||
12 | Гидросфера и человек | 1 | А. 24.11 Б. 24.11 В. 24.11 | ||
АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (12 ч) | |||||
13 | Состав и строение атмосферы | 1 | А. 01.12 Б. 01.12 В. 01.12 | ||
14 | Тепло в атмосфере (1) | 1 | А. 08.12 Б. 08.12 В. 08.12 | ||
15 | Тематический контроль №1 Гидросфера. Атмосфера | 1 | А. 15.12 Б. 15.12 В. 15.12 | ||
16 | Тепло в атмосфере (2) Работа над ошибками | 1 | А. 22.12 Б. 22.12 В. 22.12 | ||
17 | Атмосферное давление | 1 | А. 29.12 Б. 29.12 В. 29.12 | ||
18 | Ветер | 1 | А. 12.01 Б. 12.01 В. 12.01 | ||
19 | Практическая работа №3 Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой | 1 | А. 19.01 Б. 19.01 В. 19.01 | ||
20 | Влага в атмосфере (1) | 1 | А. 26.01 Б. 26.01 В. 26.01 | ||
21 | Влага в атмосфере (2) | 1 | А. 02.02 Б. 02.02 В. 02.02 | ||
22 | Погода и климат | 1 | А. 09.02 Б. 09.02 В. 09.02 | ||
23 | Практическая работа №4 Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности. | 1 | А. 16.02 Б. 16.02 В. 16.02 | ||
24 | Атмосфера и человек | 1 | А. 02.03 Б. 02.03 В. 02.03 | ||
25 | Обобщение | 1 | А. 09.03 Б. 09.03 В. 09.03 | ||
БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (4 ч) | |||||
26 | Биосфера - земная оболочка | 1 | А. 16.03 Б. 16.03 В. 16.03 | ||
27 | Почвы | 1 | А. 30.03 Б. 30.03 В. 30.03 | ||
28 | Биосфера - сфера жизни | 1 | А. 06.04 Б. 06.04 В. 06.04 | ||
29 | Практическая работа №5 Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ | 1 | А. 13.04 Б. 13.04 В. 13.04 | ||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (5 ч) | |||||
30 | Географическая оболочка Земли | 1 | А. 20.04 Б. 20.04 В. 20.04 | ||
31 | Природные зоны Земли | 1 | А. 27.04 Б. 27.04 В. 27.04 | ||
32 | Культурные ландшафты | 1 | А. 04.05 Б. 04.05 В. 04.05 | ||
33 | Тематический контроль №2 Атмосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Географическая оболочка | 1 | А. 11.05 Б. 11.05 В. 11.05 | ||
34 | Итоговый урок. Работа над ошибками | 1 | А. 18.05 Б. 18.05 В. 18.05 |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
рабочей программы учителя географии, 6-А класс
№ п\п | Название Темы, модуля | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина коррекции | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
рабочей программы учителя географии, 6-Б класс
№ п\п | Название Темы, модуля | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина коррекции | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
рабочей программы учителя географии, 6-В класс
№ п\п | Название Темы, модуля | Тема урока | Дата проведения по плану | Причина коррекции | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 9 класса линия " Полярная звезда"
Рабочая программа 9 класса...
Программа по географии 5 класс линия Полярная звезда. ФГОС
Программа по географии 5 класс линия Полярная звезда. ФГОС...
Программа по географии 7 класс линия Полярная звезда. ФГОС
Программа по географии 7 класс линия Полярная звезда. ФГОС...
Программа по географии 8 класс линия Полярная звезда. ФГОС
Программа по географии 8 класс линия Полярная звезда. ФГОС...
Программа по географии 9 класс линия Полярная звезда. ФГОС
Программа по географии 9 класс линия Полярная звезда. ФГОС...
Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 5-9 классы
Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда". Базовый уровень. 5-9 классы. Соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы
Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы.ФГОС...