Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы
рабочая программа по географии (10 класс)

Сайфутдинова Муслима Варисовна

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы.ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p.10-11.geografiya.baza_.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Рассмотрено и одобрено                                                       Утверждаю

на заседания методического  совета                                         Директор МБОУ СОШ№5

протокол № 1                                                                        ___________Е.В.Хахулина

от «28»августа            2021г.                                                «__» _______________ 2021 г.

Председатель ______/И.В.Ильиных/

Рабочая программа

по   географии

учебный предмет

для  10-11 классов

(базовый уровень)

Составитель:: Сайфутдинова Муслима Варисовна, учитель географии

                                     

г. Пыть -Ях

2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Программы для среднего (полного) общего образования по географии  на основе  программы по географии для 10-11 классов. Авторы: А.И Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2009г. Базовый уровень.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
  3.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
  5.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
  6.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613);
  7. Образовательная программа МБОУ СОШ №5, утвержденная педагогическим советом №1 от 31.08.2021г.
  8. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. №459, приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2016г. №1677, приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 г. №535, приказом Минобрнауки России от 20 июня 2017г. №581, приказом Минобрнауки России от 5 июля 2017 года № 629);

География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. составитель Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2019г.

            ЦОР: ЯКласс, ZOOM, РЭШ, Решу ВПР, Решу ЕГЭ.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Уровень программы (базовый)

УМК учителя:

1.География.10 класс. Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. –М.: Просвещение, 2020.

2. Атлас по географии для 10-11 классов,2020

3. География. Мой тренажёр. Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. 10–11 классы,2020В. В. Николина. География. Поурочные разработки.(пособие для учителя)

УМК обучающегося:

1. География.10 класс. Ю.Н. Гладкий, В. В. Николина. –М.: Просвещение, 2020.

2.География. Проекты и творческие работы. М.: Просвещение,2020. Электронное приложение к учебнику. География.

3.Справочник учителя географии А.Д. Ступникова Волгоград 2012г.Н. О. Верещагина, В. Д. Сухоруков. География. Методические рекомендации. 10–11 классыД. А. Гдалин, Ю. Н. Гладкий, С. И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10–11 классы Новый атлас России. Москва ПКО «Картография» 2009

4. Все о странах мира. Санкт-Петербург «Кристалл»; Москва «Оникс» 2005

6.Атлас по географии для 10-11 классов,2020


Концепция развития географического образования. 24 декабря 2018 года, коллегия министерства просвещения России.

Общие положения Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы ее реализации. Значение географии и географического образования в России и современном мире География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.  

Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

Задачи Концепции: совершенствование содержания основных общеобразовательных программ 6 в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения; популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся; совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования. V. Основные направления реализации Концепции 1. Основное общее образование Географическое образование на уровне основного общего образования должно: воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России», введения в систему географического образования в образовательных организациях обязательного курса (модуля) «География родного края», а также изучения этого курса в рамках внеурочной деятельности; обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся; использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии; предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки 7 посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий; обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социальноэкономической географией. 2. Среднее общее образование Географическое образование на уровне среднего общего образования должно: воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать традиционные российские духовные ценности у обучающихся; учитывать индивидуальную траекторию развития обучающихся и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практикоориентированной научно-исследовательской и проектной работой; формировать у обучающихся представление о наличии географических систем в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.); формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе; обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний и умений; 8 обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе с использованием программ дистанционного обучения. 3. Дополнительное образование Система дополнительного образования и воспитания должна: координировать и интегрировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями (в том числе Русским географическим обществом), – обеспечивать количественный рост и эффективность школьных экскурсий, полевых практик, экспедиций; развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу с обучающимися, увлечёнными географией и демонстрирующими значительные успехи в её освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях; ориентироваться на развитие существующих и внедрение новых форм организации дополнительного образования – дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты и сообщества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; развивать традиционные формы работы с обучающимися посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования – олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов и соревнований.

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  5. развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  6. формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  7. вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
  8. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  9. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.  

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Количество часов: Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10 (35 часов) и 11 (35 часов).

Методический  блок    

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты

Технология традиционная.

Цель: продолжить работу по установке основных закономерностей развития человечества в его политической, экономической  и социальной сферах.

Задачи:1.Анализировать взаимодействие природы и общества на глобальном уровне.

2.Установить закономерности развития человеческого общества

3.Моделировать действие законов развития человеческого общества на разных уровнях.

Ожидаемый результат: сформировать личность способную применять полученные знания в новых условиях.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке : лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум.

Формы организации деятельности учащихся

 1. На основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа);структурированные дискуссии (групповая работа);проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная работа) исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция; урок-семинар; урок решения задач; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-консультация; урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки: урок-пресс-конференция; урок-защита проекта; урок-суд;

 5. В географии одним из источников получения новых знаний является карта и еще     более важным источником  – учебник.  Работа с картой и учебником способствует формированию навыков самообразования. Кроме того, данный вид уроков позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися.

В рамках  традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • - Технологии развития критического мышления через чтения и письмо.
  • - Компьютерных технологий (созданий презентаций по некоторым темам, использование

                    СД-дисков по предмету.

  • - Технологии проектной деятельности.

Виды деятельности учащихся для практической направленности: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия; практические работы:
Основные методы работы на уроке.

Формы организации работы учащихся:                                                                                                                              индивидуальная, (консультации),                                                                                                                                                                     коллективная,                                                                                                                                                                      фронтальная (работа учителя со  всем  классом в едином темпе с общими задачами ),                                      парная  ( взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля),                                                                                                                                групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых  на различных основах; по темпу усвоения – при изучении нового  материала, по уровню учебных  достижений – на обобщающих  уроках)  
Формы учебных занятий: игры: на конкурсной основе, ролевые; мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы; семинары; дискуссии; круглые столы; проектные работы
Технологии обучения:

  • беседа;
  • рассказ;
  • инструктаж;
  • демонстрация;
  • работа с книгой;
  • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм;
  • использование технических средств;
  • практические задания;
  • лекция;
  • семинар;
  • групповая работа по заранее выбранной проблеме;
  • защита проектов;
  • подготовка рефератов

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • отбор информации;
  • систематизация информации;
  • использование компьютера;
  • ресурсы сети Интернет;
  • презентации;
  • работа с текстом;
  • работа с атласом, картой, глобусом.

Виды и формы контроля:

  • индивидуальный опрос
  • фронтальный опрос
  • самостоятельная работа
  • тест
  • практическая работа
  • географический диктант

Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Планируемый уровень подготовки учеников

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; - Состав региона, страны и их столицы;

-Особенности ЭГП, природных ресурсов, населения и хозяйства, крупнейшие агломерации, мегаполисы, главные промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали, порты;

- Примеры районов со сложной экологической ситуацией и территориальных диспропорций в размещении производства. Туризм и рекреация.

Крупные историко - культурные центры.

-Особенности глобальных проблем как проблем, затрагивающих все страны, весь мир и его единство:

-Сущность и возможные пути решения глобальных проблем человечества.

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения

-Объяснять причины формирования отраслей международных специализации основных промышленных и сельскохозяйственных районов;

-Выявлять наличие территориальных диспропорций в размещении производства стран;

-Устанавливать причинно-следственные связи экономико-географического и исторического материалов;        

-Обобщать учебный материал.

- Находить черты сходства и отличия трех регионов развивающего мира;

-Строить доказательства и обобщать данные на основе изученных фактов, понятий, представлений, связей.

Виды деятельности учащихся для практической направленности:

Устные сообщения;   обсуждения;  мини – сочинения;  работа с источниками;  доклады;  защита презентаций;  рефлексия;  практические работы:
Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                     

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Формы и средства контроля.

Ведущими  составляющими контроля выступают проверка знаний географической номенклатуры, фактических данных, усвоения основных  понятий и терминов и оценка умений извлекать информацию и работать с различными источниками географической информации.

Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий  контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей того  или иного  класса.  Он проводиться после изучения каждой темы и  контролирует знания, умения и навыки в ходе их формирования.

 В процессе текущего контроля используются индивидуальные или  коллективные формы проверки в виде  коротких тестов, диктантов, вопросов на объяснение фактов и закономерностей, проблемных вопросов  и др.  

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо крупной теме или разделу, Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, зачеты,  тематические сообщения,  проекты, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию знаний и умений в практической деятельности. В ходе проверки коммуникативных умений необходимо использовать преимущественно тесты с заданиями по картам, статистическим таблицам, картограммам и диаграммам. Как и промежуточный контроль, итоговый контроль может быть разноуровневый  - репродуктивный, частично-поисковый и творческий.

Особое место в преподавании географии в 11 классе уделяется обобщению и систематизации имеющихся знаний учащихся, подготовке учащихся  к сдаче экзаменов в новой форме по географии. В календарно-тематическом планировании выделена рубрика «Готовимся к ЕГЭ, в ней  для каждого занятия указаны коды проверяемых на экзамене требований к уровню подготовки выпускника основной общей и средней школы по географии.

Критерии и нормы оценки ЗУН

Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование,  творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет).

Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок

«5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении

основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя

«3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает

ошибки в использовании карт при ответе

«2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии

«5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Учебные занятия проводятся по традиционной технологии

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

10 класс

35

1

Человек и ресурсы Земли

10

2

 Политическая карта мира 5 ч

5

3

 География населения 5 ч

5

4

География культуры, религий, цивилизаций 5 ч

5

5

География мировой экономики 9 ч

9

6

Обобщающее повторение

1

11 класс

35

1

 Регионы и страны

29

2

 Глобальные проблемы человечества

4

3

Обобщающее повторение

2

                                                Содержание курса

География. Современный мир. 10-11 класс (70 ч; 1 ч в неделю;)        

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч).

Воспитательные задачи: патриотическое, формировать экологическую культуру обучающихся: обсуждение и разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; формирование навыков экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; конкретизация общих вопросов взаимодействия природы и общества конкретными примерами хозяйственной деятельности населения своей местности;  осознание значения природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, помогает осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней, сохранение природы в состоянии, способствующем благоприятной жизни последующих поколений. Формирование и развитие у школьников нравственных, экологических норм и привычек поведения в природе.

 Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)

Воспитательные задачи: патриотическое, чувство толерантности, умение жить в мире с окружающими, развитие уважения и терпимости к людям, независимо от расовой принадлежности, привитие чувство уважения к людям иной культуры, изучение культуры, обычаев, традиций народов России,  гостеприимность России по отношению к  гражданам всех государств мира.

             Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.        Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Тема 3.  География населения (5 ч)

Воспитательные задачи: патриотическое, чувство толерантности, умение жить в мире с окружающими, развитие уважения и терпимости к людям, независимо от расовой принадлежности, привитие чувство уважения к людям иной культуры, изучение культуры, обычаев, традиций народов России,  гостеприимность России по отношению к  гражданам всех государств мира. Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)

Воспитательные задачи: патриотическое, чувство толерантности, умение жить в мире с окружающими, развитие уважения и терпимости к людям, независимо от расовой, религиозной принадлежности, привитие чувство уважения к людям иной культуры, изучение культуры, обычаев, традиций народов России,  гостеприимность России по отношению к  гражданам всех государств мира.

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Тема 5. География мировой экономики (9 ч)

 Воспитательные задачи: воспитание творческой, толерантной личности, обладающей самостоятельностью в анализе экономических явлений, с уважением относящуюся к достижениям иных народов и государств.

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные  (торговля, транспорт, прокат и др.), личные  (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые,  социальные.

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Обобщение и повторение курса 10 класса(1 ч)

Тема 6. Регионы и страны (29 ч)

Воспитательные задачи: : патриотическое, чувство толерантности, умение жить в мире с окружающими, развитие уважения и терпимости к людям, независимо от расовой принадлежности, привитие чувство уважения к людям иной культуры, изучение культуры, обычаев, традиций народов России,  гостеприимность России по отношению к  гражданам всех государств мира.

Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Англоязычная Америка

Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
      Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.

Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.

Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.

Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.

Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.

Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.

Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.

Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическа Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.

Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (4 ч)

Воспитательные задачи: развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира; осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений.

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Обобщение и повторение курса 11 класса(2 ч)

Практические работы. 10 класс:

 №1 Выявления изменения характера связей человека с природой на протяжении истории.

№2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

№3 Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов

№4 Составление классификационной таблицы "Крупнейшие страны мира по формам правления"

№5 Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран

№6 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

№7 Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору)

 № 8 Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану

№ 9 Проложение по контурной карте маршрута международного туризма

 № 10 Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности

 № 11 Подготовка сообщения "Развитие промышленности и экологические проблемы"

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы в 10 классе

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Раздел (тема)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Раздел I.Человек и ресурсы Земли

10

Знать географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы

2

Раздел 4. Политическая карта мира.

5

Показывать и знать на карте новые суверенные государства после распада СССР. Уметь применять количественные и качественные сдвиги, этапы формирования политической карты.

Показывать границы государств и их территории, формы правления, монархия, республики, унитарное государство

Умеют сгруппировать государства, охарактеризовать признаки (или критерии) типологии географического положения стран.

Имеет представление о политической организации человеческого общества ООН. Геополитика

3.

Раздел 2. География населения

5

Знать численность и динамику населения мира; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций.

Уметь определять и сравнивать географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации.

4.

Раздел 3. География культуры, религий, цивилизаций

5

Знать и понимать географию религий, цивилизацию и ее характерные черты; религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих   людей. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная.

5

Раздел 5. География мировой экономики

9

Знать географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

6

Обобщающее повторение

1

Систематизация знаний

Всего:

35

        

Практические работы. 11 класс:

 №1 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

№2 Составить экономико-географическую характеристику страны (по выбору)

№3 Сравнительная характеристика двух стран (по выбору)

№4 На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения

№5 На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы в 11 классе

№ п/п

Раздел (тема)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Раздел 6.Регионы и страны

29

Знать принцип строения культурно-исторических регионов, найти и показать на карте регионы, географическое пространство.

Могут определять ВВП в странах мира и ВВП на душу населения. Национальное богатство. Знать главный центр мировой экономики.

Могут оценить природные ресурсы ведущих стран мира.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность стран США, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность страны Канада, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран постсоветского периода (без стран России и стран Балтики), их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность стран Китая, Индии, Индонезии, Пакестана, Японии и Багладеш, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Юго_западной Азии, Северной Америки и тропической Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Уметь оценивать ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Подготовка к Всероссийской проверочной работе.

2.

Раздел 7. Глобальные проблемы человечества

4

Знать и понимать глобальные проблемы человечества, Глобальные проблемы и география их взаимосвязь, отсталость, голод, болезни. Уметь оценивать глобальные проблемы нашей планеты. Выявлять причины отсталости стран. Принимать решения по улучшению продовольственной проблемы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества

3.

Обобщение и повторение

2

Всего:

35

Контрольно-измерительные материалы содержат задания разного уровня: открытые тесты, закрытые тесты, задания на соответствие и последовательность.

Оценивание работы: правильно выполнено 12-15 вопросов –  оценка «3», правильно 16-21 – оценка «4», правильно 22-25 –  оценка «5».

Вариант – 1                                                                                                                         10 класс

Итоговая контрольная работа

  1. Какая из перечисленных стран никогда не была монархией:

1) Россия               2) Финляндия               3) Польша               4) США               5) Франция

  1. В число новых индустриальных стран входят:                                                                                1) Сирия                2) Турция              3) Сингапур           4) Южная Корее            5) Таиланд
  2. В мировую десятку самых  больших  по площади территории входят:
  1.  Мексика  и Индия                                      3) Канада и Франция
  2. Аргентина и Судан                                     4) Казахстан и Германия        
  1. Из перечисленных стран  наибольший  естественный прирост характерен:                               1) Боливии             2) Нигерии               3) Киргизии               4) Китае                5) Японии
  2.  Какие из перечисленных стран переживают демографический кризис:                                1) Сомали              2) Непал                3) Франция                 4) Алжир                5)  Норвегия
  3. В какие из перечисленных стран относятся к  мусульманским:

1) Гвинея    2) Хорватия    3) Албания       4) Сирия       5) Марокко

  1. Первое место в мире по абсолютной численности горожан занимает: 1) Россия    2) Китай   3) США     4) Бразилия          5) Германия
  2. Часть природы, с которой человеческое общество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности, называется:

1) географической средой      2) техногенным ландшафтом    3) географической оболочкой

  1. К числу стран с наибольшими запасами нефти относятся:

1) Саудовская Аравия,  Норвегия,  Канада,              3) Россия, Бруней, Ирак, Мексика                    2) ОАЭ, Китай, Иран, Кувейт                                    4) Венесуэла, Бахрейн, Колумбия, США

  1. Укажите ошибку в перечне стран экспортёров угля:

1) Австралия               2) США                3) Россия               4) ЮАР             5) Германия  

  1. Лидером по использованию геотермальной энергии в мире является:                                   1) Исландия          2) Япония           3) Филиппины            4) Италия             5)  Россия
  2. Какие три страны располагают наиболее значительными водными ресурсами:                    1) Россия         2) США             3) Канада          4) Китай           5) Бразилия          6) Норвегия
  3. Новыми факторами размещения производства в эпоху НТР стали:                                         1) научный            2)  научный, экологический, природно-ресурсный        3) экологический     4) природно-ресурсный и экологический                5)  экологический и научный
  4. Найдите ошибку в списке стран - экспортёров пшеницы:  

1) Австралия              2) США              3) Аргентина               4) Россия              5) Канада        

  1. Ведущей масличной культурой в мире является:                

1) подсолнечник           2) арахис           3) соя           4) кукуруза             5) масличная пальма          

  1. Крупнейшим мировым  производителем кофе является:

1) Эфиопия               2) Бразилия            3) Уганда          4) Кот – д Ивуар            5) Колумбия  

  1. Выберите группу стран – лидеров в лесной промышленности:

1) Канада, США, Швеция          2) Швеция, Канада, Россия          3) Китай, Бразилия,  США     4) Индия, Финляндия, ДР Конго                   5) Бразилия, Россия, Канада

  1. Выберите из списка  страну,  в которой овцеводство является отраслью специализации:

1) Великобритания                  2) Аргентина                         3) Австралия                                       4) Новая Зеландия                   5) Турция                               6) Узбекистан

  1. Какая страна является мировым производителем  алюминия:  

1) Австралия                2) Бразилия                3) Гвинея                 4)  Китай             5) Россия

  1. По показателю пассажирооборота ведущим видом транспорта в мире является:

1) железнодорожный            2) автомобильный             3) морской               4) авиационный

  1. Из перечисленных городов крупнейшими  морскими портами являются:

1) Монреаль и Сингапур                 2) Шанхай и Роттердам                3) Кобе и Иокогама    4) Марсель и Дуйсбург                   5) Нагоя и Гонконг

  1. Дополните утверждение

 Комплекс мер предпринимаемых государством для контроля над естественным приростом называется ____________________________________________.

  1. Дополните утверждение

Новейшей, наукоёмкой и высокомилитаризированной  отраслью машиностроения является _______________________________________ промышленность (АРКП).

  1. Дополните утверждение

  В товарной структуре внешней торговли развитых стран преобладают __________________ и __________________, а в развивающихся странах ________________ и ______________________________.

  1. Дополните утверждение

 Основными видами полезных ископаемых, добываемых со дна океана являются ________________ и ____________________.

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ответ

4

3,4,5

3

2

3, 5

3,4,5

2

1

2

5

1

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ответ

1,3,5

5

4

1

2

5

3

4

1

2

22. Демографическая политика

23. Авиаракетно-космическая

24. Машины и оборудование. Сырьё и продовольствие

25.  Нефть и природный газ

Вариант – 2                                                                                                                                10 класс

Итоговая контрольная работа

  1. Какие из перечисленных стран являются конституционными монархиями:                                 1) Япония               2) Финляндия              3) Ирак                4)  Бельгия                 5) Бруней
  2. В предложенном списке к группе беднейших стран относятся:  

  1) Ангола       2) Алжир          3) Киргизия                    4) Афганистан          5) Кения

  1. В мировую десятку самых маленьких  по площади территории входят:

1) Кувейт  и Ватикан                                       3) Мальдивы и Тувалу

2) Монако и Сингапур                                     4) Бруней и Науру

  1. Из перечисленных стран  наименьший естественный прирост характерен:                                 1) Швеции               2) Албании                 3) Нигерии                4) Колумбии               5)  Турции
  2. Какие из перечисленных стран переживают демографический взрыв:                                        1) Кения              2) Швейцария               3) Япония                 4)  Албания                  5) Канада                        
  3. В каких из перечисленных стран буддизм является основной или второй религией:                 1) Монголия             2) Китай               3) Непал               4) Израиль                 5) Филиппины    
  4. К числу крупнейших городов мира (более 10 млн. жителей) относятся:                                        1) Чикаго                2) Сан-Паулу                 3) Токио               4) Нью-Дели                5) Шанхай
  5. Выберите группу стран, наиболее обеспеченную минеральными ресурсами:                             1) Великобритания, Германия, Португалия            2) США, Канада, Китай, Россия, Австралия       3) ЮАР, Канада, Япония, Бразилия, Индия            4) Швеция, Венесуэла, Казахстан, Чили
  6. Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования

называется:

     1) разведанными запасами                             3) общегеологическими запасами                      

     2) ресурсообеспеченностью                          4) природно-ресурсным потенциалом

10. Какая страна лидирует в мире по объёму производимой электроэнергии:                            

          1) Россия       2) Германия          3) Китай              4) США                5) Канада                          

     11. Какие регионы занимают три первых места по площади лесов:                                                                                        1) Азия                       2) Северная   Америка                  3) Европа                   4) Южная Америка         5) Австралия             6) Африка                                                                                                    

     12. Из перечисленных природных ресурсов выберите   исчерпаемые  возобновимые:                               1) лесные          2) минеральные             3) энергия   ветра          4) земельные            5) водные

     13. НТР влияет на структуру хозяйства:                                                                                              1) отраслевую                2) территориальную             3) региональную              4) социальную     5) отраслевую и территориальную                             6) региональную и социальную

     14. Наиболее распространёнными зерновыми культурами в мире являются:

     1) кукуруза, рис, рожь                   2) рис, кукуруза, пшеница               3) пшеница, рожь, гречиха    4) ячмень, рожь, пшеница             5) рожь, рис, пшеница

15. Крупнейшим мировым  производителем чая  является:

     1) Шри-Ланка                 2) Китай                 3) Индия               4) Индонезия                 5) Кения

16.  Найдите ошибку в списке стран – крупнейших  производителей риса:

      1) Китай                2) Индия                     3) Корея                  4) Индонезия               5) Вьетнам

17.  Какая страна имеет самое большое поголовье крупного рогатого скота:

      1) Россия             2)Канада              3) США                 4) Индия                   5) Аргентина

18. В мировых грузоперевозках преобладает транспорт:

     1)  железнодорожный                       2) автомобильный                         3) морской                                                    4) авиационный                                 5) трубопроводный                       6) речной

19.  Какая страна является мировым производителем  меди:

      1) Чили                  2) США                  3) Замбия                     4) Россия                      5) Перу

20.  Какая страна лидирует в мире по объёму производимой электроэнергии:

      1) Китай               2) Япония                   3) Россия                   4) США                 5) Германия

21.  Выберите из списка три страны, в которых международный туризм является отраслью специализации:  

     1) Франция          2) Таиланд          3) Норвегия         4) Греция        5) Испания            6) Египет              

22. Дополните утверждение

     Наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания, смыкания большого числа соседних городов называется _________________________________

23. Дополните утверждение

      Помимо трёх основных видов топливных ресурсов, существуют так называемые местные виды топлива. К ним относятся _____________,  ______________ и ____________________.

24. Дополните утверждение

      В условиях НТР в структуре мирового хозяйства появились новейшие отрасли промышленности:   ____________________,  _______________________, ____________________________,  _________________________________________________.

25. Дополните утверждение

      Транспорт оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды. В частности, __________________ является одним из источников загрязнения атмосферы.

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ответ

1,4

1,4,5

2

1

1,4

1,2,3

2,3,5

2

2

4

1,2,4

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ответ

1,4,5

5

2

1

3

4

1

2

4

2,4,6

22. Мегалополис

23. Торф, бурый уголь, горючие сланцы

24. Аэрокосмическая, атомная энергетика, химия органического синтеза, электронная

25. Автомобильный

Тесты по географии - 11 класс (итоговый контроль)

Вариант I

Часть А

 

А1  Государство Боливия расположено:

а) в центральной Африке;

б) в Северной Америке;

в) в Южной Америке;

г) в юго-восточной Азии.

А2  К конституционным монархиям относятся страны:

а) Франция, Китай, Ирак;

б) Япония, Норвегия, Великобритания;

в) Италия, Индия, Канада;

г) Армения, Латвия, Египет.

А3  Наибольшей численностью пожилых людей (старше 60 лет) отличаются страны:

а) СНГ;

б) Западной Европы;

в) Латинской Америки;

г) Северной Америки.

А4  Выбрать строку, где все государства обладают богатыми лесными ресурсами:

а) Россия, Канада, Бразилия;

б) Бразилия, Япония, Монголия;

в) Россия, Польша, Китай;

г) США, Италия, Алжир.

А5  Какая из перечисленных городских агломераций является наиболее крупной по численности населения?

а) Стамбул;

б) Лондон;

в) Пекин;

г) Мехико.

А6  Главный морской порт Зарубежной Европы - это:

а) Лондон;

б) Гамбург;

в) Роттердам;

г) Вена.

А7  Показатель высокого уровня экономического развития:

а) численность населения;

б) ВВП на душу населения;

в) плотность населения;

г) цены на газеты и журналы.

А8 Организация ОПЕК объединяет:

        а) страны Востока;

        б) страны Азии;

        в) страны – экспортеры нефти;

        г) новые индустриальные страны.

А9  Регион – главная «горячая точка» мира:

а) Европа;

б) Южная Америка;

в) Ближний Восток;

г) Австралия.

А10  Укажите главную отрасль промышленности Зарубежной Европы:

а) топливная промышленность;

б) черная металлургия;

в) машиностроение;

г) пищевая промышленность.

Часть В

 

В1  Установите соответствие:

Страна

1. Франция;

2.  Болгария;

3. Канада;

4. Египет.

Столица

А. София;

Б. Оттава;

В. Каир;

Г. Париж.

 

В2  Дополните  определение:

«Процесс роста городов и распространения городского образа жизни называют _______________________________»

 

В3  Какое утверждение об Испании верно:

а) по форме правления является республикой;

б) на её территории находится высочайшая вершина Европы;

в) более половины экономически активного населения заняты в промышленности;

г) является крупнейшим в мире экспортером цитрусовых культур и оливкового масла.

 

В4  Установите соответствие:

Страна

1. Алжир;

2. Замбия;

3. Эфиопия.

 

Отрасль специализации

А. Производство цветных металлов;

Б. Производство сельскохозяйственной продукции;

В. Добыча нефти;

 

В5  Выберите из предложенного списка три страны, лидирующие по производству легковых автомобилей:

А. Бразилия;

Б.  США;

В.  Япония;

Г.  Германия.

 

Часть С

С1  Определите страну по её краткой характеристики:

«Обладает выгодным экономико-географическим положением, граничит с высокоразвитой страной и имеет вывод к двум океанам. Столица – один из самых древних городов Нового Света, на территории которого сохранились очаги древней цивилизации. Имеются крупные запасы руд цветных металлов и нефти. По уровню развития экономики относится к «ключевым» странам».

 

С2  Объясните, почему во Франции такая большая доля электроэнергии вырабатывается на АЭС?

 

Тесты по географии - 11 класс (итоговый контроль)

Вариант II

Часть А

 

А1  Найдите ошибку в перечне Африканских стран, не имеющих выхода к океану:

а) Египет;

б) Чад;

в) Мозамбик;

г) Алжир.

А2  Наибольшее число абсолютных монархий расположено:

а) в Африке;

б) в Зарубежной Азии;

в) в Зарубежной Европе;

г) в Латинской Америке.

А3  В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая?

а) Франция;

б) Эфиопия;

в) Канада;

г) Россия.

А4  Наиболее богаты минеральными ресурсами:

а) Россия, США, Канада, Китай;

б) Япония, Швейцария, Великобритания;

в) ЮАР, Германия, Норвегия, ОАЭ;

г) Китай, Монголия, Турция, Украина.

А5  Укажите самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы:

а) Рурская и Мадридская;

б) Парижская и Рурская;

в) Лондонская и Парижская;

г) Мадридская и Лондонская.

А6  Крупнейшие страны по тоннажу торгового флота мира:

а) Польша и Япония;

б) Панама и Либерия;

в) Греция и Алжир;

г) Норвегия и Финляндия.

А7  Данные о численности населения Земли получают в результате:

а) опроса населения;

б) переписи  населения;

в) анкетирования;

г) сбора подписей.

А8 Какая из перечисленных стран входит в состав ОПЕК?

        а) Норвегия;

        б) Саудовская Аравия;

        в) Канада;

        г) Казахстан.

А9  Регион – главная «горячая точка» мира:

а) Южная Америка;

б) Ближний Восток;

в) Европа;

г) Центральная Азия.

А10  Около 1/2  мировой добычи нефти приходится на страны:

а) Африки и Зарубежной Европы;

б) Зарубежной Европы и США;

в) Австралию и Центральной Азии;

г) Зарубежной Азии и России.

 

Часть В

 

В1  Установите соответствие:

Страна

1. Польша;

2. Китай;

3. Мексика;

4. Венгрия.

Столица

А. Пекин;

Б. Мехико;

В. Варшава;

Г. Будапешт.

 

В2  Дополните  определение:

«Крупная форма городского расселения, образующиеся при слиянии агломераций, называется  _______________________________»

 

В3  По карте национального состава населения мира можно определить:

а) народы и языковые семьи;

б) Мировые религии;

в) плотность населения;

г) городское и сельское население.

 

В4  Установите соответствие:

1. Страны экспортеры нефти;

2. Новые индустриальные страны.

А. Республика Корея, Сингапур;

Б. Иран, Кувейт, Катар.

 

В5  Выберите из предложенного списка три страны, лидирующие по добыче природного газа:

А. Россия;

Б.  США;

В.  Германия;

Г.  Узбекистан.

 

Часть С

С1  Определите страну по её краткой характеристики:

«Эта древняя страна расположена на архипелаге, входит в первую десятку стран по численности населения. Бедна природными ресурсами, на добывающие отрасли приходится лишь 0,3% ВВП. Страна высокоурбанизирована, в ней насчитывается 12 городов – «миллионеров». Основная отрасль промышленности – многоотраслевое, высокотехнологическое машиностроение, продукция которого преобладает в структуре экспорта страны».

 

С2  Объясните, почему на долю Атлантического океана приходится 2/3 всех мировых международных природных грузов?

 

Ключ к тестам  по географии – 11 класс. (итоговый контроль)

 

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

А. 1 – в

А. 1 – б

А. 2 – б

А. 2 – б

А. 3 – б

А. 3 – б

А. 4 – а

А. 4 – а

А. 5 – г 

А. 5 – в

А. 6 – в

А. 6 – б

А. 7 – б

А. 7 – б

А. 8 – в

А. 8 – б 

А. 9 – в

А. 9 – б

А. 10 - в

А. 10 – г

Часть В

В. 1    1 – Г, 2 – А,

           3 – Б, 4 – В

В. 1    1 – В, 2 – А,

           3 – Б, 4 – Г

В. 2  УРБАНИЗАЦИЯ

В. 2   МЕГАПОЛИС

В. 3              г

В. 3                 а

В. 4   1 – В, 2 – А, 3 - В

В. 4    1 – Б, 2 – А

В. 5           БВГ

В. 5               АБГ

Часть С

С. 1  МЕКСИКА

С. 1      Япония

С. 2   произвольный ответ учащегося с обоснованием  

С. 2   произвольный ответ учащегося с обоснованием  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и програ...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (профильный уровень) 10-11 класс по новым ФГОСам с КТП

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (профильный уровень) по новым ФГОСам с КТП...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 8 классе

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 9 классе

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 5-9 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда". Базовый уровень. 5-9 классы. Соответствует требованиям ФГОС....

Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...