Программа по географии 5 класс линия Полярная звезда. ФГОС
рабочая программа по географии (5 класс)

Ярошенко Наталья Степановна

Программа по географии 5 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_21-22.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Рассмотрено

Школьное методическое объединение  МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

(протокол № ______

от «_____»_____ ___2021)

Согласовано

Заместитель директора по УВР  МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

___________С.А. Ракова

«____» __________2021

Утверждена

Приказ МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя

от «___» ________2021г. № ___

Рабочая программа по географии

Ярошенко Натальи Степановны

на основе Примерной программы основного общего образования

по географии для 5-9 классов

к УМК линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2014г, Москва, Просвещение) 5 класс

(базовый уровень, 34 часа, 1 час в неделю)

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «география» для 5-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени Б.И. Хохлова» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым общим объемом 34 часа разработана:

– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями), (далее – ФГОС ООО);

– в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования (далее – ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15, редакция от 04.02.2020);

– в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

– в соответствии с Законом Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015   «Об образовании в Республике Крым»;    

– в соответствии с письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;

- в соответствии с авторской программой В.В. Николиной: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. — 112 с

- в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя;

- в соответствии с программой воспитания МБОУ «СОШ № 14 им. Б.И. Хохлова» г. Симферополя.

Количество часов в программе указано с учетом государственных и региональных праздников.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

– учебники

А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014

– методическое пособие для учителя

География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/В.В.Николина. – М.:Просвещение, 2012. – 160с.

– КИМы

приложение 1

– мультимедийное учебное пособие

Электронное приложение к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
  3. осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  4. осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  5. эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры;
  6. осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
  7. уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
  8. уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  9. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России;
  10. осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно приобретать  новые знания и практические умения;
  2. управлять своей познавательной деятельностью;
  3. организовывать свою деятельность;
  4. определять  цели и задачи учебной деятельности;
  5. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  6. выдвигать версии решения проблемы;
  7. составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
  8. выбирать средства достижения цели  и применять их на практике;
  9. оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  1. анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
  2. выявлять причины и следствия простых явлений;
  3. осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  4. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  5. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  6. составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
  7. преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
  8. определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  9. представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.

Коммуникативные УУД

  1. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  2. в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  3. адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  4. учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
  5. понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  6. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. объяснять, для чего изучают географию;
  2. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;
  3. анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  4. по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  5. составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  6. строить простые планы местности;
  7. моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ;
  8. создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;
  9. называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками;
  10. называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
  11. показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;
  12. описывать представления древних людей о Вселенной;
  13. называть и показывать планеты Солнечной системы, звезды и созвездия;
  14. описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  15. ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
  16. называть и показывать по карте основные географические объекты;
  17. наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  18. приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  19. объяснять значение ключевых понятий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)

Что такое география? Почему необходимо изучать географию? Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумб, Ф. Магеллан.

Дальнейшие открытия и исследования материков. А. Тасман, Дж. Кук, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. Русские землепроходцы-исследователи Сибири и Дальнего Востока. Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. Покорение Северного полюса. Р. Амундсен, Р. Пири.

География сегодня. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Практическая работа №1: Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» и обозначение на контурной карте имен знаменитых путешественников

Тема 2.  Земля – планета Солнечной системы (4 ч)

Солнечная система. Земля - одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли.

Движения Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги

Практическая работа №2: Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение тепла и света по поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Тема 3. План и карта (12 ч)

Ориентирование на местности.  Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности.

Практическая работа №3: Определение различных способов ориентирования на местности.

Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. 

Практическая работа №4: Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. 

Тематический контроль №1 Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы. План и карта.

Географическая карта. Глобус - объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Градусная сетка. Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Географические координаты. Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов. Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.

Практическая работа №5: Определение географических координат по географической карте.

Тема 4. Человек на Земле (3 ч)

Как люди заселяли землю. Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества.

Расы и народы. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц

Практическая работа №6: Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.

Тема 5. Литосфера - твёрдая оболочка Земли (10 ч)

Земная кора – верхняя часть литосферы. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты.

Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.

Движения земной коры.  Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах, обеспечение безопасности населения.

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.

Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Рельеф Земли. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте.

Практическая работа №7: Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.

Литосфера и человек.  Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Тематический контроль №2: План и карта. Литосфера

Тематическое планирование

Наименование разделов

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок»

Количество часов

Практическая часть

Практические работы

Контрольные работы

1

Развитие географических знаний о Земле

5

1

2

Земля – планета солнечной системы

Международный день мира

4

1

3

План и карта

Всемирный день информации

12

3

1

4

Человек на Земле

3

1

5

Литосфера – твердая оболочка земли

День геолога

10

1

1

ИТОГО

34

7

2

Тематический  контроль №1 Введение. Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы

Тематический  контроль №2 План и карта. Литосфера.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (5 ч)

1

Зачем людям география и как мы будем её изучать

1

А.02.09

Б. 02.09

В. 02.09

2

Как люди открывали Землю (1)

1

А. 09.09

Б. 09.09

В. 09.09

3

Как люди открывали Землю (2)

1

А. 16.09

Б. 16.09

В. 16.09

4

Практическая работа №1 Составление таблицы «Этапы географического познания Земли» и обозначение на контурной карте имен знаменитых  путешественников.

1

А. 23.09

Б. 23.09

В. 23.09

5

География сегодня

1

А. 30.09

Б. 30.09

В. 30.09

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 ч)

6

Мы во Вселенной

1

А. 07.10

Б. 07.10

В. 07.10

7

Движения Земли

1

А. 14.10

Б. 14.10

В. 14.10

8

Практическая работа №2 Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. Анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

1

А. 21.10

Б. 21.10

В. 21.10

9

Солнечный свет на Земле.

1

А. 28.10

Б. 28.10

В. 28.10

ПЛАН И КАРТА (12 ч)

10

Ориентирование на местности Практическая работа №3: Определение различных способов ориентирования на местности

1

А. 11.11

Б. 11.11

В. 11.11

11

Земная поверхность на плане и карте (1)

1

А. 18.11

Б. 18.11

В. 18.11

12

Практическая работа №4: Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение расстояний между географическими объектами с помощью масштаба

1

А. 25.11

Б. 25.11

В. 25.11

13

Земная поверхность на плане и карте (2)

1

А. 02.12

Б. 02.12

В. 02.12

14

Тематический контроль №1 Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы. План и карта.

1

А. 09.12

Б. 09.12

В. 09.12

15

Географическая карта.

Работа над ошибками

1

А. 16.12

Б. 16.12

В. 16.12

16

Градусная сетка

1

А. 23.12

Б. 23.12

В. 23.12

17

Географические координаты (1)

1

А. 30.12

Б. 30.12

В. 30.12

18

Географические координаты (2)

1

А. 13.01

Б. 13.01

В. 13.01

19

Решение практических задач

1

А. 20.01

Б. 20.01

В. 20.01

20

Практическая работа №5: Определение географических координат по географической карте.

1

А. 27.01

Б. 27.01

В. 27.01

21

Повторение

1

А. 03.02

Б. 03.02

В. 03.02

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ (3 ч)

22

Как люди заселяли Землю

1

А. 10.02

Б. 10.02

В. 10.02

23

Расы и народы

1

А. 17.02

Б. 17.02

В. 17.02

24

Практическая работа №6 Обозначение на контурной карте границ наибольших государств и их столиц на всех материках мира.

1

А. 24.02

Б. 24.02

В. 24.02

ЛИТОСФЕРА – ТВЕРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (10 ч)

25

Земная кора - верхняя часть литосферы

1

А. 03.03

Б. 03.03

В. 03.03

26

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

А. 10.03

Б. 10.03

В. 10.03

27

Движения земной коры (1)

1

А. 17.03

Б. 17.03

В. 17.03

28

Движения земной коры (2)

1

А. 31.03

Б. 31.03

В. 31.03

29

Практическая работа №7 Обозначение на контурной карте наибольших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа.

1

А. 07.04

Б. 07.04

В. 07.04

30

Рельеф Земли. Равнины

1

А. 14.04

Б. 14.04

В. 14.04

31

Рельеф Земли. Горы

1

А. 21.04

Б. 21.04

В. 21.04

32

Литосфера и человек

1

А. 28.04

Б. 28.04

В. 28.04

33

Тематический контроль №2 План и карта. Литосфера.

1

А. 05.05

Б. 05.05

В. 05.05

34

Итоговый урок. Работа над ошибками

1

А. 12.05

Б. 12.05

В. 12.05

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

рабочей программы учителя географии, 5-А класс

№ п/п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

рабочей программы учителя географии, 5-Б класс

№ п/п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

рабочей программы учителя географии, 5-В класс

№ п/п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по географии 6 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 6 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Программа по географии 7 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 7 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Программа по географии 8 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 8 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Программа по географии 9 класс линия Полярная звезда. ФГОС

Программа по географии 9 класс линия Полярная звезда. ФГОС...

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 5-9 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда". Базовый уровень. 5-9 классы. Соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы

Рабочая программа по географии. Предметные линии "Полярная звезда" Базовый уровень. 10-11 классы.ФГОС...