Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. - Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок. На фоне видео о космосе звучит стихотворение. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Мотивация учебной деятельности | - Стихотворение В глубины вод вселенских погружаюсь, На дне хранятся тайны и секреты, К ним прикоснувшись, к жизни возрождаюсь, И возвращаюсь на свою планету.
В глубинах вод вселенских столько света, Вдыхай в себя небесный свежий воздух, На все вопросы ты найдешь ответы, Лишь обратившись к небу, к Солнцу, к звездам. Вопросы: - О чем стихотворение? - Что мы знаем о Солнечной системе?( стр. 66 учебник+ атлас « планеты Солнечной системы») В пространстве космическом воздуха нет. И кружат там ( добавьте) восемь различных планет А Солнце –( звезда )– в самом центре системы, И притяжением связаны все мы. - Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете? До нас дошли многочисленные сказания и мира. Представления каких народов о строении Вселенной изображены на слайде? (Индия, Египет)
- Как же представляли себе строение мира эти народы? В русском фольклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1)( П.П. Ершов «Конек- Горбунок» -Узнали ли вы это произведение? -Послушайте другое стихотворение и попробуйте определить тему урока. На третий день творенья с Его благословенья
Явилась взору суша, названная Землёй. Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился Создал он мир, чтоб вместе В нём люди жили в чести. | Учащиеся слушают стихотворение. Активизация знаний учащихся через беседу, игру. Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей.
Вспоминают как древние люди представляли себе Вселенную | метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Целеполагание | - Как вы думаете, какова тема нашего у Правильно, давайте запишем число и тему урока в тетрадь. А что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Продолжите, пожалуйста предложения | Определяют тему и цели урока. Тема:« Как возникла Земля» |
|
Актуализация знаний Первичное усвоение знаний | Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю — наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Давайте вспомните его систему мира (в центре – Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты). Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте.(Приложение 2)( стр.47 – учебник) Задание Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические рассчеты позволили сделать вывод , что земля вращается вокруг Солнца. Центром мира является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу. Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли. - А как называются научные предположения о возникновении Земли? Найдите в учебнике параграф 19, с. 89. (гипотезы). - Когда стали появляться первые гипотезы? - Почему только в 18 веке они появились? Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы» -Давайте познакомимся с некоторыми гипотезами, которые были выдвинуты разными учеными в свое время. Эту работу вы будете выполнять в группах, у вас на столах лежат листы с таблицей, возьмите его, используя текст учебника стр.89-91, заполните таблицу у вас на столах. Вам надо рассказать об ученом и объяснить суть его гипотезы)
| Закрепление ранее полученных знаний. Работа в парах, сообщение результатов. Дети записывают понятие «гипотезы» Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах)
Стр.48 ( рабочая тетрадь)
| предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Первичная проверка понимания | Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли. Жорж Бюффон (франц.) | 1707 - 1788 | Земной шар возник в результате катастрофы: столкновение Солнца и кометы. | Иммануил Кант (нем.) | 1724 - 1804 | Солнечная система возникла из гигантскогохолодного пылевого облака. | Пьер Лаплас (франц.) | 1749 - 1827 | Планеты и Солнце возникли из вращающегося раскалённого газового облака. | Джеймс Джинс (англ.) | 1877 - 1946 | Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты. | Отто Юльевич Шмидт (русск.) | 1891 - 1956 | Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца холодного газово-пылевого облака. | Современная гипотеза |
| Солнце и планеты возникли одновременно из холодного межзвездного вещества. Оно распалось на отдельные сгустки. Самый большой дал начало Солнцу, из остальных образовались планеты. |
| Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе. | предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Первичное закрепление Проблемная ситуация. | Закрепление изученного материала Подумайте! Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы: ( Задание № 3 ( Рабочая тетрадь, стр 48) Ж.Бюффон | Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты. | И. Кант | Планеты и Солнце возникли из вращающегося раскалённого газового облака. | П. Лаплас | Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца холодного газово-пылевого облака. | О.Ю.Шмидт | Земной шар возник в результате катастрофы | Д. Джинс | Солнечная система возникла из гигантского холодного облака. |
- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы. Современная гипотеза возникновения Солнечной системы. - Ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Но у ученых нет единого взгляда по этому вопросу. Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля. - Итак, на какие вопросы мы хотели получить ответы в начале урока? Земля, планета дорогая наша, Нет во Вселенной тебя краше! Коль мы хотим на свете жить, Должны мы Землю сохранить! Давайте ж будем мы беречь Моря, луга, леса не жечь. Чтобы дышать Земля могла, И долго чтоб она жила! | Сравнивают гипотезы, делают выводы. Устные ответы уч-ся Слушают, дополняют таблицу. Обобщают полученные знания. | метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Д/З | П. 19. Подобрать стихи о Земле , составить тест ( 5 примеров) |
|
|
Итог урока (рефлексия). | Проанализируйте свою работу на уроке: Сегодня на уроке: - Сегодня я узнал (а)…
- Мне было интересно, потому что …
| Анализируют знания и умения, полученные на уроке. |
|