Технологическая карта урока "Как возникла Земля", 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Михайлова Татьяна Викторовна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_kak_voznikla_zemlya.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Как возникла Земля?

Тип урока

Изучение новых знаний.

Вид урока

Комбинированный

Методы и формы учебной деятельности

Формы:Лекция, групповая работа. Работа в парах, индивидуальная работа, здоровьесберегающие  технологии, выступление учащихся с заранее

подготовленным материалом.

Методы:объяснительно-иллюстративный

Цель урока

Сформировать у учащихся понятия о возникновении Солнечной системы и планеты Земля

Познакомить учащихся с гипотезами о происхождении Земли.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Расширить и углубить знания учащихся о возникновении Солнечной ситемы и планеты Земля, определить значение этих знаний в жизни человека.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать наблюдательность,

интерес к науке астрономии.

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

имеют представление о Солнечной системе, о планетах, вращающихся вокруг звезды.

Познавательные:

-умеют находить информацию;

-могут создавать алгоритм  деятельности;

Коммуникативные:

- слушать и слышать других;

-умеют выражать свои мысли ;

-активно участвуют  в диалоге;

- умеют работать в группе

Регулятивные:

-умеют планировать деятельность по плану;

- определяют  и понимают учебные задачи;

Понимают  необходимость в получении знаний и применение их на практике. Имеют познавательную мотивацию.

Умеют оценивать себя и других.

Решаемые учебные проблемы

Как возникла Земля?

Основные понятия, термины,изучаемые на уроке

Миф. Гипотеза.

Средства ( ИКТ-средства, демонстрационные материалы , рабочая тетрадь» География. Начальный курс» ,

презентация, маршрутные листы для индивидуальной работы, атласы, учебники., карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу и начнем урок. 
На фоне видео о космосе звучит стихотворение.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Мотивация учебной деятельности

- Стихотворение

В глубины вод вселенских погружаюсь,
На дне хранятся тайны и секреты,
К ним прикоснувшись, к жизни возрождаюсь,
И возвращаюсь на свою планету.

В глубинах вод вселенских столько света,
Вдыхай в себя небесный свежий воздух,
На все вопросы ты найдешь ответы,
Лишь обратившись к небу, к Солнцу, к звездам.

Вопросы:

- О чем стихотворение?

- Что мы знаем о Солнечной системе?( стр. 66 учебник+ атлас « планеты Солнечной системы»)

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там ( добавьте) восемь различных планет

А Солнце –( звезда )– в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

- Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете?


До нас дошли многочисленные сказания и мира. Представления каких народов о строении Вселенной изображены на слайде? (Индия, Египет)

- Как же представляли себе строение мира эти народы?

В русском фольклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1)( П.П. Ершов «Конек- Горбунок»

 -Узнали ли вы это произведение?

-Послушайте другое  стихотворение и попробуйте определить тему урока.


На третий  день творенья с Его благословенья

Явилась взору суша, названная Землёй.

Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился    

Создал он мир, чтоб вместе

В нём люди жили в чести.

Учащиеся слушают стихотворение.

Активизация знаний учащихся через беседу, игру.

Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей.

Вспоминают как древние люди представляли себе Вселенную

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего у

Правильно, давайте запишем число и тему урока  в тетрадь.

А что бы вы хотели узнать на нашем уроке? Продолжите, пожалуйста предложения

Определяют тему и цели урока.  

 Тема:« Как возникла Земля»

Актуализация знаний

Первичное усвоение знаний

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю — наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Давайте вспомните его систему мира (в центре – Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты).

Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте.(Приложение 2)( стр.47 – учебник)

Задание

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические рассчеты позволили сделать вывод , что земля вращается     вокруг Солнца. Центром мира является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли.

- А как называются научные предположения о возникновении Земли?  Найдите в учебнике  параграф 19, с. 89. (гипотезы).

- Когда стали появляться первые гипотезы?

- Почему только в 18 веке они появились?

 Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы»

-Давайте познакомимся с некоторыми  гипотезами, которые были выдвинуты разными учеными в свое время. 


Эту работу вы будете выполнять в группах, у вас на столах лежат листы с таблицей, возьмите его,  используя текст учебника стр.89-91, заполните таблицу у вас на столах. Вам надо рассказать об ученом и объяснить суть его гипотезы)

Ученый

Годы жизни

Гипотеза

Закрепление ранее полученных знаний.

Работа в парах, сообщение результатов.

Дети записывают понятие «гипотезы»

Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах)

Стр.48 ( рабочая тетрадь)

предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Первичная проверка понимания

Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли.

Жорж Бюффон

(франц.)

1707 - 1788

Земной шар возник в результате катастрофы: столкновение Солнца и кометы.

Иммануил Кант (нем.)

1724 - 1804

Солнечная система возникла из гигантскогохолодного пылевого облака.

Пьер Лаплас

(франц.)

1749 - 1827

Планеты и Солнце возникли из  вращающегося  раскалённого газового облака.

Джеймс Джинс

(англ.)

1877 - 1946

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

Отто Юльевич Шмидт (русск.)

1891 - 1956

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца   холодного газово-пылевого   облака.

Современная гипотеза

Солнце и планеты возникли одновременно из холодного межзвездного вещества. Оно распалось на отдельные сгустки. Самый большой дал начало Солнцу, из остальных образовались планеты.

Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе.

предметные УУД: объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Первичное закрепление

Проблемная ситуация.

Закрепление изученного материала

Подумайте!

Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы: ( Задание № 3 ( Рабочая тетрадь, стр 48)

Ж.Бюффон  

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

И. Кант              

Планеты и Солнце возникли из  вращающегося  

раскалённого газового облака.

П. Лаплас        

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца

холодного газово-пылевого   облака.

О.Ю.Шмидт                              

Земной шар возник в результате катастрофы

Д. Джинс

Солнечная система возникла из гигантского

холодного облака.

- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Современная гипотеза возникновения Солнечной системы. 
- Ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Но у ученых нет единого взгляда по этому вопросу.

Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.

 - Итак, на какие вопросы мы хотели получить ответы в начале урока?

Земля, планета дорогая наша, 
Нет во Вселенной тебя краше! 
Коль мы хотим на свете жить, 
Должны мы Землю сохранить! 
Давайте ж будем мы беречь 
Моря, луга, леса не жечь.
Чтобы дышать Земля могла, 
И долго чтоб она жила!

Сравнивают гипотезы, делают выводы.

Устные ответы уч-ся

Слушают, дополняют таблицу.

Обобщают полученные знания.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

 Д/З

П. 19. Подобрать стихи о Земле , составить тест ( 5 примеров)

Итог урока     (рефлексия).

Проанализируйте свою работу на уроке:

Сегодня на уроке:

  • Сегодня я узнал (а)…
  • Мне было интересно, потому что …

Анализируют знания и умения, полученные на уроке.

Приложение 1.

  1. Конек – горбунок

Вот въезжают на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежит

Чудо-юдо рыба-кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Приложение 2.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что  …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является  ………….. , вокруг которого движутся все  …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей.  …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Слова для справок: Земля, Солнца, солнце, планеты, звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта по географии 7 класс. Характеристика воздушных масс Земли.

Цель урока: Ознакомление учащихся с основными видами воздушных масс; климатическими поясами и их типами, особенностями их распространения, свойствами основных компонентов климата ПР №2. Определение гл...

Технологическая карта урока для 5 класса "Вода на Земле"

Предметные результаты: объяснять значений понятий: гидросфера, мировой океан, ледник; уметь показывать океаны. Мета предметные результаты: формирование умения выделять ключевое слово и существе...

Технологическая карта урока в 5 классе по географии " Как люди открывали Землю"

План урока, технологическая карта составлена по ФГОСАМ...

Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы"

Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы" для 5 класса...

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс...