Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Вулканы Земли
Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана |
- Цель урока:создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;
обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава.
9.Планируемые результаты:
предметные
знать строение вулкана, их виды;
уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;
объяснять причины возникновения вулканов;
приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;
определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.
личностные
осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;
создание упрощенной схемы вулкана.
метапредметные
умение находить в разных источниках и анализировать информацию
умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы
- Тип урока урок открытия новых знаний
- Формы работы учащихся коллективная, групповая (малые группы), фронтальная, самостоятельная
- Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор
- Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. | Подготовка класса к року. Проверка домашнего задания. - На прошлом уроке, мы начали изучение каменной оболочки Земли. Как она называется? Из чего состоит? Дайте характеристику составных частей. | Обучающиеся готовят своё рабочее место. (Ученики отвечают на вопросы учителя.) | Учебно- познавательный интерес к географии | Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом |
2. | Мотивация к учебной деятельности - Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на планете места, где можно прикоснуться к тайнам Земли. Учитель предлагает обучающимся совершить путешествие в глубины литосферы - Сегодня мы начнём знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, Прочитав отрывок из книги Жэля Верна Дети капитана Гранта. Глава XV СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ПАГАНЕЛЯ …Тонкий слой земли в ту же минуту прорвался. Из образовавшегося отверстия с грохотом вырвался огненный столб, а за ним хлынули кипящая вода и лава; потоки их устремились по склону горы к лагерю туземцев и в долину. Вся вершина содрогнулась. Казалось, она вот-вот рухнет в бездну. Гленарван и его товарищи едва успели спастись от извержения. Они добежали до склепа, отделавшись легкими ожогами от брызг горячей, близкой к кипению воды. Скоро легкий запах кипящей воды сменился сильным запахом серы. Комья земли, лава, вулканические обломки – все смешалось в едином потоке. Огненные реки потекли по склонам Маунгахауми. Соседние горы осветились заревом извержения. Глубокие долины ярко озарились его отблеском. Лава уже клокотала в лагере дикарей, метавшихся, ища спасения. Те, кого не настиг этот огненный поток, бросились бежать и взобрались на соседние холмы. Оттуда они с ужасом глядели на это грозное явление, на этот вулкан, поглотивший, по повелению их разгневанного бога, нечестивцев, которые осквернили священную гору. О каком процессе идет речь? Тема нашего урока “Вулканы” - Скажите, а что вы знаете о вулканах? | Обучающиеся, по предложенному тексту , указывают о каком явлении идет речь. Формулируют тему урока | Понимание роли и значения географических знаний | Определять явление природы по просмотренному видеосюжету | Умение сформулировать тему урока |
3. | Определение цель и задач урока. -Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются? Какую же цель мы с вами поставим на урок?
- А какими путями мы с вами пойдём, которые позволят нам достигнуть поставленную цель? | Цель: получить знания о вулканах и вулканической деятельности.. Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана 2 задачу: Узнать типы вулканов. 3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма ) | Понимание важности изучения данной темы урока | Ставить цель урока и задачи. | Умение ставить цель урока под руководством учителя |
4 | Актуализация знаний - для начала мы с вам и узнаем откуда произошло название «вулкан»? | Обучающийся рассказывает сообщение о происхождении термина «вулкан» | Учебно- познавательный интерес природному явлению | Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан» | Умение мыслить ассоциативно |
5. | Изучение нового материала Учитель задаёт вопросы: - Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? -Что вы представляете когда слышите слово вулкан? У многих со словом вулкан не самые лучшие ассоциации. На это, безусловно, есть причины. Вулканы обладают разрушительной силой, из-за их извержений погибают десятки сотни людей. Иногда вулканам удается уничтожить целые поселения, сровняв их с землей. У древних людей на это были свои объяснения. Некоторые считали вулканы одушевленной сущностью. Другие считали, что вулканы непрерывно связаны с богами, из-за гнева, которых и происходят извержения. Сейчас мы понимаем, что в вулканах нет ничего мистического, только страха от этого меньше не становится. Вулканы по-прежнему извергают лаву, чаще всего это происходит неожиданно, и мы не можем предотвратить их извержения. - Давайте сами попробуем дать определение слову вулкан. - Сверьте свое определение с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов (стр. 36). Итак, узнали мы, что такое вулкан? (да) - Далее что нам предстоит выяснить? (строение вулкана) Вулкан, ребята, имеет особое строение. Я вам предлагаю посмотреть видеосюжет, https://yandex.ru/video/ которого вам предстоит ответить на вопросы. Описать извержение вулкана. Обсуждают составные части вулкана. | Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах. На окончанию фильма, дают описание –как происходит извержение вулкана? | Понимание значимости изучения природного явления | Знать признаки вулкана и его отличительные черты | Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника |
- Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да) - Опрелили строение вулкана? (да) | Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, рис.17 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» и выполняют задание в рабочей тетради на стр. 19 (нарисуйте схему, показывающую строение вулкана) | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана | Умение работать с тестом и рисунком в учебнике | |
Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности. После просмотра видеоролика «Типы вулканов», каждой из групп будет предложено выполнить задание. заполнить схему формы вулканов. заполнить схему типы вулканов по активности. - Физкультминутка Действующий вулкан (руки вверх, движение кистью рук) Уснувший вулкан (ладонями закрыть глаза) Потухщий вулкан (кистьи рук вниз) | Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов. Работают в контурных картах. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать типы вулканов, их обозначения на карте | Умение работать со схемой и атласом | |
-Две стороны медали, или Извержения вулканов -не только зло, но и благо. Тебе, наверное, известна поговорка: у всякой медали две стороны. Поговорка относится, конечно, не только к медали. Она подразумевает, что у каждого явления есть две стороны - отрицательная и положительная. Это относится и к извержениям вулканов. Первый ряд называет отрицательное воздействие вулканов. Да ребята при извержении вулканов гибнут люди, растения и животные; разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб; изменяется рельеф Земли - Второй ряд положительное воздействие. - Как вы думаете почему? Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу? Положительное:
продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами. Итак, решили мы с вамиопределили значение вулкана. | . Работа с текстом о вулканах. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов | Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи | |
Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находится вулканов на планете Земля? Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?» -А почему как вы думаете именно здесь? Работа в контурных картах 1.Отметить сейсмически активные зоны 2.Вулканы земли | Используя рис. на стр. 39 п.7 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения. | Понимание роли и значения географических знаний | Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана | Выявлять причинно- следственные связи | |
6 | Контроль за сформированностью знаний. Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары» | Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров | Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого |
7 | Рефлексия Синквейн «Вулкан» | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать основные понятия, изученные на уроке | Умение выражать отношение к уроку | |
8 | Домашнее задание дифференцированное Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания: 1. Прочитать п. 7 , задание устно 2. Оформить синквейн на листе А4 3. Приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере | Обучающиеся записывают домашнее задание | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать основные понятия, изученные на уроке | Умение планировать выполнение домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 6 класс строение Земли
Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....
Технологическая карта урока "Земля и Луна — двойная планета"
Урок 16, второй урок в теме «Природа тел Солнечной системы»...