Технологическая карта урока для 5 класса "Вода на Земле"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение воды на на планете Земля. | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 5 классе по теме -Вода на земле.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме “Вода”.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
- Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
- Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: урок-исследование.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.
№ | Этап урока, его цели. | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | – Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Пусть осень прохладой в окна дышит, 1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется “Поменяйтесь местами те,…” | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
– Поменяйтесь местами те, Кто готов к уроку; Кто любит уроки окружающего мира; Кто хорошо помнит, о чём вели речь на прошлом уроке; Кто любит проводить опыты и эксперименты. 2. Прошу сесть на свои места Руки? | Встают в круг, выполняют соответствующие действия. Рассаживаются на свои места и отвечают хором: На месте! | ||||
2. | Актуализация знаний. Цель: А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Проверка д/з. А) Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь – Как вы думаете, почему данная загадка прозвучала? | Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом. | Отгадывают загадку. – (воздух) | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
– Давайте проверим наши знания по этой теме. | Выводит вопросы с помощью проектора на экран. | Обозначают цветом своё настроение. | |||
Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. В) Проверить знания по теме “Воздух”. | Возьмите листочки (Приложение 1) и обозначьте цветом ваше настроение, а затем начинаем отвечать на вопросы: Слайд 2. Вопрос 1. – Перед взаимопроверкой отгадайте ещё одну загадку. | Отвечают на вопросы теста Отгадывают загадку. – (вода) | |||
Слайд 7 – Начинаем проверку работ друг у друга, сверяя её с эталоном. Если работа выполнена верно, то должно получится слово, какое? | Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока, организует взаимопроверку работ. | Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают. Читают получившееся слово – вода. | |||
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. | Слайд 8. А теперь подумайте, как связать отгадку со словом, получившимся при проверке домашнего задания – Сформулируйте тему урока. – Сформулируйте учебную задачу. – Что же такое вода? Слайд 9, 10, 11, 12. Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. Слайд 13, 14 | Напоминает обучающимся, как надо работать в группе | Вспоминают правила работы в группе. | |||
4. | Организация исследовательской работы. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды | 1. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карту для фиксации результатов (Приложение 2) и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты – Приложение 3 Опыт 1. Прозрачность. | Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. | Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. Формулируют выводы наблюдений, записывают выводы в соответствующие строчки своих карт. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
2. Демонстрационный опыт. Опыт 6. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается. Опыт 7. Фильтрование. | Организует демонстрацию опытов. | ||||
3. Самопроверка по эталону с использованием презентации. Слайд 15,16, 17, 18, 19. | Организует коллективную проверку задания. | Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации. | |||
5. | Беседа-лекция “Вода в природе” Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе. | – Как вы думаете, много ли воды на Земле? Слайд 20. – Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах. Слайд 21. Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах. Слайд 22. Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды. Даже тело человека на 2/3 состоит из воды. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения Уточняют и расширяют свои знания о воде. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
6. | Самостоятельная работа. Цель: Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела. | 1. Слайд 23. – Как определить количества воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49. 2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела (Приложение 4) | Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. | Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
7. | Закрепление “Роль воды в жизни человека и охрана вод”. Цель: Показать значение воды для живых организмов. | Слайд 24, 25. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду? Слайд 26, 27. Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. | Организует беседу, помогает сделать вывод. | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание. | Слайд 28. – Наш урок подходит к концу. 1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах (Приложение 5) Представление работ. 2. “Дерево успеха” Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. 2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – цветок. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде. Представляют свои работы. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха. | Организует рефлексию. | Делают самооценку своей деятельности на уроке. | |||
4. Лист самооценки (Приложение 6) Заполните индивидуальный лист своего открытия-познания нового на уроке. Слайд 29. Домашнее задание: 1 группа: учебник с.52, ответить на вопросы; 2 группа: учебник с.52 задание 1, рабочая тетрадь с. 22 № 3, №4, №5 по выбору. | Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. Даёт комментарий к домашнему заданию | Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. | |||
Слайды 30 А теперь прошу, ребятки, | Убирают свои рабочие места. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Атмосфера и климаты Земли"
Данный урок проводится в курсе изучения географии 6 класса....
Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле
Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...
Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.
Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....
Технологическая карта урока 6 класс строение Земли
Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...
Технологическая карта урока Разнообразие форм рельефа Земли 7 класс
Технологическая карта урока для 7 класса на тему "Разнообразие форм рельефа Земли"...
Технологические карты уроков по теме "Население Земли" по учебнику Алексеева А. И. 7 класс
По линии "Полярная звезда"...