Технологическая карта по географии 7 класс. Характеристика воздушных масс Земли.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Цель урока: Ознакомление учащихся с основными видами воздушных масс; климатическими поясами и их типами, особенностями их распространения, свойствами основных компонентов климата ПР №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. Цель работы: формирование навыков чтения тематических карт, определение качественных характеристик климата, установление причинно-следственных связей, повторение правил, определения географических координат точек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_vozdushnyh_massy.doc | 70 КБ |
prilozhenie_1.docx | 13.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Устинов Александр Павлович
учитель географии
МБОУ СОШ №2 г. Бугуруслана
География
7 класс
УМК (название учебника, автор, год издания) География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. - М.: ООО Русское слово – учебник, 2014
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Характеристика воздушных масс Земли. Разнообразие климата на Земле. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли.
ПР №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 9 урок
Цель урока: Ознакомление учащихся с основными видами воздушных масс; климатическими поясами и их типами, особенностями их распространения, свойствами основных компонентов климата; формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
Задачи урока:
общеобразовательные:
активизировать познавательную активность; научить чтению и анализу климатограмм; проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности
воспитательные:
воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; воспитать культуру экономного расходования времени; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности
эстетическое воспитание
развивающие:
выделять главное; обобщать и делать выводы; продолжить развитие умения анализировать; совершенствовать умения работы с источниками знаний; формировать умения работы с картами; формировать умения работы со схемами
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- дают определение понятиям воздушная масса, климатический пояс, климатограмма;
- определяют типы воздушных масс и их характерные особенности;
- характеризуют особенности распределения климатических поясов;
- выявляют климатические параметры по климатограмме
личностные:
- гармонично развитые социальные чувства и качества
- образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение
метапредметные:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): учебник; атлас по географии; раздаточный материал.
- Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций / Л.В. Пацукова. - М.: ООО Русское слово – учебник, 2015. 344 с. – (Инновационная школа).
- Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы / Пацукова Л.В., Молодцов Д.В.– М: ООО «Русское Слово» - учебник, 2016. – 120 с. - (Инновационная школа)
Видеоуроки и презентации от проекта «ИНФОУРОК»
Содержание урока
Технологическая карта урока
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия | ||||
учителя | учащихся | Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
| |||||
Приветствует учащихся, отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. | Проверка готовности к уроку. | Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; | |||
| |||||
Диалог с учениками о значимости воздушных масс в их повседневной деятельности. - Что такое воздух; - Что такое воздушные массы; - Какими параметрами характеризуются воздушные массы; - Что такое климат; - Чем отличаются типы климатов | Включаются в диалог. Отвечают на вопросы. Формулирование темы урока, определение цели и задач | выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; формулирование познавательной цели | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Прогнозирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана, последовательности действий) | |
| |||||
Опрос по теме «пояса планеты» в виде монологической речи учащихся. Обратить внимание на конкретизацию понятия «изотерма». Определяются рамки изучаемого материала. | Ответы учащихся сопровождаются подтверждением сказанного на стенной (интерактивной) карте, а у класса – на картах атласа | Умение выражать свои мысли | построение логической цепи рассуждений | владение монологической и диалогической формами речи; умение аргументировать, убеждать и уступать; | Самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего учения) |
| |||||
1.Показ фрагмента видео «Воздушные массы» от проекта «Инфоурок». 2.Климатические пояса | 1.Просмотр фрагмента видео «Воздушные массы» от проекта «Инфоурок». Составление схемы: типы и свойства воздушных масс. 2.Климатические пояса. Работа самостоятельная с учебником С.60-62, атлас С.12 прочитать; проанализировать | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива | анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей | взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной |
| |||||
Вопросы на репродукцию знаний. - Что такое воздушная масса, - Назовите зональные воздушные массы, - Какие существуют климатические пояса, - Сколько воздушных масс господствуют в течение года в основном и переходном климатических поясах | Показать и описать климатические пояса у доски; проанализировать; сопоставить. Ответы на вопросы. Физминутка. | Позитивная самооценка Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | осознание, что такое свойства воздушных масс – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные; установление причинно-следственных связей | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение аргументировать, убеждать и уступать; учет разных мнений и умение обосновать собственное | осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
| |||||
1.Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний. - Почему возникают переходные пояса, - Чем переходные пояса отличаются от основных климатических поясов, - Как климат влияет на особенности жизни и хозяйственной деятельности человека ПР №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. | сопоставить; оценить; найти главное Чтение и анализ климатограмм с.63,65 учебника; с.11 атласа Выполнение ПР №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. (приложение 1) | Готовность к равноправному сотрудничеству, умение конструктивно вести диалог | установление причинно-следственных связей; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; осознание свойств климатических поясов – общие, различные, существенные, несущественные | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; согласование усилий по достижению общей цели; умение аргументировать, убеждать и уступать; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; учет разных мнений и умение обосновать собственное | Целеполагание (постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; Контроль (сличение способа действий и его результата с заданным эталоном); Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в ответ на изменившиеся условия действия) |
| |||||
П.8, к/к с.3, От теории к практике с. 65 | Выслушать. Записать в дневник | ||||
| |||||
Оцените свою деятельность на уроке | Оценивают свою деятельность на уроке. Я узнал..,понял, усвоил, Мне понравилось…,
| Чувство гордости при следовании моральным нормам; Доброжелательное отношение к окружающим | умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего учения) |
ПР №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
Цель работы: формирование навыков чтения тематических карт, определение качественных характеристик климата, установление причинно-следственных связей, повторение правил, определения географических координат точек.
Работа выполняется на основе климатической карты мира и комплекта карт атласа по теме «Атмосфера».
Задания.
1.Изучить легенду климатической карты мира и комплекта карт атласа по теме «Атмосфера».
2.Определить точки Земли с максимумом и минимумом температуры воздуха.
3.Определить точки Земли с максимальным и минимальным значением среднегодовой температуры.
4.Определить точки Земли с максимумом и минимумом среднего годового количества осадков.
5.Определить показатели для г. Либревиль, г. Москвы
6. Определить показатели климата для своего населенного пункта
Заполнить таблицу главных показателей климата различных регионов планеты.
Точка | Геогр. координаты | Пояс освещенности | Тепловой пояс | Пояс атм. давлен | Вертикальное движение воздуха | Облачность |
Max t г. Эль-Азизия | ||||||
Min t Станция «Восток» |
Сформулировать выводы о причинах отличий и сходств основных показателей, их взаимосвязи.
Предварительный просмотр:
ПР №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
Цель работы: формирование навыков чтения тематических карт, определение качественных характеристик климата, установление причинно-следственных связей, повторение правил, определения географических координат точек.
Работа выполняется на основе климатической карты мира и комплекта карт атласа по теме «Атмосфера».
Задания.
1.Изучить легенду климатической карты мира и комплекта карт атласа по теме «Атмосфера».
2.Определить точки Земли с максимумом и минимумом температуры воздуха.
3.Определить точки Земли с максимальным и минимальным значением среднегодовой температуры.
4.Определить точки Земли с максимумом и минимумом среднего годового количества осадков.
5.Определить показатели для г. Либревиль, г. Москвы
6. Определить показатели климата для своего населенного пункта
Заполнить таблицу главных показателей климата различных регионов планеты.
Точка | Геогр. координаты | Пояс Освещен-ности | Тепловой пояс | Пояс Атм. давлен | Вертикальное Движение воздуха | Облачность |
Max t г. Эль- Азизия | ||||||
Min t Станция «Восток» |
Сформулировать выводы о причинах отличий и сходств основных показателей, их взаимосвязи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны".
Тип урока - открытие новых знаний. Формы работы: групповая, работа с карточками, учебником, ЭОР. Идея урока - приобретение новых знаний путем проблемной ситуации, позволяющей учащимся само...
Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"
Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....
Технологическая карта урока по географии в 7 классе тема "Воздушные массы. Климатические пояса"
Данная разработка урока по географии с учётом ФГОС....
Технологическая карта урока географии 10 класс: Характеристика мирового транспорта.
Познакомиться с мировой транспортной системой. Узнать значение транспорта, его роль в мировой экономике....
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)
Начальный курс: 5 класс / А. А. Летягин. - М.: Вентана - Граф, 2015....
Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс
Технологическая карта урока географии "Форма, размеры и движение Земли", 5 класс...
Технологическая карта урока географии "Климатические пояса и области Земли"
Технологическая карта урока географии "Климатические пояса и области Земли"...