Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Тодинова Валентина Александровна

Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_geologiya.docx77.26 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Класс: 5

Дата: 08.04.2018г.

Предмет: география

Тема урока: Строение Земли. Горные породы.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-практикум

Цель урока: формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

Задачи урока:

  • обучающая:  формировать знания обучающихся о   видах горных пород и минералов; ознакомление с наиболее распространёнными  горными породами, слагающими земную кору, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи
  • развивающие:  продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки  правильного изложения информации, способствовать  развитию познавательной активности школьников,  работать в группе с учебником, дополнительной литературой;
  • воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе,  бережно относиться к природе и красоте минерального мира.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  набор раздаточных материалов «Горные породы и минералы».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап

Учитель приветствует  обучающихся, проверяет  готовность их к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя,  готовятся  к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

Подводящий диалог:

- Что такое земная кора?

- В чем особенность строения земной коры?

Дают понятие земной коры, вспоминают её особенности строения из курса природоведения.

1.Целеполагание

На столах у вас загадки. Отгадайте  их.

1. Он очень нужен детворе,

Он и на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

2  Белый камушек растаял

На доске следы оставил.  

3. Если встретишь на дороге

то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

4. Камень набережных и площадей

Он - фундамент массивных домов.

И в руках умелых людей –

Украшенье больших городов.

Учитель: «Молодцы!» 

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует.

Записывает на доске тему(слайд).

Ребята отгадывают загадки.

Он очень нужен детворе,

Он и на дорожках во дворе

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Белый камушек растаял

На доске следы оставил. (Мел)

Если встретишь на дороге

то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

Камень набережных и площадей

Он - фундамент массивных домов.

И в руках умелых людей –

Украшенье больших городов. (Гранит) Обучающиеся предлагают свои варианты ответов , проговаривают тему урока, записывают в тетрадь.

2. Введение новых знаний

«Ребята, давайте вспомним внутреннее строение Земли»

Предлагает нарисовать  в тетрадях схематично внутренне строение Земли ,

либо рис.на с.66 учебника (слайд)

- Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

- Где еще можно встретить горные породы?

- Сколько минералов может входить в состав горных пород?

Учитель: - Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал», используя материал учебника на стр.66(слайд)

- Как вы считаете, в чем  причина разнообразия  горных пород в природе?

- Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород  и  разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Для этого поработаем в группах с учебником на стр. 72.

А сейчас, ребята мы с вами должны будем записать классификацию горных пород.

Предлагает воспользоваться схемой на с. 66,67 учебника (рис.4.2, слайд)

Рисуют, подписывают с доски или с учебника.

Обучающиеся предлагают варианты ответов.

Находят определения в учебнике, записывают в тетрадь. 

Ответы обучающихся.

Изучают, работают в группах, чертят схему в тетради. 

Происходит ли что-нибудь с горными породами на Земле за миллионы лет (проблема)?

В результате круговорота веществ в природе породы изменяются, превращаясь тем самым из одних пород в другие (например, известняк в мрамор)

Отвечают на вопрос: «Да, происходит»

«Нет, не происходит»

Физкультминутка

По дорожке шли, шли

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

Выполняют предлагаемые движения.

III.Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности

Далее нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение 1)

Учитель объясняет ход проведения практической работы.

Перед началом практической работы проводит инструктаж с детьми, предупреждает, что горные породы нельзя брать в рот, что нужно быть осторожными при выполнении работы.

Раздает ученикам распечатанную  форму практической работы (Приложение 1).

Первую горную породу (песчаник) учитель описывает вместе с детьми. Остальные - торф, гипс, гранит и остальные по выбору дети описывают самостоятельно. После выполнения работы учитель просит детей поменяться заполненными таблицами с соседями и проверить. В это время на экране высвечивается правильно заполненная таблица.

Внимательно слушают учителя, выполняют практическую работу «Определение горных пород».

Взаимоконтроль – обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы

IV.Обобщение и систематизация знаний

Сделаем общий вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной  деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все  нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)

Записывают в тетрадь.

V.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята! Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями по изученному материалу. Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Обсуждение и выставление оценок.

Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок.

VI.Определение и разъяснение домашнего задания

Учитель комментирует домашнее задание:

 Составить кроссворд по теме «Виды горных пород» или

приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Слушают, записывают в дневники.

Приложение 1

Практическая работа

«Изучение свойств горных пород и минералов»

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.

Оборудование: инструктивные карты, коллекция минералов и горных пород, фарфоровая ступа, предметное стекло.

Форма проведения: составление таблицы «свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Ход работы.

1.Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах.

2.Для каждой из горных пород определите свойства, перечисленные ниже и впишите их в таблицу, пользуясь Приложениями 2 и 3

3.Сделайте вывод: от чего зависят свойства горных пород.

Название породы

Происхождение породы

Свойства породы

Следы органического вещества (пачкает ли руки?)

Использование человеком

Цвет

Блеск

Твердость (твёрдая или мягкая)

Структура (плотная, рассыпчатая, слоистая, зернистая)

Вес

Песчаник

Гипс

Торф

Гранит

По выбору

По выбору

Вывод:


Приложение №2                                            ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

Свойства

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Структура (размеры зерен слагающих породу).

Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще –мелкозернистая

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

Структура (кристаллическая или землистая)

Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

Землистая, (на солнце не блестит).

Текстура (строение породы:

  1. массивная;

2.слоистая (выражается в чередовании, слоев различного состава, обычно характерно для осадочных пород;3.волокнистая.

Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

Встречаются все из перечисленных.

Массивнаяслоистая; (у сыпучих - песок, гравий, галька – текстуры нет).

Твёрдость – мягкость

Твердая.

Твёрдая.

Мягкая.

Плотная - рыхлая

Плотная

Плотная

Плотная или рыхлая

Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.)

Остатки организмов не наблюдаются, плотная.

Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная.

В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая.

Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.

Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.

Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Твердость определяется по эталонам шкалы Мооса методом царапания: 1 - тальк, 2 - гипс, 3 – кальцит, 4 – флюорит, 5 – апатит, 6 – ортоклаз, 7 – кварц, 8 – топаз, 9 – корунд, 10 – алмаз. При определении твердости также пользуются ногтем (твердость 2,5), острием ножа (тв. 5,5), металлом (игла) (тв. 5,5), более твердые предметы встречаются редко.

Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет.

Непрозрачные – не пропускающие свет (солнечные лучи)

Прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу;

Полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет.

Металлический блеск Перламутровый блеск

Стеклянный блеск Восковой блеск

Жирный блеск Без блеска - матовые

Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал.

Раковистый, неровный, зернистый, игольчатый, землистый.

Приложение 3                                                                                                                                          Характеристика некоторых горных пород

Название горной породы

Происхождение горной породы

Условия образования

Минеральный состав

Использование в хозяйстве

Свойства пород

Гранит

магматическая

глубинная

Кварц, полевой шпат, слюда.

в строительстве, в качестве облицовочного материала.

Твердая, крупнозернистая,

массивная,

плотная.

Базальт

магматическая

глубинная

Авгит, вулканическое стекло

Базальтовые волокна - утеплители

Пемза

магматическая

излившаяся

Кварц, полевой шпат.

В косметических целях

Твердая, мелкозернистая,

плотная

Глина

осадочная

обломочная

Каолинит, корунд, полевой шпат,

В косметических целях, изготавливают посуду, поделки, кирпичи.

Мягкая,

рыхлая

Известняк

осадочная

органическая

Кальцит (карбонат кальция CaCO3)

В строительстве, в металлургии (флюс)

Мягкая

Слоистая, имеет остатки древних организмов

Поваренная соль

осадочная

химическая

хлорид натрия – NaCl;

В приготовлении пищи, для получения соды.

Кристаллическая,

твердая

Гнейс

метаморфическая

Кварц, полевой шпат,

слюда

В строительстве, облицовка набережных, кладка фундаментов

Зернистая порода,

твердая

Мрамор

метаморфическая

кальцит CaCO3.

В строительстве

Кристаллически-зернистая порода, твердая, плотная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутреннее строение Земли. Горные породы. Природоведение

Данная презентация к 1 уроку по теме "Горные породы". В ней отображен материал по внутреннему строению Земли. Схема горных пород по происхождению, даны образцы горных пород....

Технологическая карта по теме "Горные породы", 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме "Литосфера. Классификация горных пород"...

Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы». 5 класс

Планируемые результаты:личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компо...

Урок Внутреннее строение Земли .Горные породы 5 класс

Урок Внутреннее строение Земли.Горные породы 5 класс...

Технологическая карта урока географии в 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»

Технологическая карта урока географиив 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»...

Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс

Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...

Технологическая карта урока по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Предмет: географияКласс: 5 классТема: Горные породы, минералы и полезные ископаемыеТип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов...