Рабочая программа по краеведению» Моя малая Родина»
рабочая программа по географии (6, 7 класс)
Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине. Правильно организованная краеведческая работа в школе поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор, привить навыки практической деятельности, закалить здоровье, укрепить чувства товарищества и дружбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по краеведению» Моя малая Родина» | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА на заседании методического объединения учителей истории и географии МБОУ «ВОШ» г.Тулы Протокол № 1 от « » августа 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «ВОШ г.Тулы. _______/Л.Я.Тишкевич. / «___»______________ 2017г
| УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «ВОШ» г.Тулы. ПРИКАЗ №____ от «_____» _________ 2017г. Директор школы: _______ / О.С.Кочеткова./ |
Рабочая программа
по краеведению» Моя малая Родина»
С УЧАЩИМИСЯ 5-6-7 КЛАССОВ
Составитель:
учитель географии
Л.Г.Афанасьева.
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Требования к уровню подготовки учащихся
3. Учебно-тематический план
4. Содержание программы
5. Перечень учебно-методических средств обучения
6. Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся
7. Календарно-тематическое планирование
8. Лист корректировки Рабочей программы
1. Пояснительная записка.
Изучение природы, истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением
в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине. Правильно организованная краеведческая работа в школе поможет воспитать у детей наблюдательность, умение ориентироваться на местности, пробудить интерес к окружающей природе общественной деятельности, развить пытливость ума, расширить кругозор, привить навыки практической деятельности, закалить здоровье, укрепить чувства товарищества и дружбы.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы:
- развитие представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ особенностей его структуры;
- изучение природы, истории и современную жизнь своего населенного пункта и края.
- развитие патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства и России в целом;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием кружка не только учащихся, но и их родителей; наличие богатых возможностей изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
-формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
-определение своего места в решении проблем края сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Реализация программы предполагает следование общим принципам:
в общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- определение конкретных образовательных и воспитательных задач и соблюдение преемственности в подготовке учащихся и сохранение на всем протяжении изучения курса единства целей и принципов;
в содержании:
- понимание занятий краеведением как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
- пристальное внимание к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
в организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения:
возможность показа учащимся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в ходе деятельности краеведческого кружка в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, ИКТ;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся в работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экскурсии.
Рабочая программа включает восемь разделов:
пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание программы, перечень учебно-методического обеспечения и используемую литературу, формы контроля, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, календарно-тематическое планирование, лист корректировки рабочей программы.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (индивидуальные занятия краеведением), внешкольное (экскурсии, полевые практикумы на территории района по изучению рельефа, геологического строения. растительного и животного мира, Тулы и Тульской области., посещение музеев).
Формы проведения занятий:
- Экскурсии.
- Теоретические занятия
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность
- Создание презентаций, выставок.
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в краеведческие музеи городов Тулы;
- пешие экскурсии на местность,
- сбор материалов о природе, истории и культуре города Тулы;
- оформление материалов экспедиции;
- пополнение в оформление школьного музея;
- участие в краеведческих конкурсах;
- приобретенные знания о природе, истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках географии, истории, литературы, биологии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания о природе, истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации данной рабочей программы:
- Проведение выставок
- Проведение экскурсий
-Пополнение школьного музея
- Участие в городских, районных краеведческих конкурсах.
-Участие научно-практических конференциях
- Встреча с ветеранами войны и труда, с людьми, чье детство прошло в годы войны
- Составление своей родословной, презентации о своей семье, семейных реликвиях
- Создание истории своей семьи.
Программа предназначена для учащихся 5-6-7 классов, рассчитана на 102 часа теоретическая часть -54 часа, практическая -47 часов, резерв – 1 ч.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты:
- внедрение в образовательный процесс программы, создание школьной библиотеки детских творческих проектов , усиление интереса у учащихся к географии, истории, краеведению, увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской работой, повышение успеваемости и качества обучения в области краеведения, формирование чувства ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Требования к результатам:
Знать/понимать:
историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
историю своей семьи;
замечательных людей своего населенного пункта, района, области;
природу родного края, животный, растительный мир;
необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Уметь:
описывать основные этапы развития населенного пункта, района, области;
систематизировать знания о своей семье;
подбирать литературу по заданной теме и пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
3.Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел по программе | Количество часов по разделу | Из них | |
Теоретические занятия | Практические работы | |||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Природа родного края | 23 | 15 | 8 |
3. | История родного края. Мой край в далеком прошлом и сейчас. | 48 | 25 | 23 |
4. | Наш край в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы | 17 | 7 | 10 |
5. | Родословная | 12 | 6 | 6 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 102 | 54 | 48 |
4.Содержание программы
Введение (1час)
Содержание темы: Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Практикум: работа с первоисточниками, историческими документами, изучения алгоритма работы с документацией, научной литературой, изучение Интернет – сайтов.
Раздел «Природа родного края» (23 часов)
Содержание темы: географическое положение; особенности рельефа района, климат, внутренние воды, природные зоны (растительный мир, растения леса, растения луга; растения и животные водоемов; грибы; лекарственные растения; культурные растения нашего региона; животный мир; растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Формы обучения: семинары, лекции, презентации, экскурсии, полевая практика
Практикум: экскурсии, полевые практикумы на территории района по изучению рельефа, геологического строения. растительного и животного мира, экологическая ситуация Тульской области.
Раздел «История родного края. Мой край в далеком прошлом и сейчас.» (48 ч)
Содержание темы: физико-географическое положение, полезные ископаемые, границы и их изменение; характер поверхности, реки, пруды, озера; (происхождение названия; верования и религии,; производства и промыслы; история развития сельского хозяйства; история создания и развития школы; обряды, обычаи и традиции; знаменитые земляки.
Формы обучения: встречи с интересными людьми; обобщающее
занятие (игра, викторина)
Практикум: экскурсии, полевые практикумы на территории города Тулы.
Раздел «Наш край в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы» (17 ч)
Содержание темы: Великая Отечественная война и наш край. Послевоенные годы. Встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны; земляки – участники войны, мои родственники в годы войны, производства и люди района в годы Великой Отечественной войны.
Формы обучения: экскурсии, лекционные занятия, семинары, просмотр видеофильмов, обобщающее занятие.
Практикум: поездки в краеведческие музеи г.Тулы, ; поход к братским захоронениям в
Раздел «Родословная» (12ч)
Содержание темы: семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии,
Формы обучения: семинары, лекции, презентации, практикумы.
Практикум: создание малого семейного архива; разработка проектов «Знаменитые предки», «Семейные праздники и традиции», «Создание истории своей семьи».
Итоговое занятие(1 ч)
Защита проектов» Мой любимый город, каким я тебя вижу в будущем.»
5.Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Автор | Название | Выходные данные |
1 | Айдашева Г.А. | Русские обряды: осень, зима, весна, лето (в 4-х книгах) | Москва, 2004 |
2 | Алюшин А. | Растения Тульского края | Тула, 1982 |
3 | Аракчеев Ю. | Синеокая Ока | Москва, 1991 |
4 | Ашуркова и др. | Тула (путеводитель) | Тула, 1973 |
5 | Белецкий | Краеведческая работа в школе | Тула, 1985 |
6 | Ватман В.П. | Воспитание детей на традициях народной культуры | Волгоград, 2007 |
7 | Горбунов Е.Л. | Физическая география Тульской области | Тула, 2002 |
8 | Горбунов Е.Л., Ошевский С.Д. | Социальная и экономическая география Тульской области | Тула, 2001 |
9 | Дмитриев Д.М. | Край наш родной | Тула, 1995 |
10 | Журавлева З. | Филимоновские чародеи | Тула, 1987 |
11 | Казинский Н.И. | Родной край | Тула, 1963 |
12 | Котова И.Н. | Русские обряды и традиции. Народная кукла. | С.-Петербург, 2003 |
13 | Кудрявцева Л. | Дом над Окой | Москва, 1990 |
14 | Лаврин А. | Тульские умельцы | Тула, 1963 |
15 | Миллер И.Д. | Редкие птицы Тульского края | Тула, 1990 |
16 | Моя Родина – Россия (сост. Алексеев Ю. и другие) | Москва, 2002 | |
17 | Новицкая М.Ю. | Родная земля. Введение в народоведение. (в 4-х частях) | Москва, 1997 |
18 | Овчинников Ю.И., Овчинников О.Ю. | Физическая география Тульской области | Тула, 2000 |
19 | Пеньков В. И др. | Край наш Тульский | Тула, 1977 |
20 | Пинчук В. | Кружевница | Тула, 1989 |
21 | Ростовцев М.И. | Где шумят дубравы | Тула, 1987 |
22 | Степанов В. | Тула – город мастеров | Тула, 1986 |
23 | Титов В. | Туристическо-краеведческая работа в школе | Москва, 1988 |
24 | Тишин М.П. | Белев. | Тула, 1981 |
25 | Тула. Памятники Боевой Славы. | Тула, 1985. | |
26 | Тула (набор открыток) | ||
27 | Труфанов В.Г. | Уроки природы родного края (Тульская область). | Тула, 2003 |
28 | Фликова О.В. и др. | Конспекты уроков по народной культуре. | Москва, 2003. |
29 | Щербакова М.Ф. | По родному краю | Тула, 1956 |
30 | Щербатов Б. | Над Непрядвой рекой | Тула, 1992 |
Ясная Поляна (открытки) | Москва, 1979 | ||
31 | Новикова А.М. и др. | Традиционные бытовые песни Тульской области | Тула, 1989. |
6.Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся
Индивидуальные занятия краеведением безотметочные. Словесная оценка - есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
МБОУ «ВОШ» г. Тулы
_________ Л.Я.Тишкевич.
«____»__________2017 г.
7.Календарно-тематическое планирование
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
учитель географии
Афанасьева Л.Г
№ | Тема занятия | Кол.часов | Оборудование | Дата | ||||||||
Тео рия | Практ. | |||||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||
1 | Введение. Что изучает краеведение. | 1 | ИКТ. Экспонаты музея. Итоговые работы учащихся Любительские фотосъемки | |||||||||
Раздел «Природа родного края» (23часа)) | ||||||||||||
2 | Географическое положение Тульской области.. | 1 | Физическая карта Тульской области (ТО). Административная карта | |||||||||
3 | а)Геологическое строение, б) рельефа Тульской области. в) полезные ископаемые Тульской области | 3 | Физическая карта ТО. Административная карта | |||||||||
4 | Климат района | 1 | 1 | Климатическая карта РФ. Физическая карта ТО. Любительские фотосъемки. ИКТ | ||||||||
5 | Воды и водные ресурсы Района Главные реки Тульской области. | 1 | Физическая карта ТО. Любительские фотосъемки. ИКТ | |||||||||
6 | Природные зоны района | 1 |
| Физическая карта ТО. Любительские фотосъемки. ИКТ | ||||||||
7 | А)Растительный мир Тульской области. Б)Животный мир Тульской области. В)Лекарственные растения Тульского края. Г)Растения и животные занесенные в «Красную книгу» Д) Экскурсия в краеведческий музей г. Тулы. | 3 | 4 | Физическая карта ТО. Любительские фотосъемки. ИКТ Коллекция культурных растений. | ||||||||
8 | А)Состояние природы Тульской области Источники загрязнения воды и воздуха Тульской области. Б) Экологические проблемы Тульской области и пути их решения. В) Экскурсия в природу . Г) Что мы узнали о природе родного края и что бы еще хотели узнать. | 7 | 1 | Планшет ,карандаш ,линейка, тетрадь, компас. Фотоаппарат | ||||||||
Раздел»История нашего края. Мой край в далеком прошлом и сейчас.» (48часов) | ||||||||||||
9 | А)Исторические факты о рождении нашего края. Б) Границы поселения и их изменение. В) Народы, населяющие наш край. | 3 | Административная карта ТО . | |||||||||
10 | Кремль, как свидетель веков. Экскурсия в Тульский кремль. | 1 | 3 | Административная карта ТО .Фотоаппараты. | ||||||||
| 1 | Любительские фотосъёмки. ИКТ. | ||||||||||
12 | А) Верования и религии , Б)Обряды и обычаи. В)Традиции, фольклор. Г) Игры и танцы. | 4 | 1 | Физическая карта ТО. Топографическая карта территории . Любительские фотосъемки. ИКТ. Занятия в школьном музее. | ||||||||
13 | А)Производство и промыслы. Б)История оружейного дела Тульского края. В)Знаменитые оружейники Тульского края. Г) Встреча с интересными людьми г. Тулы. | 3 | 1 | Физическая карта ТО. Административная карта Топографическая карта территории Любительские фотосъемки. ИКТ. | ||||||||
14 | А)Улицы нашего города. Б) Старые названия наших улиц. О чем они могут рассказать. В) Исследовательская работа» Родная улица моя» | 3 |
| Физическая карта ТО. Административная карта Топографическая карта территории Любительские фотосъемки. ИКТ. | ||||||||
15 | А) История создания Храмов города Тулы. Б) Посещение Богородичного монастыря. В) Защита проекта» Тула Православная» | 2 | 3 | Любительские фотосъемки. ИКТ. | ||||||||
16 | Гордость Тульского края: А) в Тулу со своим самоваром …Почему нельзя ездить в Тулу со своим самоваром. Б) Сказки деда Филимона. Филимоновская игрушка. В) Тульский пряник. История пряничного дела. Г) Экскурсия в музей Тульского пряника. Д) Творческий проект «Потомки Левши на все руки хороши.» | 3 | 4 | Административная карта . Топографическая карта территории Любительские фотосъемки. ИКТ. Иллюстрации, игрушки пряники, самовары школьного музея. | ||||||||
17 | История создания школы .Выпускники прославившие нашу школу. Знакомство с биографией и подвигом Николая Якунина. | 2 | 1 | Любительские фотосъемки. ИКТ. Материалы школьного музея. | ||||||||
18 | Литература и искусство родного края. По страницам книг Тульских писателей. Памятные места, связанные с именами Тульских писателей. Экскурсия в музей – усадьбу «Ясная Поляна.» Тульский край глазами художников – земляков. Экскурсия в музей П.Н.Крылова. | 2 | 6 | Книги Тульских писателей. Фотографии. Репродукции картин Тульских художников. | ||||||||
19 | Знаменитые земляки-географы , рожденные на Тульской земле и прославившие её. |
1 |
| Административная карта. Топографическая карта территории . Любительские фотосъемки. ИКТ. Презентации учащихся. | ||||||||
20 | Обобщающее занятие (встречи с интересными людьми, игра, викторина и др) | 1 | 3 | ИКТ. Экспонаты музея | ||||||||
Раздел «Наш край в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы» (17 часов) | ||||||||||||
21 | А)Великая Отечественная война. Тульский след в Великой Отечественной войне. Б)Наш район в годы войны. Люди и производство. В) Пямятники войны в нашем районе. Экскурсия к памятнику Катюша. | 2 | 3 | Физическая карта ТО Административная карта Топографическая карта территории Любительские фотосъемки. ИКТ. Материалы школьного музея. | ||||||||
22 | Люди, чье детство прошло в годы войны. Встреча с детьми войны. | 2 | 1 | Административная карта Топографическая карта территории Любительские фотосъемки. ИКТ. | ||||||||
23 | Земляки – участники войны (мои родственники в годы ВОВ) Проект» Хочу поделиться» | 2 | 1 | Административная карта Топографическая карта территории Любительские фотосъемки. ИКТ. | ||||||||
24 | Слушая, песни и стихи военных лет. Встреча с заслуженной учительнице города Тулы. | 1 | 1 | Фотоаппарат. Подборка стихов и песен военных лет. | ||||||||
25 | Экскурсия музей оружия города Тулы. | . | 3 | Фотоаппарат | ||||||||
26 | Обобщающее занятие (встреча с ветеранами войны ) | 1 | Материалы поисково-исследовательской работы. Любительские фотосъемки тех лет. ИКТ | |||||||||
Раздел «Родословная» (12часов)) | ||||||||||||
27 | Моя семья, родословная. | 1 | Документы и другие материалы из семейного архива. По возможности из архивов района и республики. Любительские фотосъемки тех лет. ИКТ | |||||||||
30 | Генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа | 2 | Документы и другие материалы из семейного архива. По возможности из архивов района и республики. Любительские фотосъемки тех лет. ИКТ | |||||||||
31 | Семейные реликвии, создание малого семейного архива | 1 | 1 | Документы и другие материалы из семейного архива. По возможности из архивов района и республики. Любительские фотосъемки тех лет. ИКТ | ||||||||
32 | Знаменитые предки. Вклад в Тульский край. Встреча с интересными людьми. | 2 | 1 | Документы и другие материалы из семейного архива. По возможности из архивов района и республики. Любительские фотосъемки тех лет. ИКТ | ||||||||
33 | Семейные праздники и традиции. | 1 | 1 | Документы и другие материалы из семейного архива. По возможности из архивов района и республики. Любительские фотосъемки тех лет. ИКТ | ||||||||
34 | Обобщающее занятие (создание истории своей семьи). | 1 | 1 | Материалы поисково-исследовательской деятельности | ||||||||
Итоговое занятие»Мой любимый город, каким я тебя вижу в будущем. .» Защита проектов. (1 ч) . |
8. Лист корректировки Рабочей программы
№ п/п | Дата | Содержание корректировки | Примечания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по краеведению "Моя малая родина - Коломенский край"
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Моя малая родина – Коломенский край» рассчитана на 35 часо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание.Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания.Огромную ...
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина!
Рабочая программа по краеведению Хворостянского края, Самарской области....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО....
Рабочая программа веурочной деятельности "Моя малая Родина"
Приводится рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...
Рабочая программа учебного курса " Моя малая родина". 6 класс
Данный материал представляет собой рабочую программу по учебному курсу "Моя малая родина", разработанной в соответствии с Учебным планом школы для 6 класса. Рассчитан на 9 часов....
Программа по краеведению "По малой родине моей"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...