Программа по краеведению "По малой родине моей"
рабочая программа по краеведению
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Алтайской земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhka_po_maloy_rodine_moey_5-11_kl_2021-22.docx | 308.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Алтайской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 11-16 лет. Программа реализуется в течение 1 года 1 час в неделю, 34 часа
Цели программы:
- Познакомить учащихся с историко-культурным наследием Шипуновского района;
- сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
- Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа “По малой Родине моей ” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Работа с интернет-ресурсами
- Уроки.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
- пешие экскурсии по мелу;
- сбор материалов;
- оформление материалов экскурсии;
- оформление уголка в школе;
- участие в районных краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты:
Итогом года является участие кружковцев отчет о проделанной работе, который позволит им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз:
ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “По малой Родине моей”.
- Участие в районных, окружных, краевых краеведческих конкурсах.
Календарно-тематическое планирование занятий
№ п-п | Тема занятий Содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1-2 | Краеведение- наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 2 | 06.09 13.09 | ||
3-4 | Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. | 2 | 20.09 27.09 | ||
5-6 | Шипуновская земля. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. | 2 | 04.10 11.10 | ||
7-8 | Наша жемчужина. Легенды и предания. Сказки. Памятник природы. Красная книга Алтайского края | 2 | 18.10 25.10 | ||
9-10 | Топонимика нашего района Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Шипуновского района. | 2 | 08.11 15.11 | ||
11 | Озера и реки Озера и реки Шипуновского района и д.т. Современное состояние рек и озер. Экология. | 1 | 22.11 | ||
12 | Наш дом родной. Экскурсия по селу Коробейниково. | 1 | 29.11 | ||
13-14 | Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 2 | 06.12 13.12 | ||
15-16 | Шипуновская земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с литературными произведениями. Поэтов Шипуновского района | 2 | 20.12 27.12 | ||
17-18 | Я и моё село. Моё село через 10 лет. Создаем проекты домов | 2 | 10.01 17.01 | ||
19-20 | От чистого истока Легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. | 2 | 24.01 31.01 | ||
21 | Вся власть Советам! Установление советской власти в нашем районе. Мероприятия Советской власти. | 1 | 07.02 | ||
22-23 | История семьи купца Сокурова М.Ф. Его вклад в развитие нашего села. Церковь. | 2 | 14.02 21.02 | ||
24 | Столкновение различных политических сил. Гражданская война на территории нашего района. Окончание гражданской войны. | 1 | 28.02 | ||
25-26 | У каждого своя судьба. Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. | 2 | 07.03 14.03 | ||
27 | Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. Работа с архивными источниками. | 1 | 21.03 | ||
28 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков. | 1 | 04.04 | ||
28-29 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах | 2 | 11.04 18.04 | ||
30 | История моего села в названиях улиц. Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. | 1 | 25.04 | ||
31 | Гордое звание – учитель. Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки. | 1 | 02.05 | ||
32 | Им гордится наш район. Известные земляки нашего района. | 1 | 16.05 | ||
33 | “Не позволяй душе лениться Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий | 1 | 23.05 | ||
34 | Люди в белых халатах. Фельдшеры нашего села. Сбор материала. | 1 | 30.05 | ||
35 | Подводим итоги работы кружка. | 1 | |||
Итого | 35 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"
Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...
Статья "С малой родины моей начинается Россия"
Статья "С малой родины моей начинается Россия"знакомит читателей с мероприятиями, проведенными специалистами в рамках Всероссийского отрытого урока "Моя малая родина" в...
Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...
Социальный проект Прошлое и настоящее малой родины моих предков
История забытых деревень Воронежской области...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...
По малой Родине моей
Программа дополнительного образования...