Программа факультатива по краеведению "Моя малая родина - Коломенский край"
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Моя малая родина – Коломенский край» рассчитана на 35 часов.
Использование краеведения помогает стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_po_kraevedeniyu_.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива по географическому краеведению
«Моя малая родина – Коломенский край» для 7-9 классов.
Составитель: Нестерова А.А., учитель географии
МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа
Коломенского района Московской области
Пояснительная записка
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Основной стороной программы является её прикладная направленность.
В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по краеведению «Моя малая родина – Коломенский край» рассчитана на 35 часов. Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебное пособие, учебные практические материалы.
Цели курса:
Расширять и углублять знания по краеведению Коломенского района.
Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.
Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитанию любви к природе родного края.
Задачи курса:
Конкретизировать планетарные представления учащихся о Земле при изучении своей местности.
Закрепить умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.
Овладеть коммуникативной культурой.
Сформировать стремление внести посильный вклад в развитие своей малой родины.
Способствовать воспитанию экологического сознания.
Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Коломенского района, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
Расширять и углублять знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ.
Результаты программы:
Приобщение подростков к изучению родного края.
Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления.
Повышение географических и коммуникативных компетенций выпускников школ.
Воспитание настоящих хозяев своей земли.
Отслеживание результатов должно происходить через:
тестирование;
качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях.
Учебно-тематический план программы курса по краеведению
«Моя малая родина – Коломенский край».
№ | Тема занятий | Количество часов | Вид занятий |
1. | Понятие “краеведение”. Ученые, педагоги, писатели об изучении родного края. Изучение краеведческой литературы. | 1час | Экскурсия в школьную библиотеку. Организация фенологических наблюдений. |
2. | Географическое положение и административно-территориальное устройство | 1час | Практическая работа: “Заполни свой адрес”. Творческая работа “Изготовление герба Малой Родины”. |
3. | Определение географических координат, направлений и расстояний по картам. | 1час | Практическая работа “Нанесение на контурную карту населенных пунктов Коломенского района”. |
4. | Топонимика. | 1 час | Практическая работа: “Происхождение географических названий”. |
5. | Рельеф местности. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Геологические памятники природы. | 2 часа | Практическая работа: “Описание Мещерской низменности”.
|
6. | Геологическое строение территории Заруденского поселения и полезные ископаемые окрестностей. Антропогенные формы рельефа. Значение полезных ископаемых в развитии экономики поселения. | 2 часа | Беседа. Практическая работа: «Определение названий полезных ископаемых по предложенным образцам». Практическая работа “Строение платформенного чехла территории села Октябрьское”. Экскурсия по изучению форм рельефа на местности. |
7. | Основные этапы геологической истории. Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. | 1 час | Практическая работа: “Характеристика геологической карты Подмосковья и Коломенского района”. Тест. |
8. | Климат Коломенского района. Характерные типы погоды нашей местности. Климатическая характеристика сезонов года. Особенности климата окрестностей села, причины, от которых зависит климат. | 2часа | Практическая работа “Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой”. |
9. | Внутренние воды Коломенского района. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Поверхностные воды окрестностей села. | 2 часа | Экскурсия на реку Ока, Щеленка. Практическая работа “Нанесение на контурную карту рек и озер Коломенского района”. |
10. | Природное богатство озёр района. | 2 часа | Лекция – беседа с показом видеоматериалов. Экскурсия на озеро Петровское. |
11. | Краткая характеристика основных типов почв, оценивание их плодородия. Особенности почв окрестностей поселения. Влияния хозяйственной деятельности человека на эрозию почв в пределах окрестностей поселения. | 2 часа | Практическая работа “Определение типов почв”. Экскурсия на поля окрестностей поселения. |
12. | Фауна Коломенского района. Отличительные особенности и состав животного мира окрестностей поселения. | 2 часа | Практическая работа: “Какие животные окрестностей села подлежат охране”. |
13. | Природа Коломенского района. Связь почвенного и растительного покрова окрестностей поселения, основные виды лекарственных, ядовитых, полезных растений; растения, подлежащие охране. | 2часа | Практическая работа “Лекарственные растения нашей местности”. |
14. | Природные зоны области и их границы. | 1час | Экскурсия в лес, на луг. Тест. |
15. | История заселения территории, ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. Городское и сельское население. | 2 часа | Беседа с использованием материалов музея. Экскурсия в краеведческий музей. |
16. | Появление славян в нашем крае | 1 час | Беседа. Тест. |
17. | История Коломны. | 2 часа | Урок – путешествие (заочно) Творческое задание: “Составь рекламный ролик для путешественников». |
18. | Летопись деревни Зарудня. | 1 час | Урок- путешествие по музею школы. |
19. | История совхоза «Ленинское» | 1 час | Беседа в школьном музее. |
20. | Трудовые ресурсы. Соотношение населения “дети – трудоспособные – пожилые”; причины колебания численности населения. | 1 час | Практическая работа “Анализ диаграммы “Половозрастная структура населения Заруденского поселения и Коломенского района. |
21. | Славные имена Коломенской Земли. | 1 час | Беседа. Тест. |
22. | Экскурсия в Музей Боевой Славы. | 1 час | Поездка в Музей. |
23. | Конференция по книге Д. Киселёва «Моя Мещёра». | 1 час | Подготовка сообщений. |
24. | Экскурсия по городу. | 1час | Практическая работа: “Классификация улиц города по заданным группам”. |
25. | Обобщение знаний с элементами творческой работы | 1час | Обобщение в форме презентаций учащихся. Тест “А знаешь ли ты?” |
Содержание программы.
- Введение (1 ч.)
1/ Понятие “краеведение”. Ученые, педагоги, писатели об изучении родного края. Изучение краеведческой литературы. Экскурсия в школьную библиотеку. Организация фенологических наблюдений.
Учащиеся должны знать: основные источники изучения природы своего края; возможности школьной библиотеки в изучении данного вопроса; методы фиксации фенологических наблюдений.
Учащиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации, фиксировать фенологические наблюдения.
- Географическое положение и административно-территориальное устройство (2 часа)
2/ Границы, величина территории, политико-административное деление района. Коломенский район в составе Московской области и России. Практическая работа: “Заполни свой адрес”. Творческая работа “Изготовление герба Малой Родины”.
3/ Определение географических координат и направлений на карте. Практическая работа “Нанесение на контурную карту населенных пунктов Коломенского района”.
Учащиеся должны знать: как определить географические координаты объектов; населенные пункты Коломенского района.
Учащиеся должны уметь: определять географические координаты, направления и расстояния по картам; сравнивать карты различного масштаба, делать выводы, наносить названия территорий Коломенского района.
- Топонимика(1 час)
4/ Происхождение географических названий. Практическая работа: “Толкование названий”,
- Рельеф местности и геология края.(5 ч.)
5/ Рельеф местности.
Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними.
6/ Геологические памятники природы. Практическая работа: “Описание Мещерской низменности”.
7/ Геологическое строение территории Заруденского поселения и
полезные ископаемые окрестностей. Практическая работа “Строение платформенного чехла территории села Октябрьское”.
8/ Антропогенные формы рельефа. Значение полезных ископаемых в развитии экономики поселения. Практическая работа: «Определение названий полезных ископаемых по предложенным образцам».
Экскурсия по изучению форм рельефа на местности.
9/ Основные этапы геологической истории. Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе.
Практическая работа: “Характеристика геологической карты Подмосковья и Коломенского района”. Тест.
Учащиеся должны знать: основные формы рельефа окрестностей поселения, условия их формирования; геологическое строение территории поселения и района, значение полезных ископаемых в развитии экономики села
Учащиеся должны уметь: чертить схему строения глубинных слоев территории, объяснять причины и условия формирования отдельных пластов земной коры, применять знания, полученные на уроке, в организации рационального природопользования.
- Климат (2ч.)
10/ Климат Коломенского района. Характерные типы погоды нашей местности.
Климатическая характеристика сезонов года. Практическая работа “Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой”.
11/ Особенности климата окрестностей села, причины, от которых зависит климат.
Учащиеся должны знать: особенности климата окрестностей района и поселения, причины, от которых зависит климат; причины изменения температуры воздуха в окрестностях села; закономерности движения воздушных масс над территорией села, причины выпадения осадков; особенности графического построения розы ветров.
Учащиеся должны уметь: работать с результатами фенологических наблюдений, описывать климат села, характеризовать сезоны года; объяснять характер происходящих изменений температуры воздуха; объяснять зависимость количества осадков на территории села от направления ветров; строить розу ветров.
- Внутренние воды Коломенского района (4ч.)
12/ Внутренние воды Коломенского района. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Поверхностные воды окрестностей села.
Практическая работа “Нанесение на контурную карту рек и озер Коломенского района”. 13/ Экскурсия на реку Ока, Щеленка.
14/ Природное богатство озёр района.
15/ Экскурсия на озеро Петровское.
Учащиеся должны знать: особенности режима рек, ручьев окрестностей поселения, происхождение озерных котловин, причины заболоченности территории; реки и озера Коломенского района; основные характеристики одного из водоемов окрестностей села, его основные экологические проблемы, пути их решения.
Учащиеся должны уметь: объяснять зависимость режима рек и ручьев от климата территории; наносить на контурную карту реки и озера Коломенского района.
- Почвы (2ч.)
16/ Краткая характеристика основных типов почв, оценивание их плодородия.
Особенности почв окрестностей поселения. Влияния хозяйственной деятельности человека на эрозию почв в пределах окрестностей поселения.
17/ Экскурсия на поля окрестностей поселения. Практическая работа “Определение типов почв”.
Учащиеся должны знать: краткую характеристику основных типов почв, оценивать их плодородие.
Учащиеся должны уметь: определять степень влияния хозяйственной деятельности человека на эрозию почв в пределах окрестностей поселения.
- Биосфера (5 ч.)
18/ Фауна Коломенского района.
19/ Отличительные особенности и состав животного мира окрестностей поселения.
Практическая работа: “Какие животные окрестностей поселения подлежат охране”.
20/ Природа Коломенского района.
Связь почвенного и растительного покрова окрестностей поселения.
21/ Основные виды лекарственных, ядовитых, полезных растений; растения, подлежащие охране. Практическая работа “Лекарственные растения нашей местности”.
22/ Природные зоны области и их границы. Тест.
Экскурсия в лес, на луг.
Учащиеся должны знать: отличительные особенности и состав животного мира окрестностей села; связь почвенного и растительного покрова окрестностей села, основные виды лекарственных, ядовитых, полезных растений; растения, подлежащие охране.
Учащиеся должны уметь: доказывать, что природа окрестностей села обладает уникальными особенностями; разрабатывать конкретные мероприятия по охране животного мира; аргументировать степень полезности отдельных растений, способы их охраны.
- Население (13 ч.)
23/ История заселения территории, ее освоение представителями разных народов.
24/ Современный многонациональный состав населения. Городское и сельское население. Беседа с использованием материалов музея. Экскурсия в краеведческий музей.
25/ Появление славян в нашем крае.
26-27/ История Коломны. Урок – путешествие (заочно)
Творческое задание: “Составь рекламный ролик для путешественников».
28/ Летопись деревни Зарудня. Урок- путешествие по музею школы.
29/ История совхоза «Ленинское». Беседа в школьном музее.
30/ Трудовые ресурсы. Соотношение населения “дети – трудоспособные – пожилые”; причины колебания численности населения. Практическая работа “Анализ диаграммы “Половозрастная структура населения Заруденского поселения и Коломенского района.
31/ Славные имена Коломенской Земли.
32/ Экскурсия в Музей Боевой Славы.
33/ Конференция по книге Д. Киселёва «Моя Мещёра». Сообщения и презентации.
34/ Экскурсия по городу. Практическая работа: “Классификация улиц города по заданным группам”.
35/ Обобщение знаний с элементами творческой работы. Обобщение в форме презентаций учащихся. Тест “А знаешь ли ты?”
Учащиеся должны знать: образ жизни людей финно-угорских племен; причины переселения людей; места первых поселений; основные исторические события в государстве и их отражение на жизнь сельчан; основные этапы развития народного образования в селе; роль школы в жизни села; причины успехов и неудач экономических взаимоотношений сельских жителей и государства
Учащиеся должны уметь: соотносить образ жизни древних людей с природными условиями; строить столбчатые диаграммы; связывать исторические события государства и их отражение на жизнь села и школы; работать со статистическим материалом.
Используемая литература.
Материал краеведческого музея школы.
Атлас Московской области.- М., 2002.
Города Подмосковья в 3-х томах.- М., Моск. рабочий 1979.
Н. Чистяков «Страницы нашей летописи».
Д. Киселёв «Моя Мещёра».
Справочный материал по Коломенскому району Московской области.
Сборник «Коломенский край»
Денисов А.Е. «Коломенский муниципальный район» Коломна, РПЦ «Мираж»,2007
Н.Г. Снегина, Г.И. Дробом и др. «Подмосковье»
Р.Х. Хабибуллин «Жемчужина Подмосковья».
В. Иванов «Подмосковные места»
В.Н. Баязин « На службе у Подмосковья»
Л.Ф. Греханкина « Родное Подмосковье» учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений.
« Край наш Московский» .Учебное пособие . М., Экопрос.,1997.
Москвоведение( география Москвы и Московской области). Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. редакцией Алексеева А.И. .- М., Экопрос. 1994.
Учебные материалы по региональному курсу « Родное Подмосковье». Пособие и рабочая тетрадь для учащихся.- М., МГОУ 2007г. .
Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.,1997.
Созвездие Московского меридиана. Подмосковье- Москва. 850.-М.,1997.
Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области.(8-9 класс) Учебное пособие.- М. МГУ, 2005, 2006г.г.
Материал сайта «1сентября. Фестиваль педагогических идей».
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"
Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание.Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания.Огромную ...
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина!
Рабочая программа по краеведению Хворостянского края, Самарской области....
Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...
Земля - наш дом. Экология моей малой родины - Приморский край
Данный экологический проект может использоваться как приложение к урокам географии, экологии, биологии с целью экологического образования и воспитания учащихся 5-9 классы...
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...
Курс по выбору «Малая Родина – Пермский край»
Цель курса – сориентировать учащихся на эколого -краеведческий профиль. Программа будет интересна тем учащимся, которые хотят жить в Пермском крае и трудиться на благо края....