Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина!
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Рабочая программа по краеведению Хворостянского края, Самарской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ села Хворостянка муниципального района Хворостянский
Самарской области
Рабочая программа по краеведению
«Моя малая Родина»
Программа рассчитана на 34 часа
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составлена
учителем истории и обществознания
ГБОУ СОШ села Хворостянка
Глазуновым Александром Николаевичем
Пояснительная записка
С чего начинается Родина? Для меня и моих учеников она начинается с села Хворостянка, Хворостянского района Самарской области. Для каждого большая Родина начинается с малой . От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому, с рождения приходит любовь к Отечеству-России, зарождается очень значимое во все времена чувство патриотизма.
Оно становится глубже, когда мы больше узнаём об истории своей малой родины, о знаменитых земляках, когда знакомимся с традициями и памятниками родной земли. Краеведческая работа осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого. Необходимо перестать быть «детьми без родителей», не нужно быть «Иванами, родства непомнящими».
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. По истории нашего района написано много книг. Это «Очерки древней истории. Хворостянский район» Козина Е.В., Хворостянцы в годы Великой Отечественно войны. Мельникова И.М., Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского района.
Родная страна становится ещё дороже и родней, если знаешь её историю. Краеведческий материал повышает интерес школьников к предмету. Когда учащиеся узнают, что какое то историческое событие нашло отражение в истории родного города, района, области, то у них повышается интерес к истории вообще и истории родного края в частности. В Хворостянском районе есть многое для того, чтобы изучать краеведение. Созданы «Музей боевой славы», изданы книги по истории района. В альбомах Хворостянской школы собраны все краеведческие публикации, сделанные в местной прессе. Знания по краеведению востребованы детьми. Работа по изучению истории родного края воздействует на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны и символам Самарской области и Хворостянского района.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает экскурсии по родному краю, посещение музеев, походы к памятникам героев, экскурсии на предприятия района встречи с интересными людьми. На занятиях используются различные средства обучения: работа с книгами по истории родного края, просмотр альбомов, фотографий, видеозаписей.
Направление программы: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.
Цели: главной целью курса «Краеведение» является расширение и углубление знаний по истории родного края, формирование гражданско-патриотического сознания, развитие познавательных интересов, воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего района Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа рассчитана на 34 часа
Срок реализации программы 1 год.
Возраст учащихся 14-15 лет.
Содержание изучаемого курса
Введение – 1 час
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад И.М. Мельникова в изучение истории края.
Раздел 1. Древняя история края. ( 2 часа )
Появление на территории нашего края первобытных людей. Археологические памятники у Абашевского кургана, Владимирского могильника, погребения срубной культуры кургана у п. Масленниково, погребения кочевников - скотоводов в эпоху Золотой Орды.
Раздел 2. Истоки рождения земли Хворостянской. (4 часа)
Заселение края переселенцами их Центральных регионов России в конце 18 – начале 19 веков. Возникновение сёл вдоль реки Чагра (Хворостянка, Новотулка, Новокуровка, Михайло-Лебяжье). Раскольники (Романовка, Студенцы, Елань). Положение крестьян. В.П.Самарин и наш край. Строительство церквей. Первые школы и организация медицинского обслуживания на территории района.
Раздел 3. События 1900- 1920-х годов в селах района. (6 часов)
Выступление крестьян Кордона и Варварки. Рост кулачества. А.С. Неверов. Февральская революция в сёлах района. Становление Советской власти в сёлах района. Гражданская война на территории района. Первые коллективные хозяйства: сельхозкоммуны и товарищества по совместной обработке земли. Комитеты бедноты. Банда Попова. Голод 1921 года в нашем районе. НЭП и наш край Годы первой пятилетки. Коллективизация. Организация совхоза имени Масленникова.
Раздел 4. Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. (6 часов)
Мобилизация и трудности в сельском хозяйстве. Движение за создание фонда обороны и военные займы. Солдатский подвиг Хворостянцев. Герои Советского Союза Василий Сурков и Василий Мамистов, полный кавалер орденов Славы А.М. Сергеев. Они ковали победу в тылу. Район в послевоенное время
Раздел 5. Социально-экономическое развитие района в 60-е – 90-е годы (8 часов)
Возникновение районных организаций Агросельхозтранс, Сельхоз -энерго, Сельхозхимия , Сельхоз-техника.Газификация и благоустройство села Хворостянка.
Дальнейшее развитие колхоза «ЗАВЕТЫ Ильича» и его развал. Время реформ. Люди трудовой славы села Хворостянка. История Хворостянской средней школы.
Раздел 6. Современное развитие района. ( 6 часов)
Промышленность, сельское хозяйство, общественно-политическая жизнь, образование, культура, здравоохранение, спорт.
Почётные граждане Хворостянского района (врач-космонавт – Олег Атьков) Герб, флаг и гимн Хворостянского района.
Итоговое обобщение – 1 час
Турнир знатоков истории родного края
Методическое обеспечение программы:
- фотографии;
- кроссворды по темам;
- разработки экскурсий «Музеи земли Хворостянской», «Памятники земли Хворостянской»,; «Храмы земли Хворостянской»;
- лекционный материал по всем темам.
Предполагаемые результаты обучения:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии.
Изучив программу, ученики смогут участвовать в краеведческих олимпиадах, конференциях, в написании исследовательских работ; будут посещать музеи, приобретать книги по истории родного края.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Дом. задание |
1 | Введение | Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. | Составить список книг по истории района |
Раздел 1. Древняя история края 2 часа | |||
2-3 | Древняя история края | Появление на территории нашего края первобытных людей. Археологические памятники у Абашевского кургана, Владимирского могильника, погребения срубной культуры кургана у п. Масленниково, погребения кочевников - скотоводов в эпоху Золотой Орды. | Отметить на контурной карте места археологических памятников. «Очерки древней истории. Хворостянский район» Козин Е.В. с.105-111 |
Раздел 2. Истоки рождения земли Хворостянской 4 часа | |||
4. | Заселение края | Заселение края переселенцами из Центральных регионов России в конце 18 – начале 19 веков. Положение крестьян. В.П.Самарин и наш край. . | Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского района. С. 13-21 |
5. | История возникновения сёл района | Возникновение сёл вдоль реки Чагра (Хворостянка, Новотулка, Новокуровка, Михайло-Лебяжье). Раскольники и их сёла (Романовка, Студенцы, Елань). | Кроссворд «Села Хворостянского района» |
6-7. | Экскурсия в село Владимировка и Абашево | Строительство церквей. Первые школы и организация медицинского обслуживания на территории района | Фотоотчет или презентация |
Раздел 3. События 1900- 1920-х годов в селах района. (6 часов) | |||
8. | Наш край в 1900-1917 годы | События 1905 г. в селах района. Волнения владимировских крестьян. Выступления крестьян Кордона и Варваринки. Стихийный характер выступлений, обезземеливание крестьян, рост кулачества. А.С. Неверов. Февральская революция в селах. | Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского Района. С. 35-44 |
9. | Наш край в 1918-1920-х гг | Установление Советской власти в селах района. Претворение в жизнь декрета о земле. Гражданская война на территории района. Кулацкие мятежи. Восстание сельских и волостных Советов. Первые коллективные хозяйства: сельхозкоммуны, товарищества по совместной обработке земли. Работа партийных и советских органов. Комитеты бедноты. Поддержка крестьянами Советской власти. Банда Попова. Осень 1921 г.: конец гражданской войны на территории района | Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского Района. С. 47-58 |
10 -11 | Коллективизация в нашем крае | Сопротивление кулачества социалистическому переустройству деревни. Организация совхоза им. Масленникова. Коллективизация в селах района. Вербовочные бригады. Подготовка колхозных кадров. Трудодень – единица учета количества и качества труда. 1932г – завершение коллективизации. | Сообщение «Коллективизация 30-х годов и моя семья» |
12 -13 | Экскурсия в музей посёлка Масленникова | Составить вопросы для викторины по истории совхоза имени Масленникова | |
Раздел 4. Наш край в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. (6 часов) | |||
14 | Мобилизация и трудности в сельском хозяйстве. | Весть о начале войны. Мобилизация. Организаторская и политическая работа РК ВКП (б). Подготовка механизаторских кадров. Трудности в животноводства движение за создание фонда обороны, военные займы, сбор теплых вещей для бойцов Красной Армии. | Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского Района. С. 97-110 |
15-16 | Солдатский подвиг Хворостянцев | Солдатский подвиг хворостянцев. Герои Советского Союза в.И. Сурков, В.А.Мамистов, кавлер орденов Славы А.М. Сергеев. Бывший солдат на трудовом фронте. | Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского Района. 111-123 |
17 | Они ковали победу | Встреча с тружениками тыла и детьми Великой Отечественной войны | Сообщение «Мои родственники на трудовом фронте» |
18-19 | Экскурсии в Музей Боевой славы в с. Хворостянка. | Составление кроссворда на тему «наш край в годы войны» | |
Раздел 5. Социально – экономическое развитие района в 60-е – 90-е годы (8 часов) | |||
20-21 | Возникновение предприятий партнёров-Сельхозхимия,Сельхоз энерго,Агросельхозтранс,маслозавода | Январь 1965 г.Воссоздание Хворостянского района. Восстановление районных предприятий Сельхозэнерго, Агросельхозтранс, образование Сельхозхимии. 1979год.-пуск в работу телевизионного ретранслятора. 1979год-открытие ССПТУ-75 для подготовки механизаторов и с/х кадров 26 апреля 1985 открытие газопровода в Хворостянском районе. | Сообщение «Они были первыми» |
22-23 | Дальнейшее развитие колхоза «Заветы Ильича» и его развал. | На базе комплексных бригад создаются отделения которым предоставляется определённая самостоятельность. Внедрение хозяйственного расчета внутри отделений. Внедрение хозрасчёта. Первая хозрасчётная бригада Головина А Н. | Сообщение «Мои родственники и совхоз Чагринский» |
24-25 | Люди трудовой славы села Хворостянка | Семейное уборочно -транспортное звено Манаковых Колхоза «Заветы Ильича». ВП Самороков – герой интер националист. Летчик –космонавт О Ю Атьков-. | Коллективный альбом «Люди трудовой славы с. Хворостяна |
26-27 | История Хворостянской средней школы | Альбом «Мои родственники и Хворостянская средняя школа | |
Раздел 6. Современное развитие района(6 часов) | |||
28-29 | Время реформ (1991-2002) | Необходимость социально- экономических и политических реформ. Сокращение сельскохозяйственного производства, причины. Новые реформы организации хозяйствования, фермерское движение. | Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского Района. С. 174-185 |
30-31 | Развитие образования, культуры , здравоохранения и спорта в нашем районе | Школы и Хворостянский техникум, Творческие коллективы района, ЦРБ и ФАПы, Спортивные школы и спортивные праздники | Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского Района. С.187-199 |
32-33 | Символы Хворостянского района | Герб, Гимн, Флаг. Почётные граждане Хворостянского района | Ваш вариант Герба села Хворостянка |
34 | Итоговое обобщение | Турнир знатоков по истории родного края |
Литература для учащихся
Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней: В 3 кн. Под ред. П.С. Кабытова, Л.В. Храмкова.- Самара: Издательство «Самарский университет», 1998.
Козин Е.В. Очерки древней истории. Хворостянский район. Институт истории и археологии Поволжья, Тольяттинский государственный университет. Самара-Тольятти, 2004.
Мельников И.М. Хворостянцы в годы Великой Отечественно войны. Самара: Самарский Дом печати, 2002
Мой родной, любимый Хворостянский край. Очерки истории Хворостянского района. – Самара: ФГУП «Издательство «Самарский Дом печати», 2004
Пою село моё родное. Сборник стихов и песен хворостянских авторов. Самара: ОАО «Издательство «Самарский Дом печати»; 2007
Литература для учителя
1.Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах., Самара ,1991
2.Кабытов П.С.Поволжская деревня накануне Февральской революции.,
Куйбышев, 1977
3. Книга Памяти., Том 12, Самара, 1994
4. Кузнецов Д.Н. В годы суровых испытаний., Москва, 1985
5.Медведев Е.И. Гражданская война на Средней Волге, Куйбышев, 1959
6. Медведев Е.И. Крестьянство Среднего Поволжья в Октябрьской революции.,
Куйбышев, 1970
7. Очерки истории и культуры Поволжья, Куйбышев ,1978
8. Пахомов В.П. Великая Отечественная война в документах и свидетельствах современников., Самара, 2000
9. Самарская летопись, Самара, издательство Самарского госуниверситета 1993, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа воспитания "Моя малая Родина"
Данная программа рассчитана на 5 лет. Прилагается план мероприятий на каждый год...
Программа кружка «Моя малая родина. Кайбицкий район - Надеждино»
Программа географического кружка "Моя малая Родина. Кайбицкий район - Надеждино" предназначена для учащихся 8-9 класса, рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Конспект проведения занятий в 3 группе по теме: Прогулки в Парке культуры и отдыха автозавода «ЗОЖ и ОБЖ» к программе реабилитации «Моя малая родина»
Конспект проведения прогулки в 3 группе по теме: «История, литература, спортивные тренажёры и деревья в парке» Цель: Создать условия для позитивного отношения к истории и природ...