Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moya_malaya_rodina.docx | 510.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина» является авторской программой и составлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» с учётом нормативных документов:
1. Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».
3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.
Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Краеведение» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за свой край. Она способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, изучая историю школы, записывая рассказы родственников о военных годах, пионерском детстве, рассказывая о семейных реликвиях, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Основу содержания программы составляют разделы по истории родного села.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основное направление внеурочной деятельности - духовно- нравственное.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, историей школы,
• сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников,
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, городу, школе, семье;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков;
- понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы:научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей.
Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках, музеях.
Проектная деятельность- важная составляющая часть внеурочной деятельности , которая включает проведение экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, участие в олимпиадах, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в ЭОР, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
- экскурсии, поездки;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в конференциях, фестивалях;
- проводить экскурсии для начальной школы.
В процессе работы над проектами разрабатываются экскурсии в школьном музее, вспомогательный фонд обогащается краеведческим материалом, пополняются электронная библиотека и медиатека музея.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставлять у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Межпредметные связи на занятиях по краеведению:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками литературы: изучение творчества поэтов и писателей родного края;
- с уроками изобразительного искусства: изучение творчества художников Базарно-Карабулакского района, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.
Личностные и метапредметныерезультаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Содержание программы.
1.Вводное занятие(3ч).Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Значение этой работы для её участников, местного населения, развития науки.
Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности.
Что такое свой край, своя местность, ближняя(малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.
2.Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края(11ч). Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, записи. Вещественные источники. Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники созданные для увековечивания исторических событий.
Экскурсии на местности и в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.
Письменные источники. Рукописные памятники. Памятники природы. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.
Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).
3.Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения (13ч). Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками. Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний. Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.
4.Легенды и были родного края(11ч). Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Герои и яркие личности родного края.
Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию).
Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы. Фотоотчёт о состоявшемся походе. Краеведческая олимпиада.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников по краеведению распределяются по трём уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела. Тема занятия | Общее кол-во час. | Часы ауди- торных занятий | Часы внеауди- торных занят. |
1 | 1.Вводные занятия Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. | 3 1 | 1 | - |
2 | Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. | 1 | 1 | - |
3 | Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность. | 1 | 1 | - |
4 | 2.Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края. Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края. | 11 1 | 1 | - |
5 6 | Экскурсия на местности. Археологические памятники, памятники архитектуры, Памятники созданные для увековечивания исторических событий. Памятники природы. | 2 | - | 2 |
7 8 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание. | 2 | - | 2 |
9 | Письменные источники. Рукописные памятники (экскурсия). | 1 | - | 1 |
10 11 | Занятие в библиотеке. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы. | 2 | - | 2 |
12 13 14 | Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора воспоминаний и вещественных источников у населения своей местности с по- следующим описанием). | 3 | 3 | - |
15 - 16 | 3. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями энциклопедиями, источниками. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей. | 10 3 | - | 3 |
17-18 | Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний. | 2 | - | 2 |
19-21 | Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Обработка материалов. Как подготовить проект к защите | 2 | - | 2 - |
22-23 | . Защита проектов «"Моё открытие родного края" | 2 | 2 | - |
24-25 | 4.Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в древности, и в Средневековье; | 11 2 | 2 | - |
26-27 | в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Герои и яркие личности родного края (организация встреч) | 2 | 2 | |
28 | Подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии) перед экскурсией в музей. | 1 | 1 | - |
29 | Экскурсия в краеведческий музей с посещением залов «Наш край в годы ВОВ» «Наш край и современность». Беседа с экскурсоводом. | 1 | - | 1 |
30 | Итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). | 1 | 1 | |
31 | Подготовка к походу выходного дня. Как вести себя в походе. Разработка маршрута путешествия. | 1 | 1 | |
32 | Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы. | 1 | - | 1 |
33 | Фотоотчёт о состоявшемся походе. | 1 | 1 | - |
34 | Краеведческая олимпиада | 1 | 1 |
Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников среднего звена по краеведению распределяются по трём уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах; отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм;
- о нормах отношения к людям других поколений;
- о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации;
- об истории и культуре родного края;
- об основах организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу;
- к труду, знаниям, другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления при защите проекта;
- опыт охраны памятников истории и культуры;
- опыт общения с участниками и очевидцами ВОв;
- приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
- опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них;
- опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.
Возможные результаты проектной деятельности школьников:
- стенгазета;
- сценарий праздника;
- фотоальбом;
- презентация;
- проведение экскурсии в школьном музее;
- виртуальные экскурсии для 1-3 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа воспитания "Моя малая Родина"
Данная программа рассчитана на 5 лет. Прилагается план мероприятий на каждый год...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...
Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса
Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщ...
Рабочая программа. Кружок "Моя малая Родина"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для фо...