РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
учебно-методический материал по теме
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание.
Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания.
Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.
Малая Родина - окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как «свое» - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи.
Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловской области «Краснотурьинский индустриальный колледж»
(ГАОУ СПО СО «КИК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
Автор программы: преподаватель
экономических дисциплин
Дрожжина Альфиза Минигаяновна
Краснотурьинск
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи программы | 5 |
Формы и методы реализации программы | 6 |
Основные направления реализации программы | 7 |
Тематическое планирование занятий | 10 |
Ожидаемые результаты | 13 |
Фотоотчет «Моя малая Родина» | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.
Малая Родина - окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как «свое» - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «Малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам Северного куста Урала – городов, как Краснотурьинск, Карпинск, Серов, Волчанск, Ивдель и т.д.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа составлена по материалам исследовательских работ студентов, она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим на этой территории.
Студенты включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению, городского и областного уровня. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Программа рассчитана на студентов ГАОУ СПО СО «КИК», реализуется в течение 4 лет. Занятия проводятся как в стационарных помещениях колледжа, так и вне стен этих заведений (прогулки; экскурсии; выезды; посещение музеев, архива, объектов исторического наследия и т.д.)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель программы: формирование у подростков образа родного края и чувства Родины, расширение представлений об истории родного края, о его природных богатствах и культурных ценностях.
Программой предусматривается решение следующих задач:
- Формировать у студентов потребность изучать свой край, свою малую Родину.
- Воспитывать патриотизм и уральскую гордость, национальное самосознание и уважение к представителям других национальностей, которые живут по Северному Кусту Урала.
- Развивать творческую инициативу и познавательную активность, вовлекая учащихся в исследовательскую и поисковую работу.
- Развивать интерес к исследовательской деятельности в области регионального природопользования и народонаселения.
- Сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, колледж, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
- Вести постоянную работу по социализации подростков, готовить их к жизни в современной действительности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методические приемы:
- Исследовательская деятельность и поисковая деятельность.
- Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ).
Формы реализации программы «Моя Малая Родина».
- Экскурсии.
- Конференции.
- Занятия.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
- Создание презентаций, выставок.
- Участие в районных и областных краеведческих конкурсах и мероприятиях.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Историко-краеведческое (учебно-познавательное)
- Разработка учебно-методических рекомендаций по проведению внеклассных мероприятий и экскурсий.
- Разработка дидактических игр «Мой город», «Генеалогическое древо», «Достопримечательности родного города» и т.д.
- Подготовить внеклассные мероприятия на тему: «День Защитника Отечества», «День победы», конкурс – викторина «Ты знаешь свой город?», «Моя родословная», брейн-ринг «Российские праздники», «Знаменитые люди Урала» и т.д.
Научно-исследовательское
- Исследовательские работы:
- Краеведы нашего края
- Исчезнувшие поселки
- Герои живут рядом
- Они учились в нашем колледже
- Проектная деятельность:
- «Демографическая ситуация в городе».
- «Трудовые миграции населения».
- «Одежда жителей города начала ХХ века».
- «Экологические проблемы Свердловской области и пути их решения».
- Участие в городских и областных конкурсах исследовательских работ.
Этнографическое
- Изготовление костюмов коренных народов нашего края.
- Народные праздники и ярмарки, театрализованные представления.
- Конкурс творческих работ и народных ремесел.
- Участие в многонациональном фестивале.
Родословие
- Встречи с трудовыми династиями.
- Конференции «Профессия моей мамы (родственников)», «Судьба семьи в судьбе района (Урала, страны)».
- Конкурс «Родословное древо моей семьи».
Нравственно-этическое
- Операция «Забота»
- Встречи с ветеранами, видеозапись их воспоминаний.
- Тимуровские десанты.
Туристско-краеведческое
- Экскурсии в городской и в областной краеведческие музеи.
- Поездки по достопримечательным местам Северного куста Урала.
- Заочные экскурсии (Азов-гора, Озера Урала и др.)
Информационно-просветительское
- Оформление в рекреации 2 этажа стенда «Моя Родина – Россия»
- Оформление сменного стенда по темам патриотического воспитания.
- Создание в кабинетах уголков «Моя малая родина».
- Публикации студентов в студенческой газете КИК-Таймс.
- Организовать и подготовить выставки творческих работ на тему «Мой любимый город», «Моя семья», «День Победы», « Легенды, предания родного края».
- Фотовыставки на тему «Я и мой город», «Туристические прогулки по городу», «Мы городом родным должны гордиться!».
Учебно-методическое
- Разработка учебно-методических рекомендаций по проведению внеклассных мероприятий.
- Исследовательская работа с учащимися.
- Метод проектов.
- Круглый стол «Изучаем родной край».
- Использование ИКТ при изучении родного края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема программы | Содержание | Количество часов |
1 | Введение. Правила техники безопасности в клубе. | Ознакомление обучающихся с планом работы клуба на год. Правила ТБ. | 2 |
2 | Краеведение – наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать или сочинить стихотворение про малую Родину | 4 |
3 | Свердловская область на карте России. | Дать основные сведения, касающиеся Свердловской области | 4 |
4 | Символика городов Северного куста Урала | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | 4 |
5 | Мира не узнаешь, не зная края своего. | Поездки по достопримечательным местам Северного куста Урала. Заочные экскурсии (подготовка сообщений и презентаций) | 30 |
6 | Дидактические игры | «Мой город», «Генеалогическое древо», «Достопримечательности родного города» | 6 |
7 | Оформление материала о Свердловской земле | Организовать и подготовить выставки творческих работ на тему «Мой любимый город», «Легенды, предания родного края». | 10 |
8 | Оформление фотовыставок | По темам «Я и мой город», «Туристические прогулки по городу», «Мы городом родным должны гордиться!». | 10 |
9 | Герои Советского союза – наши земляки. | Встречи с ветеранами, видеозапись их воспоминаний. | 4 |
10 | Брейн-ринг | По теме: «Знаменитые люди Урала» | 2 |
11 | Операция «Забота» | Помощь ветеранам и труженикам ВОВ | 20 |
12 | Оформление стендов к знаменательным датам | Оформление в рекреации 2 этажа стенда «Моя Родина – Россия». Оформление сменного стенда по темам патриотического воспитания | 10 |
13 | Брейн-ринг | По теме: «Российские праздники» | 2 |
14 | Наш город | Конкурс визиток. Конкурс рисунков | 4 |
15 | Альбом «Знай и люби свой город» | Сочинения, эссе, мини-доклады | 10 |
16 | Не позволяй душе лениться. | Сбор материалов о людях редких профессий проживающих на территории города. | 4 |
17 | Экология и краеведение. | Природоохранная деятельность в Свердловской области. Окружающая среда. | 4 |
18 | Конкурс – викторина | По теме: «Ты знаешь свой город?» | 2 |
19 | Моя семья – моя радость. | «Родословное древо моей семьи». Встречи с трудовыми династиями. «Судьба семьи в судьбе района (Урала, страны)». | 10 |
20 | Из бабушкиного сундука | Поиск или изготовление костюмов коренных народов нашего края. Участие в многонациональном фестивале | 20 |
21 | Оформление материала о духовных, культурных традициях. | Оформление собранного материала. | 8 |
22 | Подготовка внеклассных мероприятий | По патриотическим темам | 10 |
23 | История колледжа | Пополнение материалов музея колледжа | 4 |
24 | Гордость нашего колледжа | Сбор материла о выпускниках колледжа. | 4 |
25 | Создание презентации «Наш колледж» | Выполнение и оформление творческих работ | 4 |
26 | Исследовательские работы | «Краеведы нашего края» «Исчезнувшие поселки» «Герои живут рядом» «Они учились в нашем колледже» | 40 |
27 | Проектная деятельность | «Демографическая ситуация в городе». «Трудовые миграции населения». «Одежда жителей города начала ХХ века». «Экологические проблемы Свердловской области и пути их решения». | 40 |
ИТОГО | 272 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обеспечение формирования патриотизма, гражданственности в процессе взаимодействия подростка с социоприродным пространством, именуемым малой Родиной.
Достижение оптимального уровня сформированности у подростков осознания себя как частицы малой родины.
Повышение воспитанности и нравственности учащихся.
Развитие толерантности.
Повышение уровня знаний учащихся об истории, культурных и природных особенностях родного края.
Привлечение учащихся и их родителей к мероприятиям краеведческой и патриотической направленности.
Внедрение новых форм методической и воспитательной направленности.
Увеличение количества учащихся, участвующих в исследовательской работе, различных конкурсах и олимпиадах.
Укрепление сотрудничества с общественными организациями, учреждениями, семьями учащихся, укрепление связи поколений.
Результаты работы учащиеся могут представить на выставках, фестивалях, краеведческих слетах, научных конференциях, в публикациях прессы, на уроках и классных часах, родительских собраниях.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа воспитания "Моя малая Родина"
Данная программа рассчитана на 5 лет. Прилагается план мероприятий на каждый год...
Программа кружка «Моя малая родина. Кайбицкий район - Надеждино»
Программа географического кружка "Моя малая Родина. Кайбицкий район - Надеждино" предназначена для учащихся 8-9 класса, рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Конспект проведения занятий в 3 группе по теме: Прогулки в Парке культуры и отдыха автозавода «ЗОЖ и ОБЖ» к программе реабилитации «Моя малая родина»
Конспект проведения прогулки в 3 группе по теме: «История, литература, спортивные тренажёры и деревья в парке» Цель: Создать условия для позитивного отношения к истории и природ...
Рабочая программа. Кружок "Моя малая Родина"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для фо...