Урок географии в 8 классе "Формирование территории России"
методическая разработка по географии (8 класс)
Цели урока:
• Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России, с искусством на примере творчества В.И. Сурикова – мастера масштабных исторических полотен.
• Выяснить, как заселялась территория России.
• Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
• Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 8 классе
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Учитель географии МОУ «СОШ с. Шумейка»
Полякова Наталия Викторовна
Цели урока:
• Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России, с искусством на примере творчества В.И. Сурикова – мастера масштабных исторических полотен.
• Выяснить, как заселялась территория России.
• Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
• Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.
Практикум.
Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
Работа с атласом и контурной картой.
Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4 и картами (рис. 11 и 12 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.
Ход урока
Актуализация знаний
- Покажите на карте крайние точки России.
- Покажите на карте страны, граничащие с Россией.
- Тест по теме «Россия на карте часовых поясов»
- На территории России часовых зон:
а) 12; б) 11; в) 24; г) 9.
- Границы часовых зон проводят:
а) по меридианам;
б) по границам субъектов РФ;
в) по крупным природным рубежам;
г) по параллелям.
- Большая разница во времени на территории России определяется:
а) большой протяженностью страны с запада на восток;
б) большой протяженностью страны с севера на юг;
в) сложностью рельефа;
г) большой протяженностью морских границ страны.
- Разница во времени между западными и восточными субъектами России составляет:
а) 11 ч; б) 9 ч; в) 8 ч; г) 5 ч.
- Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.
1) Республика Карелия
2) Свердловская область
3) Забайкальский край
Ответ: 321
Изучение нового материала:
Эпиграфом к уроку могут стать слова историка, географа, писателя Владимира Игоревича Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».
Название темы нашего урока есть в словах этого человека. О чем мы сегодня будем говорить?
Откройте учебник на с. 32 (рис. 11) Формирование территории России (XIV - начало XX в.)
- Как начиналось освоение новых земель? (Анализ карты)
Работа с учебником и картами атласа по группам.
1-я группа – присоединение восточных территорий.
2-я группа – присоединение южных территорий.
3-я группа – закрепление на Дальнем Востоке.
Можно групповую работу построить по рядам, по вариантам (на усмотрении учителя)
В процессе работы, а затем во время выступления каждой группы заполняется таблица, раскрывающая вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России. Используются мини-сообщения учащихся о первопроходцах на основе опережающих заданий (у учащихся таблица на парте)
ФИО | Годы жизни | Исследуемая территория | Основной вклад в развитие географии |
Ермак | 1532-1585 | К востоку от Уральских гор | Быстрое освоение и заселение Сибири (1581-1584). |
Иван Москвитин | Ок. 1603-1671 | Дальний Восток | В 1639 достиг (открыл) берега Охотского моря. |
Василий Поярков | До 1610 – после 1667 | Сибирь | Прошел из Якутска по рекам Лена и Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, собрал ценные сведения о народах, живших по берегам Амура. |
Ерофей Павлович Хабаров | 1603-1671 | Дальний Восток | В 1649-1653 гг. экспедиция в Приамурье, изучал земли вдоль Амура и составил их карты. |
Семён Дежнёв и Федот Попов | Ок. 1605 – 1673 год рожд. неизвестен – 1648 или позже | Дальний Восток | В 1648 г. достигли Тихого океана, осуществили плавание вдоль Чукотского полуострова и открыли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Но записка с донесением об открытии пролива затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь спустя 88 лет – в 1736 году. Во время бури корабли Федота Попова и Семена Дежнева потеряли друг друга. Попов и его команда высадили на полуострове Камчатка и там зазимовали, поэтому считается, что этот п-ов открыл именно Ф. Попов. |
Владимир Атласов | 1662-1711 | Дальний Восток | В 1695-1697 экспедиция на Камчатку. Подробно описал природу этого края и его коренное население. |
Витус Беринг | 1681-1741 | Дальний Восток | Датчанин по происхождению, 37 лет провёл на морской службе в России, участвуя в создании русского флота. Возглавлял Первую (1725-1729 гг.) и Вторую (1733-1743) Камчатские экспедиции. Погиб на острове во время зимовки в 1741 г. |
Семен Челюскин | Ок. 1700 - 1764 | Побережье Северного Ледовитого океана | В 1742 г. составил карту побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до Колымы. Нанес на карту крайнюю северную точку, названную впоследствии его именем. |
- Чем закончился период расширения территории государства? (рассказ учащихся)
Закрепление нового материала
- Посмотрите на картину. Какое событие она изображает? (Покорение Сибири Ермаком)
- Кто автор этой картины? (Русский живописец Василий Иванович Суриков.)
- Работа над картиной началась в 1891 и завершилась в 1895 году. Сюжетом картины является решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году.
(Как вариант – картину можно предложить на след. уроке на этапе актуализации знаний)
Учащиеся выполняют задание 1 контурной карты (практикум).
(На этом этапе можно включить вопросы краеведческого плана, н-р, посмотрите, в каком году был основан г. Саратов? Отметьте это контурной карте. Кто основал город? Если обучающиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель сам может рассказать)
- История, география и живопись соединились сегодня на уроке, чтобы не только дать представление, но и понять, как сложно, порой яростно шло формирование территории России.
Рефлексия: оценить свою работу на уроке, что дал вам этот урок?
Домашнее задание:
(обязательное) § 4; с. 32 ответить на вопрос к карте.
(по желанию) Проанализировать слова ученых, высказать свое мнение по поводу справедливости этих высказываний. Какое из высказываний вам ближе и почему?
Географ В. В. Покшишевский отмечал, что «…в своих переселениях наш народ прошел многие муки, но для его великого географического пути не было характерно то ощущение расставания с Отчизной, какое знала иностранная зарубежная миграция».
Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».
Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»
(Высказывания напечатаны на листочках вместе с таблицей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии "Острова и полуострова России"
Цели: Закрепить в сознании учащихся географические понятия остров, полуостров. Совершенствовать навыки работы с карт...
Урок географии. Тема: Структура хозяйства России
Урок разработан для учащихся 9 классов в соответствии с рабочей программой на 2012-2013 учебный год....
Разработка урока географии по теме "Реки России"
Разработка урока географии в 6 классе...
Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"
Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...
Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России
Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)Присоединение Крымского полуострова к территории РФПодготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска Демещук Светлана Але...
Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.
Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....
Разработка к уроку по географии "Особенности рельефа территории России" 8 класс.
Презентационная работа к уроку по географии в 8 классе "Особенности рельефа территории России"Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.Цель урока: выявить основные особен...