Урок географии в 8 классе "Формирование территории России"
методическая разработка по географии (8 класс)

Полякова Наталия Викторовна

Цели урока:

      • Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России, с искусством на примере творчества В.И. Сурикова – мастера масштабных исторических полотен.

      • Выяснить, как заселялась территория России.

      • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.

      • Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.

     
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Учитель географии МОУ «СОШ с. Шумейка»

Полякова Наталия Викторовна

Цели урока:

      • Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России, с искусством на примере творчества В.И. Сурикова – мастера масштабных исторических полотен.

      • Выяснить, как заселялась территория России.

      • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.

      • Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.

     
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.
     

Практикум. 
Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Работа с атласом и контурной картой.

     
Способы действия учащихся:
вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4 и картами (рис. 11 и 12 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.

Ход урока

Актуализация знаний

  1. Покажите на карте крайние точки России.
  2. Покажите на карте страны, граничащие с Россией.
  3. Тест по теме «Россия на карте часовых поясов»
  1. На территории России часовых зон:

а) 12;        б) 11;                в) 24;                г) 9.

  1. Границы часовых зон проводят:

а) по меридианам;

б) по границам субъектов РФ;

в) по крупным природным рубежам;

г) по параллелям.

  1. Большая разница во времени на территории России определяется:

а) большой протяженностью страны с запада на восток;

б) большой протяженностью страны с севера на юг;

в) сложностью рельефа;

г) большой протяженностью морских границ страны.

  1. Разница во времени между западными и восточными субъектами России составляет:

а) 11 ч;        б) 9 ч;        в) 8 ч;        г) 5 ч.

  1. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.

1) Республика Карелия

2) Свердловская область

3) Забайкальский край

Ответ: 321

Изучение нового материала:

Эпиграфом к уроку могут стать слова историка, географа, писателя Владимира  Игоревича Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».

Название темы нашего урока есть в словах этого человека. О чем мы сегодня будем говорить?

Откройте учебник на с. 32 (рис. 11) Формирование территории России (XIV -  начало XX в.)

- Как начиналось освоение новых земель? (Анализ карты) 

Работа с учебником и картами атласа по группам.

1-я группа – присоединение восточных территорий.

2-я группа – присоединение южных территорий.

3-я группа – закрепление на Дальнем Востоке.

Можно групповую работу построить по рядам, по вариантам (на усмотрении учителя)

В процессе работы, а затем во время выступления каждой группы заполняется таблица, раскрывающая вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России. Используются мини-сообщения учащихся о первопроходцах на основе опережающих заданий (у учащихся таблица на парте)

ФИО

Годы жизни

Исследуемая территория

Основной вклад в развитие географии

 Ермак

1532-1585

К востоку от Уральских гор

Быстрое освоение и заселение Сибири (1581-1584).

Иван Москвитин

Ок. 1603-1671

Дальний Восток

В 1639 достиг (открыл) берега Охотского моря.

Василий Поярков

До 1610 – после 1667

Сибирь

Прошел из Якутска по рекам Лена и Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, собрал ценные сведения о народах, живших по берегам Амура.

Ерофей Павлович Хабаров

1603-1671

Дальний Восток

В 1649-1653 гг. экспедиция в Приамурье, изучал земли  вдоль Амура и составил их карты.

Семён Дежнёв и

Федот Попов

Ок. 1605 – 1673

год рожд. неизвестен – 1648 или позже

Дальний Восток

В 1648 г. достигли Тихого океана, осуществили плавание вдоль Чукотского полуострова и открыли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Но записка с донесением об открытии пролива затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь спустя 88 лет – в 1736 году.

Во время бури корабли Федота Попова и Семена Дежнева потеряли друг друга. Попов и его команда высадили на полуострове Камчатка и там зазимовали, поэтому считается, что этот п-ов открыл именно Ф. Попов.

Владимир Атласов

1662-1711

Дальний Восток

В 1695-1697 экспедиция на Камчатку. Подробно описал природу этого края и его коренное население.

Витус Беринг

1681-1741

Дальний Восток

Датчанин по происхождению, 37 лет провёл на морской службе в России, участвуя в создании русского флота. Возглавлял Первую (1725-1729 гг.) и Вторую (1733-1743) Камчатские экспедиции. Погиб на острове во время зимовки в 1741 г.

Семен Челюскин

Ок. 1700 - 1764

Побережье Северного Ледовитого океана

В 1742 г. составил карту побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до Колымы. Нанес на карту крайнюю северную точку, названную впоследствии его именем.

- Чем закончился период расширения территории государства? (рассказ учащихся)

Закрепление нового материала

- Посмотрите на картину. Какое событие она изображает? (Покорение Сибири Ермаком)

- Кто автор этой картины? (Русский живописец Василий Иванович Суриков.)

- Работа над картиной началась в 1891 и завершилась в 1895 году. Сюжетом картины является решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году.

(Как вариант – картину можно предложить на след. уроке на этапе актуализации знаний)

Учащиеся выполняют задание 1 контурной карты (практикум).

(На этом этапе можно включить вопросы краеведческого плана, н-р, посмотрите, в каком году был основан г. Саратов? Отметьте это контурной карте. Кто основал город? Если обучающиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель сам может рассказать)

- История, география и живопись соединились сегодня на уроке, чтобы не только дать представление, но и понять, как сложно, порой яростно шло формирование территории России.

Рефлексия: оценить свою работу на уроке, что дал вам этот урок?

Домашнее задание:

(обязательное) § 4; с. 32 ответить на вопрос к карте.

(по желанию) Проанализировать слова ученых, высказать свое мнение по поводу справедливости этих высказываний. Какое из высказываний вам ближе и почему?

Географ В. В. Покшишевский отмечал, что «…в своих переселениях наш народ прошел многие муки, но для его великого географического пути не было характерно то ощущение расставания с Отчизной, какое знала иностранная зарубежная миграция».

Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «...в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».

Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»

(Высказывания напечатаны на листочках вместе с таблицей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Острова и полуострова России"

Цели:  Закрепить в сознании учащихся географические понятия остров, полуостров.            Совершенствовать навыки  работы с карт...

Урок географии. Тема: Структура хозяйства России

Урок разработан для учащихся 9 классов в соответствии с рабочей программой на 2012-2013 учебный год....

Разработка урока географии по теме "Реки России"

Разработка урока географии в 6 классе...

Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"

Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...

Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России

Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)Присоединение Крымского полуострова к территории РФПодготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска  Демещук Светлана Але...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....

Разработка к уроку по географии "Особенности рельефа территории России" 8 класс.

Презентационная работа к уроку по географии в 8 классе "Особенности рельефа территории России"Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.Цель урока: выявить основные особен...