Разработка урока географии по теме "Реки России"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Тихомирова Зинаида Андреевна

Разработка урока географии в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinaida_andreevna.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Плоскошская средняя общеобразовательная школа

Урок географии в 6 классе

Реки России

Выполнил: Тихомирова З.А.- учитель

биологии и химии

Цели:

Образовательные

  1. Сформировать представление о реке, её частях.
  2. Показать различные и сходные черты рек.
  3. Научить давать характеристику реки по карте.

Воспитательные

  1. Воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой край.
  2. Привитие любви к литературе.

Развивающие

  1. Продолжить развитие умения сравнивать, приводить примеры.
  2. Формировать умение работать с дополнительной литературой.

Оборудование:

Карты полушарий и России, таблицы речной системы, схемы образования водопада и порога, атласы, контурные карты.

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Работа по теме урока

На доске записаны вопросы, ответы на которые необходимо дать в течение урока:

- Что называется рекой?

- Что такое исток реки и устье?

- Что называется долиной реки?

- Что такое русло реки?

- Что называется речной системой?

- Что называется бассейном, водоразделом?

- Чем отличается горная река от равнинной?

- Как образуются водопады и пороги?

- Что такое питание реки?

- Какое бывает питание?

1. Рассказ учителя о реках, их значении.

В. Ключевский так описывал отношение русского человека к рекам: «На он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку… В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга-матушка, Амур-батюшка, Цна- голубка, Енисей-богатырь, Ока-красавица».

Много стихов, рассказов, легенд сложено о реках.

Нудоль – речушка чуть шире, чем лапоть.

То ли ей течь, то ли ей капать,

Но в половодье бывает такое –

Кажется Нудоль солидной рекою.

Издали речку родную почуя,

К ней устремляются вешние струи,

С лепетом детским бегут ручейки

Нудоль довольна – силы в излишке.

Нудоль кичится, волну подымая.

На берег лезет, деревья качая.

Впрочем, недолги раздолье и удаль:

Лето – и спит, успокоившись, Нудоль…

Спит, а вокруг, наклонясь над водою,

Шепчутся вербы о чем-то с ольхою.

Тихо и жарко. Летают стрекозы.

Спи, озорница, - не речка, а слёзы.

                                                        И.И.Ландо «Нудоль – речка подмосковная»

2.Формирование понятия река и речная долина. Работа с таблицей «Речная долина».

3. Части речной долины.

а) русло – углубление, по которому постоянно течёт вода.

б) пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время половодья.

4. Работа с учебником (сравнение горных и равнинных рек).

5. Работа с текстами стихотворений : М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», С. Маршак «Волга и радуга».

6. Исток – место, где начинается река. Существуют различные истоки:

А) родники – Волга

Б) болота – Днепр

В) ледники – Терек

Г) озёра – Ангара

7. Притоки реки

Левые                 правые

8. Устье – место впадения реки в водоём.

Река  озеро  море океан

- Найдите устье рек: Волга, Сев. Двина, Днепр, Енисей, Ангара, Амазонка, Нил.

Вывод: речная система – река со всеми притоками.

9. Определите, к какой речной системе относится р. Серёжа Тверская обл., Торопецкий р-он, п.Плоскошь, её исток и устье.

10. Формирование понятия «Бассейн реки» и водораздел. (работа с учебником)

11. Самостоятельная работа об-ся.

Используя схемы порога и водопада, сформулируйте данные понятия.

12. Работа с картой.

- найдите на карте водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

 13. Питание реки:

Смешанное – Волга

Ледниковое – Терек

Дождевое – Амазонка

Подземное – реки пустынь.

14. Режим реки.

А) Половодье – наивысший уровень воды в реке (с половодьем связано наводнение)

Ужасный день!

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури…

                          А.С.Пушкин «Медный всадник»

Б) Паводок – краткосрочный подъём воды.

В.Г.Короленко «Река играет»

В)межень – самый низкий уровень воды.

Серёжа

Бежит она, камни тревожа,

Лаская водой краснотал

И кто так любовно Серёжа –

Обычную речку назвал?

И как и когда это было

Не знаю, но верю в одно

Она его здесь полюбила

На этом просторе давно.

И был он всегда ей дороже,

И жить без него не могла,

И именем нежным – Серёжа

Девчонка реку нарекла.

Наверно, до самозабвенья

И он ту девчонку любил.

Река отражает растенья,

Кустарник густой чернобыл.

Дорогой извилистой.

Дорогой, беря за верстою версту,

Бежит она где-то за Волгой,

Неся по земле красоту.

И где, кроме нашей России,

Ещё есть такая страна,

Чтоб реки раздольно носили

Влюблённых людей имена?

15. Хозяйственное значение рек.

16. Викторина по рекам.

Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Нанести на контурную карту географические объекты, называемые в ходе урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Разработка урока географии в 8 классе "Животный мир России"

Разработка урока географии в 8 классе "Животный мир России"...

Методическая разработка урока географии по теме: "Центральная Россия"

Гостеприимство, любовь к родной земле, к природе, почитание традиций – вот бесценное богатство народа, населяющего Республику Тыва. Кызыл располагает гостиницами, современными кафе, рестор...

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Государственная территория России"

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода по программе "География 6-9 классы" В. П. Дронова. На уроке используется одноименная презентация....

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.

Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...