Урок географии. Тема: Структура хозяйства России
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Урок разработан для учащихся 9 классов в соответствии с рабочей программой на 2012-2013 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_geografii_stuktura_hozyaystva.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Е.Г.Леонтьева
Урок №26
Тема: Структура хозяйства России
Цели урока:
- Сформировать представление о структуре хозяйства России, ее неоднозначности.
- Продолжить формирование умения осуществлять информационно-смысловой анализ текста и передавать информацию в сжатом виде.
- Формировать умение применять полученные знания о структуре хозяйства России для решения проблемных задач и задач прикладного характера (определение структуры хозяйства города по занятости родителей).
- Продолжить формирование умения выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном и письменном виде.
- Продолжить формирование умения оценивать изученный материал (с позиции личной значимости) и свои достижения.
Тип урока – урок изучение нового материала
Вид урока – урок-диалог
Формы обучения – фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: учебник географии для 9 кл. А.И. Алексеева, параграф 26, дополнительный материал (статья из энциклопедии для детей «Прогресс или иллюзия прогресса»), Диаграммы занятости родителей и самих учащихся в будущем, построенные учащимися
( инд. домашнее задание), схема для отработки понятий «отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности», «межотраслевой комплекс», памятки по самооценке компетентности на уроке.
Ход урока
Модуль учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Приветствие. Организация деятельности Метод постановки задач | Организует беседу, нацеленную на актуализацию знаний по теме «Хозяйство России». Подводит к необходимости изучения структуры хозяйства | Отвечают на вопросы, вспоминают название раздела, темы, изученной ими ранее. Определяют, есть ли у них представление о хозяйстве России, полное оно или нет. Принимают предложение учителя. |
Организует целеполагание по теме, отбор способов и форм деятельности. | Формулируют цель деятельности Отбирают способы и формы деятельности | |
2 Изучение нового материала Программированный метод Объяснительно-иллюстративный метод | Определяет объем самостоятельной работы по изучению структуры хозяйства (интериоризация – погружение в содержание –индивидуально – фронтальная работа) | Самостоятельно изучают материал, используя выбранный способ (предпочтительно -информационно-смысловой анализ текста) |
Обозначает момент экстериоризации – обмен полученной информацией. Выслушивает ответы учащихся, задает вопросы на проверку понимания смысла высказывания. Предлагает остановить внимание на понятии «межотраслевой комплекс», организует закрепление с помощью схемы, заготовленной заранее. | Сообщают выводы, полученные путем информационно-смыслового анализа текста. Предполагаемые ответы 1.Структура хозяйства, или состав, строение хозяйства, определяется по доле занятых в отраслях. 2. В России до 1970-х годов продолжался рост занятых в промышленности за счет уменьшения занятости в с/х, а также увеличение доли отраслей третичного сектора 3. Другой подход к разделению хозяйства на составные части – выделение межотраслевых комплексов – групп взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга. 4. Отраслевая структура промышленности – соотношение между различными отраслями по стоимости продукции или по стоимости основных производственных фондов, постоянно меняется. Доля одних отраслей возрастает, других – уменьшается. 5. Главный фактор изменений –технический прогресс. | |
Организация развивающей деятельности Проблемный метод | Нацеливает на подведение итогов самостоятельной работы, предлагает передать информацию в сжатом виде. Предлагает проблемные вопросы для размышления над изученным: Итак, представленный в учебнике материал о структуре хозяйства навел меня на размышления. 1.Мы рассматриваем структуру хозяйства России, но ведь оно, хозяйство, складывается из хозяйства отдельных территорий. Хотелось бы узнать, какова структура хозяйства или соотношение занятых в отраслях нашего города? А вам это интересно? 2. Структуру современного хозяйства мы можем представить по данным учебника и местным данным, а какой будет структура хозяйства в будущем, если предположить, что структура зависит от выбора профессии людьми, например, вами? 3. И, наконец, изменение структуры хозяйства, связанное с НТП- это хорошо или как посмотреть? Другими словами, что мы имеем сегодня - прогресс или иллюзию прогресса? | Передают информацию в сжатом виде Слушают вопросы, готовятся защищать проекты, выражать свою точку зрения. . |
Применение знаний Моделирование, графический метод Создание устных и письменных суждений | Направляет работу класса на осмысление затронутых проблем, дискуссию, предложение решений | Защищают проекты: 1. «Занятость родителей или микроструктура хозяйства города» 2. «Структура хозяйства в будущем зависит и от меня». Высказывают точку зрения на факты, изложенные в статье «Прогресс или иллюзия прогресса» |
Организация деятельности по подведению итогов Метод самооценки | Направляет работу класса на подведение итогов по изученному материалу | Работают с памяткой по самооценке компетентности Оценивают изученное с позиций
|
По овладению компетенциями | Используют алгоритм самооценки компетентности
Сегодня на уроке мне удалось/ пока не удалось (указать конкретно, что удалось, что пока не удалось)
| |
Организация домашней деятельности | Предлагает Записать сжатое изложение материала по теме (3 – 4 предложения), Устно ответить на вопросы самооценки после параграфа 26, А также на вопрос - о чем стоит задуматься выпускнику школы, рассматривая структуру хозяйства страны? | Записывают дом. задание, Выясняют для себя детали выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ 9-ОГО КЛАССА (ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: А.И.АЛЕКСЕЕВ В.В.НИКОЛИНА «ГЕОГРАФИЯ: НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ»
Для индивидуальной работы....
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
Контрольная работа по географии 8 класса "Хозяйство России"
данная работа составлена на основании пройденного материала по теме "хозяйство России", в работу включены разные виды заданий как с выбором ответв в виде теста, так и задания с открытым ответом....
зачёт по географии 9 класс "Хозяйство России "
зачёт по теме в форме тестов...
Рабочая программа по географии. Население и хозяйство России. 9 класс.
Методическая разработка по географиии для 9 классов общеобразовательных учреждений. Учебник Е.М. Домогацких....
Контрольная работа по географии 9 класс "Хозяйство России"
Контрольная работа по географии 9 класс "Хозяйство России"...