Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подробный конспект урока географии 7 класс для коррекционной школы 8 вида | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Население России. Народы России.
- познакомить учащихся с разными народами, заселяющими современную Россию
- развивать интерес к культуре народов России.
- Корригировать усидчивость, внимание, мышление.
- воспитывать терпимость к другим национальностям, любовь к своей Родине.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением;
- Я попрошу поморгать глазками тех, кто готов к уроку.
-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;
-Хлопните в ладоши, если вы не любите ругаться, конфликтовать и спорить;
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
- Похлопайте по плечу если вы живете в Японии.
2. Актуализация ранее изученного.
- А в каком государстве вы живете? Столица России?
-Наша страна делится на автономии, области, округа, края, республики. А где мы с вами живем?
- Ставропольский край большой и его поделили на районы. Мы в каком районе живем?
- Предгорный район тоже большой, и населенных пунктов там много. Наша школа в каком населенном пункте находится?
- Хорошо, это вы знаете. А сможете ли вы прочитать запутанные мной слова в карточках?
Низменность Плоскогорье
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
и | е | н | з | м | н | с | н | о | т | ь | о | ь | о | е | п | о | л | г | к | р | с |
1 | 2 | 3 | 4 |
и | е | к | р |
Горы Озёра Реки
1 | 2 | 3 | 4 | |
ы | о | р | г | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | о | ё | р | з |
Граница Острова
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а | р | ц | а | г | и | н |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
а | о | с | в | т | р | о |
Полуострова Население
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
а | о | у | о | п | л | с | в | т | р | о |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
е | н | а | н | с | е | и | л | е | ||
Народ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
о | а | д | н | р |
- А кто мне покажет это на карте? А что это за слова? А как вы понимаете слова «народ», «население». Я дала ответственное задание Николаю, найти в толковом словаре слово НАРОД. Давайте посмотрим как справился с этим заданием Николай. Читай.
Народ - население государства, жители страны (нация, национальность, или народность). Или, (Толковый словарь стр. 861).
- Открыли тетради, записали тему урока «Население России. Народы России».
И запишем определение слова «народ»:
- А вы в какой стране живете? ВИДЕО-РОЛИК №1. А народ который живет в России, как будет называться? (россияне). А на каком языке разговаривают россияне? А как будет называться народ, который проживает во Франции? (французы). А на каком языке они будут разговаривать? (Греция, Армения, Америка, Япония, Китай).
- Россия многонациональное государство. Здесь проживают люди разных национальностей, у каждой национальности есть своя культура, своя музыка …- Вот смотрите … видео – №2 .
Каждая национальность разговаривает на своём национальном языке, готовит национальные блюда, празднует свои национальные праздники. У каждой национальности ещё есть свои промыслы.
А что у нас общего? На этот вопрос давайте вы ответите прослушав следующее стихотворение!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
- Так что общего у нас у всех народов в России? (РОДИНА).
- А какие национальности проживают в нашей стране? А в какой части России они живут?
Рассказ учителя с демонстрацией картинок на слайдах.
- Большинство жителей России составляют русские.
Русские, украинцы и белорусы живут в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. У русского народа есть своя национальная одежда. Русский народ всегда славился хлебосольством. Это произошло от слов «хлеб» и «соль», с хлебом и солью встречали гостей. На столе были каши, блины, пироги.
В России отмечают множество различных праздников.
Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица и Пасха!
Масленицу отмечают всегда с блинами. Русские жили большими семьями в избах, хоромах. Национальным промыслом этого народа считается: резьба по дереву, охота, рыболовство, кружевоплетение, вышивание и многое другое, народ без дела не сидит.
Запись в тетрадях: Европейская часть России - русские, украинцы, белорусы.
На юге в степях и полупустынях живут калмыки, а в горах – многочисленные народы Сев. Кавказа: адыгейцы, кабардинцы, балкарцы, черкесы, лезгины, аварцы, чеченцы, ингуши, осетины и другие. Это очень гостеприимные народы с высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, большой приверженностью национальным традициям. Народы любят заниматься сельским хозяйством: выращивают виноград, разные фрукты и овощи. Также население занимается охотой, рыбалкой, животноводством.
Внешний вид людей (одежда, прическа, украшения и оружие) играет важную роль в традиционной культуре общения и поведения народов Северного Кавказа. Традиционный мужской костюм по всему региону практически одинаков. Он включает в себя такие общие элементы, как бешмет, надеваемую поверх него черкеску, бурку, папаху.
Женский костюм обладает гораздо бóльшим локальным разнообразием, но повсеместно в нем должны соблюдаться некоторые общие принципы — одежда должна закрывать все участки тела, особенно волосы на голове. «Мужчины — черкесы носили головной убор в любое время года и в любом месте, снимали его только на ночь, ложась в постель. Головной убор был олицетворением мужского достоинства, и сбивание его с головы вызывало оскорбление, которое смывалось только кровью». Распространенные блюда кавказкой кухни: долма, шашлык, восточные сладости.
Запись в тетрадях: Сев. Кавказ - адыгейцы, кабардинцы, балкарцы, черкесы, лезгины, аварцы, чеченцы, ингуши, осетины, дагистанцы и другие.
Физ. минутка. (Выполнять национальные движения под национальную музыку).
На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор живут: татары, чуваши, башкиры, мордва, марийцы и другие народы. Традиционное одеяние татар отличается пошивом из материи домашнего изготовления. Головным убором для мужчин служит тюбетейка. В холодное время года поверх неё надевалась стеганая шапка. Женские головные уборы крайне разнообразны. Также женщины-татарки носили большое количество украшений, таких как: браслеты, украшения из монет, серьги и многое другое. Песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Основными из них считаются кубыза и курай. Рядом с татарами проживают башкиры и чуваши. Когда то давно предки этих народов говорили на одном языке - тюркском, поэтому сейчас ученые называют татарский, башкирский и чувашский языки тюркскими. Удмурты, марийцы, мордва, карелы – родственные по языку народы, говорят на финно-угорском языке.
Какие татарские праздники вы знаете? (сабантуй, курбан байрам )
Запись в тетрадях: На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор живут: татары, чуваши, башкиры, мордва, марийцы.
В Сибири и на Дальнем востоке живут:эвенки, буряты, якуты, нанайцы, ханты, манси. На Севере европейкой части России проживают карелы и народ коми. Вдоль побережья Сев. Ледовитого океана живут ненцы, чукчи.
К традиционной деятельности народов Сибири и Дальнего Востока относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство, охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормят и одевают, обеспечивают семьи всем необходимым.
Традиционные формы религии народов Севера были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя. Народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева и костей животных. Они знали множество приемов резьбы и росписи. Распространенная пища это строганина из рыбы, сибирские пельмени, чай.
Люди освоили и живут на одном из неуютных мест на земле. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает. Основным видом занятий является оленеводство. Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом.
Народ –чукчи. У них тоже своя национальная одежда, свои обычаи и традиции.
Живут они в ярангах, ездят на оленях.
Яранг- шатер в виде усеченного конуса. Используется как переносное жилище.
25 слайд Чукчи, в основном, употребляют в пищу — мясо оленя, рыбу. Мясо и рыбу едят без гарнира, с хлебом.
Очень любят крепкий чай, который пьют в большом количестве.
Популярны национальные блюда — строганина из мяса и рыбы, юкола (сухая несоленая рыба, пельмени с бульоном, супы.
Жители Севера – творческие люди. Их самобытный талант ярко проявился в резьбе по кости. Из клыков моржей они изготавливают необходимые для охоты гарпуны и ножи, мастерски вырезают скульптуры животных. Чукотские и эскимосские женщины тоже не сидят, сложа руки. Они надевают всю семью, шьют одежду, занимаются разделкой туши убитого зверя, выделкой шкуры. Одежду и утварь богато украшают меховыми, украшениями из бисера, сшивают подшейным волосом оленя. Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай.
Запись в тетрадях: эвенки, буряты, якуты, ханты, манси, карелы, ненцы, чукчи.
В нашем государстве проживают также народы, которые раньше жили в Советском Союзе: армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, узбеки, таджики и другие. Народы и других стран: поляки, греки, немцы, евреи, китайцы и другие.
Запись в тетрадях: поляки, греки, немцы, евреи, армяне, азербайджанцы, грузины.
- Какие разные эти народы, разные у них языки, одежда, танцы, но что-то же есть у них общее? А что их связывает? (общая родина, живут в одном государстве, в России, значит они россияне, значит все должны ЗНАТЬ И разговаривать на русском языке!!!). Кто хочет стать россиянином обязательно должен знать русский язык! СЛАЙД.
- И самое главное, уважительно относится к людям другой национальности! Даже здесь в классе на нашем уроке есть представители 4 национальностей!
- И как мы относимся друг к другу, как должны относится друг к другу? Ответ на этот вопрос все мы знаем!
- Но я хочу, что бы вы посмотрели следующий видеоролик, которые сняли ребята разных национальностей специально для вас, а учатся они все в одном классе, в одной московской школе. Эти ребята уже изучили тему «Население России» и вот что они уяснили для себя после изучения данной темы! ВИДЕО-РОЛИК №3.
Итог урока.
- Так в России проживает один народ или разные?
Вывод: слово «народ» имеет два разных значения.
В первом значении «народ» – это все люди одного государства (россияне).
Во втором значении «народ» – это люди одной национальности (русский народ, армянский народ, чукотский народ, белорусский народ).
- А что у нас общее? (Родина)
Р | у | с | с | к | и | е | |||
О | с | е | т | и | н | ы | |||
Д | а | г | е | с | т | а | н | ц | Ы |
И | н | г | у | ш | и | ||||
Н | а | н | а | й | ц | ы | |||
А | р | м | я | н | е |
Д/ З: стр. 23-25, классом заполнить контурную карту, и нанести, данные каждому картинки национальностей на ту часть нашего государства, где они проживают.
Рефлексия.
- Вот и прошел еще один урок географии. Я даже и не знаю, получили ли вы новый багаж знаний на уроке? Остались ли вы довольны от полученных знаний? Была ли вам интересна та информация, которую я вам рассказала? Чтобы я это увидела наяву, воспользуюсь-ка я весами. Если «да»-получили новые знания, положите смайлик на правую тарелку весов, а если нет, то на левую. Всего знать невозможно. Но я с вами поделилась своими знаниями. Я надеюсь и вы поделитесь, расскажите о увиденном и услышанном на сегодняшнем уроке.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подравняйтесь,
И с гостями попрощайтесь.
Европейская часть России: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Северный Кавказ и степная зона России: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сибирь, Дальний Восток, Север России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Европейская часть России: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Северный Кавказ и степная зона России: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сибирь, Дальний Восток, Север России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса
Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....
Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"
Открытый урок по географии в классе 9 на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью и естественным движением...
Урок 8 класс. Население России - обобщение и коррекция знаний.
Урок проводился как урок обобщения знаний в 8 классе по теме: "Население России"На уроке можно использовать разные формы работы: как в обязательном варианте, так и может присутствовать вариант выбора ...
Повторительно-обобщающий урок по географии в 8 классе "Население России"
Урок-игра "Население России" для учащихся 8 класса использую для закрепления и обобщения темы " Население России"...
Проверочная работа по географии 9 класс "Население России"
учебно-методический материал...
Урок географии «Численность населения России»
Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем...
Урок по географии в 9 классе "Население России"
Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «есте...