Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Лещенко Инна Васильевна

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Население России. Народы России.

  • познакомить учащихся с разными народами, заселяющими современную Россию
  • развивать интерес к культуре народов России.
  • Корригировать усидчивость, внимание, мышление.
  • воспитывать терпимость к другим национальностям, любовь к своей Родине.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением;

- Я попрошу поморгать глазками тех, кто готов к уроку.

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите ругаться, конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

- Похлопайте по плечу если вы живете в Японии.

2.  Актуализация ранее изученного.

- А в каком государстве вы живете? Столица России?

-Наша страна делится на автономии, области, округа, края, республики. А где мы с вами живем?

- Ставропольский край большой и его поделили на районы. Мы в каком районе живем?

- Предгорный район тоже большой, и населенных пунктов там много. Наша школа в каком населенном пункте находится?  

- Хорошо, это вы знаете. А сможете ли вы прочитать запутанные мной слова в карточках?

Низменность                                                                         Плоскогорье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

и

е

н

з

м

н

с

н

о

т

ь

о

ь

о

е

п

о

л

г

к

р

с

 

1

2

3

4

и

е

к

р

 Горы                                                        Озёра                                                                          Реки

1

2

3

4

ы

о

р

г

1

2

3

4

5

а

о

ё

р

з

 

Граница                                                                                    Острова

1

2

3

4

5

6

7

а

р

ц

а

г

и

н

1

2

3

4

5

6

7

а

о

с

в

т

р

о

  Полуострова                                                                                  Население

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а

о

у

о

п

л

с

в

т

р

о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

е

н

а

н

с

е

и

л

е

 Народ                                                                

1

2

3

4

5

о

а

д

н

р

- А кто мне покажет это на карте? А что это за слова? А как вы понимаете слова «народ», «население». Я дала ответственное задание Николаю, найти в толковом словаре слово НАРОД. Давайте посмотрим как справился с этим заданием Николай. Читай.

Народ -  население государства, жители страны (нация, национальность, или народность). Или, (Толковый словарь стр. 861).

- Открыли тетради, записали тему урока «Население России. Народы России».

И запишем определение слова «народ»:

- А вы в какой стране живете?  ВИДЕО-РОЛИК №1.  А народ который живет в России, как будет называться? (россияне). А на каком языке разговаривают россияне? А как будет называться народ, который проживает во Франции? (французы). А на каком языке они будут разговаривать? (Греция, Армения, Америка, Япония, Китай).

- Россия многонациональное государство. Здесь проживают люди разных национальностей, у каждой национальности есть своя культура,   своя музыка …- Вот смотрите … видео – №2 .  

Каждая национальность разговаривает на своём национальном языке, готовит национальные блюда, празднует свои национальные праздники. У каждой национальности ещё есть свои промыслы.  

 А что у нас общего? На этот вопрос давайте вы ответите прослушав следующее стихотворение!

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один — рыбак с рожденья,

Другой — оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

- Так что общего у нас у всех народов в России?   (РОДИНА).

- А какие национальности проживают в нашей стране? А в какой части России они живут?  

Рассказ учителя с демонстрацией картинок на слайдах.

- Большинство жителей России составляют русские.

 Русские, украинцы и белорусы живут в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. У русского народа есть своя национальная одежда. Русский народ всегда славился хлебосольством. Это произошло от слов «хлеб» и «соль», с хлебом и солью встречали гостей. На столе были каши, блины, пироги.  

В России отмечают множество различных праздников.

Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица и Пасха!

Масленицу отмечают всегда с блинами. Русские жили большими семьями в избах, хоромах. Национальным промыслом этого народа считается: резьба по дереву, охота, рыболовство, кружевоплетение, вышивание и многое другое, народ без дела не сидит.

Запись в тетрадях: Европейская часть России - русские, украинцы, белорусы.

На юге в степях и полупустынях живут калмыки, а в горах – многочисленные народы Сев. Кавказа: адыгейцы, кабардинцы, балкарцы, черкесы, лезгины, аварцы, чеченцы, ингуши, осетины  и другие.  Это очень гостеприимные народы с высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, большой приверженностью национальным традициям. Народы любят заниматься сельским хозяйством: выращивают виноград, разные фрукты и овощи. Также население занимается охотой, рыбалкой, животноводством.

Внешний вид людей (одежда, прическа, украшения и оружие) играет важную роль в традиционной культуре общения и поведения народов Северного Кавказа. Традиционный мужской костюм по всему региону практически одинаков. Он включает в себя такие общие элементы, как бешмет, надеваемую поверх него черкеску, бурку, папаху.

Женский костюм обладает гораздо бóльшим локальным разнообразием, но повсеместно в нем должны соблюдаться некоторые общие принципы — одежда должна закрывать все участки тела, особенно волосы на голове. «Мужчины — черкесы носили головной убор в любое время года и в любом месте, снимали его только на ночь, ложась в постель. Головной убор был олицетворением мужского достоинства, и сбивание его с головы вызывало оскорбление, которое смывалось только кровью». Распространенные блюда кавказкой кухни: долма, шашлык, восточные сладости.

Запись в тетрадях: Сев. Кавказ - адыгейцы, кабардинцы, балкарцы, черкесы, лезгины, аварцы, чеченцы, ингуши, осетины, дагистанцы  и другие.

Физ. минутка. (Выполнять национальные движения под национальную музыку).

На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор живут: татары, чуваши, башкиры, мордва, марийцы и другие народы. Традиционное одеяние татар отличается пошивом из материи домашнего изготовления. Головным убором для мужчин служит тюбетейка. В холодное время года поверх неё надевалась стеганая шапка. Женские головные уборы крайне разнообразны. Также женщины-татарки носили большое количество украшений, таких как: браслеты, украшения из монет, серьги и многое другое. Песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Основными из них считаются кубыза и курай. Рядом с татарами проживают башкиры и чуваши. Когда то давно предки этих народов говорили на одном языке - тюркском, поэтому сейчас ученые называют татарский, башкирский и чувашский языки тюркскими. Удмурты, марийцы, мордва, карелы – родственные по языку народы, говорят на финно-угорском языке.

Какие татарские праздники вы знаете? (сабантуй, курбан байрам )

Запись в тетрадях: На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор живут:   татары, чуваши, башкиры, мордва, марийцы.

В Сибири и на Дальнем востоке живут:эвенки, буряты, якуты, нанайцы, ханты, манси.  На Севере европейкой части России проживают карелы и народ коми. Вдоль побережья Сев. Ледовитого океана живут ненцы, чукчи.

К традиционной деятельности народов Сибири и Дальнего Востока относятся: животноводство, пчеловодство, рыболовство, охота, земледелие, разведение и переработка лекарственных растений, художественные промыслы, строительство традиционных жилищ. Реки, в первую очередь Амур, и окружающая тайга кормят и одевают, обеспечивают семьи всем необходимым.

Традиционные формы религии народов Севера были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя. Народы Приамурья — виртуозы художественной обработки дерева и костей животных. Они знали множество приемов резьбы и росписи. Распространенная пища это строганина из рыбы, сибирские пельмени, чай.

 

Люди освоили и живут на одном из неуютных мест на земле. Они живут в согласии с окружающей природой и бережно относятся к тому, что она им дает. Основным видом занятий является оленеводство. Помимо выпаса оленей коренные жители зимой охотятся на песца, росомаху, зайца, добывают белых куропаток, уток и гусей. Рыбу ловят в основном летом.

Народ –чукчи. У них тоже своя национальная одежда, свои обычаи и традиции.

Живут они в ярангах, ездят на оленях.

Яранг- шатер в виде усеченного конуса. Используется как переносное жилище.

25 слайд Чукчи, в основном, употребляют в пищу — мясо оленя, рыбу. Мясо и рыбу едят без гарнира, с хлебом.

Очень любят крепкий чай, который пьют в большом количестве.

Популярны национальные блюда — строганина из мяса и рыбы, юкола (сухая несоленая рыба, пельмени с бульоном, супы.

Жители Севера – творческие люди. Их самобытный талант ярко проявился в резьбе по кости. Из клыков моржей они изготавливают необходимые для охоты гарпуны и ножи, мастерски вырезают скульптуры животных. Чукотские и эскимосские женщины тоже не сидят, сложа руки. Они надевают всю семью, шьют одежду, занимаются разделкой туши убитого зверя, выделкой шкуры. Одежду и утварь богато украшают меховыми, украшениями из бисера, сшивают подшейным волосом оленя. Основная пища кочевых оленеводов – мясо оленей (в сыром и соленом виде), рыба. Излюбленный напиток – чай.

Запись в тетрадях: эвенки, буряты, якуты, ханты, манси, карелы, ненцы, чукчи.

В нашем государстве проживают также народы, которые раньше жили в Советском Союзе: армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, узбеки, таджики и другие. Народы и других стран: поляки, греки, немцы, евреи, китайцы и другие.

Запись в тетрадях: поляки, греки, немцы, евреи, армяне, азербайджанцы, грузины.

     - Какие разные эти народы, разные у них языки, одежда, танцы, но что-то же есть у них общее? А что их связывает? (общая родина, живут в одном государстве, в России, значит они россияне, значит все должны ЗНАТЬ И разговаривать на русском языке!!!). Кто хочет стать россиянином обязательно должен знать русский язык! СЛАЙД.

- И самое главное, уважительно относится к людям другой национальности! Даже здесь в классе на нашем уроке есть представители 4 национальностей!

- И как мы относимся друг к другу, как должны относится друг к другу? Ответ на этот вопрос все мы знаем!

-  Но я хочу, что бы вы посмотрели следующий видеоролик, которые сняли ребята разных национальностей специально для вас, а учатся они все в одном классе, в одной московской школе. Эти ребята уже изучили тему «Население России» и вот что они уяснили для себя после изучения данной темы!      ВИДЕО-РОЛИК №3.

Итог урока.

- Так в России проживает один народ или разные?

Вывод: слово «народ» имеет два разных значения.

В первом значении «народ» – это все люди одного государства (россияне).

Во втором значении «народ» – это люди одной национальности (русский народ, армянский народ, чукотский народ, белорусский народ). 

- А что у нас общее? (Родина)

Р

у

с

с

к

и

е

О

с

е

т

и

н

ы

Д

а

г

е

с

т

а

н

ц

Ы

И

н

г

у

ш

и

Н

а

н

а

й

ц

ы

А

р

м

я

н

е

Д/ З: стр. 23-25, классом заполнить контурную карту, и нанести, данные каждому картинки национальностей на ту часть нашего государства, где они проживают.

Рефлексия.

- Вот и прошел еще один урок географии. Я даже и не знаю, получили ли вы новый багаж знаний на уроке? Остались ли вы довольны от полученных знаний? Была ли вам интересна та информация, которую я вам рассказала? Чтобы я это увидела наяву, воспользуюсь-ка я весами. Если «да»-получили новые знания, положите смайлик  на правую тарелку весов, а если нет, то на левую.   Всего знать невозможно. Но я с вами поделилась своими знаниями. Я надеюсь и вы поделитесь, расскажите о увиденном и услышанном на сегодняшнем уроке.

Вот уже звенит звонок!

Встаньте, подравняйтесь,

И с гостями попрощайтесь.

Европейская часть России: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Северный Кавказ и степная зона России: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сибирь, Дальний Восток, Север России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Европейская часть России: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Северный Кавказ и степная зона России: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На берегах Волги и на Западных склонах Уральских гор: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сибирь, Дальний Восток, Север России ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Урок 8 класс. Население России - обобщение и коррекция знаний.

Урок проводился как урок обобщения знаний в 8 классе по теме: "Население России"На уроке можно использовать разные формы работы: как в обязательном варианте, так и может присутствовать вариант выбора ...

Повторительно-обобщающий урок по географии в 8 классе "Население России"

Урок-игра "Население России" для учащихся 8 класса использую для  закрепления и обобщения темы " Население России"...

Урок географии «Численность населения России»

Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем...

Урок по географии в 9 классе "Население России"

Изучение особенностей воспроизводства населения, демографической ситуации. Определить численность населения России; сформулировать определение понятий «демографический кризис»; «есте...