Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)
Присоединение Крымского полуострова к территории РФ
Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска
Демещук Светлана Алексеевна
Цель: Дать оценку присоединение Крымского полуострова с общегеографической позиции ( Слайд 2)
Задачи
1.Образовательные:
- оценить изменения территории России после присоединения крымского полуострова , используя общегеографические показатели
- продолжить работать с различными источниками информации на уроках географии
- применять на практике знания по проблеме посредством социального опроса
2. Развивающие:
- развивать интерес к предмету, используя различные формы и методы работы на уроке
- развивать умение работать с таблицами, статистическим материалом
- развивать навыки использования интерактивных средств обучения
3. Воспитательные:
- повысить уровень информационной культуры
- расширить кругозор обучающихся
- формировать гражданскую позицию обучающихся. ( Слайд 3)
Оборудование: презентация, атлас, компьютер.
Мотивация обучающихся: определение собственной гражданской позиции, возможность самостоятельно оценить геополитическую ситуацию по присоединению территории Крымского полуострова.
Особенности урока: опора на знания по предмету география и использование математических и логических возможностей обучающихся с целью обработки статистических данных, получение дополнительных знаний по Крымскому полуострову.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация предложенной темы
Выполнение практической работы « Изменение общегеографических показателей территории России с присоединением Крымского полуострова»
Анализ таблицы №2 « Изменение социальных показателей территории России с присоединением Крымского полуострова»
Презентация « Природные особенности Крымского полуострова»
Сообщение « Рекреационные ресурсы Крыма»
Результаты социального опроса «Мнение обучающихся по присоединению территории Крымского полуострова к территории России»
Подведение итогов работы.
Заключение.
В 2014 году в произошло преобразование территории нашей страны. Почему и как это произошло, вы поговорите на уроках истории, а на уроке географии попробуем первоначально оценить то, что приобрели. Эти события произошли год назад. В программе такой урок не запланирован , но время вносит свои коррективы. Теперь в
разделе « Формирование территории России» будет урок « Присоединение Крыма к России» ( Слайд 4)
Наш урок называется «Присоединение Крымского полуострова к территории РФ».
После проведения референдума среди населения Крымского полуострова и города Свастополь а затем подписания договора Республики Крым и Российской Федерации, Республика Крым вошла в состав РФ. Это произошло 18 марта 2014 года. Целесообразно ли такое решение с точки зрения географической науки? Попробуем самостоятельно ответить на этот вопрос. Но сделаем это в конце урока, а сейчас постараемся изучить проблему. ( Слайд 5)
Наша задача ответить на следующие вопросы:
Изменились ли общегеографические и социальные показатели России с присоединением Крымского полуострова
Каков уровень качества ресурсной базы присоединяемой территории. ( Слайд 6)
Итак, у вас на руках практическая работа. Внимательно изучите таблицу. Прочитайте задания. Приступайте к выполнению. ( Приложение 1.) ( Слайд 7)
Совместное обсуждение результатов работы ( Слайд 8)
Вывод « Как изменилась территория России по общегеографическим показателям после присоединения Крымского полуострова?»
С присоединением Крымского полуострова площадь территории России увеличилась; протяжённость территории с востока на запад увеличилась; протяжённость границ, особенно морских, увеличилась. Сохранилось разнообразие ландшафтов- горных, равнинных. Климатические особенности: дополнились территории с субтропическим типом климата. ( Слайд 9)
После обсуждения работы сдаются.
Теперь рассмотрим данные по социальным показателям. Используйте таблицу №2. ( Приложение 2) ( Слайд 10).
Перечислите социально-экономические показатели, представленные в таблице: численность населения, плотность населения, национальный состав населения, города-миллионеры, % городского населения, ВВП на душу населения. Уточняем значение показателей. ( ВВП на душу населения- количество средств в денежном эквиваленте ( в долларах), которые затрачиваются в год на каждого человека в стране.
Каковы показатели Росси?
Каковы показатели Крыма?
Почему некоторые показатели выделены в столбце « итоги»? ( видно увеличение)
Какие социальные показатели остались прежними?
Какой показатель уменьшился по сравнению с российским? ( % городского населения)
Почему в столбце ВВП написано « стабилизация»? Разберёмся вместе. Можно ли дать оценку, сколько денег затрачивает Россия на каждого жителя Крыма, если территория только присоединена? Пока нет. А сделать прогноз? Скорее всего, показатели ВВП будут ниже российских, но выше украинских.
Проанализировав таблицу, сделаем общий вывод:
С присоединением Крымского полуострова увеличилась численность населения России, национальный состав дополнили крымские татары, стабилизируется плотность населения.
Социальные показатели улучшаются в первую очередь в крымской республике- повышается ВВП на душу населения, уровень урбанизации, стабилизируется плотность населения. ( Слайд 11)
Мы дали количественную оценку по географическим и социально-экономическим показателям, а теперь оцениваем качественный состав присоединяемой территории
Природные особенности Крымского полуострова оценены человеком со времён процветания Древней Греции, Рима, Турецкой Империи. Вам тоже представляется возможность оценить красоту и разнообразие современных природных ландшафтов. .( Слайды 12- 25) Используется музыкальное сопровождение)
Показ презентации. Стихи читаются во время показа с музыкальным сопровождением.
КРЫМ.
Мне жаль оставлять твой излучистый берег,
Красу горизонтов, ласкающих взоры,
Лесов твоих сумрак и тени их бег
По белым усадьбам , венчающим горы;
И пенное море, где рокот воды
Сливается в песней ветров беспрерывной;
И землю, в которой остались следы
Искусства Италии, Греции дивной!
Мне жаль оставлять поселенья татар,
Твои кипарисы, притоков стремнины,
Утёсы, что волн беспокоит удар,
Лугов ароматы и тени долины!
И тропы крутые в скалистых горах
Для храбрых пловцов дорогие заливы,
И климат твой нежный, и зелень в полях,
Твои монументы, миндальные нивы.
Люблю, когда к вечеру клонится день
И в Крымских равнинах неясная тень;
И мгла измеряет пространства земные,
Готовясь принять их в объятья ночные!
Мне нравится вид этих скрытых атак-
На море и землю стремящийся мрак;
И света снопы, что рисуют узоры
И искрами полнят морские просторы
И чертят злачёным орнаментом лес.
Рождают оттенки в лазури небес,
Скользят по отрогам гористого края,
Прощальным сияньем блистать заставляя
Высокие звонницы и купола,
Которых касаются крылья орла;
Каскады и долгое в небе горенье
Златых облаков в дерзновенном пареньи
О Крым! Кто без грусти оставит твой брег,
В том чувства молчанья объяты вовек!
Лучше Адель Омер де Геля, французского поэта, не скажешь. Ведь это его строки
украсили презентацию. Автор- Иванов Виталий.
Кроме духовного наслаждения, природные условия имеют и экономические ценности. Попробуем выяснить, каковы особенности минеральных ресурсов крымского полуострова.
Сообщение о полезных ископаемых в Крыму. Приложение 3.( Слайд 26)
Перечислите полезные ископаемые Крыма.
А каковы рекреационные ресурсы Крыма? Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте уточним, что такое рекреационные ресурсы? (создающие условия для отдыха населения и восстановления здоровья любей)
Сообщение о рекреационных ресурсах. Приложение 4. ( Слайд 27)
Каковы виды туризма в Крыму? Назовите природные ценности Крыма?
Основные виды ресурсов Крыма?
Подводя итог, хочу спросить, может ли Крым, имея такие природные богатства, ресурсную базу полноценно внести свою долю участия в экономическом развитии нашей страны? Будет ли сам процветать, войдя в состав России? Ответ на поставленные вопросы- это мнение одного человека. Перед уроком был проведён опрос учащихся 8 класса. . С результатами этого опроса вы можете познакомиться.
(Слайды 34-36)
Большинство учащихся считают, что Крым будет сам успешно развиваться, если войдёт в состав России, а Россия только укрепит свою экономическую силу. Присоединение Крыма- положительный шаг в развитии России.
После этого урока изменилось ли ваше мнение о целесообразности присоединения Крымского полуострова к России? А что нового вы узнали о Крыме? Понравился ли вам урок?
Оценка работы на уроке.
Закончить я хочу стихами, потому что о Крыме иначе не скажешь. ( Слайды 38-41)
Сколь раз обращусь я Тавриде душою
И памяти кладезь богатый открою
И тех впечатлений невидимый клад,
Которыми странник бывает богат,
Которые ценит он пуще, чем злато:
Утешат они его старость когда-то!
Сейчас перед ним наслажденья одни,
Но смело он смотрит в грядущие дни,
Где будут печали, и будут седины
Но где он сумеет мечтою единой
Те тайные радости черпать сполна,
Что свято хранит для него старина.
Стихотворению 167 лет, но как все знакомо- и образы, и мысли, и чувства. А последняя строфа- просто песня! Спасибо за внимание!