Технологическая карта урока. Тема: «Движение воздуха».
презентация к уроку по географии (6 класс)

Гизатулина Раиса Васильевна

Дать определение терминов, сформировать у обучающихся понятие ветер;

Кквалифицировать ветера;

Установить причинно-следственные связи возникновения ветра;

Объяснить зависимость силы ветра от разницы атмосферного давления;

Определить скорость и направление ветра, строить розу ветров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гизатулина Раиса Васильевн, урок географии, 6 класс. (к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. М.: «Русское слово» 2015).

Тема: «Движение воздуха».

Тип: Проблемно-поисковый.

Задачи

Предметные.

Метапредметные.

Личностные.

Давать определения терминов, сформировать у обучающихся понятия ветер, классифицировать ветра; устанавливать причинно-следственные связи возникновения ветра, объяснять зависимость силы ветра от разницы атмосферного давления, определять скорость и направление ветра, строить розу ветров; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой; познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание закономерностей образования ветра, его влияние на жизнь и здоровье человека; принятие и понимание инструментального определения направления, скорости и силы ветра; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.

Ресурсы урока:

  • http://www.stihi.ru/pics/2012/05/12/10510.jpg
  • Презентация к уроку.
  • Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. 6 класс. М.: «Русское слово» 2015

Ход урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

     Здравствуйте, я рада всех вас видеть, звенит звонок и начинается его величество урок.

Приветствуют учителя, 
настраиваются на урок, проверяют учебные принадлежности.

2.Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по воздушной оболочке Земли.

А как эта оболочка называется?

Для начала вспомните:

1.Что такое воздуха?

2. От чего зависит температура воздуха?

3. Какие закономерности существуют в распределении температуры воздуха по поверхности Земли?

4. Что такое атмосферное давление?

5. От чего оно зависит?

Молодцы!

Работа в группах, (8 групп, получают загадки)

А теперь посмотрите на экран (картинка, слайд № 1) и ваши отгадки.

Диалог с учителем.

 Отвечают на вопросы

Атмосфера.
1.смесь газов

2.От нагревания земной поверхности.

3. Зависимость от географической широты, показывают по карте.

4. Давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади.

5.Разница в температуре воздуха, от высоты.

Работа в группах-отгадывают загадки.


Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; 

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.

 

Физкультминутка

.

-И так, какая же сегодня тема урока?

(слайд № 2).

Давайте вспомним перемену. В кабинете было открыто окно (проветривание), что происходило со шторой на окне?

А теперь представим и вспомним жаркий летний день, жарко, открыли окно. Что происходит со шторой на окне?

 А как вы думаете, почему так происходит?

Правильно, а что устанавливается в атмосфере при разнице температуры воздуха?

И так сейчас на улице какое давление по сравнению с комнатой?

Поэтому что происходит с воздухом?

Делаем вывод.

Молодцы.

Учитель отмечает, что такое явление - движения воздуха от области высокого давления в область низкого проявляется не только в горизонтальном направлении. но и в вертикальном,

- Приведите пример такого явления. (подсказка, зима, топят печи, демонстрация рисунка трубы с дымом)

-Итак, тема нашего урока… не просто ветер, а «Движение ветра».

Подумайте, какова цель нашего урока? (слайд 3)                                       Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?                                                                                                       Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                                                          Учитель еще раз акцентирует внимание- узнаете:

1. Что такое ветер.

2.Выяснить причины возникновения ветра.

3.Познакомиться с различными типами ветров.

4.Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.

5. прибор для определения направления ветра.

6. роза ветров

7.Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

Итак, что же такое ветер? (Стр.119, слайд №5.)

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации (работа с текстом, рисунками, время на подготовку и отчеты групп):

Проблема для 1 группы:

 Каков механизм возникновения ветра?  (Дневной и ночной бриз)

По аналогии с бризами определить причины образования летнего и зимнего муссонов. Создаёт ситуацию (слайды №7-10)

ВЫВОД

 Проблема для 2 группы: (слайд 12)

 Как можно узнать направление ветра?  (Прибор для определения направления ветра, местные признаки определения направления ветра)

Давайте поиграем в игру “Флюгер”. (Физкультминутка).

Я буду называть, какой ветер сейчас будет дуть, а вы поворачиваетесь, как флюгер.

Проблема для 3 группы: (вернулись к загадке слайда № 1)

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит…

О каком процессе идёт речь?

Почему скорость ветра бывает разной? (Прибор для определения скорости ветра)

Даны три пары цифр. Определите, куда будет дуть ветер, и в каком случае он будет дуть сильнее? Почему?

760 мм рт.ст – 720 мм рт.ст

740 мм рт.ст – 720 мм рт.ст

758 мм рт.ст – 761 мм рт.ст

Сделайте вывод. Запишите вывод в тетрадь Слайд № 11- силу ветра.

Видите, ветер какой силы ветер может быть очень опасным для человека.

Закрепляем (понятия)

Откройте с.121 учебника, прочитайте «Роза ветров» Попытайтесь выяснить что такое роза ветров и как она строит.

Определите значение ветра в природе и жизни человека. Добавления к ответу обучающихся-(слайд 14)


Целеполагание. Называют тему «Ветер».

Отвечают на вопросы.

Штора раздувалась в сторону класса.

Штора вылетала на улицу.

-Рассуждают, что разная температура воздуха на улице и комнате.

- атмосферное давление.

- на улице холодно, давление высокое, а классе тепло, давление низкое.

- движение.

- движения воздуха от области высокого давления в область низкого.

-Затрудняются. (На уровне топки атмосферное давление больше, а в конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

-(Ветер.)

Дети отвечают (слайд 3), страница учебника 156 «Вы узнаете».

1.Узнать, что такое ветер.

2.Выяснить причины возникновения ветра.

3.Познакомиться с различными типами ветров.

4.Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении.

5. прибор для определения направления ветра.

6. роза ветров

7.Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

-Ветер- это движение воздуха в горизонтальном направлении из областей с высоким атмосферным давлением в области с низким атмосферным давление

Представитель каждой группы отвечает у доски. Обучающиеся задают дополнительные вопросы

Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

Выполняют упражнения

(В первой паре цифр ветер будет дуть сильнее, т. к. разница в атмосферном давлении составляет 11 мм рт/ст.)

Вывод: Чем больше разность давления между двумя соседними участками, тем быстрее передвигается воздух, а значит, сильнее дует ветер.

Ответы по слайду:

Штиль, слабый, сильный, шторм, ураган.

-называю определения: Ветер, бриз, флюгер.

Ответы обучающихся с использованием страницы 122 учебника.

Ветер – перегоняет облака.

Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)

Вырабатывает электроэнергию 

Ветер создавая причудливые формы рельефа.

Переносит семена растений и споры грибов 

4. Этап домашнего задания.

§18. стр.123, задание «От теории к практике» построить “Розу ветров”

Записывают д/з, алгоритм на стр.: 122, рис.: 87

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

Задание на слайдах № 15-16

Самопроверка.

6.Этап подведения итогов

Блиц опрос (5 вопросов)

Поводим итоги работ в группах.

Выставление отметок.

Блиц (да, нет).

7.Этап рефлексии

Определяет степень усвоения нового материала. Выявление затруднений обучающихся. Коррекция знаний.

сегодня я узнал…

я научился…

работа в группе…

урок дал мне для жизни…

Возникли трудности…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хоть бескрылый, а летает, Безголовый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде

Слайд 2

Ветер Тема урока: «Движение воздуха» . .

Слайд 3

Цели: 1 . Знакомство с понятием «ветер» 2. Выявление причины его возникновения 3. прибор для определения направления ветра. 4. роза ветров. 3. Роль ветра в хозяйственной деятельности человека

Слайд 4

- А что такое ветер? Движение воздуха в горизонтальном направлении из областей высокого атмосферного давления в области с низким атмосферным давлением. называется ветром

Слайд 5

Главная причина образования ветра – неравномерное нагревание земной поверхност и Образование ветра в жаркий летний день Ветер дует из области ВД в область с НД Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер

Слайд 6

Образование бриза (ветра на берегу моря)

Слайд 7

Дневной бриз.

Слайд 8

Ночной бриз.

Слайд 9

У какого бриза сила ветра будет больше? Почему? Дневной бриз Ночной бриз

Слайд 10

Дневной бриз сильнее, так как разница атмосферного давления у него 2 мм.рт.ст , а у ночного – 1 мм.рт.ст .

Слайд 11

Силу ветра измеряют по 12-балльной шкале Бофорта

Слайд 12

Прибор для измерения направления и силы ветра - ФЛЮГЕР

Слайд 13

Роза ветров –график , котрый показывает направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени.

Слайд 14

Значение ветра Переносят тепло и влагу с океанов в глубь материков Вызывают волны и являются причиной океанских течений С помощью ветровых двигателей получают электрический ток

Слайд 15

Вопросы для самопроверки 1 . В какое время суток ветер дует с моря на сушу? 3 . Каким прибором измеряют направление и силу ветра? 2 . Назовите причину образования бриза?

Слайд 16

Вопросы для самопроверки 1. В какое время суток ветер дует с моря на сушу? День 3 . Каким прибором измеряют направление и силу ветра? Флюгером 2. Назовите причину образования бриза? Неравномерное нагревание суши и моря

Слайд 17

Домашнее задание § 18, задание на странице123 «От теории к практике». р/т Дополнительное задание: подготовить сообщение об урагане или смерче


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация

В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....

Технологическая карта на тему: "влажность воздуха"

Технологическая карта на тему: "влажность воздуха"...

Технологическая карта урока " Гуситское движение в Чехии"

Урок направлен на ознакомление учащихся с ходом гуситских войн, их итогами и историческим значением...

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....

Технологическая карта урока "Гуситское движение в Чехии"

Буторин В.Е.ТЕМА: ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ.ЦЕЛЬ: установить связь между причинами и следствиями социального выступления в средневековой Европе; раскрыть историческое значение гуситского движения в Ч...