Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)
Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений земной коры, землетрясениях и вулканах на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_dvizhenie_zemnoy_kory_._6_klass.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм»
Пояснительная записка
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Место в учебном курсе: урок №15 является структурным звеном темы «Литосфера» второго раздела «Строение Земли. Земные оболочки».
УМК издательства «ДРОФА»: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс (рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителей)
Технологии: здоровьясбережения, информационно – коммуникационные.
Цель урока: создание условий для формирования представлений обучающихся о видах движений земной коры, землетрясениях и вулканах.
Задачи:
- обучающие: способствовать формированию знаний о причинах и формах проявления разных видов движений в земной коре; представлений об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах, вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; способствовать формированию понятий: «медленные вертикальные и горизонтальные движения», «очаг», «эпицентр» землетрясения, «сейсмические пояса Земли», «кратер», «жерло вулкана», «действующий вулкан» и «потухший вулкан», «гейзер»;
- развивающие: продолжить обучение работе с различными источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, предъявлению и обобщению информации;
- воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; содействовать формированию географического мышления и географической культуры.
Планируемые результаты:
Предметные:
Называть и приводить примеры характерных природных явлений в земной коре знать основные географические понятия урока (землетрясение, сейсмические пояса, очаг, эпицентр, горячие источники, гейзеры); уметь определять закономерности распространения землетрясения и вулканизма, устанавливать с помощью карт главные сейсмические пояса.
Метапредметные:
Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; уметь находить информацию в учебнике, атласе; умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи.
Познавательные: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, развитие умений определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах; обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свои ошибки.
Личностные: обладать ответственным отношением к учебе, на основе формирования познавательных мотивов, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер с установленным программным обеспечением, программой для работы с интерактивной доской, фотоаппарат.
Дидактический материал: презентация для проведения урока, раздаточный материал, карта мира, атласы для учащихся.
Структура и ход урока
№ п/п | Этап урока | Название используемого оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов (с указанием порядкового номера из таблицы) | Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием) | Деятельность ученика | Время в минутах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный | Приветствие учащихся, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных материалов для работы на уроке. | 1 | |
2. | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Приложение №1 (Слайд 2) Приложение №1 (Слайд 3) |
-Назовите 3 основные части внутреннего строения Земли. -Какую глубину имеет самая глубокая скважина? -Чем материковая кора отличается от океанической? 2. Географический диктант 3. Индивидуальный опрос учащихся -Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? -Назовите осадочные породы органического происхождения. - Назовите осадочные породы химического происхождения. -Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? | 1.Отвечают на вопросы фронтального опроса. Показывают на экране и рассказывают о внутреннем строении Земли. Соотносят части Земли и их размеры. 2. Отвечают на вопросы, представленные на слайде, проводят взаимопроверку, оценивают друг друга. 3. Отвечают на вопросы учителя. | 12 |
3. | Мотивация к учебной деятельности. | Приложение №1 (слайд № 4) | -Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли. -Хотите ли вы узнать эти природные явления и процессы, происходящие в литосфере? | Слушают учителя, смотрят презентацию. Отвечают на вопрос. | 1 |
4. | Определение темы и цели урока. | Приложение №1 (слайд №5) | -Земля под ногами всегда была для человека символом твёрдости, незыблемости. Но иногда происходят страшные моменты. Учитель читает описание момента землетрясения. «Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела» -Почему это происходит? Так мы с вами и назовем тему сегодняшнего урока – «Движения земной коры. Вулканизм». -Какова цель нашего урока? Обобщает и корректирует ответы учащихся. | Отвечают на вопрос: -земная кора приходит в движение. Формулируют тему урока. Формулируют цель урока. Записывают тему в тетрадь | 1 |
5. | Изучение нового материала | Приложение №1 (слайд № 6) Приложение №2 (видеоролик «Землетрясения») | 1.Рассказ с элементами беседы. Демонстрирует схему на слайде, поясняет -Ежегодно происходит около 100 000 землетрясений, катастрофических – 10. -Что такое Землетрясение? - Движение земной коры, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения – это землетрясение. -Почему происходят землетрясения? -Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы. | Переносят схему в тетрадь Ответы детей Смотрят видеоролик Ответы детей. | 22 |
Экран выключен. Работа с учебником. |
Задание: ответить на вопросы. - Что такое землетрясение? -Кто такие сейсмологи? -Как называется наука, изучающая землетрясения? -Как называется прибор, регистрирующий колебания земной коры? -Что такое сейсмические пояса? | Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы, делают записи в тетради. | |||
6. | Физкультминутка | Приложение № 4 «Физкультминутка» (Аудиозапись) | Учитель просит учащихся встать, выполнить разминку. | Выполняют упражнения. | 1 |
Приложение №1 (слайд № 7) Приложение №3 (Видеоролик «Вулканы и гейзеры») Приложение №1 (слайд № 8) Экран выключен (практическая работа) | -Для сейсмических поясов характерны не только землетрясения. Мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас отгадать. Послушайте четверостишие, а в конце вместе дружно дайте ответ. Магма по жерлу рвется наружу, Выход из кратера ей очень нужен. Если проход на поверхность дан, Значит, проснулся грозный… (вулкан). На экране появляется слайд с изображением вулканов и гейзеров. - Предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором говорится о вулканах, причинах образования вулканов. Демонстрирует видеоролик, в ходе которого дети знакомятся со строением вулкана и следующими понятиями. Вулкан—это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава. Кратер-углубление углубление, расположенное на вершине вулкана. Жерло - вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава. Конус - вулканическая гора, образованная застывшей лавой. Лава - излившая на земную поверхность магма. Гейзеры – это источники, периодически фонтанирующие. -Расскажите по рисунку о строении вулкана. -Какой вулкан изображен на рисунке - действующий или потухший? Почему? Проблемный вопрос. - Как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке? ( На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора). -Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова (найдите их на физической карте мира). -В чем причина появления вулканов на материковой земной коре? Следует подвести учащихся к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам. Практическая работа с картой Рассмотреть легенду карты: -Какими условными знаками обозначены вулканы на карте? Найдите вулканы на физической карте полушарий и на карте атласа, определите географические координаты одного из вулканов: Везувий, Котопахи, Эльбрус, Фудзияма, Ключевская Сопка, Этна. | Смотрят видеоролик. Знакомятся со схемой «Строение вулкана» Составляют схему «Строение вулкана» и делают подписи, используя текст учебника. Определения записывают в тетрадь. Ответы детей. | |||
7. | Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Приложение №1 (слайд №9) | -Сегодня мы познакомились с видами движений земной коры, узнали о землетрясениях и вулканах. -По пройденному материалу выполним задания: 1. Задание «Выбери правильный ответ» 2. Задание: «Строение вулкана» | 1.Выполняют задания теста. Учащиеся с места дают ответы. Если ученик назвал неверный ответ, другие учащиеся исправляют. 2. Называют основные части вулкана. | 3 |
8. | Рефлексия | Приложение №1 (слайд №10) | Фиксирует результаты урока, успехи учащихся. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. -О чём мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали на уроке? -Всё ли было понятно на уроке? -Поднимите руку, кому было интересно на уроке, материал понятен? - Кто доволен своей работой на уроке? У кого были трудности? | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. -Определили, что внутренние процессы, происходящие в земной коре (землетрясения, извержения вулканов) приводят к образованию складок и разломов, подъему или опусканию частей земной коры, к формированию рельефа. | 2 |
9. | Итог урока | Подводит итоги урока. Комментирует оценки за урок. | Оценивают работу на уроке всего класса | 1 | |
10. | Домашнее задание | Приложение №1 (слайд №11) | Задает домашнее задание:
| Записывают домашнее задание в дневник | 1 |
Перечень использованного на уроке учебного оборудования, информационных ресурсов
№ п/п | Наименование | Назначение |
1 | Приложение №1. Слайдовая презентация. Использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски. | Демонстрация материала на современном, более высоком уровне, повышение мотивации школьников, наглядность, доступность материала, активизация познавательной деятельности учащихся, оперативный контроль знаний, умений и навыков. |
2 | Приложение №2 Видеоролик «Землетрясения» | Развитие интереса к изучаемой теме урока, повышение мотивации, демонстрация реальных событий, наглядность. Инновационная наглядность изучаемых вопросов, упрощение объяснения нового материала, как дополнение к рассказу учителя. |
3 | Приложение №3 Видеоролик «Вулканы и гейзеры» | Доступность, наглядность нового материала, обеспечение динамичности урока. Расширение кругозора учащихся, повышение интереса к предмету. |
4 | Приложение №4 «Физкультминутка» (Аудиозапись) | Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки, отдых. Повышение мотивации к продолжению учебной деятельности, интереса к изучаемому материалу. |
Литература:
- Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс: учебник/. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова - М.: Дрофа, 2016. – 159 с.
- И.И.Баринова, Т.А.Карташова. Методическое пособие к учебнику «География. Начальный курс. 6 класс». М.: Дрофа, 2015 г.
- Атлас. География. 6 класс. - М.: Дрофа, 2016 г.
- Детская энциклопедия. Вулканы. Москва: «Махаон», 2008.
- Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности".
Технологическая карта урока по географии 5 класса на тему "Изображения земной поверхности"....
Технологическая карта урока географии в 6 классе «Строение земного шара»
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.Задачи:Образовательные: ознакомить детей с ...
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"; ОВЗ: "Океаны на глобусе и карте полушарий"...