Программа внеурочной деятельности по географии Алтайского края 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Программа соответствует ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_puteshestvie_po_rodnomu_krayu_2.docx | 47.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зайцевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Утверждаю
педагогическом совете директор ___________Н.М.Герман
протокол № 1 от 29 августа 2016 года Приказ № 20 «ё» от 29.08.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности « Путешествие по родному краю »
Ступень обучения (класс) 5
Количество часов 70
Программа разработана на основе примерных учебных программ регионального компонента содержания образования: «Экология Алтайского края»; «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (5-9 классы). Авторы-составители: И. Л. Алексеенко, Т. И. Рымарь. Барнаул: АКИПКРО, 2006 - 44 с.
Срок реализации 1 год
Составитель:
Кравченко
Нина
Леонидовна
с. Зайцево
2016 г
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» разработана на основе примерных учебных программ регионального компонента содержания образования: «Экология Алтайского края»; «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (5-9 классы). Авторы-составители: И. Л. Алексеенко, Т. И. Рымарь. Барнаул: АКИПКРО, 2006 - 44 с.
Программа курса ориентирована на учащихся 5-6 классов.
Цель курса: способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире.
Задачи курса: обеспечение условий для:
- формирования знаний о природных, демографических, экономических, социальных особенностях Алтайского края;
- осмысления зависимости между хозяйственной деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;
- создания географического образа родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
- осознания значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;
- развития творческих способностей школьников и интереса к изучению родного края.
Изучение курса направлено на формирование у школьников ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку. Ценностно-деятельностный подход помогает преодолеть такие качества личности, как безответственное отношение к окружающей природе, потребительский подход к ее ресурсам, неуважительное отношение к традициям.
Таким образом, целевые установки изучения курса реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.
Основными принципами отбора и построения регионального компонента содержания школьного географического образования являются общедидактические: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Изучение конкретной территории не должно отрываться от деятельности человека, от проблем, возникающих в результате этой деятельности. Поэтому одним из главных принципов построения данной программы является вычленение причинно-следственных связей между природой, населением и хозяйством края. Формированию общей культуры школьников способствует реализация межпредметных связей, использование сведений из других областей знаний: истории, литературы, живописи и т. д. Учёт временного фактора, т.е. принципа историзма помогает оценить современнее географические особенности края.
Содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. В процессе изучения курса большое внимание уделяется организации проведения экскурсий и практических работ на местности для изучения особенностей природы своего села, понимания влияния деятельности людей на природные компоненты, формирования представления о взаимосвязях в системе «природа-человек». В связи с климатическими особенностями местности большинство экскурсий проводится осенью и весной.
Программа предусматривает реализацию в соответствии с учебным планом школы в количестве 70 ч (2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты:
В результате изучения региональной географии в основной школе ученик должен
знать/ понимать:
- специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;
- особенности природы края и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
- важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;
- особенности населения края: численность, размещение, народы,' Основные религии, соотношение городского и сельского населения;"
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы края и защите людей от стихийных и природных явлений;
уметь:
объяснять
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйство и жизнь населения края;
- образование и размещение форм рельефа в пределах различных тектонических структур; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- влияние на климат края его внутриконтинентального положения и основных форм рельефа;
- влияние климата края на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;
- неравномерность размещения внутренних вод по территории края;
- разнообразие природных комплексов на территории края;
- причины, влияющие на изменение численности населения края, на особенности его национального и религиозного состава и на соотношение городского и сельского населения;
- особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
- причины возникновения опасных природных и техногенных явлений, экологических проблем и их размещение по территории края;
приводить примеры
- использования и охраны природных ресурсов;
- центров производства важнейших видов продукции;
- внутригосударственных и внешних экономических связей края;
- особо охраняемых природных территорий;
составлять
- на основе разнообразных источников географической информации краткую географическую характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;
определять
- на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объектов;
применять
- приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе закономерности;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач пo определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Метапредметные результаты
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- оценивать работу одноклассников;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- классифицировать информацию;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т. п.)
Личностные результаты
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
Планируемы результаты изучения курса «География. Начальный курс. 6 класс»
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач. 2. Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию. | 1. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов. 2. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты. 3. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий. |
Содержание программы
В содержание программы по сравнению с примерной учебной программой регионального компонента содержания образования: «География Алтайского края» (Авторы-составители: И. Л. Алексеенко, Т. И. Рымарь), добавлены дополнительные практические работы и экскурсии по изучению природы своего села.
Тема 1. Изображение своей местности на плане и карте.
Алтайский край, на карте России. Местоположения района и своего населенного пункта да карте Алтайского края.
Знакомство с планом своего или ближайшего населенного пункта. Определение местонахождения своей школы, других объектов, направлений и расстояний.
Практические работы:
Определение по плану местонахождения своей школы, других объектов, направлений и расстояний.
Обозначение на контурной карте местонахождения своего населенного пункта.
Экскурсия по окрестностям села
Экскурсии на реки и озера села
Тема 2. Особенности форм рельефа Алтайского края.
Горные породы, слагающие земную кору в Алтайском крае и своей местности
Основные формы рельефа Алтайского края и их изменение под влиянием внешних и внутренних процессов. Зоны землетрясений на территории края. Правила поведения при землетрясениях. Причины появления оврагов, оползней, меры борьбы с ними. Возможная практическая деятельность учащихся. Роль человека в изменении рельефа. Практические работы:
Определение горных: пород своей местности.
Определение по карте абсолютной высоты крупных форм рельефа Алтайского края.
Экскурсии по изучению форм рельефа своей местности и изучению влияния человека на рельеф своей местности
Тема 3. Погода и климат Алтайского края.
Климатические особенности края, особенности времен года в своей местности. Погода и причины ее изменений в крае. Предсказания погоды, народные приметы. Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Фенологические наблюдения.
Практическая работа:
Обработка данных календаря погоды: составление графика температуры, «розы ветров», описание noгоды за день, месяц. Выявление причин изменения погоды.
Тема 4. Воды Алтайского края.
Крупные реки и озера Алтайского края. Реки и озера своей местности.
Подземные воды края. Минеральные источники. Хозяйственное использование поверхностных и подземных вод края, их охрана от загрязнения. Возможная практическая деятельность учащихся по очищению водных объектов
Практическая работа: .
Описание водных объектов Алтайского края и своей местности
Тема. 5. Растения, животные, почвы Алтайского края.
Разнообразие растений и животных Алтайского края, неравномерность их распространения.
Культурные растения и домашние животные как часть биосферы. ' .
Наиболее удивительные растения и животные края. Разнообразие почв края.
Тема 6. Природные комплексы своей местности.
Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности. Воздействие человека на компоненты природы и. природный комплекс в целом. Правила, отношения к окружающей природе. Природа как условие физического и нравственного здоровья человека.
Практическая работа:
Описание, типичных природных комплексов своей местности, оценка их использования и изменений под влиянием хозяйственной деятельности.
Тема 7. Алтайский край на политической карте России:
Алтайский край на политической карте России. Города и сельские населенные пункты края. Численность населения Алтайского края, национальный состав, особенности быта, национальные традиции.
Практическая работа:
Характеристика своего населенного пункта.
Темы проектов и презентаци: Мой любимый уголок природы. География в моей жизни и др. по выбору учащихся.
Формы представления учащимися результатов: проекты, игры для младших школьников, презентации РРt, выставка рисунков, плакаты (по выбору учащихся).
Тематическое планирование.
№ | Тема | Практическая часть | Виды деятельности учащихся | Примечания |
Темам 1. Изображение своей местности на плане и карте. | ||||
1 | Край, район и село на карте России. Практическая работа. Обозначение на контурной карте местонахождения своего населенного пункта. | Практическая работа 1 | ||
2 | Знакомство с планом своего села. Практическая работа. Определение местонахождения своей школы, дома, других объектов, направлений и расстояний. | Практическая работа 2 | ||
3,4 | Край, район и село на снимках из космоса | |||
5, 6 | Мое село. Экскурсия по окрестностям села | Экскурсия 1 | ||
7,8 | Экскурсия на реку Чумыш | Экскурсия 2 | ||
9,10 | Экскурсия на озеро Рагулешное | Экскурсия 3 | ||
11,12 | Экскурсия на озера Глубокое и Вороновское | Экскурсия 4 | ||
13,14 | Экскурсия. Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе осенью. | |||
Тема 2. Особенности форм рельефа Алтайского края. | ||||
15 | Формы рельефа Алтайского края. | |||
16 | Практическая работа. Определение по карте абсолютной высоты крупных форм рельефа Алтайского края. | Практическая работа 3 | ||
17 | Экскурсия по изучению форм рельефа своей местности | Экскурсия | ||
18 | Горные породы, слагающие земную кору в Алтайском крае и своей местности | |||
19 | Практическая работа. Определение горных: пород своей местности | Практическая работа 4 | ||
20 | Зоны землетрясений на территории края. Правила поведения при землетрясениях. | |||
21 | Причины появления оврагов, оползней, меры борьбы с ними | |||
22 | Роль человека в изменении рельефа. | |||
23,24 | Экскурсия по изучению влияния человека на рельеф своей местности | Экскурсия | ||
Тема 3. Погода и климат Алтайского края. | ||||
25,26 | Климатические особенности края | |||
24, 27 | Особенности времен года в своей местности | |||
28 | Погода и причины ее изменений в крае | |||
29 | Предсказания погоды, народные приметы | |||
30,31 | Практическая работа. Обработка данных календаря погоды: составление графика температуры, «розы ветров», описание noгоды за день, месяц. Выявление причин изменения погоды. | Практическая работа | ||
32 | Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность | |||
33, 34 | Экскурсия. Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе зимой. | Экскурсия | ||
Тема 4. Воды Алтайского края. | ||||
35 | Крупные реки Алтайского края. | |||
36 | Крупные озера Алтайского края. | |||
37 | Реки и озера своей местности. | |||
38-40 | Практическая работа. Описание водных объектов своей местности | Практическая работа | ||
41 | Подземные воды края. Минеральные источники. | |||
42 | Хозяйственное использование поверхностных и подземных вод края, их охрана от загрязнения | |||
Тема. 5. Растения, животные, почвы Алтайского края. | ||||
43 | Разнообразие растений Алтайского края, неравномерность их распространения. | |||
44 | Наиболее удивительные растения края. | |||
45 | Разнообразие животных Алтайского края, неравномерность их распространения. | |||
46 | Наиболее удивительные животные края. | |||
47 | Культурные растения и домашние животные как часть биосферы. | |||
48 | Разнообразие почв края. | |||
49-50 | Экскурсия. Разнообразие почв своей местности. | Экскурсия | ||
Тема 6. Природные комплексы своей местности. | ||||
51 | Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности | |||
52 | Воздействие человека на компоненты природы и. природный комплекс в целом | |||
53-54 | Правила, отношения к окружающей природе. | |||
55 | Природа как условие физического и нравственного здоровья человека. | |||
56-57 | Экскурсия Описание, типичных природных комплексов своей местности, оценка их использования и изменений под влиянием хозяйственной деятельности. | Экскурсия | ||
Тема 7. Алтайский край на политической карте России | ||||
58 | Алтайский край на политической карте России | |||
59 | Города и сельские населенные пункты края | |||
60 | Численность населения Алтайского края | |||
61 | Национальный состав, особенности быта, национальные традиции населения края. | |||
62 | Практическая работа. Характеристика своего населенного пункта. | Практическая работа | ||
63-64 | Экскурсия. Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе весной | Экскурсия | ||
65-66 | Мое село. Экскурсия по окрестностям села | Экскурсия | ||
67-68 | Мое село. Экскурсия по окрестностям села | Экскурсия | ||
69-70 | Заключительное занятие по курсу |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя.
1. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 авторы-составители Н. А. Алексеенко, Т. И. Рымарь Примерная учебная программа «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (6-9 классы)
2. учебник Ревякин В. С. География Алтайского края. Учебник. 8,9 класс Барнаул, 2004
3. Географический атлас Алтайского края
Литература для учащихся
1. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 авторы-составители Н. А. Алексеенко, Т. И. Рымарь Примерная учебная программа «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (6-9 классы)
2. учебника Ревякин В. С. География Алтайского края. Учебник. 8,9 класс Барнаул, 2004
3. . Географический атлас Алтайского края
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»
http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».
http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.
Учебное оборудование
- школьная метеостанция «МЕТЕО-КЛ»
- глобус физический
- измеритель осадков
- компасы
- коллекция горных пород
- шкала твердости
- портреты ученых-географов
- коллекция Топливо
Таблицы:
1.Смена времен года
2.Эндогенные процессы
3.Экзогенные процессы (1)
4.Экзогенные процессы (2)
5.Экзогенные процессы (3)
6. топографическая карта
7. план местности.
8. Азимут. Ориентирование на местности.
9. Определение высоты холма и крутизны склона.
10. Искажения изображений земной поверхности на картах мира.
Цифровые образовательные ресурсы:
(для просмотра используется оборудование библиотеки и кабинета информатики - по возможности)
- История географических открытий
- Как устроен океан
- Физическая география России
- География Мир .Элект. Картографическое пособие 2013
- География Планета Земля. Электр. Прил. к уч. Лобжанидзе 5-6 класс 2013
- Экономь электроэнергию. Береги природу
- 90 лет Тальменскому району.
Лист изменений и дополнений
№п/п | Изменения и дополнения | обоснование | учитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по географии в 5 классе (метод моделирования)
Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край" предназначена для 8 класса...
Программа внеурочной деятельности по географии для 7 класса
quot;Занимательная география"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 6 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире ориентиров" составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на большой объём практической деятельности на местности. Поможет з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 7 классе "По материкам и океанам".
Рабочая программа внеурочной деятельности "По материкам и океанам" составлена в соответствиии с ФГОС второго поколения. Занятия по данной программе помогут закрепить и расширить знания школь...
Программа внеурочной деятельности по географии "Мой край, моё село."
Данная программа предусматривает участие 5-7 классов во внеурочной деятельности. Данная программа включает вопросы взаимодействия человека и природы, отражает связь с кра...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...