Программа внеурочной деятельности по географии Алтайского края 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Программа соответствует ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Зайцевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на                                                                                                                              Утверждаю

педагогическом совете                                                                                                         директор     ___________Н.М.Герман

протокол № 1  от 29 августа 2016 года                                                                               Приказ № 20 «ё»    от   29.08.2016

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности  « Путешествие по родному краю »

Ступень обучения (класс)           5

Количество часов  70      

                 

Программа разработана на основе примерных учебных программ регионального компонента содержания образования: «Экология Алтайского края»; «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (5-9 классы). Авторы-составители: И. Л. Алексеенко, Т. И. Рымарь. Барнаул: АКИПКРО, 2006 - 44 с.

Срок реализации   1 год

Составитель:

Кравченко

Нина

Леонидовна

с. Зайцево

                2016 г        


Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по родному краю» разработана на основе примерных учебных программ регионального компонента содержания образования: «Экология Алтайского края»; «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (5-9 классы). Авторы-составители: И. Л. Алексеенко, Т. И. Рымарь. Барнаул: АКИПКРО, 2006 - 44 с.

Программа курса ориентирована на учащихся 5-6 классов.

Цель курса: способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире.

Задачи курса: обеспечение условий для:

  • формирования знаний о природных, демографических, экономических, социальных особенностях Алтайского края;
  • осмысления зависимости между хозяйственной деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;
  • создания географического образа родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • осознания значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;
  • развития творческих способностей школьников и интереса к изучению родного края.

Изучение курса направлено на формирование у школьников ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку. Ценностно-деятельностный подход помогает преодолеть такие качества личности, как безответственное отношение к окружающей природе, потребительский подход к ее ресурсам, неуважительное отношение к традициям.

Таким образом, целевые установки изучения курса  реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

Основными принципами отбора и построения регионального компонента содержания школьного географического образования являются общедидактические: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Изучение конкретной территории не должно отрываться от деятельности человека, от проблем, возникающих в результате этой деятельности. Поэтому одним из главных принципов построения данной программы является вычленение причинно-следственных связей между природой, населением и хозяйством края. Формированию общей культуры школьников способствует реализация межпредметных связей, использование сведений из других областей знаний: истории, литературы, живописи и т. д. Учёт временного фактора, т.е. принципа историзма помогает оценить современнее географические особенности края.

Содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. В процессе изучения курса большое внимание уделяется организации проведения экскурсий и практических работ на местности для изучения особенностей природы своего села, понимания влияния деятельности людей на природные компоненты, формирования представления о взаимосвязях в системе «природа-человек». В связи с климатическими особенностями местности большинство экскурсий проводится осенью и весной.  

Программа предусматривает реализацию в соответствии с учебным планом школы в количестве 70 ч (2 часа в неделю).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты:

В результате изучения региональной географии в основной школе ученик должен

знать/ понимать:

  • специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;
  • особенности природы края и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
  • важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;
  • особенности населения края: численность, размещение, народы,' Основные религии, соотношение городского и сельского населения;"
  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы края и защите людей от стихийных и природных явлений;

уметь:

объяснять

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйство и жизнь населения края;
  • образование и размещение форм рельефа в пределах различных тектонических структур; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • влияние на климат края его внутриконтинентального положения и основных форм рельефа;
  • влияние климата края на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;
  • неравномерность размещения внутренних вод по территории края;
  • разнообразие природных комплексов на территории края;
  • причины, влияющие на изменение численности населения края, на особенности его национального и религиозного состава и на соотношение городского и сельского населения;
  • особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
  • причины возникновения опасных природных и техногенных явлений, экологических проблем и их размещение по территории края;

приводить примеры

  • использования и охраны природных ресурсов;
  • центров производства важнейших видов продукции;
  • внутригосударственных и внешних экономических связей края;
  • особо охраняемых природных территорий;

составлять

  • на основе разнообразных источников географической информации краткую географическую характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;

определять

  • на картах разного масштаба местоположение края и его основные географические объектов;

применять

  • приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе закономерности;

использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для 

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;        
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач пo определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Метапредметные результаты

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- оценивать работу одноклассников;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- классифицировать информацию;

- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные и т. п.)

 Личностные результаты

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- основами экологической культуры.

Планируемы результаты изучения курса «География. Начальный курс. 6 класс»

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

1. Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2. Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

1. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов.

2. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

3.  Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.

Содержание программы 

В содержание программы  по сравнению с  примерной учебной программой регионального компонента содержания образования: «География Алтайского края» (Авторы-составители: И. Л. Алексеенко, Т. И. Рымарь),  добавлены дополнительные  практические работы и экскурсии по изучению природы своего села.

 

Тема 1. Изображение своей местности на плане и карте.

Алтайский край, на карте России. Местоположения района и своего населенного пункта да карте Алтайского края.

Знакомство с планом своего или ближайшего населенного пункта. Определение местонахождения своей школы, других объектов, направлений и расстояний.

Практические работы:

 Определение по плану местонахождения своей школы, других объектов, направлений и расстояний.

 Обозначение на контурной карте местонахождения своего населенного пункта.

 Экскурсия по окрестностям села

Экскурсии на реки и озера села

Тема 2. Особенности форм рельефа Алтайского края.

Горные породы, слагающие земную кору в Алтайском крае и своей местности

 Основные формы рельефа Алтайского края и их изменение под влиянием внешних и внутренних процессов. Зоны землетрясений на территории края. Правила поведения при землетрясениях. Причины появления оврагов, оползней, меры борьбы с ними. Возможная практическая деятельность учащихся. Роль человека в изменении рельефа. Практические работы:

Определение горных: пород своей местности.

 Определение по карте  абсолютной высоты крупных форм рельефа Алтайского  края.

Экскурсии по изучению форм рельефа своей местности и изучению влияния человека на рельеф своей местности 

Тема 3. Погода и климат Алтайского края.

Климатические особенности края, особенности времен года в своей местности. Погода и причины ее изменений в крае. Предсказания погоды, народные приметы. Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Фенологические наблюдения.        

Практическая работа:        

Обработка данных календаря погоды: составление графика температуры, «розы ветров», описание noгоды за день, месяц. Выявление причин изменения погоды.

Тема 4. Воды Алтайского края.

Крупные реки и озера Алтайского края. Реки и озера своей местности.        

Подземные воды края. Минеральные источники. Хозяйственное использование поверхностных и подземных вод края, их охрана от загрязнения. Возможная практическая деятельность учащихся по очищению водных объектов

 Практическая работа:        .

Описание водных объектов Алтайского края и своей местности

Тема. 5. Растения, животные, почвы Алтайского края.

Разнообразие растений и животных Алтайского края, неравномерность их распространения.        

Культурные растения и домашние животные как часть биосферы.        '        .

Наиболее удивительные растения и животные края.  Разнообразие почв края.

Тема 6. Природные комплексы своей местности.

Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности. Воздействие человека на компоненты природы и. природный комплекс в целом. Правила, отношения к окружающей природе. Природа как условие физического и нравственного здоровья человека.        

 Практическая работа:

 Описание, типичных природных комплексов своей местности, оценка их использования и изменений под влиянием хозяйственной деятельности.

Тема 7. Алтайский край на политической карте России:

Алтайский край на политической карте России. Города и сельские населенные пункты края. Численность населения Алтайского края, национальный состав, особенности быта, национальные традиции.

Практическая работа:

 Характеристика своего населенного пункта.

Темы проектов и презентаци: Мой любимый уголок природы. География в моей жизни и др. по выбору учащихся.

Формы представления учащимися результатов: проекты, игры для младших школьников, презентации РРt, выставка рисунков, плакаты (по выбору учащихся).

Тематическое планирование.

Тема            

Практическая часть

Виды деятельности

 учащихся

Примечания

Темам 1. Изображение своей местности на плане и карте.

1

Край, район и село на карте России. Практическая работа. Обозначение на контурной карте местонахождения своего населенного пункта.

Практическая работа 1

2

Знакомство с планом своего села. Практическая работа. Определение местонахождения своей школы, дома, других объектов, направлений и расстояний.

Практическая работа 2 

3,4

Край, район и село на снимках из космоса

5, 6

Мое село. Экскурсия по окрестностям села

Экскурсия 1

7,8

Экскурсия на реку Чумыш

Экскурсия 2

9,10

Экскурсия на озеро Рагулешное

Экскурсия 3

11,12

 Экскурсия на озера Глубокое и Вороновское

Экскурсия 4

13,14

Экскурсия. Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе осенью.

Тема 2. Особенности форм рельефа Алтайского края.

15

Формы рельефа Алтайского края. 

16

Практическая работа. Определение по карте абсолютной высоты крупных форм рельефа Алтайского  края.

Практическая работа 3

17

Экскурсия по изучению форм рельефа своей местности

Экскурсия

18

Горные породы, слагающие земную кору в Алтайском крае и своей местности

19

Практическая работа. Определение горных: пород своей местности

Практическая работа 4

20

Зоны землетрясений на территории края. Правила поведения при землетрясениях.

21

Причины появления оврагов, оползней, меры борьбы с ними

22

Роль человека в изменении рельефа.

23,24

Экскурсия по изучению влияния человека на рельеф своей местности

Экскурсия

Тема 3. Погода и климат Алтайского края.

25,26

Климатические особенности края

24, 27

Особенности времен года в своей местности

28

Погода и причины ее изменений в крае

29

Предсказания погоды, народные приметы

30,31

Практическая работа. Обработка данных календаря погоды: составление графика температуры, «розы ветров», описание noгоды за день, месяц. Выявление причин изменения погоды.

Практическая работа

32

Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность

33, 34

Экскурсия. Фенологические наблюдения  за изменениями, происходящими в природе зимой.

Экскурсия

Тема 4. Воды Алтайского края.

35

Крупные реки  Алтайского края.

36

Крупные  озера Алтайского края.

37

Реки и озера своей местности.

38-40

Практическая работа. Описание водных объектов  своей местности

Практическая работа

41

Подземные воды края. Минеральные источники.

42

Хозяйственное использование поверхностных и подземных вод края, их охрана от загрязнения

Тема. 5. Растения, животные, почвы Алтайского края.

43

Разнообразие растений  Алтайского края, неравномерность их распространения.

44

Наиболее удивительные растения  края.

45

Разнообразие  животных Алтайского края, неравномерность их распространения.

46

Наиболее удивительные  животные края.

47

Культурные растения и домашние животные как часть биосферы.

48

Разнообразие почв края.

49-50

Экскурсия. Разнообразие почв своей местности.

Экскурсия

Тема 6. Природные комплексы своей местности.

51

Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности

52

Воздействие человека на компоненты природы и. природный комплекс в целом

53-54

Правила, отношения к окружающей природе.

55

Природа как условие физического и нравственного здоровья человека.        

56-57

Экскурсия Описание, типичных природных комплексов своей местности, оценка их использования и изменений под влиянием хозяйственной деятельности.  

Экскурсия

Тема 7. Алтайский край на политической карте России

58

Алтайский край на политической карте России

59

Города и сельские населенные пункты края

60

Численность населения Алтайского края

61

Национальный состав, особенности быта, национальные традиции населения края.

62

Практическая работа. Характеристика своего населенного пункта.

Практическая работа

63-64

Экскурсия. Фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе весной

Экскурсия

65-66

Мое село. Экскурсия по окрестностям села

Экскурсия

67-68

Мое село. Экскурсия по окрестностям села

Экскурсия

69-70

Заключительное занятие по курсу

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

Литература для учителя.

 1. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 авторы-составители Н. А. Алексеенко, Т. И. Рымарь  Примерная учебная программа «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (6-9 классы)

2. учебник Ревякин В. С. География Алтайского края. Учебник. 8,9 класс Барнаул, 2004

3.  Географический атлас Алтайского края

Литература для учащихся

1. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования. – Барнаул: АКИПКРО, 2006 авторы-составители Н. А. Алексеенко, Т. И. Рымарь  Примерная учебная программа «География Алтайского края» для основной общеобразовательной школы (6-9 классы)

2. учебника Ревякин В. С. География Алтайского края. Учебник. 8,9 класс Барнаул, 2004

3. . Географический атлас Алтайского края

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»

http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».

http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.

Учебное оборудование

  1. школьная метеостанция «МЕТЕО-КЛ»
  2. глобус физический
  3. измеритель осадков
  4. компасы
  5. коллекция горных пород
  6. шкала твердости
  7. портреты ученых-географов
  8. коллекция Топливо

Таблицы:

1.Смена времен года

2.Эндогенные процессы

3.Экзогенные процессы (1)

4.Экзогенные процессы (2)

5.Экзогенные процессы (3)

6. топографическая карта

7. план местности.

8. Азимут. Ориентирование на местности.

9. Определение высоты холма и крутизны склона.

10. Искажения изображений земной поверхности на картах мира.

Цифровые образовательные ресурсы:

(для  просмотра используется оборудование библиотеки и кабинета информатики - по возможности)

  1. История географических открытий  
  2. Как устроен океан
  3. Физическая география России
  4. География Мир .Элект. Картографическое пособие 2013
  5. География  Планета Земля. Электр. Прил. к  уч. Лобжанидзе 5-6 класс 2013
  6. Экономь электроэнергию. Береги природу
  7. 90 лет Тальменскому району.

Лист изменений и дополнений

№п/п

Изменения и дополнения

обоснование

учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по географии в 5 классе (метод моделирования)

Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край" предназначена для 8 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 6 классе

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире ориентиров" составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на большой объём практической деятельности на местности. Поможет з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 7 классе "По материкам и океанам".

Рабочая программа внеурочной деятельности "По материкам и океанам" составлена в соответствиии с ФГОС второго поколения. Занятия по данной программе помогут закрепить и расширить знания школь...

Программа внеурочной деятельности по географии "Мой край, моё село."

Данная программа предусматривает участие  5-7 классов  во внеурочной деятельности. Данная программа включает  вопросы взаимодействия  человека и природы, отражает связь  с кра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...