Программа внеурочной деятельности по географии в 5 классе (метод моделирования)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс и внеурочную деятельность моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними, к самостоятельному добыванию знаний.
Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические - на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.
Курс предназначен для учащихся 5 классов. Количество занятий – 35 (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
города Омска «Гимназия № 43»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по НМР Директор гимназии
______________О.Н. Гашкова _____________________О.А. Грицина
Направление: Социализация и профессиональная ориентация
Программа внеурочной деятельности
«Школа географа-следопыта»
(моделирование в географии)
Составитель:
Третьякова Татьяна Геннадьевна,
учитель географии
Пояснительная записка
География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современное изучение географии немыслимо без наглядного обучения. Н.Н. Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета, отмечал, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география».
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов.
Моделирование реализуется в рамках деятельностного подхода, столь актуального для современной педагогики.
Метод моделирования формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей.
Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей и графиков. Модель – это представитель, заместитель оригинала, используемый в процессе познания или в практической деятельности.
Модели в географии выполняют разнообразные функции:
- психологическую - возможность изучения тех объектов и явлений, которые чрезвычайно трудно исследовать иными методами;
- собирательную - определение необходимой информации, ее сбор и систематизация;
- логическую - выявление и объяснение механизма развития конкретного явления;
- систематизирующую - рассмотрение действительности как совокупности взаимосвязанных систем;
- конструктивную - создание теорий и познание законов;
- познавательную - содействие в распространении научных идей.
Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего – процесс в основном опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своем они работают с их заместителями – моделями. Моделирование входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементов учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс и внеурочную деятельность моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними, к самостоятельному добыванию знаний.
Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения. Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические - на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера.
Таким образом, использование метода моделирования:
- способствует изучению географии более быстрыми темпами;
- облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера;
- обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снижать перегрузку учащихся;
- позволяет проследить развитие активности личности учащегося.
Курс предназначен для учащихся 5 классов. Количество занятий – 35 (1 час в неделю).
Цель: развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира; формирование комплексного мышления и сближение его с процессом научного познания, подготовка школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними задач, самостоятельное добывание знаний.
Задачи:
- формирование географического мышления;
- развитие деятельно-ценностного отношения к окружающей среде;
- развитие пространственного мышления
- через моделирование освоение географических понятий и закономерностей; развитие умений ориентироваться, проводить измерения, составлять простые карты, схемы, модели, создание географической игротеки.
Планируемые результаты:
Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Школа географа-следопыта» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– понимание смысла собственной действительности:
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Перечень разделов
1. Введение.
2. Метод моделирования.
3. Земля - планета солнечной системы.
4. Литосфера - каменная оболочка планеты.
5. Вода на Земле.
6. Атмосфера - воздушная оболочка.
7. Проектируем с использованием ИКТ.
Описание содержания занятий по разделам
1. Введение.
Лекция. География в современном мире. Знакомство с целями и задачами кружка "Школа географа-следопыта", содержанием занятий, необходимым для занятий оборудованием.
2. Метод моделирования в географии.
Лекция. Сущность метода моделирования, возможности его применения при изучении географии. Цели и задачи использования метода.
3. Земля - планета солнечной системы.
Лекция. Форма и размеры Земли. Вращения Земли, их причины и следствия.
Практические работы: 1. Приплюснутый шар. 2. Прецессия.
4. Литосфера - каменная оболочка планеты.
Лекция. Что такое литосфера, из чего состоит. Строение земной коры. Формы рельефа Земли, их образование и изменение. Метаморфические горные породы. Выветривание. Вулканы и землетрясения.
Практические работы: 1. Сложенная газета. 2. Складки. Вдоль по склону. 3. Извержение. Волны. 4. Образование оврагов. 5. Неоднородный волчок. 6. Выветривание. 7. Метаморфизм.
5. Вода на Земле.
Лекция. Состав и значение водной оболочки. Свойства воды. Воды суши. Океан в движении. Разрушительная и созидательная работа воды.
Практические работы: 1-3. Свойства воды. 4. Разрушительная работа воды (соли). 5. Приливы. Эффект Кориолиса.
6. Атмосфера - воздушная оболочка.
Лекция. Состав и значение атмосферы. Строение атмосферы. Атмосферное давление. Признаки погоды.
Практические работы: 1. Голубое небо. 2. Место для воздуха. 3-6. Свойства воздуха.
7. Проектируем с использованием ИКТ.
Лекция. Возможности ИКТ при изучении географии. Как разработать проект.
Практические работы: 1-4. Учимся составлять и защищать презентацию. 5-6. Мой проект. 7. Зачетная работа по курсу.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Количество часов | Форма представления результата | ||
Всего | Теоретических | Практических | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
2 | Метод моделирования | 1 | 1 | ||
3 | Земля - планета солнечной системы. | 3 | 1 | 2 | |
4 | Литосфера - каменная оболочка планеты. | 8 | 1 | 7 | |
5 | Вода на Земле. | 6 | 1 | 5 | 3 |
6 | Атмосфера - воздушная оболочка. | 7 | 1 | 6 | 7 |
7 | Проектируем с использованием ИКТ. | 8 | 1 | 7 | 3 |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Демонстрация простых моделей в рамках декады естественных наук для учащихся начальной школы | |
Итого часов: | 35 | 7 | 28 |
9. Содержание деятельности
Выполнение практических работ согласно инструкций, развитие умений самостоятельно делать выводы по работе, объяснять причины природных явлений.
Разработка и составление презентаций при помощи индивидуальных ноутбуков.
10. Результативность образовательной программы (указать диагностические методики)
Оценка степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности:
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс 2019 г
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.Програм...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 6 класс 2019 г
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6...
рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс
laquo;Юный географ – исследователь»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 11 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 10 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 8 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 9 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....