Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 7 классе "По материкам и океанам".
методическая разработка по географии (7 класс)

Кириллина Наталья Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности "По материкам и океанам" составлена в соответствиии с ФГОС второго поколения. Занятия по данной программе помогут закрепить и расширить знания школьников по курсу географии "Материки, океаны,народы и страны". Программа предусматривает изучение материала в игровой форме, участие обучающихся в викторинах, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов. При проведении занятий рекомендуется использование школьных атласов и видеоматериалов, что позволит обучающимся запоминать карту. Для составления вопросов для кроссвордов и викторин учителю можно использовать книгу А. Безрукова, Г. Пивоваровой "Занимательная география", АСТпресс, 2001.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «По материкам и океанам» 7 класс

КЛАСС:  7

УЧИТЕЛЬ:  Кириллина Наталья Владимировна

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:  35


Результаты освоения курса внеурочной деятельности «По материкам и океанам» в 7 классе

В результате изучения данного курса семиклассники узнают:

  • интересные факты о материках и океанах;
  • о географических открытиях;
  • о самых высоких горах мира и самых глубоких впадинах океанов;
  • об огнедышащих вулканах и ледяных полюсах Земли;
  • о составе и строении земных оболочек;
  • о разнообразных природных явлениях на суше и в океане;
  • о крупнейших странах мира и их населении;
  • о различиях картографических проекций.

получат возможность научиться:

  • уверенно работать с картами и атласами;
  • определять маршруты путешествий первооткрывателей по описаниям;
  • определять страны мира по их описаниям;
  • решать географические головоломки и кроссворды;
  • находить решения задач с помощью различных источников информации, в том числе электронных энциклопедий;
  • определять картографические проекции, в которых выполнены различные карты;
  • освоить школьный материал в игровой форме.

В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи ориентирования с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УДД:

  • слушать и понимать речь других;
  • донести свою позицию до других учащихся;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- знать географические термины: картографическая проекция; материк, океан, часть света, низменность, возвышенность, плоскогорье, вершина, плато, хребет, вулкан, океанический жёлоб, срединно-океанический хребет, котловина, поднятие, глубоководная впадина, река, речная долина, речной бассейн, водораздел, айсберг, озеро; водопад, ветер, цунами, лавина; страна, народ.

- знать назначение простейших приборов для наблюдения за погодой;

- знать историю географических открытий известных путешественников на материках и в океанах;

- различать материки и океаны по описаниям их природы и их изображениям на рисунках и фото;

- различать высочайшие вершины, нагорья, низменности, вулканы мира, крупнейшие реки, водопады и озёра по описаниям и рисункам;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- уметь находить на карте географические объекты;

- показывать на карте маршруты великих путешественников;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Первый уровень результатов:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся.

Второй уровень результатов:

  • восприятие и осмысление полученной информации, владение способами обработки данной информации;
  • определение учебной задачи;
  • ясное и последовательное изложение своих мыслей, аргументация своей точки зрения;
  • владение своим вниманием;
  • сознательное управление своей памятью и регуляция ее проявления, владение рациональными приемами запоминания.

           Третий уровень результатов:

  • владение навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • использование основных приемов мыслительной деятельности;
  • самостоятельное осмысливание и творческая работа;
  • владение нормами нравственных и межличностных отношений;
  • участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

Виды деятельности: игровые, познавательные.

Основные формы и средства обучения:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия во время работы с картой;
  • дидактические игры и задания;
  • участие в викторинах.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

«По материкам и океанам»

Название раздела

Формы деятельности

1

Введение (1ч.)

Определение понятий «Материки», «Океаны»

Форма и размеры Земли. Научные доказательства формы Земли. Джованни Кассини. Исаак Ньютон. Измерения размеров Земли.

Теоретическое занятие;

Участие в викторине «Модель Земли и её поверхности»;

Просмотр видеофильмов.

2.

Землеведение (15 ч.)

Развитие географических знаний о Земле. Представления древних о Земле. Гекатей Милетский, Клавдий Птолемей, Страбон, Эратосфен.

Средневековье и эпоха Великих географических открытий. Диаш, Френсис Дрейк, Христофор Колумб, Элькано, Васко да Гама, Фернан Магеллан, Веспуччи, Ибн Батутта, Пифей, Марко Поло, Афанасий Никитин.

Открытия и исследования Австралии и Океании, Антарктиды. Амундсен, Кук, Тасман, Скотт, Торрес, Хейердал.

Великие географические открытия русских путешественников. Беллинсгаузен и Лазарев, Беринг и Чириков,  Дежнёв, Крузенштерн и Лисянский.

Карты и атласы. Анаксимандр, первая подробная карта Земли, карта Московии, палермский земной диск, первый географический атлас, «Чертёжная книга Сибири», «Атлас Всероссийской империи».

Картографические проекции: цилиндрическая, коническая, азимутальная. Изображение земной поверхности на картах различных картографических проекций.

Топографические карты. Тайны топографической карты. С картой и компасом по маршруту.  

Ориентирование на земной поверхности. Ориентирование по небесным телам: по Солнцу, Луне, Созвездиям.

Земная кора, рельеф земной поверхности. Земная кора, мантия, ядро, раздел Мохоровичича, глубинные скважины. Срединно-океанические хребты. Осадочные, магматические, метаморфические горные породы. Рельеф земной поверхности: величайшие равнины мира, высочайшие горные системы и вершины мира. Горсты, грабены, вулканы и гейзеры: Везувий, Катмай, Килиманджаро, Ключевская Сопка,  Толбачик, Шивелуч, Эльбрус; фумаролы. Землетрясения, сейсмичность, сейсмограф, очаг, эпицентр. Землетрясения Лиссабонское, Ташкентское, Тайваньское, Чилийское, Японское.

Мировой океан. Воды суши. Движения воды в океане. Ветровые волны, цунами, приливы, отливы, течения. Проливы, острова, полуострова, заливы. Фанди.

 Воды суши. Речной бассейн, речная система, приток, водораздел. Крупнейшие реки мира. Режим и питание рек. Озёра. Озёрные котловины. Крупнейшие озёра и водохранилища мира. Крупнейшие водопады мира.

Атмосфера. Строение атмосферы. Наблюдения за атмосферой. Погода и климат. Климатические аномалии. Метеорология. Метеорологические приборы: термометр, барометр, психрометр, осадкомер, гигрометр. Тёплый, холодный атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Муссоны, пассаты, западный перенос, мистраль, бора, фёны.

Теоретические занятия;

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

Практические работы:

1. определение маршрутов путешествий по карте «Географические открытия»;

2. определение созвездий по карте «Звёздное небо»;

Участие в викторинах:

1. «Знаменитые путешественники»;

2. «Первые карты и атласы»;

3. «Ориентирование по небесным телам»;

4. «Вздохи Земли»;

5. «Основные формы поверхности Земли»;

6. «Движение воды в морях и океанах»;

7. «Острова в океане»;

8. «Реки и водопады»;

9. «Ветры, приносящие беду».

Просмотр видеофильмов.

3.

Материки и океаны (18 ч.)

Южные материки. Из истории открытия и исследования Южных материков.

Африка. Исследователи: Вавилов, Геродот, Диаш, Ливингстон, Стэнли, Парк, Юнкер.

Австралия. Исследователи: Басс, Кук, Стюарт, Тасман, Эйр.

Антарктида. Исследователи: Амундсен, Бёрд, Скотт, Шеклтон.

Южная Америка. Исследователи: Анхель, Веспуччи, Гумбольд, Дарвин, Дрейк, Колумб, Магеллан.

Рельеф Южных материков.

Африка. Абиссинское нагорье, Атлас, Ахаггар, Великий Африканский разлом, Восточно-Африканское плоскогорье, Драконовы горы, Калахари, Камерун, Капские горы, Килиманджаро, Кения, Нгоронгоро, Рувензори, Сахара, Тибести.

Австралия. Австралийские Альпы, Большой Барьерный риф, Западно-Австралийское плоскогорье.

Антарктида. Массив Винсон, Трансантарктические горы, шельфовые ледники. Эребус.

Южная Америка. Аконкагуа, Амазонская низменность, Анды, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Котопахи, Льюльяляйко.

Внутренние воды Южных материков.  

Африка. Белый Нил, Виктория, вдп. Виктория, Голубой Нил, Замбези, Конго, Ливингстона вдп., Лимпопо, Ньяса, Оранжевая, Танганьика, Чад.

Австралия. Муррей и Дарлинг, Эйр-Норт.

Южная Америка. Амазонка, Анхель, Игуасу, Ла-Плата, Ориноко, Парана, Титикака,

Климат и органический мир Южных материков.  

Африка. Пустыни Калахари, Намиб, Сахара. Саванна, влажный экваториальный лес, жестколистные леса и кустарники.

Австралия. Скрэб. Пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория, Симпсон. Реликтовые и эндемичные представители органического мира.

Антарктида. Оазис.

Южная Америка. Сельва, пампа. Атакама, Патагония, Наска.

Древние цивилизации и крупнейшие современные страны Южных материков. Традиции крупнейших народов.

Океаны. Тихий океан. Рельеф дна и течения. Желоба и впадины: Алеутский, Гавайский, Курило-Камчатский, Марианский, Филиппинский.

Поднятия и хребты: Большой Барьерный риф, Восточно-Тихоокеанское, Южно-Тихоокеанское.

Течения: Аляскинское, Западных Ветров, Калифорнийское, Курильское, Куросио, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Климат и органический мир. Эль-Ниньо, Ла-Нинья.

Индийский океан. Рельеф дна и течения. Котловины: Аравийская, Африканско-Антарктическая, Западно-Австралийская, Сомалийская, Яванская.

Поднятия и хребты: Антарктическое, Кергелен, Мальдивский, Центральный Индийский.

Течения: Австралийское, Западных Ветров, Западно-Мадагаскарское, Мозамбикское, Мыса Игольного.

Климат и органический мир. Природные аномалии океана.

Атлантический океан. Рельеф дна и течения. Котловины: Ангольская, Аргентинская, Африканско-Антарктическая, Бразильская, Гвинейская, Канарская, Капская, Северо-Американская, Пуэрто-Рико, Южно-Сандвичев.

Поднятия и хребты: Африканско-Антарктический, Бермудское, Китовый, Риу-Гранди, Северо-Атлантический, Южно-Антильский.

Течения: Бенгельское, Бразильское, Гольфстрим, Канарское, Северо-Атлантическое.

Климат и органический мир. Природные аномалии океана.

Северный Ледовитый океан. История исследования. Баренц, Барроу, Баффин, Беринг и Чириков, Дежнёв, Кабот, Кук и Пири, Нансен, поморы, Папанин, Седов, Челюскин.

Рельеф дна и течения. Котловины: Амундсена, Канадская, Нансена, Макарова, Подводников.

Поднятия и хребты: Альфа, Гаккеля, Ломоносова, Менделеева, Чукотский купол.

Течения: Восточно-Гренландское, Норвежское, Нордкапское, Трансарктическое, Шпицбергенское.

Климат и органический мир. Ледяные острова, береговой припай, торосы, айсберги, паковый лёд, полыньи, стамухи.

Северные материки. Из истории открытия и исследования Северные материков.

Евразия.  Исследователи и первооткрыватели: Вавилов, Козлов, Обручев, Пржевальский, Семёнов-Тян-Шанский.

Северная Америка. Мысы:

 Исследователи и первооткрыватели: Амундсен, Шелихов, Эйрик Рыжий.

Рельеф Северных материков.

Евразия. Алтай, Альпы, Аравийское плоскогорье, Великая Китайская равнина, Восточно- Европейская равнина, Гималаи, Декан, Западно-Сибирская равнина, Кавказ, Карпаты, Памир, Пиренеи, Среднесибирское плоскогорье, Скандинавские горы, Тибет, Тянь-Шань, Урал, Эверест, Эльбрус.

Северная Америка. Аппалачи, Большой Бассейн плоскогорье, Великие равнины, Денали, Кордильеры, Мексиканское нагорье, Примексиканская низменность, Центральные равнины, Большой Каньон.

Внутренние воды Северных материков.

Евразия. Ангара, Балхаш, Байкал, Волга, Ганг, Дунай, Евфрат, Енисей, Инд, Каспийское, Ладожское, Лена, Меконг, Мёртвое море, Обь, Онежское, вдп. Тальниковый, Тигр, Хуанхэ, Янцзы,

Северная Америка. Большое Невольничье, Верхнее, Виннипег, Гурон, Маккензи, Миссисипи, Колорадо, Колумбия, Юкон, Миссури, Мичиган, Св. Лаврентия, Ниагарский. вдп., Онтарио, Эри.

Климат и органический мир Северных материков.  

Евразия. Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни. Большой Нефуд, Гоби, Каракумы, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар. Климатические аномалии. Цунами.

Северная Америка.

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, прерии, пустыни. Большого Солёного озера, Калифорнийская, Мохаве, Сонора, Чиуауа. Климатические аномалии. Торнадо.

Древние цивилизации и крупнейшие современные страны Южных материков. Традиции крупнейших народов.

Теоретические занятия;

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

Практические работы:

1. определение географических объектов материков и океанов по картам;

2. определение созвездий по карте «Звёздное небо»;

Участие в викторинах:

1. «Отважные мореплаватели»;

2. «Экспедиции вглубь материков»;

3. «Арктика и Антарктика»;

4. «Жизнь в океане»;

5. «Уникумы животного мира»;

6. «По следам учёных»;

7. «Люди и страны»;

8. «Самые-самые».

Резерв свободного времени (1 ч.)

Тематическое планирование занятий курса «По материкам и океанам»

7 класс

№ урока

Раздел. Тема урока.

Дата по плану

Дата по факту

Введение. Форма и размеры Земли

Представления древних о Земле

Средневековье и эпоха Великих географических открытий

Открытие Антарктиды, Австралии и Океании

Великие географические открытия русских путешественников

Карты и атласы

Картографические проекции. Топографические карты

Ориентирование на земной поверхности

Земная кора. Рельеф земной поверхности

Движения земной коры. Вулканы и гейзеры

Движения воды в морях и океанах

Реки и водопады

Озёра и водохранилища

Строение атмосферы. Наблюдения за атмосферой.

Атмосферные вихри и фронты

Погода и климат. Ветры. Осадки

Из истории открытия и исследования Южных материков

Рельеф Южных материков

Внутренние воды Южных материков

Климат и органический мир Южных материков

Страны и население Южных материков

Рельеф дна и течения Тихого океана

Климат и органический мир Тихого океана

Рельеф дна и течения Индийского океана

Климат и органический мир Индийского океана

Рельеф дна и течения Атлантического океана

Климат и органический мир Атлантического океана

История исследования. Рельеф дна и течения Северного Ледовитого океана

Климат и органический мир Северного Ледовитого океана

Из истории открытия и исследования Северных материков

Рельеф Северных материков

Внутренние воды Северных материков

Климат и органический мир Северных материков

Население и страны Северных материков

Резервное время

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

методического объединения учителей

________________________________

от 30.08.2019 № 1.

Руководитель ПЦГ ________________

________________________________

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ___________

________________________________

30.08.2019 г.

МБОУ СОШ № 11 г. Серпухова Московской области               Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "По материкам и странам" 7-8 классы

Подобран интересный материал об уникальных местах на всех материках нашей планеты...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "По материкам и странам" 7-8 классы

Удивительный мир материков, с которым знакомит программа учеников...