Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край"
рабочая программа по географии (8 класс)

Спирина Вера Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Мой край" предназначена для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Рыбковская средняя  общеобразовательная школа"

  Сафоновского района Смоленской области

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   курсу «Мой край»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

основного общего образования

 

 

 

                                                                                                       Составитель программы

                                                                                             Спирина В.Н, учитель 1 категории

                                                                                                                    (Ф.И.О. учителя-составителя программы,

                                                                                                                               квалификационная категория)

 

 

 

Планируемые результаты обучения

Важнейшие личностные результаты обучения курса

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • представление о регионе как субъекте России, его место и роль;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения программы по курсу заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной способности к самостоятельному приобретению новых знаний и жизни и производственной деятельности;
  • практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты.

Раздел: Географическое положение и административно-территориальное устройство.  Источники географической информации

Обучающийся научится:

• оценивать воздействие географического положения региона и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

Раздел: Природа Смоленского края

Обучающийся научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Содержание учебного предмета

 Введение. Тема 1. Географическое положение и административно-территориальное устройство (1 час)

Размеры территории, границы, географические координаты крайних точек. Положение области относительно океанов и морей, материков и частей  света, крупных физико-географических объектов. Положение на картах физико-географического районирования и часовых поясов. Влияние географического положения области на ее природные условия и хозяйство области. Пр/р определение географическое положение д.Рыбки

РАЗДЕЛ I. Общая характеристика природы (16 часов).

Тема 2. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (2 часа). Геологическое строение. Полезные ископаемые. Минералы и горные породы. Развитие форм рельефа. Экзогенные процессы. Особенности рельефа Смоленской области. Современные процессы, формирующие рельеф.

Тема 3. Климат (2 часа).

Факторы, определяющие особенности климата области. Господствующие воздушные массы. Характеристика климата. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы. Пр/р.составление графика хода температур, амплитуды температур, средней годовой температуры в д. Рыбки

Тема 4. Поверхностные и подземные воды (3 часа).

Классификация внутренних вод области. Реки и озёра. Основные типы озер и закономерности их размещения. Краткая характеристика озер различного происхождения. Значение, распространение и краткая характеристика водохранилищ и прудов области. Болота, особенности формирования и территориальная дифференциация. Основные виды подземных вод области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах. Общая оценка водных ресурсов области. Влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Внутренние воды д. Рыбки. (экскурсия на реку Ведасу )

Тема 5. Почвенный покров и земельные ресурсы (3 часа).

Особенности их формирования на территории области. Основные типы и подтипы почв и их краткая характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области. Экскурсия на предприятия К.П. «Рыбковское». Встреча с агрономом К.П «Рыбковское» Шаулко Н.П.

Тема 6. Растительность и животный мир (1 час).

Растительность области. Леса. География лесных ресурсов. Проблемы лесовосстановления. Луга и болота. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика животного мира основных типов местообитаний области (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Практическое занятие. Описание  растительных сообществ на территории д. Рыбки

Тема 6.Природно-территориальные комплексы (2часа).

Природное районирование. Физико-географические провинции Смоленской области и их особенности. Разнообразие природных комплексов области. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. Природные комплексы (ландшафты, урочища) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своей деревни

Тема 7.Современное состояние природы и её охрана (2 час).

Загрязнение природной среды. Основные источники загрязнения. Истощение и утрата естественных ресурсов: лесов, поверхностных и артезианских вод, животного мира. Важнейшие экологические проблемы и пути их решения. Особо охраняемые территории. Мелиорация земель. Утилизация промышленных отходов. Отчет о работе «Экологические проблемы на территории Рыбковского административного округа  и пути их решения».

Обобщение и повторение 1 час

Тематическое планирование

 № п/п

Наименование раздела.

 темы

Кол-во часов

Кол-во практ. работы

1

Введение. Географическое положение. Пр/р определение географическое положение д.Рыбки

1

1

2

Геологическое строение.

1

3

Рельеф и полезные ископаемые

1

1

4

Климатообразующие факторы

1

5

Климат Пр/р.составление графика хода температур, амплитуды температур, средней годовой температуры в д. Рыбки

1

1

6

Реки. Экскурсия на реку Ведосу

1

1

7

Озера. Болота

1

8

Подземные воды. Охрана вод

1

9

Почвообразующие факторы

1

10

Почвы Земельные ресурсы

1

11

Экскурсия на предприятия К.П. «Рыбковское». Встреча с агрономом К.П «Рыбковское» Шаулко Н.П.

1

1

12

Растительный и животный мир

1

13-14

Практическое занятие. Описание  растительных сообществ на территории д. Рыбки Природные комплексы.

2

1

15-16

Современное состояние природы и её охрана Отчет о работе «Экологические проблемы на территории Рыбковского административного округа  и пути их решения».

2

1

17

Повторение и систематизация изученного»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"

       Программа  курса  рассчитана  на  4 года, 1-4   класс  начальной  школы 136 часов. Программа  построена  на  пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...