Программа внеурочной деятельности по географии "Мой край, моё село."
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)
Данная программа предусматривает участие 5-7 классов во внеурочной деятельности. Данная программа включает вопросы взаимодействия человека и природы, отражает связь с краеведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_moy_selo.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕЕЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ МОУ ДОД РЦВР
УСОЛЬСКОГО РАЙОНА
ОТ « 17 » _АПРЕЛЯ__2019_____Г
УТВЕРЖДЕНО
ДИРЕКТОР МОУ ДОД РЦВР УСОЛЬСКОГО РАЙОНА
ТЮТЮНИК И.М.
ОТ « 18 » __АПРЕЛЯ___2019____Г.
.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МОЙ КРАЙ, МОЁ СЕЛО»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«ЭКОЛОГИ БОЛЬШОЙ ЕЛАНИ»
5-7 класс
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 144 ЧАСА
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 5 -7 КЛАСС
Учитель:
Сереброва Елена Алексеевна -
учитель географии – биологии,
высшая квалификационная категория
Программа рассмотрена на заседании ШМО
Протокол №_6_ от «_мая_» 2019 г
Большая Елань , 2019г
Краткая аннотация программы 5-7 классы.
Рабочая программа кружка по экологии (4 часа в неделю/144ч всего) составлена с учётом методических рекомендаций ИПКРО. Программа предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательной средней школы.
Структурные компоненты программы.
Программа включает в себя: I Часть «Экологию моего села» - реализуется в 5-6-м классе(72ч) и Часть II. «Окружающая среда и взаимосвязь человека и природы» 6-7 класс (72ч)
Цель курса.
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры учащихся.
Пояснительная записка.
Концепция (основная идея) программы.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!
Воспитание экологической культуры у современных школьников
- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности – отношение – поведение – ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности детей 5 – 6 классов в игре, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других. На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить. Кружковцы изучают природу родного края, особенности коренного населения, демографическую ситуацию. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего посёлка и о своём будущем.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах. В связи с тем, что многие учащиеся в посёлке знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то курс мероприятий таких как «Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение)», помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.
Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.). При защите исследовательской работы (проекта) учащиеся знакомятся с современными ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами. Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.
В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков географии, выполнение проектов, по изучению природы родного края, проведение природоохранных акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.
В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.
Режим занятий: всего 144 часа - часовые занятия два раза в неделю. Занятия осуществляются как в кабинете биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их. Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 13 лет.
Главная цель кружка:
- формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
Задачи:
- Воспитание экологически грамотного человека.
- Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
- Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».
- Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
- Научить учащихся пользоваться научной литературой, Интернет-ресурсами.
- Научить любить природу, правильно её использовать.
- Описать население села Большая Елань, демографическое состояние поселения.
- Изучать растительный и животный мир родного края.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Выполнение учебно-исследовательских работ во время экскурсий.
- Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на год, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).
Ведущие теоретические идеи и технологии, на которых базируется данная программа.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, посещающих кружок. Это немаловажно, так как дети 11 – 13 лет переживают важный этап – вхождение в возраст между детством и отрочеством (младший подростковый возраст). Необходимо знать особенности младших подростков (физиологические, внутренние, биологические изменения). Для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий кружка. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.
Для успешного обучения необходимо знать:
- Психологический статус ребёнка этого возраста.
- Значение побудительных методов для саморазвития учащихся. Анализ через синтез – вот путь развития мышления школьников данного возраста.
- Ребёнку необходимо освоить новый для него вид интеллектуальной деятельности:
- - выявление отличий и сходства различных объектов;
- - комбинация информации по разным признакам;
- -способы постановки вопросов – однозначных и многозначных;
- - альтернативные объяснения фактов и явлений.
Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.
Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.
Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение – интерес – изучение – знание – поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и умения.
Система оценки достижений учащихся.
Этапы педагогического контроля.
№ п\п | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма подведения итогов | Сроки |
1 | Умение выполнять практические работы. | Экскурсии, проекты | В течение года |
2 | Навыки поведения в природе | Составление правил | Во время экскурсий |
3 | Умение раскрывать экологические понятия | Тестирование | По итогам изучения темы |
4 | Знания редких и исчезающих видов животных и растений | Викторина | В течение года |
5 | Знание терминов, понятий. | Самостоятельная работа | По мере необходимости |
Уровни усвоения учебного материала
Учащиеся должны иметь представление о понятиях:
- экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища.
Учащиеся должны знать:
- правила поведения в природе;
- основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
- глобальные экологические проблемы;
- экологическую ситуацию села большая Елань и его окрестностей; демографическую обстановку;
- съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
- особенности растительного и животного мира Иркутской области;
- редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;
- влияние вредных факторов на здоровье человека;
- основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
Учащиеся должны уметь:
- оценивать экологическую ситуацию;
- ориентироваться на местности;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- наблюдать за погодой, явлениями природы;
- составлять температурные графики;
- составлять карту местности;
- оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
- правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;
- участвовать в природоохранных акциях;
- изготовлять поделки из природных материалов;
- работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;
- выполнять учебные проекты, презентации;
- самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки поделок из природных материалов;
- фотовыставки;
- защита проектов;
- соревнования, турниры, конкурсы;
- демонстрация презентаций, экологических представлений;
- участие в районных конкурсах.
Содержание программы.
Введение
Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.
Часть I. «Экология моего села» – 5-6 класс 72 часа
Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Особенности рельефа. Разнообразие рельефа Восточной Сибири в пределах области. Влияние человеческой деятельности на рельеф села. Богатства недр района, полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Общие климатические особенности, разнообразие и смена погоды во все сезоны года. Богатство водных ресурсов. Речная система области. Основные типы почв. Охраняемые территории района и области. Полезные и опасные растения и животные района. Представители флоры и фауны села и района, занесенные в Красную книгу России и Иркутской области. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи коренных народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов. Пути их решения. Родовые угодья.
Экскурсии.
- Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация).
- Экскурсия в музей. (Оформление результатов исследования, презентация).
- Экскурсия на территорию района (музей). (Оформление результатов исследования, презентация).
- Экскурсия на территорию памятника природы Усольский район или Листвянка. (Оформление результатов исследования, презентация).
Часть II. «Окружающая среда и взаимосвязь человека и природы» (72ч) – 6 -7 класс.
Представление о природе и человеке. Воспитание культуры поведения в природе. Здоровье человека. Развитие природы и человека. Природо охраняемые территории.. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.
Оценка экологического состояния среды обитания, влияние природной среды на здоровье человека. Демографическая ситуация в селе Большая Елань. Пути решения проблем взаимодействия человека и природы. Социологический опрос местного населения об отношении к окружающей среде, своему здоровью. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение).
Экскурсии.
- Экскурсия в школьный музей. (Оформление результатов исследования, презентация).
- Экскурсия в магазин «Мария». (Оформление результатов исследования, презентация).
- Экскурсия в участковую больницу. (Оформление результатов исследования, презентация).
Тематическое планирование.
Дата | Темы занятий | Теория | Практика | Всего |
Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. | 1 | 1 | ||
Часть 1. «Экология моего села» | ||||
Особенности природы своей местности Большая Елань. | 2 | 2 | ||
Экскурсия на школьный двор. (Оформление результатов исследования, презентация). | 1 | 1 | ||
Озеленение школьного двора. | 2 | 2 | ||
Видовое разнообразие растительного и животного мира. | 1 | 1 | ||
Сбор природного материала для изготовления поделок, аппликаций. | 1 | 1 | ||
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. | 1 | 1 | 2 | |
Охраняемые виды растений и животных. | 1 | 1 | 2 | |
Охраняемые виды растений и животных Иркутской области. | 1 | 1 | 2 | |
Птицы, занесённые в Красную книгу Иркутской области. | 1 | 1 | 2 | |
Сбор информации в Интернете «Красная книга Иркутской области». | 1 | 1 | 2 | |
Отдельные объекты и территории охраны. | 1 | 2 | ||
Подготовка и выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету». | 1 | 1 | 2 | |
Экскурсия в музей школ Усольского района. | 1 | 1 | 2 | |
Оформление экологического уголка «Редкие виды животных и растений Иркутской области». | 1 | 1 | 2 | |
Изготовление поделок из природного материала. Выставка. | 1 | 1 | ||
Составление ребусов, кроссвордов «Животные и растения Иркутской области». | 1 | 1 | ||
Подготовка к экологическому турниру. | 1 | 1 | 2 | |
Проведение экологического турнира. | 1 | 2 | ||
Домашние животные и их роль в жизни и влияние на здоровье людей. | 2 | 1 | 2 | |
Территория и границы Иркутской области и Усольскогоо района. | 1 | 2 | ||
Понятие родной край. | 1 | 1 | 2 | |
История родного края. Экскурсия в музей. | 1 | 1 | ||
Топономика Усольского района | 1 | 1 | 2 | |
Богатства нашего родного края. | 1 | 1 | 2 | |
Обеспеченность природными ресурсами. | 1 | 2 | 3 | |
Развитие промышленности в округе. | 1 | 2 | 3 | |
Проблемы области и района. Пути решения. | 1 | 2 | 3 | |
Родной край сегодня, перспективы его развития. | 1 | 1 | 2 | |
Конференция «Экология нашего посёлка». Дополнительные занятия | 2 | 2 | ||
Трудовой десант у памятника | 2 | 2 | ||
Трудовой десант по улицам села | 2 | 2 | ||
Озеленение школы (классов) | 2 | 2 | ||
Озеленение улиц села | 3 | 3 | ||
Участие в проекте «Развитие села» | бессрочно | 7 | ||
Подготовка к НПК | еженедельно | |||
Всего | 72 | |||
Часть 2. «Окружающая среда и взаимосвязь человека и природы». | ||||
Теория | Практика | Всего | ||
Проведение техники безопасности Оценка экологического состояния среды обитания. | 1 | 1 | 2 | |
Экскурсия в осенний лес: Влияние природной среды на здоровье человека. Экскурсия на пришкольный участок | 1 | 1 | 2 | |
Знакомство с цветковыми растениями | 1 | 1 | 2 | |
Сбор семян цветковых растений | 1 | 1 | 2 | |
Экологический субботник Влияние Экологии на заболевания людей в поселении. | 1 | 1 | 2 | |
Взаимосвязь человека и природы. История взаимоотношений человека и среды | 1 | 1 | 2 | |
История взаимоотношений человека и среды. Природа и человек в далёком прошлом. | 1 | 2 | ||
Переход человека к производящему хозяйству | 1 | 1 | 2 | |
Нерациональное природопользование. Опустынивание. | 1 | 2 | ||
Человек и природа в настоящем | 2 | 2 | ||
Неисчерпаемые и исчерпаемые источники энергии | 1 | 1 | 2 | |
Для чего нужно беречь природу | 1 | 1 | 2 | |
Экология как наука. | 1 | 1 | 2 | |
Направления современной экологии. Основные виды загрязнений на территории села и окрестностей. Проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов. Сбор материала. Подготовка презентации, фото свалок. | 1 | 2 | ||
Что такое ЭКОСИСТЕМА. Подготовка проекта «Я и природа» | 2 | 2 | ||
Основные компоненты ЭКОСИСТЕМЫ | 1 | 1 | 2 | |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | 1 | 2 | |
Биосфера земли | 1 | 1 | ||
Биологическое разнообразие биосферы | 1 | 1 | 2 | |
Среды обитания жизни | 1 | 1 | 2 | |
Распространение растений и животных на земле | 1 | 1 | 2 | |
Вернадский. Его учение о биосфере. | 1 | 1 | 2 | |
Земная кора. Вода . Воздух. И человек. | 1 | 1 | 2 | |
Основы рационального природопользования. | ||||
Биологическое разнообразие природных зон. | ||||
Арктические пустыни . Тундры. Лесотундры. | ||||
Таёжная зона | ||||
Растительность тайги | ||||
Лесостепи и степи | 1 | |||
Животные тайги | 1 | |||
Животные своей местности | 1 | |||
Воды области | 1 | |||
Сообщество живых организмов | 1 | |||
Группы организмов в природном сообществе | 1 | |||
Цепи питания- кто кого и что ест. | 1 | |||
Естественные и искусственные экосистемы | 1 | |||
Городские экосистемы | 1 | |||
Городское население и его хозяйственная деятельность | 1 | |||
Классификация городов. Численность близ лежащих городов | 1 | |||
Экология городов. | 1 | |||
Экология Иркутска. Усольского района | 2 | |||
Самые чистые и самые грязные города области | 1 | |||
Природоохранная деятельность | 1 | |||
Природоохранная деятельность Сибири | 1 | |||
Природоохранная деятельность Иркутской области | 1 | |||
Природоохранная деятельность Иркутской области | 1 | |||
Природоохранная деятельность Восточной Сибири | 1 | |||
Природоохранная деятельность Восточной Сибири | 1 | |||
Правила поведения в природе. | 1 | |||
Красная книга России. Животные. | 1 | |||
Красная книга России. Растения. | 1 | |||
Заповедные территории. | 1 | |||
Заповедные территории Иркутской области | 1 | |||
Обобщение. | 1 | |||
Всего | 72 | |||
Итого: | 144 |
ЛИТЕРАТУРА.
Информационная.
- Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
- А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
- Автор: Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
- Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
- Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Практика, внеклассная работа.
- Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.
- От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровье сбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
- Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
- Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.
Литература для учащихся.
- Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
- Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
- Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
- Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы з...
Презентация на тему "Мой край - моё село"
Презентация об историческом памятнике – Гуннское городище. Иволгинское городище, одно из первых осёдлых поселений хунну, расположено в 16 км к юго-западу от г.Улан-Удэ над ...
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению
программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край "для 5 класса по направлению
программа содержит тематическое планирование ,,календарно тнматическое ,,пояснительную записку ,материально -техническое и учебно -методическое обеспечение ........
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Познай свой край»
Краеведение - одно из направлений воспитания личности.Краеведение связано с экскурсиями и походами по родному краю.школьное краеведение связано с ситуациями поиска, исследования....
Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
Программа внеурочной деятельности в 5-6 классах....
Программа внеурочной деятельности "Фольклор нашего края"
Программа внеурочной деятельности по изучению краеведения...