Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеурочной деятельности по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_prakticheskaya_geografiya_5_klyakovleva_o.v._2020-2021.docx | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая география
для 5 класса
учитель: Яковлева О.В.
Раздел 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о программе (примерной/типовой или авторской):
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» c учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 и от 31.12.2015 № 1577 ( ФГОС основного общего образования).
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 02.06.2015
№ 03-20-2216/15-0-0 «Об организации работы образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие углубленное изучение учебных предметов, предметных областей».
- Письмо Комитета по образованию от 11.07.2014 № 03-20-2913/14-0-0 Методические рекомендации по организации изучения иностранных языков в государственных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы.
- Назначение программы
Программа предназначена для реализации внеурочной деятельности по географии, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных).
- Актуальность и перспективность курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Практическая география» носит открытый учебно-познавательный, исследовательский и организационно-технологический характер.
Актуальность данной программы внеурочной проектной деятельности заключается в том, что она дополняет содержание программ по географии; способствует интеграции предметных и метапредметных умений школьников младшего подросткового возраста и в значительной степени формирует общеучебные учебные умения, которые проявляются в освоении универсальных способов учебных действий в познавательной, коммуникативной и регулятивной сфере для достижения личностных результатов.
Основные принципы построения программы:
- преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами основного общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;
- последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;
- сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;
- личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся.
- Цели и задачи внеурочной деятельности
Основная цель программы через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов и практических заданий.
Задачи: -
Образовательные/учебные:
-развитие познавательной активности и интереса к предмету и направленной учебной деятельности по решению проблемной коммуникативной задачи, развитие и совершенствование предметной компетенции;
-развивать умение работать с географическими картами, решать задачи географического содержания;
-повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
-побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса
- умение работать в информационной образовательной среде с разными источниками и носителями информации, в том числе ЦОР, Интернет, СМИ;
- умение работать в разных режимах и в формате коммуникативного взаимодействия.
Развивающие:
-создать условий для расширения кругозора развития интереса личности к экологической, природоохранной и краеведческой исследовательской деятельности,
-развивать систему личностных УУД через исследование природы;
- мотивация учащихся к поисковой исследовательской и проектной деятельности;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- освоение различных форм исследования (конспектирование источников, описания, анализа, сравнения, обобщения результатов);
-освоение различных форм географического исследования (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, вычисление)
Воспитательные:
- развитие личностных качеств – трудолюбия, ответственности, прилежание, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности;
- формирование критического мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
- развитие дискуссионной культуры;
-развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия внеурочной деятельности
Программа предназначена для обучающихся 10-11 лет (5 класс).
- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по внеурочной деятельности.
Программа представляет собой модуль проектной внеурочной деятельности в объеме 34 часов в год (1 час в неделю) с возможностью использования ее каждый год, наращивая глубину и сложность учебных проектов и заданий.
- Формы и методы работы
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, занятия с элементами творческой лаборатории, групповые, парные и индивидуальные формы работы. Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края. Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Раздел 2
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
-ценностные ориентации детей раннего подросткового возраста основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:-гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; -уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; | -способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; -умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: -Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. -формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; -умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: -Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. -Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. -Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). -Вычитывать все уровни текстовой информации. -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. -Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях. формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. |
- ФОРМЫ УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ
Формы учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности курса:
- индивидуальное и групповое моделирование и конструирование;
- анализ источников информации;
- подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Раздел 3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли учёного географа, занимающегося различными направлениями географии.
Вводное занятие. Что такое география? Методы географических исследований. Географические профессии.
Географ – астроном. 2 часа. Земля-часть Cолнечной системы. Приплюснутый шар. Построение модели Земли. Местное время, часовые пояса, линия перемены дат. Определение поясного времени на поверхности земного шара. Решение задач по определению времени полета самолета.
Географ-геодезист. 1 час. Измерение расстояний по глобусу. Солнечные часы (создание модели). Ориентирование в пространстве и на местности. Определение сторон горизонта с помощью приборов и без. Составление простейших планов местности по описанию. Проект «Сказочная карта Европы».
Географ-библиограф. 2 часа. Создание картотеки великих путешественников, первооткрывателей. Фотоальбом-справочник.
Географ-путешественник-первооткрыватель. Географические открытия и исследования. Географические «закрытия». Визитные карточки «Великие географические открытия». Путешествие по планете Земля. Изучение орбитального движения и влияния Космоса и Солнца на жизнь. Мини-проект «Визитные карточки материков и удивительных мест планеты».
Географ – топонимист. Происхождение географических названий. Имена на карте. Происхождение названий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Географ - следопыт. Ориентирование на местности. Приметы. Изготовление модели компаса.
Географ – геолог. Рельеф Земли. Построение модели движения литосферных плит. Складки и движения земной коры. Деформация земной коры. Построение модели «Как образуются горы».
Географ-сейсмолог. Землетрясения. Вулканы. Определение силы землетрясений по шкале Рихтера. Создание модели вулкана.
Географ-метеоролог. Воздушный пресс. Атмосферное давление. Опыт, доказывающий наличие атмосферного давления. Ветер. Роза ветров. Мини-ураган. Опыт «Смерч в бутылке». Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию. Опыт «100% влажность воздуха». Свойства и состав воздуха в разных частях Земли. Мини-проект «Изготовление самодельных приборов, позволяющих наблюдать за погодой». Составление климатограмм.
Географ-гидролог. Водная оболочка Земли. Необычные свойства воды. «Мертвое море в стакане». «Айсберг в банке». Сила воды. Построение модели «Как вода преобразует рельеф Земли».
Географ –Биолог. Обитатели Земли. Диковинки растительного и животного мира. Растения у нас в доме.
Фенолог-наблюдатель. Составление календаря природы. Составление прогноза погоды по народным приметам.
Географ – Экотурист. Охрана природы. Заочное знакомство с Лапландским заповедником. Разработка памятки «Правила поведения в природе».
Географ-этнограф. Интересные обычаи народов различных стран.
Проектная работа на тему «Моя любимая географическая профессия».
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Перечень УУД, которые развивает прохождение данного раздела программы |
Вводное занятие. | 1 |
| |
Географ – астроном | 2 | -умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: -Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений, -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, -Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | |
Географ-геодезист. | 1 | -умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, -Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | |
Географ – библиограф. | 2 | -умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий, -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; -Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) | |
Географ-путешественник-первооткрыватель. | 2 | -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; | |
Географ – топонимист | 2 | -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, -Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) | |
Географ-следопыт. | 2 | -Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | |
Географ – геолог. | 2 | -Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | |
Географ-сейсмолог. | 2 | -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). | |
Географ-метеоролог. | 6 | -Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. -Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | |
Географ-гидролог. | 4 | -Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. -Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. | |
Географ –Биолог. | 2 | - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; -Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта), -Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий, -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность | |
Фенолог-наблюдатель | 1 | -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, -Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) | |
Географ – Экотурист | 2 | -Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; -Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; | |
Географ-этнограф. | 1 | -Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) | |
Повторение | 2 | -умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: |
Раздел 4
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения:
- Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
- Акимушкин И.И. Причуды природы.-М.:Мысль,1981г.
- Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2001.
- Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.
- Рычагов Г. И. и др.. Мир географии: География и географы.-М.:Мысль,1984
- Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.
- Книга экспериментов. Просто о сложном/пер. с итальянского И.Гурьянова-М.:Эксмо, 2012
- Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/ И.Е.Гусев -Москва:АСТ,2013
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geograf
- География: Все для учителя географии
- Сайт: http://geo.1september.ru
- https://www.geoguessr.com/
- www.maps.google.com — масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл».
- http://www.klimadiagramme.de/ — климатодиаграммы по метеостанциям всех континентов мира.
- https://www.gismeteo.ru/ — прогнозы погоды и синоптические карты.
- https://space.jpl.nasa.gov/ — космические снимки из базы Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Приложение 3.
Приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности
Для 5 класса учителя Яковлевой О.В. на 2020-2021 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Дата |
Вводное занятие. Наука география. Методы географических исследований. | 1\09 | |
Географ – астроном. Земля-часть Cолнечной системы. | 2\09 | |
Географ – астроном. Приплюснутый шар. Построение модели Земли | 3\09 | |
Географ-геодезист. Измерение расстояний по глобусу. Солнечные часы. | 4\09 | |
Географ – библиограф. Создание картотеки великих путешественников, первооткрывателей | 5\09 | |
Географ – библиограф. Создание картотеки великих путешественников, первооткрывателей | 1\10 | |
Географ-путешественник-первооткрыватель. Географические открытия и исследования. Географические «закрытия» | 2\10 | |
Географ-путешественник-первооткрыватель. Географические «закрытия» | 3\10 | |
Географ – топонимист. Происхождение географических названий. Имена на карте. | 4\10 | |
Географ – топонимист. Имена на карте. | 1\11 | |
Географ-следопыт. Ориентирование на местности. Приметы. | 2\11 | |
Географ-следопыт. Изготовление модели компаса. | 3\11 | |
Географ – геолог. Рельеф Земли. Построение модели движения литосферных плит. | 4\11 | |
Географ – геолог. Складки и движения земной коры. Деформация земной коры. Построение модели «Как образуются горы». | 1\12 | |
Географ-сейсмолог. Создание модели вулкана. | 2\12 | |
Географ-сейсмолог. Землетрясения. Вулканы. Определение силы землетрясений по шкале Рихтера. | 3\12 | |
Географ-метеоролог. Воздушный пресс. Атмосферное давление. Опыт | 4\12 | |
Географ-метеоролог. Ветер. Роза ветров. | 3\01 | |
Географ-метеоролог. Мини-ураган. Опыт «Смерч в бутылке». | 4\01 | |
Географ-метеоролог. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию. Изготовление простейших приборов для метеостанции | 5\01 | |
Географ-метеоролог. Опыт «100% влажность воздуха» | 1\02 | |
Географ-метеоролог. Непростой воздух. Свойства и состав воздуха в разных частях Земли | 2\02 | |
Географ-гидролог. Водная оболочка Земли. Необычные свойства воды. | 3\02 | |
Географ-гидролог. Путешествие капельки. Испарение воды | 4\02 | |
Географ-гидролог. «Мертвое море в стакане». «Айсберг в банке». | 1\03 | |
Географ-гидролог. Сила воды. Построение модели «Как вода преобразует рельеф Земли» | 2\03 | |
Географ –Биолог. Диковинки растительного и животного мира. | 3\03 | |
Географ –Биолог. Растения у нас в доме. | 1\04 | |
Фенолог-наблюдатель. Составление календаря природы. Составление прогноза погоды по народным приметам. | 2\04 | |
Географ – Экотурист. Охрана природы. Заочное знакомство с Лапландским заповедником. (видеоэкскурсия) | 3\04 | |
Географ – Экотурист. Разработка памятки «Правила поведения в природе» | 4\04 | |
Географ-этнограф. Интересные обычаи народов различных стран. | 5\04 | |
Проектная работа на тему «Моя любимая географическая профессия» | 2\05 | |
Подведение итогов. Заключительное занятие. | 3\05 |
Приложение 4.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
Тема учебно-исследовательского проекта | Планируемый результат |
| Творческая работа «Паспорт жителя планеты Земля» |
| Составление плана – схемы туристического маршрута по России |
| Презентации по странам мира |
| Модель солнечной системы. История планеты |
| Творческая работа, моно –проект, фотогазета |
| -Составление кроссвордов о природе -памятка «правила поведения в природе» |
| -Составление климатограммы Санкт-Петербурга -«роза ветров» |
| -Карта – схема путешествия Фернана Магеллана. -Модель земли. |
| Поиск клада по географическим координатам |
| Модель строения Земли. Модель вулкана |
| Знакомство с атмосферой. Стендовый доклад. |
| Мировой круговорот воды в природе. Создание сказки. |
| Постер-карта. Буклет |
| Книга путешествий. Буклет |
| Карта – схема |
| Фото-альбом |
| Плакат, постер, |
| Календарь погоды |
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:
альбом, паспорт
газета, плакат, агитационный листок
журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций
коллаж, справочник
коллекция стенгазета
макет, сценарий праздника, игры
модель, учебное пособие
наглядные пособия, фотоальбом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Практическая география» для 9 класса
Рабочая программавнеурочной деятельностипо социальному направлению«Практическая география»для 9 класса...