Рабочая программа внеурочной деятельности по географии в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире ориентиров" составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на большой объём практической деятельности на местности. Поможет закрепитьи расширить знания тем "Ориентирование на земной поверхности", "Топографический план", "Географическая карта", которые изучаются в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_v_mire_orientirov.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В мире ориентиров» 6 класс
КЛАСС: 6
УЧИТЕЛЬ: Кириллина Наталья Владимировна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире ориентиров» в 6 классе
В результате изучения данного курса шестиклассники узнают:
- что означает «ориентироваться»;
- какие объекты на местности можно использовать в качестве ориентиров;
- о простейших пространственных измерениях;
- о приёмах ориентирования с помощью карты, компаса, Солнца, звёзд и Луны, растений и животных.
получат возможность научиться:
- находить на местности ориентиры;
- грамотно ориентировать план местности и карту по сторонам горизонта;
- работать с компасом;
- проводить элементарные глазомерные измерения на местности;
- находить несложные приемы ориентирования в пространстве с помощью Солнца, Луны;
- ориентироваться во времени с помощью Солнца, Луны, животных и растений;
- составлять простейший план местности.
В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
- осваивать способы решения проблем поискового характера;
- определять способы решения поставленной задачи;
- осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий.
Познавательные УУД;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи ориентирования с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УДД:
- слушать и понимать речь других;
- донести свою позицию до других учащихся;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать географические термины: ориентирование, ориентир, поле зрения, угол зрения, альбедо, иллюстративная дальность видимости, глазомер, азимут, магнитный меридиан, истинный меридиан, магнитное склонение, параллели, меридианы, экватор, долгота, широта, географические координаты, часовой пояс, фаза Луны;
- знать названия простейших приборов для ориентирования и съёмки местности: компас, нивелир, визирная линейка, рулетка, пластинка Лионде;
- знать правила определения длины шага;
- различать созвездия на ночном небе;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные измерения на местности;
- уметь планировать подготовку приборов и приспособлений для измерений на местности;
- определять последовательность действий при измерениях на местности;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Первый уровень результатов:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся.
Второй уровень результатов:
- восприятие и осмысление полученной информации, владение способами обработки данной информации;
- определение учебной задачи;
- ясное и последовательное изложение своих мыслей, аргументация своей точки зрения;
- владение своим вниманием;
- сознательное управление своей памятью и регуляция ее проявления, владение рациональными приемами запоминания.
Третий уровень результатов:
- владение навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использование основных приемов мыслительной деятельности;
- самостоятельное осмысливание и творческая работа;
- владение нормами нравственных и межличностных отношений;
- участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Виды деятельности: игровые, познавательные.
Основные формы и средства обучения:
- теоретические занятия;
- практические занятия на местности по определению азимутов, расстояний, высоты предметов;
- проведение расчетов для измерения высоты предметов, расстояний;
- дидактические игры и задания;
- участие в соревнованиях.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«В мире ориентиров»
№ | Название раздела | Формы деятельности |
1 | Введение (1ч.) Определение понятия «Ориентирование». Древнейшие способы ориентирования. Значение понятия «восток». Что помогает современному человеку ориентироваться. | Теоретическое занятие; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Просмотр видеофильмов. |
2. | Простейшие пространственные измерения (3 ч.) Что такое глазомер? Ошибки глазомерных измерений. Влияние различных факторов на видимость предметов. Выбор наиболее точного главного ориентира. Определение расстояний при помощи шагов, по видимым деталям предметов, по угловым величинам предметов, по высоте предметов, по длине предметов. Определение расстояния до недоступных предметов. Определение ширины реки при помощи травинки. Пластинка Лионде. Средние размеры предметов. Определение высоты по тени предмета, по своему росту. Определение крутизны склонов на глаз. | Теоретическое занятие; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Практические работы: 1. глазомерная съёмка в кабинете и на местности; 2. изготовление простейших приспособлений для глазомерной съёмки; 3. измерения с помощью простейших приборов и приспособлений. Просмотр видеофильмов. |
3. | Пользование картой (6 ч.) Определение широты и долготы. Координатная сетка. Разновидности карт. Условные знаки. Масштаб. Определение масштаба и перевод масштабов. Измерение расстояний с помощью масштаба. Сечение рельефа. Определение крутизны склона по шкале заложений. Устройство жидкостного компаса. Географический и магнитный меридианы. Магнитное склонение. Азимут. Гирокомпас. Ориентирование карты. Движение по местности с компасом по заданному азимуту. Вид спорта спортивное ориентирование. Оборудование дистанции спортивного ориентирования. Спортивное ориентирование в заданном направлении, по выбору, по маркированной трассе. Снаряжение ориентировщика. | Теоретическое занятие; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Практические работы: 1. глазомерная съёмка в кабинете и на местности; 2. изготовление простейших приспособлений для глазомерной съёмки; 3. измерения с помощью простейших приборов и приспособлений. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Просмотр видеофильмов. |
4. | Ориентирование во времени (10 час.) Измерение времени. Сутки, день, ночь, звёздные сутки и среднее время. Прецессия и нутация. Как найти Полярную звезду? Особенности звёздного времени. Месяц. Фазы Луны. Сириус - указатель времени в небе. Смена времён года в Северном полушарии. Время поясное и декретное. Часовые зоны в России. Линия смены дат. Определение времени по Солнцу. Гномон. Определение времени по Солнцу и компасу. Определение времени по созвездию Большая Медведица. Определение времени по Луне и компасу. Определение времени по прибывающей Луне и убывающей Луне. Определение времени в Полнолуние. Определение времени по птицам и растениям. | Теоретическое занятие; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Практические работы: 1. глазомерная съёмка в кабинете и на местности; 2. наблюдения за Солнцем, Луной и звёздами; 3. измерения с помощью простейших приборов и приспособлений. Просмотр видеофильмов. |
5. | Ориентирование в пространстве (5 час.) Стороны горизонта. Линия горизонта. Определение сторон горизонта по Солнцу, Луне и звёздам. Определение направления по тени. Определение сторон горизонта по Луне. Карта звездного неба. Эклиптика. Пояс Зодиака. Основные созвездия. Ориентирование по известным созвездиям. Определение сторон горизонта по растениям и животным. Определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру и снегу. Определение сторон горизонта по постройкам. | Теоретическое занятие; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Практические работы: 1. глазомерная съёмка в кабинете и на местности; 2. наблюдения за Солнцем, Луной и звёздами; 3. измерения с помощью простейших приборов и приспособлений. Просмотр видеофильмов. |
6. | Применение ориентиров на практике (8 час.) Многообразие ориентиров: линейные, точечные, площадные, специальные. Ориентирование по звуку. Эхо. Средняя дальность слышимости днём на ровной местности. Ориентирование по свету при наблюдении с воздуха и при наземном наблюдении. Ориентирование по следам человека и животных. Ориентирование по отпечаткам транспорта. Ориентирование по местным названиям. Топонимика. Особенности ориентирования в различных природных условиях. | Теоретическое занятие; Дидактические игры и задания, игровые упражнения; Практические работы: 1. глазомерная съёмка в кабинете и на местности; 2. наблюдения за Солнцем, Луной и звёздами; 3. измерения с помощью простейших приборов и приспособлений. Просмотр видеофильмов; Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. |
Резерв свободного времени (1 ч.) |
Тематическое планирование занятий курса «В мире ориентиров»
6 клас
№ урока | Раздел. Тема урока. | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. Что такое ориентирование и ориентиры | ||
2 | Глазомер | ||
3 | Определение расстояний | ||
4 | Определение высоты | ||
5 | Определение широты и долготы | ||
6 | Ознакомление с картой | ||
7 | Компас. Магнитное склонение. Азимуты | ||
8 | Ориентирование карты | ||
9 | Движение на местности с компасом по заданному азимуту | ||
10 | Спортивное ориентирование | ||
11 | Единица времени – секунда. Солнечные сутки, звёздные сутки и среднее время | ||
12 | Что такое месяц? | ||
13 | Как ориентироваться в смене времён года? | ||
14 | Поясное и декретное время | ||
15 | Где начинаются дни, месяцы, годы? | ||
16 | Определение времени по Солнцу | ||
17 | Определение времени по Солнцу и компасу | ||
18 | Определение времени по созвездию Большая Медведица | ||
19 | Определение времени по Луне и компасу | ||
20 | Определение времени по птицам и растениям | ||
21 | Стороны горизонта | ||
22 | Определение сторон горизонта по Солнцу, Луне и звёздам | ||
23 | Определение сторон горизонта по растениям и животным | ||
24 | Определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру и снегу | ||
25 | Определение сторон горизонта по постройкам | ||
26 | Ориентирование по звуку | ||
27 | Ориентирование по свету | ||
28 | Ориентирование по следам | ||
29 | Ориентирование по местным названиям | ||
30 | Ориентирование в изменениях погоды | ||
31 | Особенности поведения и ориентирования животных | ||
32 | Особенности ориентирования в различных природных условиях | ||
33 | Ориентирование на планете Земля | ||
34 | Ориентирование за пределами нашей планеты | ||
35 | Резерв времени |
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей ________________________________ от 30.08.2018 № 1. Руководитель ПЦГ ________________ ________________________________ |
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР ___________ ________________________________ 30.08.2018 г. |
МБОУ СОШ № 11 г. Серпухова Московской области Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс 2019 г
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.Програм...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 6 класс 2019 г
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6...
рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс
laquo;Юный географ – исследователь»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 11 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 10 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 8 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....