Программа внеурочной деятельности по географии для 7 класса
элективный курс по географии (7 класс)

"Занимательная география"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_programma.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №5

с углубленным изучением отдельных предметов   

"Утверждаю"

 директор МБОУ Наро-Фоминской сош №5 СУИОП

_________________ Блашковская В.В.

Приказ № ___ от ________________.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная география»

7 классы

Составитель:учитель географии

Шиленкова Е.А.

г. Наро-Фоминск

2019 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

2) Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).

   Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что учащиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к природным памятникам не только нашей Родины, но и мира, проведение просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности,  что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» является актуальной  в системе школьного географического образования. Хорошо организованные и интересно проведённые внеурочные занятия «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях  открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Внеурочные занятия можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.

Актуальность: основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Занимательная география»обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению школьниками компетентностью «уметь учиться», знакомится с новой информацией  через интерес к предмету.  Программа рассчитана на изучение обучающимися 7-х классов в течение 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

Технологии.

- Модульная технология, основная идея  которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.

- Игровая технология, которая  предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к   сохранению уникальной  природы родного края.

- Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения

Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах   края, города, страны.

Формы работы.

- Беседы, викторины.

-Исследовательская деятельность.

-Коллективные творческие дела.

-Смотры-конкурсы и  выставки.

-Презентации.

-Трудовые дела.

-Наблюдение.

- Игровая деятельность.

-Анализ и систематизация дополнительного  информационного материала и др.

Цели и планируемые результаты.

Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.

Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников занятий;

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение  кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.

 Результатами  реализации  разработанной программы являются следующие:

- наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;

- повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;

- приобретение практических навыков  и умений работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыков организации работы в группе.

Содержание курса и тематический план.

 Каменная летопись планеты (2 часа)

      Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

   В мире песка и камня (4 часа)

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

   Каньоны мира (2 часа)

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

   В мире падающей воды (4 часа)

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

   Эти удивительные озёра (2 часа)

Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

  В мире мрака и безмолвия (6 часов)

 Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

 Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

   Грозное дыхание Земли (3 часа)

Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

   Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)

    Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

   Этот удивительный ледяной мир (3 часа)

     Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

     В глубинах неизведанного (4 часа)

     Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

   Гиблые места (1 час)

    Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть.

Календарно- тематическое планирование.

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Каменная летопись планеты( 2 часа)

1

Каменная летопись планеты.

Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута.

2

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи

В мире песка и камня (5 часов)

3

Что такое пустыня?

Как образовались пустыни?

Какие бывают пустыни?

4

Где расположены самые известные пустыни мира?

Свирепые ветры пустынь.

Вода и жизнь в пустыне.

5

Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб.

6

Пустыня Кающихся Грешников.

Каменная симфония пустыни Гоби.

7

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

Каньоны мира(2 часа)

8

Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира.

9

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли Большой каньон.

В мире падающей  воды(4 часа)

10

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

11

Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

12

Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира.

13

Карельский водопад Кивач.

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

Эти удивительные озера(2часа)

14

Самые большие озера мира

15

Озера с уникальной соленостью. Самые диковинные озера.

В мире мрака и безмолвия ( 6 часов)

16

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты

17

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города.

18

Сказочный мир подземных дворцов.

19

Пещерная система Флинт-Мамонтова.

Пещера Оптимистическая

20

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России

21

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

Грозное дыхание Земли (3 часа)

22

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена

23

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

24

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты.

Вулканический туризм.

Тепло подземных вод и природных фонтанов(2 часа)

25

Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

26

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке

Этот удивительный ледяной мир( 3 часа)

27

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?

28

Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги

29

Великие оледенения прошлого.

В глубинах неизведанного( 4 часа)

30

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

31

Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы.

32

Полярные сияния. Гало и другие видения.

33

Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?

Гиблые места (1 часа)

34

Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны

Режим занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план  предусматривает 1 занятие в неделю с  продолжительностью 45 минут  каждое. Существует несколько вариантов проведения:

 Занятия проводятся в  классной комнате за партами,  где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и  прочей  деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися  нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и  переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.

Формы деятельности.

-  Индивидуальная  (результат работы одного ученика);

- работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);

- коллективная деятельность

Список литературы.

 

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б.  С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.  Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.»  - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова  «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям 
Сайт:http://www.danilova.ru

5.   География:Все для учителя географии 
Сайт:http://geo.1september.ru

6.  География:Энциклопедическая библиотека. 
Сайт:http://megacollection.ru

"Согласовано"

на заседании ШМО учителей

Протокол № ____ от « ___  »____________20____ г.

Руководитель ШМО ______________ /Кудливская Г.Г./

« ___  »____________20____ г.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР _________________ /Немчикова  О.В./

« ___  »____________20____ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс 2019 г

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.Програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 6 класс 2019 г

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам  географических знаний учащихся. Эта программа особенно  актуальна,  если на изучение  основного предмета в 6...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 11 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 10 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 8 класс

Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....