Программа внеурочной деятельности по географии для 7 класса
элективный курс по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов
"Утверждаю"
директор МБОУ Наро-Фоминской сош №5 СУИОП
_________________ Блашковская В.В.
Приказ № ___ от ________________.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная география»
7 классы
Составитель:учитель географии
Шиленкова Е.А.
г. Наро-Фоминск
2019 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2) Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2014. - (Стандарты второго поколения).
Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что учащиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к природным памятникам не только нашей Родины, но и мира, проведение просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Занимательная география» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» является актуальной в системе школьного географического образования. Хорошо организованные и интересно проведённые внеурочные занятия «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов. Участие школьников в занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников. Внеурочные занятия можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.
Актуальность: основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Занимательная география»обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению школьниками компетентностью «уметь учиться», знакомится с новой информацией через интерес к предмету. Программа рассчитана на изучение обучающимися 7-х классов в течение 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Технологии.
- Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
- Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
- Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Формы работы.
- Беседы, викторины.
-Исследовательская деятельность.
-Коллективные творческие дела.
-Смотры-конкурсы и выставки.
-Презентации.
-Трудовые дела.
-Наблюдение.
- Игровая деятельность.
-Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.
Цели и планируемые результаты.
Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников занятий;
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
Результатами реализации разработанной программы являются следующие:
- наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;
- повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;
- приобретение практических навыков и умений работы с картой, со справочной, научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыков организации работы в группе.
Содержание курса и тематический план.
Каменная летопись планеты (2 часа)
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
В мире песка и камня (4 часа)
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира (2 часа)
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды (4 часа)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Эти удивительные озёра (2 часа)
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание Земли (3 часа)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.
Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
В глубинах неизведанного (4 часа)
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места (1 час)
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть.
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Каменная летопись планеты( 2 часа) | |||
1 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | ||
2 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи | ||
В мире песка и камня (5 часов) | |||
3 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | ||
4 | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | ||
5 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | ||
6 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | ||
7 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | ||
Каньоны мира(2 часа) | |||
8 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | ||
9 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой каньон. | ||
В мире падающей воды(4 часа) | |||
10 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | ||
11 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | ||
12 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | ||
13 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | ||
Эти удивительные озера(2часа) | |||
14 | Самые большие озера мира | ||
15 | Озера с уникальной соленостью. Самые диковинные озера. | ||
В мире мрака и безмолвия ( 6 часов) | |||
16 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты | ||
17 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | ||
18 | Сказочный мир подземных дворцов. | ||
19 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая | ||
20 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России | ||
21 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | ||
Грозное дыхание Земли (3 часа) | |||
22 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена | ||
23 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | ||
24 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | ||
Тепло подземных вод и природных фонтанов(2 часа) | |||
25 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | ||
26 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке | ||
Этот удивительный ледяной мир( 3 часа) | |||
27 | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | ||
28 | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги | ||
29 | Великие оледенения прошлого. | ||
В глубинах неизведанного( 4 часа) | |||
30 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | ||
31 | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | ||
32 | Полярные сияния. Гало и другие видения. | ||
33 | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | ||
Гиблые места (1 часа) | |||
34 | Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны |
Режим занятий.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 45 минут каждое. Существует несколько вариантов проведения:
Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой. Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного материала.
Формы деятельности.
- Индивидуальная (результат работы одного ученика);
- работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);
- коллективная деятельность
Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
"Согласовано"
на заседании ШМО учителей
Протокол № ____ от « ___ »____________20____ г.
Руководитель ШМО ______________ /Кудливская Г.Г./
« ___ »____________20____ г.
"Согласовано"
Заместитель директора по УВР _________________ /Немчикова О.В./
« ___ »____________20____ г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс 2019 г
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г. 1 час в неделю, всего 34 часа.Програм...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии 6 класс 2019 г
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6...
рабочая программа внеурочной деятельности по географии 5 класс
laquo;Юный географ – исследователь»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 11 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 10 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная география" 8 класс
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения....