Технологическая карта урока географии в 9классе по теме " Поволжье. ЭГП,природные условия и ресурсы"
материал по географии (9 класс) на тему
Оценить экономико-географическое положение экономического района Поволжье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_dlya_konkursa_-_kopiya.docx | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Учитель: Терехова Татьяна Валентиновна
УМК: 1.Учебник «География России. Население и хозяйство» В. П.Дронов, В. Я.Ром. Из-во М. :Дрофа.2013г; рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс». Атлас география 9 кл.
Тема урока: «Поволжье, ЭГП, природные условия и ресурсы.»
Класс: 9
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности ,воспитание любви к родной стране. Задачи:
предметные: сформировать представление об экономико- географическом положении изучаемого района, об особенностях природы этого района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью ; овладение навыками нахождения, использования в различных источниках географической информации; умение работать с географической картой
метапредметные:
регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
познавательные УУД: самостоятельно давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы,
личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организаци-онный момент | Приветствие учащих-ся, проверка готовности учеников к уроку. Создание ситуации успеха через вопрос: Ребята! Сегодня мы со продолжим наше путе-шествие по экономи- ческим районам нашей страны. Проводит инструктаж по оценке деятельности на раз-ных этапах урока | Готовы к уроку, привет-ствуют учителя. Настрой на деятельность- путешест-вие по стране. | Карточки оценки результатов деятель-ности на этапах марш–рута-урока (прилож.1) | Личностные: самоопределение. Регулятивные: самоконтроль. | |
2.Актуализа-ция знаний. | Проводит фронталь-ный опрос, оценивая уровень уже приобре-тенных знаний и уме-ний учащихся , чтобы иметь информацию о степени готовности их к восприятию нового материала. Вопросы: Вспомните понятия: «географичес-кое районирование», «экономический район». Назовите две экономические зоны (макрорегиона )России. Определите название экономического района по описанию . Покажите на эконо-мической карте России уже изученные вами регионы. Контроль за деятельностью. | Отвечают на поставленные вопросы; называют районы по их описанию, аргументируя свои ответы (возможна работа в паре). Показывают на карте эко-номические зоны России, экономические районы Западной макрозоны. Самоконтроль. Взаимоконтроль (при рабо-те в паре). | Работа с экономичес-кой картой России –показать названные субъекты России. Описание экономичес-ких районов Западной макрозоны (презента-ция «Поволжье»,-слай-ды 3-7). | объяснять значение понятий: «райониро-вание», «экономи-ческий район»;назы-вать и показывать крупные экономи-ческие регионы РФ. | Личностные: умения использо- географические знания для своей деятельности. Регулятивные: выполнение учебных дейст-вий в соответ-ствии с заданием, умение оценивать достигнутые ре-зультаты. Познавательные: умение анализи-ровать, обобщать факты, строить логическое рас-суждение, вклю-чающее установ-ление причинно-следственных связей. Коммуникатив-ные: умение вза-имодействовать с учителем, друг с другом, отстаивать свою точку зрения, по-нимать позицию другого. |
3. Мотивация учебной деятельности | Предлагает определить объект путешествия (экономический район), куда вам предстоит от-правиться. 1.Читает стихи. (роль чтеца). 2.Этот знаменитый город расположен на берегу реки Волги. Что за город. Вы знаете? Чем знаменит? 2.Предлагает игру «Четвертый лишний». Формулирует пробле-му: Какая связь между стихами и отгаданными вами географическими объектами? ( подводит к теме урока). | Внимательно слушают стихи о Волге; узнают город по слайду; называют исторические события, связанные с именем этого города. Находят лишнее в каждой цепочке игры: 1.Самарская Обл., 2.Саратовскаяобл.,3.Волго-градская обл. Отмечают, что все субъ-екты расположены в бас-сейне среднего и нижнего течения р.Волги и состав-ляют единый экономичес-кий район (тема урока «Поволжье». ) | Стихи о Волге (презентация слайд 8 ), изображение города на слайде 9; игра на доске «Четвертый лишний» (приложение №2). Заполняют карточку самооценки и взаимо-оценки ( если работа в группе или паре). | Находить на карте и называть субъекты экономических районов России. | Личностные: Умение слушать и воспринимать услышанное. Познавательные: умение анализи-ровать, сравни-вать и обобщать факты. Регулятивные: выполнение учебных дейст-вий в соответст-вии с заданием, формулирование темы урока,само-контроль. Коммуникатив-ные: умение вза-имодествия в общении с дру-гими людьми (учитель, сверст-ники). |
4.Изучение нового матери-ала (постанов-ка учебной за-дачи). | 1.Предлагает, исполь-зуя план изучения эко-номического района, сформулировать цели урока. 2.Определить роль р. Волги в формировании данного района. 3.Пользуясь различ-ными источниками,соз-дать образ «Поволжья». | Самостоятельно формули-руют цели урока, поль-зуясь планом изучения рай-она ; создают образ «По -волжья; определяют значе-ние р. Волги в формиро-вании района. | Презентация: 1.По плану (слайд 10 ) формируют цели урока. 2 Роль Волги в форми-ровании района ( слайд 11). Заполнение визитной карточки «Поволжья»(приложение №3, слайд 12). | Использование приобретенных знаний и умений практической деятельности. | Личностные: ответственное от-ношение к учебе, рассуждение. Познавательные: поиск и выделе-ние необходимой информации ана-лиз, преобразо-вание ее. Структурирова-ние знаний. Регулятивные: целеполагание, умение организо-вывать свою дея-тельность, оцени-вать достигнутые результаты. Коммуникатив-ные: умение выражать свое мнение, прислу-шиваться к мне-нию других. |
5. Изучение нового мате-риала( реше-ние поставлен-ных задач) | Предлагает задания для групп или пар в зависи- мости от количества учащихся в классе , по оценке влияния на раз-витие экономики рай-она «Поволжья»: 1гр.-ЭГП, 2гр.-природных условий, 3 гр.- природ-ных ресурсов . Осуществляет контроль за деятельностью учащихся. | Работают в группах, выпол-няя задания, отыскивая необходимую информа-цюю для решения постав-ленных задач в различных источниках (текст учебни-ка, таблицы в учебнике, презентация, карты атласа и др. ). Оценивают деятельность свою и партнера. | Преобразовать инфор-мацию в таблицы (прилож.3.4,5) . Сделать выводы. Презентация ( слайды 13-19). В таблице (прилож.6) заполнить только две первые колонки. | Предметные : уметь работать с картами, находить и показы-вать географические регионы РФ , описывать природу изучаемого региона, объяснять значение влияния географи-ческого положения и особенностей при-ды на развитие эко-номики района. . | Личностные: рас-суждение, уме-ние использовать полученные зна-ния для деятель-ности. Познавательные: умение опреде-лять возможные источники необ-ходимых сведе-ний, производить поиск нужной ин-формации, ана-лизировать, уста-навливать при-чинно-следствен-ные связи, пре-образовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), делать обобщения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную пробле-му, находить пути решения, выбирать средст- ва для достиже-ния цели, оцени-вать достигну-тые результаты. Коммуникатив-ные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (распре-делять роли, об-мениваться мне-ниями). |
6.Закрепление нового матери-ала | Первичное обобщение, фронтальный опрос по изученной теме. | Используют приобретенные знания и умения. Отвечают на вопросы учи-теля по изученному мате-риалу. Показывают на карте геог-рафические объекты . | Вопросы для контроля приобретенных знаний (прилож. № 7,слайд 20 ) | Использование приобретенных знаний и умений практической деятельности. | Личностные:рас-суждение, уме-ние использовать географические знания для дея-тельности. Регулятивные: формулирование ответов, приме-няя полученные знания. Познавательные:построение речевого выска-зывания в устной форме, рефлек-сия способов и условий дейст-вия. Коммуникатив-ные: мение вы-ражать свое мне-ние, прислуши-ваться к мнению других . |
7. Контроль | Организует деятель-ность по применению новых знаний (тестовая работа). | Работают с тестом, прове-ряют выполнение задания друг у друга , обмениваясь тестами. Взаимооценивание | Тест для контроля (прилож. 7 ) | Использование приобретенных знаний и умений | Личностные:само-определение с целью получения наивысшего ре-зультата. Познавательные: строить логичес-кое рассуждение, анализ объектов и синтез, выбор оснований и кри-териев для срав-нения. Регулятивные: планирование своей деятель-ности для реше-ния поставлен-ной задачи, са-морегуляция. Коммуникатив-ные: взаимодействие |
8) Рефлексия | Учитель предлагает заполнить «Синквейн по пройденной теме. Самопроверка позво-ляет учащимся вместе с учителем осущест-вить управление обу-чением, а работая на доверии, учащийся объ-ективно оценивает свою работу. Подводит итоги урока. Продолжите фразы на листочках. 1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен. 2.Урок для меня показался коротким /длинным. 3.Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/бес-полезен. Комментирует и выставляет оценки за урок с учетом карточек учащихся. | Обучающиеся составляют «Синквейн»,затем озвучи-вают-наиболее интерес-ные варианты. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых ре-зультатов обучения. | Заполнить карточки само и взаимооценки деятельности за каж-дый этап урока. | Использование приобретенных знаний и умений | Регулятивные:-оценка достигну-тых результатов. |
8) Домашнее задание | Параграф 49 (вопросы). Нанести на контурную карту все субъекты экономического райо-на «Поволжье». Задание в рабочей тет-ради стр.70, №8,9 | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике | Коммуникатив-ные: Самоконтроль и взаимоконтроль |
Приложение №1
Карточка оценивания деятельности учащихся
Этапы урока | самооценка | взаимооценка | Оценка учителя | Общая оценка |
Актуализация знаний | ||||
Мотивация знаний | ||||
Новая тема | ||||
Закрепление пройденного | ||||
Рефлексия |
Приложение №2
Игра «Четвертый лишний»:
1цепочка: Владимирская обл, Рязанская обл., Самарская обл., Тульская обл.
2 цепочка: Мурманская обл., Саратовская обл., Вологодская обл., республика Карелия;
3 цепочка: Краснодарский край, Волгоградская обл., республика Дагестан, республика
Приложение №3
Визитная карточка «Поволжья» 1. Площадь ________ млн. км2, _________ % от площади России. 2. В состав Поволжья входят:____ республики , ___ областей: _____________________________________________________ ______________________________________________________ 3. Главные факторы формирования района (?):
|
Приложение №4.
Тема «Поволжский экономический район»
ЭГП- отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне его, но оказывающим влияние на его развитие.
План характеристики ЭГП района.
1.Положение в стране ( окраинное , пограничное, центральное, к каким морям имеет выход); конфигурация территории:
2.Положение по отношению к другим субъектам РФ:
3.Положение по отношению к другим государствам:
4.Транспортные связи:
5.Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам:
Вывод (оценить ЭГП района
Приложение №5
Тема «Поволжский экономический район» Природные условия.
Заполните таблицу:
Характеристика природных условий | |
Рельеф | |
Климат | |
Природные зоны |
Приложение № 6
Тема «Поволжский экономический район»
Ресурсы ПЭР
Заполните таблицу:
Ресурсы | Местоположение | Отрасли специализации |
Приложение №7.
Этап первичной проверки понимания изученного.
– Какова площадь экономического района?
– Что является стержнем района?
– Какие субъекты федерации входят в состав Поволжья
– Центр какой области расположен не на р. Волга?
– Какой город Поволжья трижды менял свое название?
– Какими ресурсами богато Поволжье?
– Каков рельеф Поволжья?
– С каким государством Поволжье имеет границы?
– Назовите города-миллионеры Поволжья?
– На территории какого субъекта федерации находится самая крупная в России АЭС?
– Самое низкое место Поволжья?
Приложение №8.
Тест по теме «Поволжье»
1. Найдите ошибку: В Поволжский экономический район входят следующие субъекты РФ…
а) Самарская обл.; б) республика Татарстан; в)Ульяновская обл.; г) Ростовская обл.
2. На берегах Волги расположены города…
а)Казань; б)Пенза; в)Самара; г)Астрахань.
3.Расположите города Волги в направлении от истока к ее руслу ( с севера на юг):
а) Самара; б) Саратов; в) Казань; г) Ульяновск; д) Астрахань; у) Волгоград.
4.Расставьте природные зоны Поволжья в соответствии с законом широтной зональности ( с севера на юг):
а) полупустыни; б) лесостепи; в) смешенные леса; г) степи.
5.Поволжье имеет благоприятные природные условия…
а) равнинный рельеф; б) теплый климат; в) достаточное увлажнение; г)плодородные почвы; д) наблюдается широтная зональность.
6.Природные условия Поволжья-это…
а) водные; б)агроклиматические; в)рудные; г) топливные; д) гидроэнергетические.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс
Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учен...
Технологическая карта урока географии 7 класс тема "Антарктида"
урок географии по теме "Антарктида (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир)" в 7 классе УМК "Полярная звезда" ...
технологическая карта урока географии 7 класс тема "Гидрография Северной Америки"
Уорк по теме "Гидрография Северной Америки" согласно ФГОС по учебнику Домогацких...
Технологическая карта урока географии 5 класс тема "Масштаб" учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина
Технологическая карта урока географии 5 класс тема "Изображение земной поверхности на плане и топографической карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масшт...
Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .
Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....
Технологическая карта урока "Поволжье,ЭГП, природные условия и ресурсы"
Цель урока: формирование целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности, воспитание любви к родной стране....