Технологическая карта урока географии в 9классе по теме " Поволжье. ЭГП,природные условия и ресурсы"
материал по географии (9 класс) на тему

Оценить экономико-географическое положение экономического района Поволжье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dlya_konkursa_-_kopiya.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель: Терехова Татьяна Валентиновна

УМК: 1.Учебник «География России. Население и хозяйство» В. П.Дронов, В. Я.Ром. Из-во М. :Дрофа.2013г; рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население  и хозяйство. 9 класс». Атлас география 9 кл.

Тема урока: «Поволжье, ЭГП, природные условия и ресурсы.»

Класс: 9

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:  формирование   целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности ,воспитание любви к родной стране.                                                                                 Задачи:

предметные: сформировать представление об экономико- географическом положении изучаемого района, об особенностях природы этого района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью  ; овладение навыками нахождения, использования в различных источниках географической информации; умение работать с географической картой

         метапредметные:  

        регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя,   оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

        познавательные УУД: самостоятельно  давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое     высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

        коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение   выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы,

        личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организаци-онный момент

Приветствие  учащих-ся, проверка готовности  учеников к уроку. Создание ситуации успеха  через вопрос: Ребята! Сегодня мы  со продолжим наше путе-шествие по экономи-  ческим районам нашей страны. Проводит инструктаж по оценке деятельности  на раз-ных этапах урока

Готовы к уроку, привет-ствуют учителя.  Настрой на деятельность- путешест-вие  по стране.

Карточки оценки результатов деятель-ности  на этапах марш–рута-урока (прилож.1)

Личностные: самоопределение. Регулятивные: самоконтроль.

2.Актуализа-ция знаний.

Проводит фронталь-ный опрос, оценивая уровень уже приобре-тенных знаний и уме-ний учащихся , чтобы иметь информацию о  степени готовности их к восприятию нового  материала.                                Вопросы: Вспомните понятия: «географичес-кое  районирование», «экономический район».   Назовите две экономические зоны (макрорегиона )России. Определите название экономического района по описанию . Покажите на эконо-мической карте России  уже изученные вами регионы. Контроль за деятельностью.                    

Отвечают на поставленные вопросы;  называют районы по их описанию, аргументируя свои ответы (возможна работа в паре).

Показывают на карте эко-номические  зоны России, экономические районы  Западной  макрозоны. Самоконтроль. Взаимоконтроль (при рабо-те в паре).

Работа с экономичес-кой  картой России –показать названные субъекты России. Описание экономичес-ких районов Западной макрозоны  (презента-ция «Поволжье»,-слай-ды  3-7).              

объяснять значение понятий: «райониро-вание», «экономи-ческий район»;назы-вать  и показывать крупные экономи-ческие  регионы РФ.

Личностные: умения использо- географические   знания для своей деятельности.

Регулятивные: выполнение   учебных дейст-вий   в соответ-ствии с заданием,  умение оценивать достигнутые ре-зультаты.

Познавательные: умение анализи-ровать, обобщать факты, строить логическое  рас-суждение, вклю-чающее установ-ление причинно-следственных  связей.

Коммуникатив-ные: умение вза-имодействовать  с учителем,  друг с другом, отстаивать свою точку зрения, по-нимать позицию другого.

3. Мотивация учебной деятельности

Предлагает определить объект путешествия (экономический район), куда вам предстоит от-правиться.                          1.Читает стихи. (роль чтеца).        

2.Этот знаменитый город расположен на берегу реки Волги. Что за город. Вы знаете? Чем знаменит?

2.Предлагает  игру «Четвертый лишний». Формулирует пробле-му: Какая связь между стихами и отгаданными вами  географическими объектами? ( подводит к теме урока).

Внимательно слушают стихи о Волге; узнают город по слайду; называют исторические события, связанные с именем этого города.  Находят лишнее в каждой цепочке игры:  1.Самарская Обл., 2.Саратовскаяобл.,3.Волго-градская обл.            Отмечают, что все субъ-екты расположены в бас-сейне среднего и нижнего течения  р.Волги и  состав-ляют единый экономичес-кий район (тема урока «Поволжье». )

Стихи о Волге (презентация слайд 8 ), изображение города на слайде 9; игра на доске «Четвертый лишний» (приложение №2).

Заполняют карточку самооценки и взаимо-оценки ( если работа в группе или паре).

Находить на карте и называть субъекты экономических районов России.

Личностные: Умение слушать и воспринимать  услышанное. Познавательные: умение анализи-ровать, сравни-вать  и обобщать факты. Регулятивные: выполнение учебных дейст-вий  в соответст-вии с заданием,  формулирование  темы урока,само-контроль. Коммуникатив-ные: умение вза-имодествия в общении с дру-гими людьми (учитель, сверст-ники).

4.Изучение нового матери-ала  (постанов-ка учебной за-дачи).        

1.Предлагает, исполь-зуя  план изучения  эко-номического района, сформулировать цели урока.                                 2.Определить роль р. Волги в формировании  данного района.                                         3.Пользуясь различ-ными источниками,соз-дать образ «Поволжья».

Самостоятельно формули-руют  цели урока, поль-зуясь планом изучения рай-она ; создают образ «По -волжья; определяют значе-ние  р. Волги в формиро-вании района.

Презентация:                      1.По плану (слайд 10 )    формируют цели урока. 2 Роль Волги в форми-ровании района ( слайд    11). Заполнение визитной карточки «Поволжья»(приложение №3, слайд 12).

Использование приобретенных знаний и умений   практической деятельности.

Личностные: ответственное от-ношение к учебе, рассуждение. Познавательные: поиск и выделе-ние необходимой информации ана-лиз, преобразо-вание  ее. Структурирова-ние знаний. Регулятивные: целеполагание, умение организо-вывать свою дея-тельность, оцени-вать достигнутые результаты.  Коммуникатив-ные:     умение выражать свое мнение, прислу-шиваться к мне-нию других.          

5. Изучение нового мате-риала( реше-ние поставлен-ных задач)

Предлагает задания для групп или пар в зависи- мости от количества   учащихся в классе , по оценке влияния на раз-витие экономики рай-она  «Поволжья»: 1гр.-ЭГП, 2гр.-природных условий, 3 гр.- природ-ных ресурсов .                          Осуществляет контроль за деятельностью учащихся.

Работают в группах, выпол-няя  задания,  отыскивая необходимую  информа-цюю для решения  постав-ленных задач   в различных источниках (текст учебни-ка, таблицы  в учебнике, презентация, карты атласа и др. ).

 Оценивают деятельность свою и партнера.

Преобразовать инфор-мацию в таблицы (прилож.3.4,5) . Сделать выводы.

Презентация ( слайды 13-19).

В таблице (прилож.6) заполнить только две первые колонки.

Предметные : уметь  работать с картами, находить и показы-вать географические регионы РФ , описывать природу изучаемого региона, объяснять значение влияния  географи-ческого положения и особенностей при-ды на развитие эко-номики района.

.

Личностные: рас-суждение, уме-ние использовать полученные зна-ния для  деятель-ности.     Познавательные:  умение опреде-лять возможные источники необ-ходимых сведе-ний, производить   поиск нужной ин-формации, ана-лизировать, уста-навливать при-чинно-следствен-ные  связи, пре-образовывать информацию  из одного вида в другой (текст в таблицу), делать обобщения.  Регулятивные: самостоятельно   обнаруживать  и формулировать  учебную пробле-му, находить пути решения, выбирать средст-  ва для достиже-ния цели, оцени-вать достигну-тые результаты.

Коммуникатив-ные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (распре-делять роли, об-мениваться мне-ниями).        

6.Закрепление нового матери-ала

Первичное обобщение, фронтальный опрос по изученной теме.

Используют приобретенные  знания и умения.                          Отвечают на вопросы  учи-теля по изученному мате-риалу.

Показывают на карте  геог-рафические объекты .

Вопросы для контроля приобретенных знаний (прилож. № 7,слайд 20 )      

Использование приобретенных знаний и умений   практической деятельности.

Личностные:рас-суждение, уме-ние использовать географические знания для дея-тельности. Регулятивные: формулирование ответов, приме-няя полученные знания. Познавательные:построение речевого выска-зывания  в устной форме, рефлек-сия  способов и условий дейст-вия. Коммуникатив-ные: мение вы-ражать свое мне-ние, прислуши-ваться  к мнению других .

7. Контроль

Организует деятель-ность по применению новых знаний (тестовая работа).

Работают с тестом, прове-ряют  выполнение задания друг у друга ,  обмениваясь тестами.  Взаимооценивание

Тест для контроля          (прилож. 7 )        

Использование приобретенных знаний и умений

Личностные:само-определение с целью получения наивысшего  ре-зультата. Познавательные: строить логичес-кое рассуждение, анализ объектов и синтез, выбор оснований и  кри-териев для срав-нения.  Регулятивные: планирование своей деятель-ности для реше-ния поставлен-ной  задачи,  са-морегуляция.                          Коммуникатив-ные: взаимодействие

8) Рефлексия

Учитель предлагает заполнить «Синквейн по  пройденной теме.

  Самопроверка позво-ляет  учащимся вместе с учителем осущест-вить  управление обу-чением, а работая на доверии, учащийся объ-ективно оценивает свою работу.

Подводит итоги урока. Продолжите фразы на листочках.  1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.                              2.Урок для меня показался коротким   /длинным.                                3.Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/бес-полезен.

Комментирует и выставляет оценки за урок с учетом карточек учащихся.

Обучающиеся составляют «Синквейн»,затем озвучи-вают-наиболее интерес-ные     варианты. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых ре-зультатов обучения. 

Заполнить карточки само и взаимооценки деятельности за каж-дый этап урока.

Использование приобретенных знаний и умений

Регулятивные:-оценка достигну-тых  результатов.

8) Домашнее задание

Параграф 49 (вопросы).  Нанести на контурную карту все субъекты экономического райо-на «Поволжье». Задание в рабочей тет-ради стр.70, №8,9

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Коммуникатив-ные: Самоконтроль и взаимоконтроль

Приложение №1

Карточка оценивания деятельности учащихся

Этапы урока

самооценка

взаимооценка

Оценка учителя

Общая оценка

Актуализация знаний

Мотивация знаний

Новая тема

Закрепление пройденного

Рефлексия

Приложение №2

Игра  «Четвертый  лишний»:

1цепочка: Владимирская обл, Рязанская обл., Самарская обл., Тульская обл.

2 цепочка: Мурманская обл., Саратовская обл., Вологодская обл., республика Карелия;

3 цепочка: Краснодарский край, Волгоградская обл., республика Дагестан, республика

Приложение №3

          Визитная карточка «Поволжья»

1. Площадь ________ млн. км2, _________ % от площади России.

2. В состав Поволжья входят:____     республики , ___ областей:

_____________________________________________________

______________________________________________________

3. Главные факторы  формирования района (?):

 

Приложение №4.

Тема «Поволжский экономический район»

ЭГП- отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне его, но оказывающим влияние на его развитие.

        План характеристики ЭГП района.

1.Положение в стране ( окраинное , пограничное, центральное, к каким  морям имеет выход); конфигурация  территории:

2.Положение по отношению к другим  субъектам РФ:

3.Положение по отношению к другим государствам:

4.Транспортные связи:

5.Положение по отношению к сырьевым  и энергетическим базам:

Вывод (оценить ЭГП района

Приложение №5

Тема «Поволжский экономический район» Природные условия.

Заполните таблицу:

Характеристика природных условий

Рельеф

Климат

Природные зоны

Приложение № 6

Тема «Поволжский экономический район»

Ресурсы ПЭР

Заполните таблицу:

Ресурсы

Местоположение

Отрасли специализации

           Приложение №7.

Этап первичной проверки понимания изученного.

      – Какова площадь экономического района?    

     – Что является стержнем района?    

     – Какие субъекты федерации входят в состав Поволжья    

     – Центр какой области расположен не на р. Волга?

– Какой город Поволжья трижды менял свое название?

– Какими ресурсами богато Поволжье?

– Каков рельеф Поволжья?

– С каким государством Поволжье имеет границы?

– Назовите города-миллионеры Поволжья?

– На территории какого субъекта федерации находится самая крупная в России  АЭС?

– Самое низкое место Поволжья?  

Приложение №8.

Тест по теме «Поволжье»

1. Найдите ошибку: В Поволжский экономический район входят следующие субъекты РФ…

а) Самарская обл.; б) республика Татарстан;  в)Ульяновская обл.; г) Ростовская обл.

2. На берегах Волги расположены города…

а)Казань; б)Пенза; в)Самара; г)Астрахань.

3.Расположите города Волги в направлении от истока к ее руслу ( с севера на юг):

а) Самара; б) Саратов; в) Казань; г) Ульяновск; д) Астрахань; у) Волгоград.

4.Расставьте природные зоны Поволжья в соответствии с законом широтной зональности ( с севера на юг):

а) полупустыни; б) лесостепи; в) смешенные леса; г) степи.

5.Поволжье имеет благоприятные природные условия…

а) равнинный рельеф; б) теплый климат; в) достаточное увлажнение; г)плодородные почвы; д) наблюдается широтная зональность.

6.Природные условия Поволжья-это…

а) водные; б)агроклиматические; в)рудные; г) топливные; д) гидроэнергетические.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс

Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учен...

Технологическая карта урока географии 7 класс тема "Антарктида"

урок географии по теме "Антарктида (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир)" в 7 классе УМК "Полярная звезда" ...

технологическая карта урока географии 7 класс тема "Гидрография Северной Америки"

Уорк по теме "Гидрография Северной Америки" согласно ФГОС по учебнику Домогацких...

Технологическая карта урока географии 5 класс тема "Масштаб" учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина

Технологическая карта урока  географии 5 класс тема "Изображение земной поверхности на плане и топографической карте. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масшт...

Технологическая карта урока . География 5 класс.Тема урока: Рельеф Земли. Горы .

Сформировать первичные представления о горах, горных хребтах, горных системах, типах гор по высоте.Умение самостоятельно находить нужную информацию по учебнику....

Технологическая карта урока "Поволжье,ЭГП, природные условия и ресурсы"

Цель урока:  формирование   целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности, воспитание любви к родной стране....