Технологическая карта урока географии 7 класс тема "Антарктида"
план-конспект урока по географии (7 класс)
урок географии по теме "Антарктида (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир)" в 7 классе УМК "Полярная звезда" авторы учебника А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antarktida_tehnokarta.doc | 72 КБ |
antarktida_wecompress.com_.ppt | 1.38 МБ |
karta_uchenika_antarktida.doc | 281.5 КБ |
krossvord.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 7 классе
Учебник, авторы | География, 7 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Тема | Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир) |
Цель | создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации. |
Оборудование | презентация Microsoft Power Point, учебник, атласы для 7 класса, контурные карты Антарктиды, кинофрагмент. |
Задачи | Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; - формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей. Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; -осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы |
Планируемые метапредметные результаты. | Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; Познавательные (учебно-логические): -выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные - выступать перед аудиторией, уметь вести диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный | Приветствие учителя: - Добрый день! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков. | |
II. Актуализация опорных знаний | - Давайте вспомним, на каких материках мы уже побывали? - Что объединяет эти материки? Создание проблемной ситуации Задание с удивлением. Чтобы определить, какой материк мы будем сегодня изучать, я предлагаю прочитать небольшое письмо одного путешественника. Определите, о каком материке можно так сказать?
А все ли вам уже известно об Антарктиде? Есть ли желание узнать больше? Тогда предлагаю не тратить время зря и отправиться в путешествие за знаниями. У каждого из Вас есть маршрутные листы, которые помогут вам изучить материк | Африка, Австралия Все материки лежат в южном полушарии, произошли от единого древнего материка Гондвана Находят среди рабочего материала маршрутный лист Текст письма на маршрутном листе: «Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых идет из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте» (Антарктида)
|
III. Постановка познавательной задачи | Диалог (подводящий), направленный на организацию работы в группах. Но прежде, чем мы начнем изучение нового материка, давайте попробуем сформулировать тему урока, цели и задачи Используя различные источники информации, определить ГП, историю открытия, рельеф, климат, растительный и животный мир Антарктиды. Как вы думаете, что для этого нам понадобится? (атласы, контурные карты, учебник) |
Определяют тему урока, цели и задачи Обучающиеся проверяют наличие учебников, атласов, контурных карт и др. принадлежностей |
IV. Изучение нового материала Работа в парах (атлас, учебник, презентация, кинофрагмент) Первичное закрепление | Сегодня мы работаем в парах. Нам необходимо заполнить маршрутный лист, состоящий из 5 блоков Для того чтобы ответить на 1 блок вопросов маршрутного листа, внимательно просмотрите фильм Ответить на вопросы 2 блока вам поможет карта. Для того, чтобы ответить на вопросы 3 блока, я пригласила к нам на урок экспертов в этой области: Геоморфолог – специалист в области изучения рельефа земной поверхности в пределах суши, дна морей и океанов. Геолог – Специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Гляциолог – специалист в области гляциологии. ГЛЯЦИОЛОГИЯ – наука о физических свойствах ледников, их происхождении и влиянии на развитие земной поверхности. Вулканолог – это специалист изучающий процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения, изменение характера их деятельности… И я приглашаю специалистов освятить свои темы. Будьте внимательны – у выступающих много полезной информации для вашей работы. А теперь ваша работа продолжается в маршрутном листе. А теперь каждый из вас станет на время климатологом, проанализировав климатограммы, постарайтесь ответить на вопросы блока 4. Просмотрев слайды презентации заполните блок 5, какими специалистами вы станете? | Делают записи в маршрутном листе. Пары работают с различными источниками информации и заполняют маршрутный лист. Заполняем самый емкий блок: пока выступает 1 специалист – заполняете пропуски на карточке 1. Далее заполняют блок 3 маршрутного листа Заполняют блок 4 Ботаники, зоологи Заполняют блок 5 |
V. Закрепление | А теперь вернемся к тексту в начале маршрутного листа и попробуем объяснить все предложения текста, используя полученные знания на уроке. Кроссворд Прочитайте получившееся словосочетание, как оно связано с темой нашего урока? | Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых шла из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Почему это происходило? Ледниковая поверхность материка находится высоко над уровнем моря. Люди испытывают кислородное голодание. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Почему это происходило? (Антарктика – страна жестокого солнца. Здесь шесть месяцев полярный день, чистый и прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза, от чего можно даже временно ослепнуть.) Эти птицы – пингвины – Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это? – А ещё я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как это может быть? |
VI. Подведение итогов. | Рефлексия. Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания. Ребята, подводя итоги нашей экспедиции, продолжите предложения (работаем по цепочке). Домашнее задание: контурная карта, любопытные факты | Оценивают себя.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1819 г. 1820 г. 1821 г. 1821 г. Фаддей БЕЛЛИНСГАУЗЕН Михаил ЛАЗАРЕВ "Восток" "Мирный" 1820 ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ
Руаль АМУНДСЕН Роберт СКОТТ (норвежец) (англичанин) 14.ХІІ.1911 17.І.1912 м есто гибели Р.Скотта К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ
> 40 полярных станций 17 стран Амундсен-Скотт (США) Восток (Рос си я) Мирный (Россия) Дюмон-д ’ Юрвиль (Франция)
S = 14 млн км 2 ( V ) ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 0 о 180 о з. д. в. д. ю . ш. ю. ш. ю. ш. ю. ш. море Росса море У э дд е лла Антарктический п-ов пролив Дрейка
ЛЕДЯНАЯ АНТАРКТИДА -2555 м 2-4 км 80% пресной воды АЙСБЕРГ 1 / 8 - каменная Антарктида 7 / 8 - ледяная Антарктида 0,3% площади материка занимают антарктические оазисы
КЛИМАТ Восток (Россия) 140 ккал / см 2 в год 90% рВ пол года (полярный день) Стоковые ветры Антарктический клим. пояс - 89,2 О С
ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР Антарктида лежит в зоне арктических пустын ь . Видовой состав растений и животных очень бедный. Жизнь большинства животных связана с побережьем. Почвы совсем отсутствуют. Р А С Т Е Н И Я: Лишайники ( около 300 видов); Мхи; Водоросли; Цветковые растения (3 вида).
ПИНГВИНЫ – типичные обитатели Антарктид ы . Часто встречается и мператорский пингвин (высота 1 м, вес 50 кг).
Меньшие по размеру - пингв и ны Адели (высота 50 см, вес 5-8 кг). Ярко окрашенные королевские пингвины.
Гнезда строят из камешков прямо на земле. Самка откладывает 1-2 яйца и идет кормиться в море. Яйца самец держит на лапах под жировой складкой.
Хорошо ныряют, потому что имеют тяжелый скелет. Однако без воздуха под водой могут оставаться не более чем на 15 минут. Питаются рыбой и моллюсками. Пингвины не способны летать, но хорошо плавают, загребая воду крыльями-ластами. Они могут развивать скорость до 60 км/час.
Живут пингвины большими колониями. В сильные морозы плотно прижимаются друг к другу и так часами могут находиться без пищи. Один из родителей кормит малышей "птичьим молоком" - полупереваренной рыбой или моллюсками.
В прибрежных районах Антарктиды живет 5 видов тюленей. Они неуклюжи на суше, но быстро плавают в воде. Имеют под кожей толстый слой жира. Морской котик
Самец достигает 3 м и весит более 600 кг. У старых самцов вокруг шеи нарастает грива. Время от времени сильно кричат. Морской лев
Морской слон Самые крупные из тюленей: достигают длины 6 м и весят свыше 3 т. У взрослых самцов вместо носа есть что-то вроде хобота. Весной каждый самец собирает стаю самок. Если появляется соперник, слон начинает реветь, встав на дыбы.
Морской леопард Жестокий хищник: он нападает даже на детенышей других тюленей. Самый большой враг дельфинов. На суше может мирно лежать возле них. Но в воде пингвины становятся легкой добычей морского леопарда.
Крупнейшее из животных, когда-то жившее на Земле. Масса – 150 т и более. Длина тела до 33 м (обычно 22– 25 м). Желудок вмещает 1,5 – 2 т пищи. Язык весит 3 т, сердце – 500 кг и перекачивает 8 т крови. Ребенок рождается массой 2 т и длиной 6 – 9 м. Синий кит
Альбатрос имеет наибольший размах крыльев-4,5 м из птиц живут: бакланы, буревестники, поморники . из насекомых : бескрылые мухи, клещи.
Антарктида уже испытывает негативное влияние хозяйственной деятельности человека. Здесь были обнаружены озоновые дыры. Антарктида – единственный материк без границ. Он принадлежит всему человечеству. Здесь запрещено испытывать оружие, вести разработки полезных ископаемых, охотиться на животных. Настоящими хозяевами материка являются ученые-представители разных стран и народов.
АНТАРКТИДА
Предварительный просмотр:
Дорогой друг!
Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых идет из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте. Наш адрес
___________________ - _________________ материк планеты
Во время путешествия веди судовой журнал, где ты сам будешь изучать новую тему и оценишь свои достижения в изученной теме.
1. Открытие Антарктиды (фрагмент фильма) | а) Почему Антарктида была открыта позже всех? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) Кто и когда открыл материк Антарктида? ____________________________________________________________________________ в) Почему Антарктида не принадлежит никакому государству? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
2. Особенности географического положения (карта атласа) | Антарктида расположена в ____ полушариях: ______________________, _______________________, _______________________ Крайняя точка _____________________ , ее координаты - __________________- она находится на __________________________ полуострове Площадь материка - ______________ млн. кв. км. Крупные моря - _____________, ______________, ____________________, ________________ Течение ________________________ - самое мощное, холодное Научные станции России _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечислите страны, имеющие научные станции, работающие в Антарктиде -___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ | |
3. Рельеф (выступления специалистов) | Заполните карточку 1 Антарктида – часть древнего материка _____________. По геологическому строению и составу горных пород похожа на ___________, ______________, ________________. В восточной части Антарктиды значительные месторождения _____________, _____________ и ______________, ________________. Добыча полезных ископаемых в Антарктиде не ведётся с_______ г. Средняя толщина ледяного покрова - ______км, а максимальная - ______ км.. Возраст ледяного покрова примерно ____ млн. лет. Площадь Антарктиды свободная ото льда ____%. Запасы всей пресной воды составляет - _____ % Самый активный вулкан Антарктиды – __________________. В кратере вулкана имеется уникальное ______________ озеро, температура в котором достигает ______ градусов Цельсия. Из разломов происходят мощные выбросы глубинных газов, в том числе _________________ и _______________, которые, достигая стратосферы, разрушают ______________ слой. | |
4.Климат Антарктиды Работа с климатограммами | Количество осадков при движении от побережья к полюсу _________________. Нигде на Земле не наблюдается такого постоянства ______________ температур в течение всего года. Зимой в течение нескольких месяцев над внутренними районами Антарктиды господствует _________________ ночь. Огромная разница температур воздуха внутренних и прибрежных районов обусловливает постоянным _________________ холодного воздуха в сторону океана; в центре материка формируется ____________ давление, а у южных побережий океанов __________ давление, из-за разницы в давлении дуют__________________ ветры; они препятствуют проникновению более теплых воздушных масс с океана на материк. Скорость стоковых ветров нередко достигает _______ м/с, а при отдельных порывах – до 90 м/с. | |
5.Растительный и животный мир Антарктиды. Материалы презентации | Растительный мир -__________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Животный мир - _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ |
Предварительный просмотр:
1. Имя одного из путешественников, открывшего Антарктиду на корабле «Восток».
2. Самый высокий массив Антарктиды.
3. Глыбы льда, откалывающиеся и уплывающие в море.
4. Ветры, дующие в Антарктиде.
5. На каком полуострове расположена крайняя точка Антарктиды.
6. Фамилия, открывшего Антарктиду.
7. Фамилия одного из путешественников, открывшего Антарктиду.
8. Самые распространенные пингвины, живущие в Антарктиде.
9. Самые крупные млекопитающие Антарктиды.
Прочитайте полученное словосочетание – какое отношение оно имеет к теме нашего урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.
Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС....
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...
Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс
Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....
Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...
Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"
Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...