технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, привитие навыков самостоятельной работы. На уроке используется сочетание частично - поискового, объяснительно - иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов.
Используются как традиционные средства обучения: карты, учебники, УМК по предмету и новые средства обучения: электронные презентации, видеоролики и т.д.
Урок тесно связан с жизнью, школьники вовлекаются в обсуждение социально - экономических проблем, связанных с добычей нефти, газа, прокладкой трубопроводов, обучаются приемам оценивания и прогнозирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.doc | 92 КБ |
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока.
Общая часть | |||
Предмет | География | Класс | 8 |
Тема урока | Природные ресурсы Западной Сибири. | ||
Цели: | Формировать представления о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов в экономике России. Развитие умения работать с географической картой. Формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации. Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование. Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в парах и группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
Планируемые образовательные результаты.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут, пользуясь условными знаками, определять наличие полезных ископаемых в Западной Сибири. | Обучающиеся смогут - ставить учебные задачи; - выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; - планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; - оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями; - классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками; - сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; - систематизировать информацию; - структурировать информацию. | Учащиеся должны обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
Решаемые учебные проблемы | Сформировать представление учащихся о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов в экономике страны. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экономическими проблемами. | |
Основные понятия, изучаемые на уроке. | Минеральные ресурсы, заболоченность | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Физическая карта России, таблицы, схемы, контурные карты, коллекция горных пород. Видеоролик «Селькупы», мультимедийная презентация, электронное приложение к учебнику. | |
Образовательные интернет – ресурсы. |
Организационная структура урока.
Список использованных источников.
http://www.books.ru/books/pourochnye-razrabotki-po-geografii-8-klass-priroda-rossii-769198/
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока.
Общая часть | |||
Предмет | География | Класс | 8 |
Тема урока | Природные ресурсы Западной Сибири. | ||
Цели: | Формировать представления о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов в экономике России. Развитие умения работать с географической картой. Формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации. Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование. Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в парах и группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений. Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
Планируемые образовательные результаты.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут, пользуясь условными знаками, определять наличие полезных ископаемых в Западной Сибири. | Обучающиеся смогут - ставить учебные задачи; - выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; - планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; - оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями; - классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками; - сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; - систематизировать информацию; - структурировать информацию. | Учащиеся должны обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
Решаемые учебные проблемы | Сформировать представление учащихся о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов в экономике страны. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экономическими проблемами. | |
Основные понятия, изучаемые на уроке. | Минеральные ресурсы, заболоченность | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Физическая карта России, таблицы, схемы, контурные карты, коллекция горных пород. Видеоролик «Селькупы», мультимедийная презентация, электронное приложение к учебнику. | |
Образовательные интернет – ресурсы. |
Организационная структура урока.
1 этап 1. Актуализация знаний. Активизировать ранее полученные знания, умение работать с картами. Развивать умение сравнивать, выявляя отличительные признаки; объяснять термины. | ||||||||||
Деятельность учителя. Слайд №1 Предлагает учащимся вставить пропущенные фразы 1. Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь … рельефом. 2. Главная причина плоского рельефа … 3. Климат Западной Сибири … и … 4. Самая крупная река Западной Сибири … с … - одна из величайших рек мира. 5. Западно – Сибирская равнина – мировой рекордсмен по количеству … 6. Причины образования столь обширных заболоченных площадей … , … , … , … 7. Главная отличительная черта тундры Западной Сибири … 8. В тайге водятся пушные звери … , … , … , … 9. Богатством степной и лесостепной зоны являются … Самоконтроль. (Или взаимоконтроль – поменяться работами и оценить их) Проверьте правильность ответов и посчитайте количество баллов. Если ты набрал меньше 7 баллов, включи в домашнее задание повторение пар.35 | Деятельность обучающихся. Дают ответы на вопросы. 1. плоским 2. мощный осадочный чехол, который перекрыл плиту палеозойского возраста. 3. континентальный и довольно суровый 4. Обь с Иртышeм 5. болот 6. избыточное увлажнение, плоский рельеф, многолетняя мерзлота, низкие температуры воздуха, способность торфа удерживать воду. 7. суровость климата 8. норка, куница, соболь, белка 9. плодородные почвы. Дети сверяют правильность ответов и заносят в таблицу. | |||||||||
2. Этап изучения нового материала. Основные задачи учителя: формирование основ теоретического мышления, развитие способности к обобщению; - развитие способности высказывать свою точку зрения; - формирование способности определять содержание и последовательность действий при решении поставленной задачи; - формирование способности каждого ученика к работе в малых группах - культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. | ||||||||||
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | |||||||||
Тема урока. Слайд №2 Учитель предлагает прочитать стихотворение К. Лисовского и сформулировать тему урока. Да, мы будем изучать богатейшие ресурсы Западной Сибири. Какие задачи мы должны будем решить при изучении богатств Западной Сибири? Слайд №3 Какие виды природных ресурсов вы знаете? Слайд №4 Пользуясь физической картой Западной Сибири, заполните таблицу (приложение №3) Слайд №5 Найдите на карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Покажите их на настенной карте. Слайд №6. Какие виды водных ресурсов вы знаете? Найдите в картах атласа крупнейшие реки Западной Сибири Прочитайте текст на стр.196 – 197. Что говорится в параграфе о подземных водах? Ответьте словами текста. Слайд №8 - 12 Биологические ресурсы. Какие виды биологических ресурсов вы знаете? Электронное приложение к учебнику «Биологические ресурсы» Слайд №13 Предлагаю прочитать стихотворение И. Рождественского «Сосны» и ответить на вопрос «Для чего нужна древесина?» Слайд 14 – 15 Почвенные ресурсы. Работа с почвенной картой атласа. Слайд №16. Огромные разнообразные богатства Западно – Сибирской равнины не так – то просто освоить. Что мешает их овоению? Пользуясь текстом учебника на стр.197 – 198 заполните таблицу (приложение 4) Самоконтроль. Проверьте правильность ответов и посчитайте количество баллов. Слайд №19 Поаытки улучшить природу региона порой были непродуманны. Так, осушение болот на большой площади привело к … Найдите ответ на стр. 199, если затрудняетесь ответить. Что можно предпринять, чтобы уменьшить заболоченность? Слайд №20. К чему приводит передвижение вездеходов по тундре? Что можно предпринять? Слайд 21. Добыча нефти и газа приводит к … Улучшение природных условий – задача не из легких. решить ее можно только на основе всестороннего изучения последствий влияния планируемых мероприятий на весь природный комплекс и каждый компонент природы, а также учета народных традиций. Примером гармоничных отношений человека и природы могут служить традиции селькупов. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы. Чем занимались селькупы? В чем проявлялась их гармония с природой? | Учащиеся читают стихотворение. Всем Сибирь и щедра и богата! Здесь для юности край непочатый. Впрочем, что убеждать вас стихами. Приезжайте… Увидите сами! Мы будем изучать богатства Западной Сибири. Для чего они нужны? В каких условиях будет идти добыча? Минеральные, биологические, водные, почвенные, рекреационные Заполняют таблицу «Минеральные ресурсы» 1. Нефть 2. Газ. 3. Железная руда 4. Поваренная соль. 5. Торф. 6. Бурый уголь Работают с картами атласа.
Показывают месторождения на настенной карте Ответ на вопрос. Поверхностные и подземные Учащиеся работают с картами. Обь с Иртышом Надым Пур Таз Тобол Работают с текстом учебника. В Западной Сибири найдены огромные резервуары подземных вод. Имеются и горячие воды, имеющие температуру от 40 до 120* и содержащие соли хлоридов, карбонатов, йода и брома. Они образуют огромный артезианский бассейн Ответ. Растительные и животные. Называют пушных зверей. Читают стихотворение. Перечисляют. Производство бумаги, строительство, кораблестроение, линии электропередач и т. д. Анализируют почвенные ресурсы Зап. Сибири. Заполняют таблицу. 1. Мощные болота. 2. Мерзлотные грунты. 3. Сильные морозы, большая влажность воздуха, сильные ветры. 4. Многочисленные кровососущие. Дети сверяют правильность ответов и заносят в таблицу. Ответ учащихся. Пожары торфяников, нарушение режима питания поверхностных вод. Отвечает ученик, получивший опережающее задание. 1. Создать водохранилища в верховьях рек и регулировать сток по сезонам. 2. Уменьшить длину рек, срезая меандры. Ответ. Уничтожение оленьих пастбищ. Отвечает ученик, получивший опережающее задание. Особая техника на воздушных подушках, дороги. Ответы. Загрязнение поверхностных и подземных вод. Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы. | |||||||||
3 этап. Рефлексия (итог урока) Основные задачи учителя: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | ||||||||||
Деятельность учителя Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы «да» или «нет» 1. 1. Запасы нефти и газа таких месторождений, как Уренгой, Ямбург, Медвежье, Сургут, Нижневартовск, выводят Западную Сибирь в число мировых лидеров. 2. Тундра – основной район разведения северного оленя. 3. Западная Сибирь богата алмазами. 4. Черное золото – это нефть. 5. Голубое топливо – это газ. 6. Западная Сибирь бедна подземными водами. 7. Залежи бурого угля связаны с древними породами триасового и юрского возрастов. 8. Самая большая река Западной Сибири – Надым. 9. В основании Западно – Сибирской равнины лежит молодая плита. 10. Примеров гармоничных отношений человека и природы могут служить традиции селькупов. 11.Вмешательство человека в природу Сибири приводит к положительным последствиям. Самоконтроль. Проверьте правильность ответов и посчитайте количество баллов. Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом. 1. Я все понял и смогу объяснить другому. 2. Я понял материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя. 3. Я понял материал частично. 4. я ничего не понял. Вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу? - Что вы узнали сегодня нового о природных ресурсах Западной Сибири и проблемах, связанных с их добычей? | Деятельность обучающихся. Отвечают на вопросы 1. Да 2. Да. 3. Нет 4. Да. 5. Да. 6. Нет. 7. Да. 8. Нет. 9. Да. 10. Да. 11. Нет. Дети сверяют правильность ответов и заносят в таблицу. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников | |||||||||
4 этап. Домашнее задание. Параграф 36. Нанести на контурные карты минеральные ресурсы Западной Сибири. |
Список использованных источников.
http://www.books.ru/books/pourochnye-razrabotki-po-geografii-8-klass-priroda-rossii-769198/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологической карты урока "Водные ресурсы России"
Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России" с использованием ЭОР. Расписаны все этапы урока. Использованы гипер сылки на презентации...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....
Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....
Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс
Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...