Технологическая карта урока "Поволжье,ЭГП, природные условия и ресурсы"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Запривода Анна Юрьевна

Цель урока:  формирование   целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности, воспитание любви к родной стране.                                                                                 Задачи:

предметные: сформировать представление об ЭГП и ФГП изучаемого района, об особенностях природы этого района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью; овладение навыками нахождения, использования в различных источниках географической информации; умение работать с географической картой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель: Запривода А.Ю.

УМК: 1.Учебник «География России. Население и хозяйство» В. П. Дронов, В. Я. Ром. Из-во М.: Дрофа.2017г;

2. Атлас география 9 кл.

Тема урока: «Поволжье, ЭГП, природные условия и ресурсы»

Класс: 9

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:  формирование   целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности, воспитание любви к родной стране.                                                                                 Задачи:

предметные: сформировать представление об ЭГП и ФГП изучаемого района, об особенностях природы этого района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью; овладение навыками нахождения, использования в различных источниках географической информации; умение работать с географической картой

         метапредметные:  

        регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя,   оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

        познавательные УУД: самостоятельно  давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое     высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

        коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение   выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы,

        личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организаци-онный момент

Приветствие  учащих-ся, проверка готовности  учеников к уроку. Создание ситуации успеха  через вопрос: Ребята! Сегодня мы  с Вами  продолжим наше путешествие по экономическим районам нашей страны. Проводит инструктаж по оценке деятельности  на разных этапах урока

Готовы к уроку, привет-ствуют учителя.  Настрой на деятельность - путешест-вие  по стране.

Карточки оценки результатов деятель-ности  на этапах марш–рута-урока (прилож.1)

Личностные: самоопределение. Регулятивные: самоконтроль.

2.Актуализа-ция знаний.

Делит класс на группы и раздает маршрутные листы:

 1гр. Политологи

2гр. Геодезисты

3 гр. Биологи.

Подводит к выполнению заданий на функциональную грамотность

Проводит фронтальный опрос, оценивая уровень уже приобретенных знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию о  степени готовности их к восприятию нового  материала.                                Контроль за деятельностью.  

- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие районы РФ мы уже изучили?          

Группы отвечают на проблемные вопросы, аргументируя свои ответы.

Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Работа с экономичес-кой  картой России –показать названные субъекты России.

Использование приобретенных знаний и умений   в практической деятельности.Называть  и показывать крупные экономи-ческие  регионы РФ.

Личностные: умения использует географические   знания для своей деятельности.

Регулятивные: выполняет   учебные действия   в соответствии с заданием,  умение оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: умение анализировать, обобщать факты, строить логическое  рас-суждение, включающее установление причинно-следственных  связей.

Коммуникативные: умение взаимодействовать  с учителем,  друг с другом, отстаивать свою точку зрения, понимать позицию другого.

3. Мотивация учебной деятельности

Предлагает определить объект путешествия (экономический район), куда вам предстоит от-правиться.                          1.Читает стих. (роль чтеца, подводит к теме урока).                               Е. Евтушенко.

Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

Её медлительные волны,

Тяжелые как валуны.

Любовь России к ней нетленна.

К ней тянутся душою всей

Кубань и Днепр, Нева и Лена,

И Ангара, и Енисей.

Люблю её всю в нитках света,

Всю в окаймленье ивняка…

Но Волга для России — это

Гораздо больше, чем река.

И жить мне молодо и звонко,

И вечно мне шуметь и цвесть,

Покуда ты, Россия, есть.

Внимательно слушают стихи о Волге; узнают город по слайду;

Стих о Волге (слайд 1), фронтальная работа

Находить на карте и называть субъекты экономических районов России.

Личностные: Умение слушать и воспринимать  услышанное. Познавательные: умение анализировать, сравни-вать  и обобщать факты. Регулятивные: выполнение учебных действий  в соответствии с заданием,  формулирование  темы урока, самоконтроль. Коммуникативные: умение взаимодействия в общении с другими.

4.Изучение нового матери-ала  (постанов-ка учебной за-дачи).        

1.Предлагает, исполь-зуя  план изучения  эко-номического района, сформулировать тему и цели урока.                                

- Сегодня на уроке мы с вами поработаем  в группах. На вас лежит большая ответственность, так как часть нового  материала   вам придется освоить самим, и затем вы же сами себя и оцените.

Я вам буду лишь помогать.

 - Перед Вам лежат марш. листы, в них прописан весь алгоритм работы ученика.

Самостоятельно формули-руют  тему и цели урока, пользуясь планом изучения района; создают образ «Поволжья; определяют значение  р. Волги в формировании района.

Презентация:                      1.По плану (слайд 2)    формируют тему цели урока.

2 Роль Волги в формировании района (слайд  3).

Использование приобретенных знаний и умений   практической деятельности.

Личностные: ответственное от-ношение к учебе, рассуждение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации анализ, преобразование  ее. Структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание, умение организовывать свою деятельность, оцени-вать результаты.  Коммуникативные:     умение выражать свое мнение, прислу-шиваться к мнению других.          

5. Изучение нового мате-риала (решение поставленных задач)

Предлагает задания для групп  по оценке ГП района  «Поволжье», особенностей природы. Осуществляет контроль за деятельностью учащихся.

Работают в группах, выпол-няя  задания,  отыскивая необходимую  информа-цию для решения  постав-ленных задач   в различных источниках (текст учебни-ка, таблицы  в учебнике, презентация, карты атласа).

 Оценивают деятельность свою и партнера.

Преобразовать информацию. Сделать выводы.

Предметные: уметь  работать с картами, находить и показывать географические регионы РФ, описывать природу изучаемого региона, объяснять значение влияния  ГП и особенностей природы на развитие экономики района.

6.Закрепление нового матери-ала

Первичное обобщение, фронтальный опрос по изученной теме.

Используют приобретенные  знания и умения.                          Выполняют задания маршрутных листов  учителя по изученному материалу.

Показывают на карте объекты.

Вопросы для контроля приобретенных знаний

Использование приобретенных знаний и умений   практической деятельности.

Личностные: рас-суждение, умение использовать географические знания для деятельности. Регулятивные: формулирование ответов Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия  способов и условий действия. Коммуникативные: мнение выражать свое мнение, прислуши-ваться  к мнению других

Физминутка

Физминутка для глаз « Путешествие по карте». Учитель просит посмотреть на карту на север- юг, запад восток.

Совершить путешествие глазами по границам РФ.

Выполняют упражнения

7. Контроль

Организует деятель-ность по выполнению заданий на функциональную грамотность.  

Работают с заданием. Взаимооценивание

Используют атлас, интернет-ресурсы

Использование приобретенных знаний и умений

Личностные: само-определение с целью получения наивысшего  результата. Познавательные: строить логическое рассуждение, анализ объектов и синтез, выбор оснований и  кри-териев для сравнения.  Регулятивные: планирование своей деятельности для реше-ния поставленной  задачи,  саморегуляция.                          Коммуникативные: взаимодействие

8) Рефлексия

Подводит итоги урока. Продолжите фразы на листочках.  

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. 

Заполнить карточки само и взаимооценки деятельности за каж-дый этап урока.

Использование приобретенных знаний и умений

Регулятивные: оценка достигнутых  результатов.

8) Домашнее задание

1. На «5» - составить буклет туристического маршрута Поволжья.

2. На «4» - Пар-ф 41-42 и ответить на вопросы.

3. На «3» - просто прочитать параграфы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные: Самоконтроль и взаимоконтроль

Маршрутный лист «ПОЛИТОЛОГИ»

Задания

Продолж-ть

Отметка о выполнении

Состав группы:

1

Проблемный вопрос. Известно, что численность населения в Краснодарском крае в летний период увеличивается вдвое.   Чем вы объясните этот факт?

1 мин

2

Состав района (субъекты РФ и их административные центры)

2 мин

3

ЭГП

-соседство со странами

-соседство с другими экономическими районами

- положение по отношению к Ц.  России (в составе, соседствует или удаленное);

- положение по отношению к транспортным путям (центральное, транзитное или окраинное);

- положение по отношению к морям, крупные порты, их роль.

3 мин

4

Геополитическое положение

- положение по отношению к другим странам (приграничное или глубинное)

2 мин

5

Вывод по ЭГП (выгодное или нет)

1 мин

6

Задание. Вы – менеджеры туристической фирмы, Администрация фирмы дала Вам задание: Разработать туристический маршрут

по реке Волге (назвать несколько городов и их достопримечательностей).

3 мин

7

Рефлексия: Продолжите фразы на листочках. 

(Заполнение анкеты)

Маршрутный лист «ГЕОДЕЗИСТЫ»

Задания

Продолж-ть

Отметка о выполнении

Состав группы:

1

Проблемный вопрос. Почему для Европейского Юга характерно тяжелое машиностроение, в то

время как на его территории отсутствуют металлургические предприятия?

1 мин

2

ФГП

- рельеф, геологическое строение.

1.Каков общий характер рельефа Поволжья?

2.Частью какой равнины является территория Поволжья?

3.Назовите крупные возвышенности на территории Поволжья.

4.Какая низменность занимает южную часть Поволжья?

- тип климата, его характеристика

4 мин

4

Вывод по ФГП

1 мин

5

Задание: Вы – туристическая группа, решили проехать по Поволжью с севера на юг (примерно 1500 км). Рассчитайте, используя масштаб карты, сколько Вам надо потратиться на бензин, при условии, что 1 л.

бензина стоит 40 рублей. (расход топлива = 9л.)

3 мин

6

Рефлексия: Продолжите фразы на листочках. 

(Заполнение анкеты)

Маршрутный лист «БИОЛОГИ»

Задания

Продолж-ть

Отметка о выполнении

Состав группы:

1

Проблемный вопрос. Вы ежегодно раскрываете школьные тетради, но вряд ли задумываетесь о том, какие же природные ресурсы понадобились для их изготовления и каковы факторы размещения производств?

1 мин

2

ФГП

- внутренние воды (крупнейшие реки, озера)

-расположение и значение реки Волга.

- природные зоны: определить названия природных зон, последовательность их смены в Поволжье, зональные почвы.

- полезные ископаемые, природные ресурсы (перечислить природные ресурсы, которыми богат регион Поволжья)

3 мин

3

Вывод по ФГП

1 мин

4

Задание: Вы – Группа менеджеров  по рекламе, Вам необходимо разработать рекламу, слоган  региона Поволжье.

2-3 мин

5

Рефлексия: Продолжите фразы на листочках. 

(Заполнение анкеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный Кавказ. ЭГП,природные условия и ресурсы"

Данный урок разработан для учащихся 9 класса. на уроке использовались такие методы, как работа с картой, атласами, решение проблемного вопроса, заполнение таблицы, прослушивание аудиоматериала, создан...

Уральский экономический район. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.

Конспект урока по географии с использованием ИКТ....

Технологическая карта урока географии в 9классе по теме " Поволжье. ЭГП,природные условия и ресурсы"

Оценить экономико-географическое положение экономического района Поволжье....

технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс

Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учен...

Технологическая карта урока в 9 классе "Дальний Восток: природные условия и ресурсы

Методическая разработка урока "Дальний Восток: природные условия и ресурсы" 9 класс с технологической картой...

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...