Технологическая карта урока "Поволжье,ЭГП, природные условия и ресурсы"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Цель урока: формирование целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности, воспитание любви к родной стране. Задачи:
предметные: сформировать представление об ЭГП и ФГП изучаемого района, об особенностях природы этого района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью; овладение навыками нахождения, использования в различных источниках географической информации; умение работать с географической картой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_povolzhe_-_9_klass.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Учитель: Запривода А.Ю.
УМК: 1.Учебник «География России. Население и хозяйство» В. П. Дронов, В. Я. Ром. Из-во М.: Дрофа.2017г;
2. Атлас география 9 кл.
Тема урока: «Поволжье, ЭГП, природные условия и ресурсы»
Класс: 9
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование целостного представления об экономическом развитии России посредством изучения экономических районов в отдельности, воспитание любви к родной стране. Задачи:
предметные: сформировать представление об ЭГП и ФГП изучаемого района, об особенностях природы этого района; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы, ЭГП и хозяйственной деятельностью; овладение навыками нахождения, использования в различных источниках географической информации; умение работать с географической картой
метапредметные:
регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
познавательные УУД: самостоятельно давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы,
личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
1.Организаци-онный момент | Приветствие учащих-ся, проверка готовности учеников к уроку. Создание ситуации успеха через вопрос: Ребята! Сегодня мы с Вами продолжим наше путешествие по экономическим районам нашей страны. Проводит инструктаж по оценке деятельности на разных этапах урока | Готовы к уроку, привет-ствуют учителя. Настрой на деятельность - путешест-вие по стране. | Карточки оценки результатов деятель-ности на этапах марш–рута-урока (прилож.1) | Личностные: самоопределение. Регулятивные: самоконтроль. | ||
2.Актуализа-ция знаний. | Делит класс на группы и раздает маршрутные листы: 1гр. Политологи 2гр. Геодезисты 3 гр. Биологи. Подводит к выполнению заданий на функциональную грамотность Проводит фронтальный опрос, оценивая уровень уже приобретенных знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию о степени готовности их к восприятию нового материала. Контроль за деятельностью. - Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, какие районы РФ мы уже изучили? | Группы отвечают на проблемные вопросы, аргументируя свои ответы. Самоконтроль. Взаимоконтроль. | Работа с экономичес-кой картой России –показать названные субъекты России. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.Называть и показывать крупные экономи-ческие регионы РФ. | Личностные: умения использует географические знания для своей деятельности. Регулятивные: выполняет учебные действия в соответствии с заданием, умение оценивать достигнутые результаты. Познавательные: умение анализировать, обобщать факты, строить логическое рас-суждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение взаимодействовать с учителем, друг с другом, отстаивать свою точку зрения, понимать позицию другого. | |
3. Мотивация учебной деятельности | Предлагает определить объект путешествия (экономический район), куда вам предстоит от-правиться. 1.Читает стих. (роль чтеца, подводит к теме урока). Е. Евтушенко. Мы русские. Мы дети Волги. Для нас значения полны Её медлительные волны, Тяжелые как валуны. Любовь России к ней нетленна. К ней тянутся душою всей Кубань и Днепр, Нева и Лена, И Ангара, и Енисей. Люблю её всю в нитках света, Всю в окаймленье ивняка… Но Волга для России — это Гораздо больше, чем река. И жить мне молодо и звонко, И вечно мне шуметь и цвесть, Покуда ты, Россия, есть. | Внимательно слушают стихи о Волге; узнают город по слайду; | Стих о Волге (слайд 1), фронтальная работа | Находить на карте и называть субъекты экономических районов России. | Личностные: Умение слушать и воспринимать услышанное. Познавательные: умение анализировать, сравни-вать и обобщать факты. Регулятивные: выполнение учебных действий в соответствии с заданием, формулирование темы урока, самоконтроль. Коммуникативные: умение взаимодействия в общении с другими. | |
4.Изучение нового матери-ала (постанов-ка учебной за-дачи). | 1.Предлагает, исполь-зуя план изучения эко-номического района, сформулировать тему и цели урока. - Сегодня на уроке мы с вами поработаем в группах. На вас лежит большая ответственность, так как часть нового материала вам придется освоить самим, и затем вы же сами себя и оцените. Я вам буду лишь помогать. - Перед Вам лежат марш. листы, в них прописан весь алгоритм работы ученика. | Самостоятельно формули-руют тему и цели урока, пользуясь планом изучения района; создают образ «Поволжья; определяют значение р. Волги в формировании района. | Презентация: 1.По плану (слайд 2) формируют тему цели урока. 2 Роль Волги в формировании района (слайд 3). | Использование приобретенных знаний и умений практической деятельности. | Личностные: ответственное от-ношение к учебе, рассуждение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации анализ, преобразование ее. Структурирование знаний. Регулятивные: целеполагание, умение организовывать свою деятельность, оцени-вать результаты. Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислу-шиваться к мнению других. | |
5. Изучение нового мате-риала (решение поставленных задач) | Предлагает задания для групп по оценке ГП района «Поволжье», особенностей природы. Осуществляет контроль за деятельностью учащихся. | Работают в группах, выпол-няя задания, отыскивая необходимую информа-цию для решения постав-ленных задач в различных источниках (текст учебни-ка, таблицы в учебнике, презентация, карты атласа). Оценивают деятельность свою и партнера. | Преобразовать информацию. Сделать выводы. | Предметные: уметь работать с картами, находить и показывать географические регионы РФ, описывать природу изучаемого региона, объяснять значение влияния ГП и особенностей природы на развитие экономики района. | ||
6.Закрепление нового матери-ала | Первичное обобщение, фронтальный опрос по изученной теме. | Используют приобретенные знания и умения. Выполняют задания маршрутных листов учителя по изученному материалу. Показывают на карте объекты. | Вопросы для контроля приобретенных знаний | Использование приобретенных знаний и умений практической деятельности. | Личностные: рас-суждение, умение использовать географические знания для деятельности. Регулятивные: формулирование ответов Познавательные: построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: мнение выражать свое мнение, прислуши-ваться к мнению других | |
Физминутка | Физминутка для глаз « Путешествие по карте». Учитель просит посмотреть на карту на север- юг, запад восток. Совершить путешествие глазами по границам РФ. | Выполняют упражнения | ||||
7. Контроль | Организует деятель-ность по выполнению заданий на функциональную грамотность. | Работают с заданием. Взаимооценивание | Используют атлас, интернет-ресурсы | Использование приобретенных знаний и умений | Личностные: само-определение с целью получения наивысшего результата. Познавательные: строить логическое рассуждение, анализ объектов и синтез, выбор оснований и кри-териев для сравнения. Регулятивные: планирование своей деятельности для реше-ния поставленной задачи, саморегуляция. Коммуникативные: взаимодействие | |
8) Рефлексия | Подводит итоги урока. Продолжите фразы на листочках. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. | Заполнить карточки само и взаимооценки деятельности за каж-дый этап урока. | Использование приобретенных знаний и умений | Регулятивные: оценка достигнутых результатов. | |
8) Домашнее задание | 1. На «5» - составить буклет туристического маршрута Поволжья. 2. На «4» - Пар-ф 41-42 и ответить на вопросы. 3. На «3» - просто прочитать параграфы. | Записывают домашнее задание в дневник. | Коммуникативные: Самоконтроль и взаимоконтроль |
Маршрутный лист «ПОЛИТОЛОГИ»
№ | Задания | Продолж-ть | Отметка о выполнении |
Состав группы: | |||
1 | Проблемный вопрос. Известно, что численность населения в Краснодарском крае в летний период увеличивается вдвое. Чем вы объясните этот факт? | 1 мин | |
2 | Состав района (субъекты РФ и их административные центры) | 2 мин | |
3 | ЭГП -соседство со странами -соседство с другими экономическими районами - положение по отношению к Ц. России (в составе, соседствует или удаленное); - положение по отношению к транспортным путям (центральное, транзитное или окраинное); - положение по отношению к морям, крупные порты, их роль. | 3 мин | |
4 | Геополитическое положение - положение по отношению к другим странам (приграничное или глубинное) | 2 мин | |
5 | Вывод по ЭГП (выгодное или нет) | 1 мин | |
6 | Задание. Вы – менеджеры туристической фирмы, Администрация фирмы дала Вам задание: Разработать туристический маршрут по реке Волге (назвать несколько городов и их достопримечательностей). | 3 мин | |
7 | Рефлексия: Продолжите фразы на листочках. (Заполнение анкеты) |
Маршрутный лист «ГЕОДЕЗИСТЫ»
№ | Задания | Продолж-ть | Отметка о выполнении | |
Состав группы: | ||||
1 | Проблемный вопрос. Почему для Европейского Юга характерно тяжелое машиностроение, в то время как на его территории отсутствуют металлургические предприятия? | 1 мин | ||
2 | ФГП - рельеф, геологическое строение. 1.Каков общий характер рельефа Поволжья? 2.Частью какой равнины является территория Поволжья? 3.Назовите крупные возвышенности на территории Поволжья. 4.Какая низменность занимает южную часть Поволжья? - тип климата, его характеристика | 4 мин | ||
4 | Вывод по ФГП | 1 мин | ||
5 | Задание: Вы – туристическая группа, решили проехать по Поволжью с севера на юг (примерно 1500 км). Рассчитайте, используя масштаб карты, сколько Вам надо потратиться на бензин, при условии, что 1 л. бензина стоит 40 рублей. (расход топлива = 9л.) | 3 мин | ||
6 | Рефлексия: Продолжите фразы на листочках. (Заполнение анкеты) |
Маршрутный лист «БИОЛОГИ»
№ | Задания | Продолж-ть | Отметка о выполнении |
Состав группы: | |||
1 | Проблемный вопрос. Вы ежегодно раскрываете школьные тетради, но вряд ли задумываетесь о том, какие же природные ресурсы понадобились для их изготовления и каковы факторы размещения производств? | 1 мин | |
2 | ФГП - внутренние воды (крупнейшие реки, озера) -расположение и значение реки Волга. - природные зоны: определить названия природных зон, последовательность их смены в Поволжье, зональные почвы. - полезные ископаемые, природные ресурсы (перечислить природные ресурсы, которыми богат регион Поволжья) | 3 мин | |
3 | Вывод по ФГП | 1 мин | |
4 | Задание: Вы – Группа менеджеров по рекламе, Вам необходимо разработать рекламу, слоган региона Поволжье. | 2-3 мин | |
5 | Рефлексия: Продолжите фразы на листочках. (Заполнение анкеты) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северный Кавказ. ЭГП,природные условия и ресурсы"
Данный урок разработан для учащихся 9 класса. на уроке использовались такие методы, как работа с картой, атласами, решение проблемного вопроса, заполнение таблицы, прослушивание аудиоматериала, создан...
Уральский экономический район. Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы.
Конспект урока по географии с использованием ИКТ....
Тест по теме "Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России" 9 класс по учебнику Е.М. Домогацких
Тест для проверки знаний после пройденной темы. 2 варианта...
Технологическая карта урока географии в 9классе по теме " Поволжье. ЭГП,природные условия и ресурсы"
Оценить экономико-географическое положение экономического района Поволжье....
технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс
Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учен...
Технологическая карта урока в 9 классе "Дальний Восток: природные условия и ресурсы
Методическая разработка урока "Дальний Восток: природные условия и ресурсы" 9 класс с технологической картой...
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...