рабочая программа по краеведению
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Игликова Кинжигуль Ергазаевна

Рабочая  программа  по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для  7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.М. Кузнецова; издательство «Абрис, 2009г.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7klasskraev_peredel_.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.   Пояснительная записка

   Рабочая  программа  по краеведению составлена на основе программы учебной дисциплины для  7 класса общеобразовательных учреждений Челябинской области 2009г, под общей редакцией В.М. Кузнецова; издательство «Абрис, 2009г.»

Преподавание предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области 2012/2013 году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. Концепция краеведческого образования в Челябинской области (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. №01-1006);
  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» (Приказ министерства образования  РФ от 05.03.2004г №1089);
  3. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год» (Приказ министерства образования и науки Челябинской области от  16.06.2011 №04-997);
  4. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г №103/3404).

Порядок введения и содержания Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Далее - ФГОС) определяется следующими документами:

  1. «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» //(Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р);
  2. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от  04.10.2010г № 986)
  3. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г №1241);
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.№1897
  5. «Ведении федерального государственного  образовательного стандарта общего образования» (Письмо министерства образования и науки РФ от 19.04.2011г. №03-255)
  6. «О ведении  федеральных государственных  образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2010г.» (Приказ министерства образования и науки РФ от 29.06.2010г. №01-438).
  7. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ министерства образования и науки РФ от 05.0610.2010г. №02-600)»
  8. Концепция краеведческого образования в Челябинской области, утвержденная (приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006)
  9. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. № 24/5135 (об учебно-методическом комплексе по краеведению);      
  10.  Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО  от  13 мая 2010 г. № 322(о контрольно-измерительных материалах по курсу краеведения 6-9кл.);
  11. Инструктивно-методическое письмо «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» (приложение №  к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. № 24/5125);
  12. Учебный план МКОУ «Нижнесанарская СОШ»; Годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий МКОУ Нижнесанарская СОШ на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челябинской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 7 класса. Программа по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения.

Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание программы достаточно универсально и служат ориентиром для учителя в условиях вариативности основного общего образования - с одной стороны и его стандартизации - с другой. Это предоставляет широкие возможности для создания рабочих календарно-тематических планов в общеобразовательных учреждениях. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Общая характеристика учебного предмета:  Программа реализует идеи Концепции краеведческого образования в Челябинской области и составлена на основе Примерных программ основного общего образования по краеведению. Содержание краеведческого образования отражает комплексный подход к изучению родного края. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние края, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. В основу содержания программы положено понимание краеведения как учебного предмета, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала Педагогический синтез содержания основных учебных предметов позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего родного края.

Как и курс «Краеведение» в 6 классе, данный курс является интегрированным. Это логическое продолжение курсов природоведения и краеведения в 5-6 классах. Программа курса предусматривает знакомство с памятниками природного и исторического культурного наследия Челябинской области.  Обязательный раздел программы по краеведению в 7 классе – «Местные достопримечательности», который предусматривает знакомство с памятниками природы, археологии, истории, культуры, мемориалами и монументами, административными зданиями и спортивными сооружениями района, области. Краеведческий материал позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Цели.

Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 Задачи:

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной     структуры;
  • Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
  • Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности   региона;
  • укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и     их родителей;  

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
  • стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

Ведущими принципами обучения по краеведению в 7 классе являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики.

         Обоснование выбора  учебно - методических комплексов для  реализации рабочей программы: для реализации рабочей программы взята Программа по краеведению общеобразовательных учреждений Челябинской области., которая фиксирует содержание образования определенного уровня и направленности. Ведущие принципы построения Программы: научности, последовательности, сбалансированного соотношения теории и практики.

Назначение Программы:

  • для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по краеведческому образованию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании краеведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;
  • для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по краеведческому образованию.

Структура интегрированного учебного курса в 7 классе определяется тем, что краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы.

 В основу содержания курса положено понимание краеведения как интегрированного учебного предмета, раскрывающего взаимодействие человека и окружающей среды, позволяющего обучающимся увидеть родной край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый регион Челябинского Южного Урала. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, изучению Троицкого района, п.Нижняя Санарка.

При изучении курса используется учебно-методический комплект издательства «АБРИС», включающий учебник, книгу для чтения и справочные издания, «Тетрадь юного краеведа» для Троицкого района, в школе используется дополнительная краеведческая литература, а также цифровые образовательные ресурсы, в том числе мультимедийные презентации, подготовленные учителем.

   

            Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном  календарно - тематическим планом: при организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, которое составляется по конкретному учебнику, в определенном классе в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения.

Планируется система уроков по темам, которая основана на многостороннем анализе учебного материала темы. Образовательные цели изучения темы определяются в программе.  Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений,  а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания, обучения и развития учащихся.

Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов для обязательного изучения краеведения  на этапе основного общего образования  отводится  не менее 35 часов из расчёта 1 ч в неделю в 7 классе. При этом по реализации НРК отводится 5 тем (уроков) на изучение краеведения Челябинской области. Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.

Ориентируясь на действующие  в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов учебника, так и для проведения практических работ и уроков обобщения знаний.

                                                         Тематическое планирование составлено к УМК:

  • Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 7 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2011.

1.В этом учебнике учтены требования  федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

2. Все учащиеся обеспечены учебниками.

Данная линия является доработанной в соответствии с требованиями нормативных документов. 

              Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально – регионального компонента.

Как и курс «Краеведение» в 6 классе, данный курс является интегрированным. Это логическое продолжение курсов природоведения и краеведения в 5-6 классах. Программа курса предусматривает знакомство с памятниками природного и исторического культурного наследия Челябинской области.  Обязательный раздел программы по краеведению в 7 классе – «Местные достопримечательности», который предусматривает знакомство с памятниками природы, археологии, истории, культуры, мемориалами и монументами, административными зданиями и спортивными сооружениями района, области. Краеведческий материал позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Изучение содержания  НРК по краеведению в школе направлено на достижение следующих целей:

-более прочное усвоение содержания федерального компонента в разделах содержания федерального компонента на практико- ориентированном    региональном материале;

-обеспечение доступа к информации регионального уровня и ее распространение;

-популяризация знаний современной науки на материалах своего края;

-формирование в общественном сознании представлений о ценности и уникальности объектов региона, необходимости их бережного использования;

-приобретение учащимися компетентности, необходимой для ориентирования в социальной среде своего края;

-профориентация учащихся в области применения географических знаний в своем крае.

В результате изучения НРК по краеведению учащийся должен  Знать:

-специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области;

-особенности природы и хозяйства своего края;

-основную краеведческую номенклатуру;

-основные черты устройства земной поверхности своей местности;

-  природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на - региональном уровне; правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

Уметь:

- объяснять связи между компонентами природного комплекса, отраслями хозяйства региона;

- анализировать влияние природных условий на деятельность человека и хозяйственной деятельности человека на природу; понимать суть  экологических проблем и знать принципы регионального природопользования и охраны окружающей среды;

- применять простейшие приемы анализа статистических данных о хозяйстве и населении, в том числе сравнительного анализа статистических  показателей в их динамике;

 - оценивать место Челябинской области в территориальном разделении труда;

- составлять картосхему территориальной структуры хозяйства, внешних - экономических связей, экономико-географические характеристики форм  организаций

хозяйства, мероприятий по охране и преобразованию природы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентирования на местности по картам своего края, составления тематических карт и картосхем, разработки туристических маршрутов, определения местного времени;

-картографических измерений (определение географических координат, измерение расстояний и площадей, вычисление абсолютных высот);

-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

-работы с картографическими источниками, использования географических сведений из справочников и энциклопедий.

Формы реализации НРК.

Основными формами реализации НРК в содержании краеведческого образования являются:

1.Включение разделов и тем НРК в учебные программы.

2.Внеурочная и внешкольная исследовательская, краеведческая деятельность учащихся.

При условии, что на изучение географии «Малой Родины» отводится 10-15 % учебного времени, то на ее изучение я отвожу:  5 тем (уроков) на изучение краеведения своего края,  одним блоком.

На уроках краеведения при изучении НРК присутствует поисково- краеведческая и научно-исследовательская деятельность учащихся. Результатом данной работы являются написанные рефераты.

При изучении «Малой Родины» собран большой материал о нашем селе, о людях нашего села, об окрестностях села, о заповедниках Троицкого района, о лекарственных растениях нашего края, о реках и озерах Челябинской области, о народных промыслах Челябинской области.

 

         Межпредметные связи, преемственность: главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире. Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции.  Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом.

Основными направлениями осуществления межпредметных  связей для совершенствования учебного процесса являются:

-усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала

- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения

- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

На уроках краеведения  постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. Различные понятия биологии, географии, истории, литературы. Задачи практического содержания - необходимое условие реализации мировоззренческого потенциала курса.  

Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д.  Здесь  не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых  создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.

Краеведение вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические элементы. Обращается пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и повседневной жизни родного района, города, села, микрорайона, улицы, дома.

          Используемые технологии, методы, формы работы: в  преподавании курса реализуется важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, деятельностным формам организации учебного процесса в сельской школе. Предусмотрено проведение учебных занятий разных типов – вводные (ВУ), комбинированные и повторительно-обобщающие (ПОУ) уроки. Планируются следующие формы (виды) учебных занятий: уроки-практикумы (ПР), уроки-экскурсии (УЭ), уроки-конференции (УК), в календарно-тематическом плане соответственно обозначенные указанными сокращениями. Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и алгоритмический. Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (контрольная работа). Ведущими принципами обучения по краеведению в 7 классе являются научность, последовательность, сбалансированность теории и практики

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, оценочные практические работы), промежуточный контроль (контрольная работа). На основании Устава МКОУ «Нижнесанарская СОШ» отметка (оценка) по краеведению выставляется по четвертям. Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам, рекомендованным кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, с включением заданий по местному (школьному) компоненту содержания курса.

Планируемые результаты обучения по курсу как ступень личностного и коллективного роста учащихся в краеведческом образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Организуя учебный процесс по краеведению в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Краеведческое образование не только формирует определенную систему специальных знаний и умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для анализа источников информации; выявления причинно-следственных связей; сравнения и проектирования систем, процессов и ситуаций; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; соблюдения норм поведения в природе и обществе. Требования направлены на реализацию культурологического, деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

          Особенности организации учебного процесса: формы организации учебного процесса представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди конкретных форм организации обучения чаще всего  выделяют урок, практикумы, индивидуальные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, домашнюю работу учащихся, семинарские занятии, экстернат, модульная, дистанционная. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

При изучении географии осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса.  Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения краеведческого материала: от единичного к общему и всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно- нравственного мира учащегося, его национального самосознания.  Эти  положения нашли отражение в содержании уроков.  В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе: воспитание гражданственности, патриотизма.   Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Обучение производится очно и  в  форме экстернат. Данная рабочая программа реализуется учителем  первой категории с высшим образованием и стажем педагогической деятельности – 15 лет. Она направлена  на обеспечение  образовательных потребностей  обучающихся  и  их родителей. 

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной  школе ученик должен:

знать/понимать:

  • изученные виды источников краеведческой информации;
     основные краеведческие понятия и термины;
  • значение официальных символов Челябинской области, своего муниципального образования;
  • основные этапы и ключевые события истории Южного Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного  края;
  • результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;
  • изменение природной среды Южного Урала в результате деятельности человека; географическую зональность;
  • особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Южного Урала;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области - субъекта Российской Федерации;
  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Челябинского Южного Урала;

уметь:

  • соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;
  • рассказывать о важнейших событиях истории Южного Урала и их участниках;

•        выделять, описывать и объяснять существенные признаки  местных достопримечательностей в форме экскурсии;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
  • показывать на плане и карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение г. Челябинска, местных достопримечательностей и своего населенного пункта;

•        приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Южного Урала, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов Южного Урала;  районов и городов разной специализации, центров производства    важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,   внутрирегиональных и внешних экономических связей Челябинской области;

  • составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Челябинского Южного Урала; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников;
  • понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;
  • ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате             природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Челябинского Южного Урала;

•        использования знаний об историческом пути и традициях  народов Южного Урала в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

6. Критерии оценивания

В системе педагогического мониторинга по краеведению используются следующие виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный устный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (письменная контрольная работа). На основании решения педагогического совета МКОУ «Нижнесанарская  СОШ» отметка (оценка) по краеведению выставляется по четвертям. Годовая контрольная работа проводится по контрольно-измерительным материалам, рекомендованным кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, с включением заданий по местному (школьному) компоненту содержания курса.

Планируемые результаты обучения по курсу как ступень личностного и коллективного роста учащихся в краеведческом образовании представлены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Нормы оценок:

правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

самостоятельность ответа;

логичность, доказательность в изложении материала;

степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;

есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

ответ  правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;

затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

2. Содержание учебного материала

      Содержание обучения задает перечень и объем  материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении, организовать итоговое повторение.   35 часов на год обучения , 1 час в неделю в 7 классе                        

 Содержание учебного материала Рабочей программы полностью соответствует примерной программе, разработанной федеральным государственным органом, и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения.

7 класс (35 часов)

Введение. Краса и гордость родного края.

Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Практическая работа по заполнению таблицы. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского, Горно-заводского и Восточно-зауральского субрегионов.

Природные достопримечательности и особо охраняемые территории Челябинского Южного Урала. Статус памятников. Сообщения учащихся. Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства.

Памятники истории и культуры Челябинского Южного Урала. Категории памятников. Памятники археологии, архитектуры и скульптуры.

Местные достопримечательности в школьном краеведении. Методы краеведческого исследования. Встреча с участниками школьного научного общества учащихся. Роль школьников в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия.

Тема 1. Южно-Зауральский край.

«На древнем Даиксе». Роль р. Урал в качестве природной, историко-культурной границы и пути расселения древних людей. Древнейшие памятники истории на Южном Урале. Исследования археологов Г.Н.Матюшина, О.Н.Бадера, К.В.Сальникова. Стоянки и поселения древних охотников и рыболовов у с. Богдановка, у оз. Банное, Троицкая I. Занятия и орудия труда. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей.

 «В Стране городов». Урок-экскурсия с просмотром документального фильма. Укрепленные поселения бронзового века в Южном Зауралье. Древние гробницы. Плавильные формы, бронзовые орудия и оружие. Секреты древних металлургов. Обмен произведенными продуктами между первобытными племенами. Описания жизни древних ариев в «Ригведе» и «Авесте». Исследования археологов В.Ф.Генинга, Г.Б.Здановича, Н.Б.Виноградова. Комплексные исследования методами аэрофотосъёмки, физики, палеоботаники и палеозоологии.

«В краю кочевников». Археологические памятники раннего железного века и средневековья в Южном Зауралье. Исследования Г.И.Матвеевой, А.Д.Таирова, С.Г.Боталова. Начало истории кочевников. Сарматские курганы у с.Бобровка, Большой Климовский, Темир. Курганы с усами. Расселение тюрков на Южном Урале. Начало распространения ислама. Фоторепортаж. Реконструкции древних сооружений в музее-заповеднике «Аркаим». Сообщения учащихся. П.С.Паллас о «каменных палатках». Мавзолей Кесене. Легенды о «Башне Тамерлана».

«Лесные острова в степном океане». Природные достопримечательности Южного Зауралья. Заповедник Аркаим. Троицкий заказник. Аблязовские террасные луга. Степные озера и боры. Ольховая роща. Практическая работа по контурной карте.

«Патриарх южноуральских городов». Урок-экскурсия с просмотром документального фильма. Город-музей Верхнеуральск. Расположение города. Знаменитые путешественники, посетившие Верхнеуральск. Свято-Никольский собор. Магазин Г.А.Устинова. Народный дом. Паровая мельница В.Е.Гогина. Постройки архитектора П.Г.Сафронова. Гора Извоз. «Буренин сад». Памятники братьям Кишириным. «Тюремный замок». Практическая работа по контурной карте.

«На степной границе России». Историко-культурные памятники Новолинейного района. «Мемориал воинской славы» в названиях поселений. Регулярная планировка казачьих поселков. Сообщения учащихся. Укрепления Наследницкое и Николаевское. Памятная колонна в с. Чесма. Памятники погибшим в годы русско-японской войны 1904 – 1905 гг. в с. Степное и с. Травники. Памятники «Воин-победитель» и «Слава труду» скульптора В.С.Зайкова в Варненском районе. «Эйфелева» башня в с. Париж.

«Торговые ворота Зауралья». Город-музей Троицк. Расположение и торговые связи города. Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Памятник И.И.Неплюеву. Свято-Троицкий (Уйский) собор). Мечеть Гатауллы-Муллы. Торговые ряды. Пассаж братьев Яушевых. Гостиница Г.Башкирова.

«Металлургическая столица России». Памятники индустриального города Магнитогорска. Станица Магнитная. Фоторепортаж. Памятники «Первым комсомольцам – строителям Магнитки», «Палатка первых строителей». Соцгород. Мемориал «Тыл – фронту» – самый грандиозный монумент на Южном Урале. Планировка и архитектура правобережного района. Современные достопримечательности. Церковь Вознесения Господня. Спортивные сооружения. Горно-лыжный центр на озере Банное.

Повторительно-обобщающий урок. Степные просторы и речные пограничья. «Эстафета металлургов». Практическая работа по контурной карте.

          Тема 2. Горнозаводской край.

«Пещеры и каменные палатки». Исследования археологов С.Н.Бибикова, В.Т.Петрина. Древние святилища и памятники первобытного искусства. Гора Иремель. Игнатиевская пещера. Писаницы у оз. Большие Аллаки. Городища гамаюнской и иткульской культур.

«Сердце горного края». Национальный парк «Зюраткуль». Хребет Большой Нургуш. Высотная поясность. Экологическая тропа. Экосистема горного озера. Сообщения учащихся. Реликтовые и эндемические растения.

«Горная страна». Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Национальный парк «Таганай». Горный узел и пересечение природных зон. Гора Круглица и Откликной гребень. Каменные реки. Сообщения учащихся. Ахматовская и Максимилиановская копи. Минералогические исследования В.И.Редикорцева и П.В. Еремеева.

«Младший брат Байкала». Урок-экскурсия с просмотром документального фильма. Озеро Тургояк и остров Веры. Ценные запасы пресной воды. Мегалитические сооружения. Горно-лыжный курорт «Золотая долина». Сообщения учащихся. Легенды о Тургояке, Инышке, девушке Вере.

«Демидовское наследие». Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Каслинская система озер. Город-завод Касли. Заводской госпиталь. Дом-музей А.В.Чиркина. Скульптура К.А.Клодта «Каслинский рабочий». Памятники на городском кладбище. Кыштым. Гора Егоза. Сугомакская пещера. «Белый дом». Церковь Сошествия Святого Духа. Христорождественский собор.

«Город крылатого коня». Урок-экскурсия. Город-музей Златоуст. Памятник Ивану Бушуеву. Архитектурный ансамбль Арсенальной площади. Памятник П.П.Аносову. Александровская сопка. Новый Златоуст. Башня-колокольня на Красной горке. Бассейн «Уралочка». Практическая работа. «Топонимическая экспертиза». Происхождение географических названий, связанных с «царскими» именами на Челябинском Южном Урале.

«Уральские атомграды». Практическая работа по заполнению сравнительной таблицы. Сочетание высоких технологий и первозданной природы. Восточно-Уральский заповедник. «Озерный град» Озерск. Архитектурный ансамбль центральных кварталов. Памятники И.В.Курчатову, «Первопроходцам» скульптора А.С.Гилева. Снежинск. Трехгорный. Памятник «Победа» скульпторов Э.Э.Головницкой и Л.Н.Головницого. Горно-лыжный курорт «Завьялиха». Конкурс проектов. «Южноуральский Сочи»: горно-лыжные курорты Южного Урала в 2014 году.

Повторительно-обобщающий урок. «Эстафета творчества и мастерства». Практическая работа по контурной карте.

              Тема 3. Восточно-зауральский край.

«Река людей». Археологические памятники междуречья Исети и Миасса. Древнее название р. Миасс. Взаимодействие степных и лесных племен. Исследования археологов К.В.Сальникова, А.Ф.Шорина, В.С.Мосина и др. Федоровский могильник. Иткульское городище.

«Черное, белое и золотое». Урок-экскурсия с просмотром документальных фильмов. Открытие и освоение месторождений угля, мрамора и золота на Южном Урале. Челябинский угольный бассейн. Памятник горному инженеру И.И.Редикорцеву. Коркинский угольный разрез и терриконы. Коелгинское мраморное месторождение. Изделия и сооружения из мрамора. Кочкарь – поселок золотопромышленников. Дом золотопромышленника А.П.Баласа. Церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в с. Верхняя Санарка. Памятник «Эстафета поколений» скульптора н.И.Кондратьева в г.Пласт.

«В Стране здоровья». Горные озёра Большой Кисегач и Еловое. Крупнейшее в Челябинской области озеро Увильды. Хомутининский бор, озера Горькое и Подборное. Озера как природные объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха. Минеральные воды и сапропелевые грязи. Лечебная база курортов Челябинской области. Конкурс рекламных проектов. 

Челябинск и Тракторозаводский район

«В урочище Челеби». Челябинская группа озер и реликтовые боры. Находки на берегу Аргазинского водохранилища. Смолинские курганы. Памятник археологии «Тополёвка» на берегу озера Первое.

«В уездном городе». Памятник первостроителям города. Памятники архитектуры дореволюционного Челябинска. Дом В.Г.Жуковского. Особняк М.М.Шиховой. Народный дом. Пассаж братьев Яушевых. Магазин Валеева. Элеватор.

«Ворота города». Учебная экскурсия. Челябинские вокзалы, переселенческий пункт, музей Южно-Уральской железной дороги.

«В областном центре». Памятники истории и культуры советского Челябинска. Памятник В.И.Ленину и «Орленок» на Алом поле. Челябинский тракторный завод – памятник индустриальной архитектуры. Памятник-реалия – «первенец» ЧТЗ трактор «С-60». История Тракторозаводского района в названиях улиц и на мемориальных досках. Кинотеатр «Кировец», Театр ЧТЗ, Соцгородок ЧТЗ (архитектор А.Буров) – памятники архитектуры конструктивизма. «Башня».

«Уральский Танкоград». Мемориал на Лесном кладбище, «Вечный огонь», памятник «Танкистам – добровольцам». Учебная экскурсия. Мемориал в парке «Сад Победы» (скульпторы В. Александров, Г. Сухоруков, А. Бовкун). Выставка военной техники. Памятник И. Я. Трашутину в парке им. В. Терешковой (скульптор Л. Головницкий, архитектор А. Александров). Памятник-реалия – танк «ИС-3» на Комсомольской площади. Музей ЧТЗ.

«К миллионному мегаполису». Достопримечательности современного Челябинска. Архитектурный ансамбль площади Революции. Цирк, Торговый центр и Дворец спорта «Юность» – памятники «органического» архитектурного стиля. Скульптура «Сфера любви». Практическая работа по контурной карте. Новые храмы. Храм Василия Великого. Часовня на Тракторозаводском кладбище. Торгово-развлекательный центр «Горки».

«Уральская молния». Сообщения учащихся. Спортивные сооружения в Челябинске и рекорды южноуральских спортсменов.

«Семь городов под одной крышей». Урок-конференция. Челябинские районы.

«Челябинский Арбат». Экскурсия-викторина по пешеходной улице «Кировка».

Повторительно-обобщающий урок. Социологический опрос «Семь чудес» Южного Урала. Конкурс проектов. Наше село и район в будущем.

Контрольная работа.

4. Учебно- методическое  обеспечение программы

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

пособия

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Кузнецов В.М., ред.

Введение в краеведение Челябинского Южного Урала. 7 класс (35 ч.) // Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: – Челябинск: АБРИС, 2009.

Дерягин В.В., Гитис М.С.

Краеведение. Челябинская область. 7 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2011.

Драгунов А.В., Моисеев А.П., Гитис М.С.

Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

* Никонова М.А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: АБРИС, 2006.

Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2008.

Челябинская область. Контурные карты. – Челябинск: АБРИС, 2006.

Кузнецов В.М., Гитис М.С., Маркова А.С.

Контрольные работы по краеведению. 6-7 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243.

Используемая дополнительная литература:

  1. Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  3. Челябинская область. Краткий справочник / Авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2004.
  4. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2004.
  5. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
  6. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-5. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
  7. Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С. История Урала (XI – XVIII вв.): Метод. пособие для учителя. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
  8. Андреева М.А. Озера Среднего и Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1973.
  9. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г.Б.Зданович; сост. Н.О.Иванова. Челябинск: Каменный пояс, 1995.
  10. Архипова Н.П. Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: СУКИ, 1980.
  11. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. пособие. Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
  12. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2-х частях. Ч.1. УрО РАН, ЧелГУ. Челябинск: ЮУКИ, 1992.
  13. Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. Челябинск: Рифей, 1994.
  14. Захаров С.Г. Озеро Большой Кисегач. Челябинск: Дом печати, 2002.
  15. Захаров, С.Г. Озеро Еловое. Челябинск: Дом печати, 2002.
  16. Ильменский заповедник. Челябинск: ЮУКИ, 1991.
  17. Калишев В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала. Челябинск, 1998.
  18. Матвеев А.К. Вершины Каменного пояса. Челябинск: ЮУКИ, 1990.
  19. Новое в археологии Южного Урала: Сб. научных трудов / Под ред. С.А. Григорьева. Челябинск: Рифей, 1996.
  20. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: АТОКСО, 1993.
  21. Природа Челябинской области. Челябинск: ЧГПУ, 2000.
  22. Виноградов Н.Б. и др.Страницы древней истории Южного Урала: методическое пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  23. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.
  24. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 2002.
  25. Атнагулов И.Р. Нагайбаки. Опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX – начала ХХ века. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.
  26. Виноградов Н. Б., Гитис М. С., Кузнецов В. М. Историческое краеведение- Челябинск: АБРИС, 2007.
  27. Гитис М. С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.
  28. Гитис М. С., Моисеев А. П. Верхнеуральский район. Тетрадь юного краеведа. - Челябинск. - АБРИС. - 2004.
  29. Капитонова Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область. Вып. 2. Челябинск: АРБИС, 2008.
  30. Край Нагайбакский. Заповедные уголки Южноуралья. Челябинск: Рифей, 1997.
  31. Левит А. И. Южный Урал: география, экология, природопользование. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
  32. Маметьев А.М., Моисеев А.М. Край Нагайбакский (Нагайбакскому району – 70 лет). Челябинск, 1997.
  33. Матвеев А. С. Промысловые животные. Челябинск: АБРИС, 2009. – (Уроки краеведения + CD).
  34. Моисеев А.П. Топонимическое краеведение. Челябинская область. Челябинск: АБРИС, 2009.
  35. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2000.
  36. Строкова Н.П., Коровин С.Е. Мир удивительных растений. Челябинск. АБРИС, 2009. – (Уроки краеведения + CD).
  37. Челябинская область: Энциклопедия в 7 т. / Под ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2007-2008.

                4. Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся:

  • Краеведение. Челябинская область. 7класс. Учебник/под ред.  В.В Дерягина, М.С Гитиса. – Челябинск: Абрис, 2011.
  • Драгунов А.В., Моисеев А.П., Гиттис М.С. Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. – Челябинск: Абрис, 2006.
  • Челябинск. История моего города. Кн. Для чтения/под ред. В.С. Боже, Г.С. Шкребня. – 2-е изд. – Челябинск: Абрис, 2005

Для учителя:

  • Никонова М.А. Краеведение: учебное пособие для высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009.
  • Краеведение. Челябинская область. Программно-методическое пособие для педагогических работников образовательных учреждений/сост. В.М Кузнецов, С.Н Трошков.- Челябинск:АБРИС, 2010г

Дидактические материалы:

  • Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: Абрис, 2006. Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: Абрис, 2008. Челябинская область. Контурные карты. – Челябинск: Абрис, 2006.
  • Виноградов Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1995.
  • Виноградов Н.Б., Гитис М.С., Кузнецов В.М. Историческое краеведение. Челябинская область: учебное пособие. – Челябинск: Абрис, 2009.
  • Промысловые животные /А.С Матвеев.- Челябинск: АБРИС, 2009г
  • Озера Челябинской области:учеб.пос./С.Г Захаров.- Челябинск: АБРИС,2010г
  • Челябинская область.Краткий справочник:Авторы –составители М.С Гитис, А.П Моисеев- Челябинск –Челябинск:АБРИС, 2006г
  • Мир удивительных растений. Челябинская область:учеб.пособие/Н.П Строкова, С.Е Коровин-2-еизд.,испр. И доп- Челябинск:АБРИС,2009г  

Материалы для контроля:

  • Кузнецов В.М., Гитис М.М., Маркова А.С. Контрольные работы по краеведению. 6-7 класс// Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243.
  • Контрольно-измерительные материалы по курсу краеведения 7 класс.

8. Характеристика контрольно – измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

  • Тестовые задания
  • Практические работы
  • Тематический контроль по краеведению 

  Практические работы: составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Для краеведения  — это умения и навыки работы с картами, наблюдения в природе, производстве, работа со статистико-экономическими показателями и пр.

К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами краеведческой науки и на выработку у них краеведческих приемов приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.

 Урок повторения и обобщения знаний: На уроке повторения и систематизации знаний учащихся включаются в различные виды деятельности, проводятся беседы, дискуссии, практические работы практикуются выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, по разбираемому вопросу.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.

 При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На таких уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа систематизации материала.

Тесты: под тестами подразумевается серия кратко и точно сформулированных вопросов или заданий, на которые учащиеся должны дать краткие и точные ответы. Учащиеся выполняя их, ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием или односложными ответами. Тест предполагает однозначные ответы. Тематические тестовые задания направлены на проверку основных знаний и умений учащихся. Формулировка тестовых заданий и их соответственное распределение по темам позволяют не только проверять знания об основных планетарных пространственно –краеведческих закономерностях, но и помогают школьнику учиться самостоятельно – проводить анализ.

    Характеристика контрольно-измерительных материалов - 7 класс

КИМ

Кол-во

Уроки

Практические работы

Обобщение знаний

НРК

Экскурсии

7. Материально-техническое  и информационно-техническое обеспечение

    Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования представляют собой  оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по краеведению.

Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, ИКТ, технических средств обучения, экранно- звуковых пособий, учебно- практического и учебно- лабораторного оборудования. Они ориенетированы на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Основная школа

Старшая школа

базовый

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

+

+

1.1

Стандарт среднего (полного) общего образования по краеведению (базовый уровень)

+

1.2

Стандарт основного общего образования  по краеведению

+

1.3

Примерная программа основного общего образования по   краеведению

+

1.4

Примерная программа среднего (полного)   общего образования на базовом уровне по краеведению

+

1.5

Авторские программы по курсам краеведения.

+

+

1.6

Учебники  по  краеведению для 6-9  классов

+

+

1.7

Тестовые материалы по  краеведению для 6-9 классов

+

+

1.8

Дидактические материалы по  краеведению  для 6-9  классов

+

+

1.9

Научная, научно-популярная  историческая литература

+

1.10

Справочные пособия (энциклопедия, словари и т.п.)

+

+

1.11

Методические пособия для учителя

+

+

1.12

Печатные пособия

+

+

1.13

Портреты выдающихся исследователей и путешественников

+

+

1.14

Информационно -  коммуникативные средства

+

+

1.15

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса краеведения

+

+

2

Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы

+

2.1

Инструментальная среда по краеведению

2.2

Экранно-звуковые пособия

2.3

Видеофильмы по  краеведению

+

+

3

Технические средства обучения

3.1

Переносное авт  рабочее место учителя (АРМ)

+

+

4

Учебно-практическое и учебно-лабораторное  оборудование

+

+

4.1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

+

+

4.2

Интерактивная доска

+

+

4.3

Карта Челябинская область

+

+

 В перечнях объектов представлены не конкретные названия, а общая  номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная  основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например,  значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, КИМы, схемы, таблицы, диаграммы, все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Конкретное  количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.

 Для информационно - компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих                               программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Интернет-школа Просвещение. Ru.
  2. Приложение «Краеведение»

Для  обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

Учитель года России   http:// 2006.teacher.org.ru/

ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники   http:// www.greenbook.ru /

Виртуальный музей культуры и быта народов Южного Урала http://ist.rkc-74.ru/kraeved.htm

Авторы проекта предоставляют заинтересованным учителям разработки уроков с использованием данного ресурса. Включает разделы: Описание жизни А. И. Лазарева; панораму музея с описанием его экспонатов; презентацию об истории создания и развития школьного музея, о его экспозициях, формах работы и достигнутых результатах; знакомит   с работами   по  декоративно - прикладному искусству,  выполненными   школьниками. Представленные изделия можно подробно рассмотреть в  виртуальных  фотогалереях. Содержит   фото,    видео    и    текстовые    материалы   о традиционных праздниках, проводимых   в школе.

Использование сети Интернет на уроках  краеведения по изучению  национально-регионального компонента  http://sr.rkc-74.ru

На сайте представлены систематизированные и обобщённые  материалы школьного музея: этнографические; фольклорные; нумизматические; памятники истории и культуры. Материалы, собранные учителями и краеведами районов: архивные фотографии; Видеоматериалы. Электронный каталог экспонатов музея по направлениям: прошлое и настоящее поселка; история школы; жизнь посёлка в годы Великой Отечественной войны.

Родной край. Краеведение Челябинской области

Сайт осуществляет информационно-методическую поддержку учебной дисциплины «краеведение» в средних общеобразовательных учреждениях Челябинской области.

http://r-kray.rkc-74.ru

Краеведческий сайт учителей

Сайт создан в помощь учителям географии, истории и краеведения

http://mmc74317.edusite.ru/p1aa1.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Г. ЧЕЛЯБИНСКА  http://www.umc74.ru/

ЧИППКРО http://ipk74.ru/

ЧГПУ http://www.cspu.ru/

9.  Приложения

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....