Тематическое планирование"Туризм"
материал по физкультуре по теме
Небольшая, но полезная информация по туризму!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_turizm.docx | 68.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование для 5 класса
Урок 1. 1. Знакомство с устройством компаса. 2. Определение сторон света по компасу. 3. Знакомство с устройством туристского снаряжения. 4. Обучение вязке прямого узла.
Урок 2. 1. Изучение устройства современной туристической палатки. 2. Практическое задание укладка растопки костра по карточкам, где изображены виды костров. 3. Оказание первой медицинской помощи: наложение стерильной повязки на кисть.
Тематическое планирование для 6 класса
Урок 1. 1. Обучение определению азимута на предмет при помощи компаса. 2. Знакомство с устройством туристского снаряжения. Обучение вязке узлов «проводник» и «восьмерка проводник»
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки. 2. Практическое задание укладка растопки костра по карточкам, где изображены виды костров. 3. Оказание первой медицинской помощи: наложение шины при переломе голени.
Тематическое планирование для 7 класса
Урок 1. 1. Обучение определению азимута на предмет и обратному азимуту при помощи компаса. 2. Знакомство с устройством туристского снаряжения. Обучение вязке узлов «проводник» и «восьмерка проводник», «булинь».
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки на время отделениями по 4 человека. 2. Обучение «ориентированию в лабиринте». Умению читать простейшие схемы-карты. 3. Оказание первой медицинской помощи: умение накладывать жгут при артериальном кровотечении.
Тематическое планирование для 8 класса
Урок 1. 1. Обучение умению двигаться по азимуту на местности и движению в обратном направлении при помощи компаса. 2. Обучение одеванию туристического снаряжения с применением изученных узлов: «проводник» и «восьмерка проводник», «булинь».
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки на время отделениями по 4 человека. 2. Игра «ориентирование в лабиринте». 3. Оказание первой медицинской помощи: наложение повязки при травме головы.
Тематическое планирование для 9 класса
Урок 1. 1. Определение азимута на предмет и обратный азимут при помощи компаса на оценку. 2. Вязка изученных узлов на оценку.
Урок 2. 1. Постановка современной туристической палатки на время отделениями по 4 человека. 2. Игра-соревнование «ориентирование в лабиринте». 3. Оказание первой помощи в парах по карточкам заданиям.
Вариант проведения однодневного туристского слета «Тропой Заполярья» для учащихся 8-10 классов гимназии №3 г. Мурманска
Туристический слет проводится недалеко от города в лесной зоне. Учащиеся добираются до места соревнований общественным транспортом и пешком по лесной зоне. Классные руководители распределяют учащихся на группы ответственные за подготовку к соревнованиям, туристского снаряжения покупку продуктов для похода. Учителя физкультуры на основе учащихся 11 классов и учителей предметников создают судейскую бригаду. Соревнования проводятся в первые недели сентября. В зависимости от возраста учащихся предлагаются различные варианты проведения соревнований.
Программа соревнований
9.30 –Прибытие участников на площадку для построения. Конкурс приветствия (сдача рапорта капитаном с названием и девизом команды, эмблемы и форма участников).
10.00 – Передвижение к месту соревнований. Оформление бивуаков, приготовление обедов.
10.30 – команда из 10 человек от каждого класса принимает участие в комбинированном маршруте «Тропой Заполярья». Старт команд раздельный через 5 минут.
12.00 – представление конкурсных обедов членам судейской бригады, проверка бивуаков на правильность оформления, чистоту и порядок.
13.30 – конкурс песни и подведение итогов соревнований.
14.00-15.00 – уборка территории после похода и возвращение к школе.
Описание этапов комбинированного маршрута «Тропой Заполярья»
На старте каждой команде выдается компас и сообщается азимут и расстояние до первого контрольного пункта (КП), где они должны выполнить различные задания, при выполнении задания участникам сообщается следующий азимут и расстояние до следующего КП.
Всего таких этапов – 10.
Метание гранаты в цель – каждый участник должен попасть одной гранатой в горизонтальную цель, не попадание наказывается штрафными секундами.
Оказание первой помощи – участникам предлагаются тесты по оказанию первой медицинской помощи и практические задания.
Установка и снятие палатки;
Разведение костра – участники должны развести костер с трех спичек и пережечь ограничительную нить.
Полоса препятствий – мышеловка, паутина, проход по жердям и кочкам.
Вязка туристских узлов, укладка рюкзака – участники команды должны завязать каждый по одному узлу, заданному судьей и выбрать и правильно уложить необходимые для похода вещи.
Установка вигвама – из пяти жердей, веревки и полиэтиленовой пленки необходимо соорудить укрытие от дождя и спрятаться в нем;
Переправа по параллельным веревкам без страховки – участники по одному проходят переправу без использования обвязок. Веревки натянуты невысоко и расстояние небольшое. Судьи осуществляют страховку участников.
Ориентирование в лабиринте. Состав команды 5 человек. В лабиринте находится 8 контрольных пунктов (рисунок 1), а на карте у участника 4 (рисунок 2). Задача участника пройти свои КП в указанном порядке, отмечаясь в своей карточке участника на каждом КП фломастером определенного цвета. У каждого из пяти участников своя, отличная от других дистанция, хотя некоторые КП могут совпадать. Старт общекомандный. Все пять участников стартуют одновременно. Финиш индивидуальный, помогать другим членам команды запрещено. Результат – командное время останавливается после того, как последний участник покинул лабиринт. В случае пропуска КП или неправильной отметки команда штрафуется дополнительными секундами.
Викторина краеведение – участникам предлагается ответить на вопросы истории, географического расположения и особенностей родного края в виде тестов. А также решить практическое задание: назвать растения находящиеся на гербарии, составленном из растений нашего леса.
Определение победителей
Победитель определяется по наименьшему времени, потраченному на прохождение дистанции. За ошибки на дистанции участники наказываются штрафными баллами.
ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА "ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ"
Тематическое планирование теоретических занятий.
1. Подготовка к походу. Снаряжение туристической группы. | На занятиях |
1 занятие
Организация и подбор туристической группы. Методическая документация похода - маршрутный лист. Регистрация в КСП. Снаряжение личное и коллективное. Типы рюкзаков, палаток, спальных мешков. Преимущества и недостатки. Укладка рюкзака. Одежда и обувь туриста. Топоры, котлы, костровое оборудование, коврики, фонари. Личные вещи, посуда, сангигиенические вещи. Прокат оборудования. Хранение.
2 занятие
Порядок и последовательность движения маршрутной группы. Режим движения. Правила хождения пешком по твердой и мягкой поверхности. Правила отдыха на привале. Правила преодоления препятствий - болота всех типов, крутые склоны, заснеженные склоны, мелкие реки (вброд, вплавь, по бревну, по веревкам, на плавсредствах), движение по захламленному лесу, по камням, осыпям. Водный режим похода.
3 занятие
Порядок и место организации стоянок: "Вода, дрова, эстетика". Техника безопасности, гигиена. Виды и теория установки палаток всех типов.Ночевки без палаток, типы самодельных жилищ (гамак, шалаш, плетенка). Ночевки зимой, в снегу. Теория устройства "иглу", пещер. Индейское "типи".
4 занятие
Типы, назначение и устройство костров: "колодец", "шалаш", "охотничий", " полинезийский", "звездный", "русский таежный", " нодья" - два типа, " с отражателем", "с самоскатом". Обустройство костровой площадки. Временные и постоянные. Разведение огня с одной спички.
5 занятие
Добыча огня без спичек ( два типа линз, вата + доски, "лук", "огниво"). "Непромокаемые" спички. Тип древесины - тип пламени костра.
6 занятие
Двадцать способов ориентирования на местности (компас, Солнце, Луна, звезды, по растениям, по техническим сооружениям, ветрам, влажности, снегу, животным, световым сигналам....)
7 занятие
Ориентирование по плану, картам. Виды, масштабы. Топознаки. Ход по азимуту, схемам, крокам, абрисам. Типы компасов. Недостатки, преимущества. Магнитное склонение.
8 занятие
Измерения на местности высот предметов, расстояний до ориентиров, ширины объектов, углов без топографических приборов. Определение широты и долготы местоположения без точных приборов.
9 занятие
Определение времени по Солнцу, Луне, Большой Медведице, птицам, растениям.
10 занятие
Звездная навигация. Основные созвездия на небе. Наиболее яркие звезды. Нахождение созвездий. Ориентирование по звездам. Работа с секстантом.
11 занятие
Основы трассологии - чтение следов. Виды следов зверей. Определения по человеческим следам. Технические следы - лыжи, отпечатки шин. Направление движения.
12 занятие
Съедобные и ядовитые растения и грибы. Деревья, кустарники, травы, ягоды. Способы их применения в пищу. Таежный чай, "салат", " мука", "сахар"," масло", настой, отвар, суп. Лекарственные растения. Способы заготовки и применения.
13 занятие
Питание в походе. Нормы продуктов. Типы продуктов. Хранение, транспортировка. Правила приготовления пищи. Основные туристские блюда. Нормы варки. Как прожить без продуктов - теория голодания.
14 занятие
Способы добычи воды ( у болота, в пустыне - саксаул, под пленкой, каменный тур ), обеззараживание. Заготовка и хранение продуктов в условиях похода: сушка, вяление, копчение, соление, мочение, строганина, сок, жарка, консервирование.
15 занятие
Охота, рыболовство. Законы, правила. Охота без ружья: силки, западни, ловля "по щучьи". Удочки, поплавки. Повадки рыб. Рыболовные снасти ( "кораблик", "морда", "перетяг")
16 занятие
Первая медицинская помощь. Состав аптечки, подручные средства. Вывихи, растяжения, ушибы, судороги, переутомления мышц. Переломы, шины, повязки. Открытые и закрытые травмы рук, ног, груди.
17 занятие
Кровотечения, виды. Асептика, антисептика. Боли : в животе, сердце, голове. Ушибы и сотрясения головы. Утопление. Сердечно - легочная реанимация. Поражения током. Ожоги, обморожения. Травмы глаз. Проникающие ранения. Обмороки. Травматический шок.
18 занятие
Транспортировка раненого. Виды. Самоспасение в лавинах, на водах, в обвалах, в катастрофах, после кораблекрушения. Спасательные работы. Сигналы опасности - костры, дымы, звуки, свист, крик, выстрел, мигание света. Радиосигналы, частоты.
19 занятие
Самодельное туристическое оборудование. Посуда - чашка, ложка, кружка. Баня, столовая. Примус, термос, коптильная, подсвечники, фонарик - свечка, труба - печка, свисток, электростанция, головные уборы.
20 занятие
Предсказание погоды по местным признакам : по животным, насекомым, растениям, облакам, атмосферным явлениям, звукам.
21 занятие
Основные узлы: незатягивающиеся, затягивающиеся, для связывания двух концов, незатягивающиеся и затягивающиеся петли, быстроразвязывающиеся узлы и петли, особые морские узлы.
22 занятие
Веревки и реп - шнуры, карабины, блоки, кролл, жумар, решетка, ролик. Назначение. Способы натяжения и снятия веревки. "Цирк", "маятник", "беседки", обвязки.
23 занятие
Основы аутогенной тренировки туриста. Психологическая совместимость. Саморегуляция психики. Точечный массаж.
24 занятие
Фиксация туристических и краеведческих наблюдений. Правила и законы ведения личных дневников. "У туриста нет памяти". Обработка материалов наблюдений. Достоверность и достаточность замеров. Зарисовки, фотографирование объектов. Походный коллективный дневник. Отчет о походе.
25 занятие
Элементарная топографическая съемка местности. Полярная, маршрутная. Оборудование, последовательность.
26 занятие
Основы геологии. Отбор и полевое определение минералов и горных пород. Транспортировка. Составление коллекций. Детальные определения и обработка образцов в домашних условиях.
27 занятие
Основы ботаники. Правила составления гербариев, сбор и сушка растений. Определения.
28 занятие
Основы этимологии. Сбор и сохранение собранных насекомых. Определение.
29 занятие
Основы фотографии. Техническое исполнение кадра. Съемка документальная и жанровая
.30 занятие
Основы спелеотуризма. Виды пещер. Правила и техника безопасности при их посещении. Снаряжение и оборудование: спелеокостюм, фонари, веревки, НЗ. Техника передвижения по пещере. "Шкуродеры", органные трубы, сифоны, камины, полки, колодцы. Правила описания и составления плана. Пещерные образования. Пещеры Пермской области.
31 занятие
Основы водного туризма. Виды плавсредств: байдарки, плоты, ПСНы, катамараны, лодки. Правила прохождения препятствий - мостов, порогов, сливов, затонов, завалов, перекатов, мелей, быстрин, плотин. Теория водных струй на реке. Техника безопасности и снаряжение туриста - водника.
32 занятие
Изготовление плотов, лодок, вязка катамарана. Ремонт плавсредств. Весла.
33 занятие
Основы альпинизма и скалолазания. Техника безопасности в горах. Снаряжение. Правила прохождения препятствий. Спортивный спуск. Страховка и самостраховка.
34 занятие
Зачет по теории туризма
wstalker@chat.ruТуристический клуб "Сталкер"
п/н | Наименование программы | Анонс |
1 | Дошкольная туристская подготовка | Программа рассчитана на 1 год для детей 5-7 лет. Цель программы: формирование всесторонне развитой личности дошкольника средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационого творческого развития личности дошкольника. Дети, прошедшие обучение по данной программе получат начальные знания по краеведению (малая Родина). начальной туристской подготовке (организация быта в полевых условиях, преодоление препятствий при помощи переправ, туристское снаряжение и др.) |
2 | Сочиведение | Программа рассчитана на 3 года для детей 10-14 лет. Дети, прошедшие обучение по данной программе получат специально отобранную информацию о своем городе. Они смогут проинформировать гостя о местонахождении интересных и нужных для полноценного отдыха мест. Данная программа стимулирует сознательный выбор профессии, связанной с обслуживанием туристов и способствует улучшению качества обслуживания гостей в частном секторе. В качестве подведения итогов реализации данной программы является разработка воспитанниками мини проектов, участие в городских краеведческих олимпиадах, а также участие в городских профильных туристских лагерях. |
3 | Сочиведение для малышей | Программа рассчитана на 1 год для детей 6-7 лет. Данная программа предполагает изучение своей местности, приводит в систему знания о родном городе, позволяет повысить уровень культуры школьников, расширить краеведческие знания о родном городе. |
4 | Пешеходный туризм | Программа рассчитана на 5 лет обучения для детей 7-11 классов. 1 год обучения – общий курс туристской подготовки, «Азбука туризма». 2 год обучения – введение в специальную туристскую подготовку, ознакомление с пешеходным туризмом, выполнение учащимися требований на значок «Турист России», выполнение юношеских разрядов по видам туризма,а так же по спортивному ориентированию. 3 и 4 год обучения – совершенствование техники и тактики туризма (пешеходного, горного), выполнение спортивных разрядов (3-го и 2-го) по технике пешеходного туризма. 5 год- предпрофильная подготовка в области планового и самодеятельного туризма. |
5 | Юные судьи туристских соревнований | Программа рассчитана на 4 года для учащихся 8-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, о ведении краеведческих наблюдений и исследований, об оказании первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении, необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма». |
6 | Экскурсионный туризм | Программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте от 9 до 12 лет. Данная программа предполагает изучение своей местности, приводит в систему знания о родном городе, позволяет повысить уровень культуры школьников, расширить краеведческие знания о родном городе. |
7 | Юный турист | Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 4-7 классов. Первый год занятий предусматривает обучение начальным организационным вопросам по подготовке и проведению походов, формированию знаний о своём крае, элементарных навыков по спортивному ориентированию, знаний по основам топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях. Тематика последующих лет программы имеет целью закрепить, расширить и углубить знания, полученные кружковцами за предыдущие годы занятий. |
8 | Краеведы | Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей 1-4 классов. Излагаемый материал представлен темами, в которых учащиеся знакомятся с географическими характеристиками родного города и края, его расположением, климатом, населением, природными особенностями, растительностью, животным миром и с основными географическими объектами, с достопримечательностями города и края, с экологическими проблемами, с возможностями для каждого участвовать в сохранении уникальной природы и всего облика родного города и края.
|
9 | Юные спасатели | Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 6-8 классов. Программа «Юный спасатель»составлена на основе типовой программы первоначальной подготовки спасателей МЧС России, утвержденной Министром ЧС РФ, преподаваемой в Центрах подготовки спасателей. Эта образовательная программа адаптирована под возрастную категорию учащихся 6-8 классов, дополнена необходимыми туристскими знаниями и навыками. Приоритетным направлением данной программы является приобретение необходимых знаний, умений и навыков учащимися для выживания и обеспечения личной безопасности не только в горах, но и в городе. Проведение теоретических и практических занятий проходит на базе Южного регионального поисково-спасательного отряда и Центра подготовки спасателей в поселке Красная Поляна с использованием хорошей материальной базы и современных компьютерных технологий. |
10 | Юный экскурсовод | Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 10-11 классов. Данная образовательная программа разработана на основе учебных программ Российской международной академии туризма с адаптацией к условиям дополнительного образования детей и рассчитана на учащихся старшего школьного возраста. Концепция программы состоит в ее практической нацеленности на допрофессиональную подготовку учащихся в сфере туристско-экскурсионного дела.Программа включает в себя теоретические и практические занятия по краеведению, основам экскурсионного и музейного дела. |
11 | Туристы-проводники | Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей 8-11 классов. Содержание программ первого и второго года обучения предполагает освоение детьми основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников). С первого года обучения начинается введение в специализацию - инструкторская подготовка. С третьего года обучения начинается специализация в одном из видов туризма (пешеходный, водный, лыжный, горный, велосипедный). После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах. |
12 | Туризм и экскурсии | Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей 2-5 классов. Данная образовательная программа направлена на формирование прочных знаний экскурсионных объектов нашего города, формирование туристских навыков, знакомство с туристскими и экскурсионными возможностями города, края. Программа отличается своей направленностью на изучение именно экскурсионных объектов и маршрутов нашего города, что может послужить начальным этапом подготовки будущих гидов, экскурсоводов. Особенностью данной программы является большое количество выездных занятий. |
13 | Туристский час | Программа рассчитана на 1 год обучения для детей дошкольного возраста в рамках предшкольной подготовки. Проводится в виде игрового часа, в который включены начальная туристская подготовка, основы скалолазания и ориентирования, азбука выживания в природной среде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование 4 класс.- туризм
Планирование учебного материала для 4 класса с включением в вариативную часть уроков по туристским навыкам....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Календарно-тематическое планирование по туризму
Календарно-тематическое планирование материала по туристическому краеведению...
Учебно-тематическое планирование ТКО "Спортивный туризм"
Учебно-тематическое планирование...
тематическое планирование 1-2 класси и пешеходный туризм ,спортивное орентирование .
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ...
Календарно-тематическое планирование “Школа туризма” туристско-краеведческой направленности
Календарно-тематическое планирование “Школа туризма” туристско-краеведческой направленности...