Доклад "Роль элективных курсов в профориентации".
элективный курс по физике (11 класс) на тему
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать какие межпредметные связи реализуются приизучении курса, какие общеучебные и профилтные умения и навыки при этом развиваются, каким способом создаются условия для активизации познавательного интереса, профессионального самоопределения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_elektivnyh_kursov_v_proforientatsii.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Роль элективных курсов в профориентации».
Учитель физики ГБОУ СОШ №1 пгт.Суходол
Шамова Т.Н.
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, какие межпредметные связи реализуются при изучении курса, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.
Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет. В таком случае облегчается процесс выбора школьника.
При отборе содержания курса необходимо ответить на следующие вопросы: в чем суть теоретических и практических занятий, а также самостоятельной работы учащихся; каковы основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения; каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умении н навыков; для каких профессии (областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть предварительно, перед началом изучения элективного курса освоены как учащимися, так и учителем.
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основными приоритетами методики изучения элективных курсов являются: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов); личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие)
Ведущее моего при освоении курса отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительна доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель превращается в «проводника» в мир знаний: эксперта и консультанта - при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных задании, ведущего в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта при выполнении учебного проекта.
Важным элементом методической системы элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения курса - это ответ на вопрос, какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения.
Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, то есть в какой-то степени моделировали бы их.
Результаты должны быть значимы в мерную очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьникам.
Элективные курсы позволяют ученикам получить более глубокие знания по предмету, ощутить большую уверенность в своих силах и возможностях, а также помогают в выборе профессии. Категория детей, не имевших твердого решения правильности выбора, после изучения элективных курсов демонстрирует повышение интереса к предмету. Необходимо отметить, что и рейтинг этого учебного предмета среди других в целом возрастает. Кроме того, у школьников развивается логическое и аналитическое мышление, самостоятельность в освоении материала.
Немаловажное значение имеет контроль уровня достижения учащихся. Для этого могут быть использованы самые разнообразные способы: наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися и их родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам (особенно по курсам, которые направлены преимущественно на личностный рост учащихся, развитие общеучебных компетентностей), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение элективных курсов в профильных классах позволяет выстраивать личностно ориентированный план обучения, дает положительный результат в освоении учебного предмета, а также решает задачи профессионального самоопределения школьников.
Курс «Методы решения физических задач».
Курс «Оптика».
Курс «История отечественной физики».
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного или естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе. В процессе занятий школьники научатся готовить рефераты и доклады по избранным темам, выполнять опыты с использованием простых физических приборов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы, искать информацию по выбранной теме.
Основная цель курса — познакомить учащихся с вкладом российских ученых в развитие физики, повысив тем самым их интерес к изучению физики и чувство гордости за отечественную науку.
В курсе физики средней школы роль российских ученых освещается в связи с общим ходом развития физики. В предлагаемом элективном курсе акцент сделан на изучении истории отечественной физики, начиная от М. В. Ломоносова до современных ученых-физиков.
Основные задачи курса:
расширить представления о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства с историей открытий российских физиков;
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
научить проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных фактов;
воспитать навыки сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента, способности давать морально-этическую оценку фактам и событиям.
Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:
получение представлений о вкладе российских ученых в развитие физики, методах научного познания природы и современной физической картине мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.
Изучение данного курса предполагает не столько приобретение учащимися дополнительных знаний по физике, сколько развитие у них способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее, и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. На семинарских занятиях целесообразно демонстрационный эксперимент, иллюстрирующий те опыты, которые были проведены ученым-физиком, вклад которого рассматривается на данном семинаре, сопровождать выступлениями школьников.
Практическое знакомство учащихся с экспериментальным методом изучения природы возможно в форме небольших самостоятельных наблюдений, опытов и исследований. При этом для выполнения следует предлагать в первую очередь такие опыты и эксперименты, которые подводят школьников к установлению закономерностей, открытых российскими учеными (закону Джоуля — Ленца, выражению для скорости ракеты, впервые полученному К. Э. Циолковским). Школьникам можно предлагать задания на моделирование ракетной установки, радиоприемника А. С. Попова, электродвигателя Б. С. Якоби. Исследовательские задания можно предлагать в качестве индивидуальных или групповых работ для двух-трех учащихся по их выбору для выполнения в течение нескольких занятий.
Опыты, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики. Желательно проводить экспериментальные исследования, подобные тем, которые проводили российские ученые-физики. Возможности школьного физического кабинета позволяют это сделать, так как школьные приборы часто по своему качеству превосходят многие приборы, которыми пользовались ученые при открытии физических законов.
В курсе по истории физики основное внимание направлено на изучение личности ученого и его творений на фоне той эпохи, в которой он жил, а также ее технических возможностей. Поэтому элективные занятия должны быть организованы не как процесс передачи готовой дополнительной суммы знаний, а как процесс самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся на основе использования материалов из истории физики. Для этого в учебное пособие к элективному курсу кроме материалов по истории физики должны войти задания для проведения практических занятий и хрестоматийные материалы. Изучение роли российских ученых в истории физики позволяет обобщить знания по всем разделам физики, так как российские ученые внесли существенный вклад практически во все области физической науки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по профориентации "Проектируем будущее" (для гуманитарного класса)
Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позво...
Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)
Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...
Рабочая программа элективного курса по профориентации
Рабочая программа курса по профориентации предназначена для классных руководителей или учителей , ведущих профориентационную работу. Содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....
Авторская программа к элективному курсу для учащихся 9 класса по технологии "Профориентация"
Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. 9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей дал...
План-конспект занятия по элективному курсу "Профориентация" на тему: "Профессиональные и жизненные планы"
Данный план-конспект может быть использован для проведения занятий по элективным курсам "Профессиональное самоопределение", "Мир профессии", "Профориентация"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Профориентация» Класс 9
Рабочая программа элективного курса для 9 класса.Цели изучения данного курса:1. Ознакомление обучающихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способнос...
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....