План-конспект занятия по элективному курсу "Профориентация" на тему: "Профессиональные и жизненные планы"
план-конспект занятия по технологии (9 класс) на тему
Данный план-конспект может быть использован для проведения занятий по элективным курсам "Профессиональное самоопределение", "Мир профессии", "Профориентация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Профессиональные и жизненные планы.
Профессиональная пригодность».
(элективный курс «Профориентация»
9 класс
Учитель технологии
Шерешева А.И.
«Если вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский
Тема урока: «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность».
Цели урока:
1. Образовательная – ознакомить учащихся с понятиями «план», «жизненный план», «профессиональный план», «карьера», «профессиональная пригодность»; показать их взаимосвязь и взаимообусловленность;
2. Развивающая – способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии;
3. Воспитательная - содействовать воспитанию самостоятельности, стремления к профессиональному выбору.
4. Практическая – научить учащихся составлять примерный личный профессиональный план.
Класс: 9
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Дидактический материал: схемы, карточки с заданиями.
Наглядный материал: тематические папки с творческими работами учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: технология – психология.
Ход урока
I. Организационная часть.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, решение проблемных ситуаций (если таковые возникнут).
II. Повторение пройденного материала.
Прежде чем приступить к знакомству с новой темой, мы с вами, по сложившейся уже традиции, вспомним ранее изученный материал. А для того, чтобы выяснить как вы его усвоили, я предлагаю вам выполнить следующие задания:
1. Необходимо установить соответствие между профессиями и пословицами или поговорками, рассказывающими о них (карточка с заданием прилагается);
2. Следующее задание называется «Профсловарь». Вам нужно определить к каким профессиям относятся те группы слов, которые я буду зачитывать (карточка с заданием прилагается);
На прошлом занятии мы с вами выяснили, что любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным. И следующие два задания как раз соответствуют теме прошлого урока. Итак:
3. Выберите правильный ответ:
Мотив - это…
- сознательное предпочтение или отрицание определённых способов поведения и удовлетворения потребностей (ценностные ориентации);
- то, что побуждает человека к деятельности;
- совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную сторону её деятельности (темперамент);
4. Найдите лишнее в моём утверждении:
Эстетические мотивы – это стремление человека к эстетике труда, его красоте, гармонии; возможность работать в городе, лёгкость поступления в вуз.
5. А сейчас вы должны будете отгадать профессии по описаниям:
а). К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах богатство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находиться глубоко под землёй. (Горняк, шахтёр).
б). Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально обозначает «руководство людьми». Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и умение применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер).
в). Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырёх человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путём. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).
г). Имена этих выдающихся людей известны многим. По ним вы определите, о какой профессии идёт речь: Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Ян Амос Каменский, Антон Семёнович Макаренко (Учитель, педагог).
III. Знакомство с новым материалом.
1. Выявление опорных знаний:
- Как вы думаете какое место в жизни человека занимает профессия?
- Правы ли те, кто утверждает, что «выбор профессии – это взгляд в будущее»?
- Надо ли планировать своё будущее?
2. Сообщение нового материала.
Жизнь человека – череда многочисленных выборов: серьёзных, от которых зависит будущее, и повседневных, бытовых.
Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Обратите, ребята, внимание на высказывание К.Д.Ушинского (висит на доске)
«Если вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет».
Согласны ли вы с ним?
Выбор профессии – это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека. Ведь работа занимает половину жизни человека. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, получать радость от работы.
Каждому ученику после окончания школы необходимо выбрать свой жизненный путь, однако не у всех это хорошо получается. Одна из причин – не всегда хорошо продуманные жизненные и профессиональные планы.
Итак, что же такое план?
Существует несколько определений слова план, но, пожалуй, самым распространённым считается следующее:
План – это заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программа или каких-либо действий (записать в тетрадь).
Планы человека могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или фантастическими.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни и путях его достижения (записать в тетрадь).
Профессиональный план – представление человека о своём профессиональном будущем и путях его достижения (записать в тетрадь).
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
В профессиональном плане должна найти отражение и программа самовоспитания, т.е. какие профессионально важные качества надо сформировать и развить, как укреплять своё здоровье и т.д. Особое внимание надо уделить вопросам самообразования: какую литературу читать, в каких кружках заниматься, какие выставки посещать.
Хочу обратить, ребята, ваше внимание на схему личного профессионального плана (знакомлю со схемой личного профессионального плана) – (схема прилагается).
А в этой тематической папке собраны примерные личные профпланы ваших предшественников (демонстрирую папку «Личные профессиональные планы учащихся»).
Тема сегодняшнего урока может послужить кому-либо из вас прекрасным материалом для творческой работы по данному элективному курсу. В этой папке находятся работы бывших девятиклассников (демонстрирую папку «Творческие работы учащихся по элективному курсу «Профориентация»). Есть здесь и реферат по теме «Профессиональные и жизненные планы».
К составленному профессиональному плану периодически надо возвращаться. По мере углубления интересов, накопления знаний о профессии, опыта практической деятельности план может меняться, становиться более реалистичным.
Успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессии человека, его карьеры.
А теперь поговорим о взаимосвязи профессии и карьеры. Между двумя этими словами – тесная взаимосвязь.
Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной деятельности (записать в тетрадь).
Слово «карьера» вошло в русский язык в 30-40 годы 19 века.
Термин «карьера» употребляется в смысле продвижения в какой-либо деятельности, достижении профессионального мастерства.
Сегодня о человеке, который успешен в своей профессиональной деятельности, говорят, что его карьера удачна.
Выбирая профессию, человеку приходится собирать информацию о требованиях, которые предъявляет каждая профессия к человеку. Если требования, предъявляемые к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.
Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела, профессии (записать в тетрадь).
Различают четыре степени профпригодности: непригодность, пригодность, соответствие и призвание.
(Работа со схемой) – (прилагается).
1. Непригодность – отклонения в состоянии здоровья.
2.Пригодность может быть абсолютной и относительной.
Абсолютная ПП требует от человека специальных природных особенностей (например, музыкальной, художественной одарённости, отличного физического развития и др.). Круг профессий с абсолютной ПП не очень велик: композитор, спортсмен, космонавт, водолаз и др.
Относительная ПП к профессии формируется в процессе трудовой деятельности. К таким профессиям нет особых противопоказаний. Круг этих профессий очень велик. Это так называемые массовые профессии: инженер, строитель, продавец и др. Соответственно тем усилиям, которых достигает человек в труде, можно судить о его высокой или низкой ПП к конкретной профессии.
3. Соответствие – нет противопоказаний и существуют личные качества, соответствующие требованиям профессии.
4. Призвание - его можно считать высшим уровнем ПП. Это явное соответствие человека профессии.
Профессиональная пригодность – не врождённое качество. Она формируется в процессе трудовой деятельности.
Профессиональная пригодность – это не просто свойство человека, она складывается из:
Г – гражданских качеств;
О – отношения к выполняемой деятельности;
Д – дееспособности (т.е. общих способностей – интеллектуальных и др.);
Е – единичных (т.е. математических, музыкальных и др.);
Н – навыков, умений.
VI. Закрепление нового материала.
- По каким качествам можно судить о профессиональной пригодности человека?
- Назовите профессии, требующие абсолютной пригодности.
- Можно ли формировать профессиональную пригодность?
Практическая работа:
В соответствии с предложенной учителем схемой составить свой личный профессиональный план.
V. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
План - конспект урока математики "Математика в ОБЖ. Математическая модель реальных жизненных ситуаций "
Данный урок можно провести во время обобщения темы: "Решение задач"...
планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов
План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...
План-конспект урока по обществознанию 6 класс "На пути к жизненному успеху"
Методическая разработка по обществознанию для 6 класса по теме "На пути к жизненному успеху"...
План-конспект классного часа «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности»
Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье.Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые це...
План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....