Авторская программа к элективному курсу для учащихся 9 класса по технологии "Профориентация"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. 9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Элективный курс «Профориентация» призван помочь 9-классникам в нелёгкий период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_9.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Копанищенская средняя общеобразовательная школа»
Лискинского района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю»
__________________ _________________
зав. кафедрой технологии, начального директор школы
и среднего профессионального образования Н.В.Гавриленко
ВОИПКиПРО
Л.И.Хатунцева
Рабочая программа элективного курса
«Профориентация»
Ступень, класс - 9.
Срок реализации программы: 2016-2017 г.
Разработана:
учителем технологии Шерешевой А.И.
с. Копанище
2016 г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерных программ основного общего образования: Технология (базовый уровень);
Образовательной программы МКОУ Копанищенская СОШ.
Элективный курс «Профориентация» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.
УМК
1. Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / под ред. В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2012. – 228 с.
2. Коломинский Я.Л. Человек: Психология: кн. для учащихся старших классов. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
3. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учеб. пособие для учащихся старших классов. – М.: П., 2001. – 141 с.
4. Селезнёва Е.В. Я познаю мир: Психология: Детская энциклопедия. –М.: ООО «АСТ»: ООО «Астрель», 2002. – 425 с.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате выполнения данной программы учащиеся должны:
Знать:
- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Уметь:
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Введение (1 ч.)
Знакомство с содержанием курса.
Ознакомительная анкета.
Тема 2. Внутренний мир человека и система представлений о себе (1 ч.)
Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности.
Методика определения уровня самооценки.
Тема 3. Профессиональные интересы и способности (2 ч.)
Сущность понятий «интерес», «профессиональный интерес», виды интересов, этапы развития интересов, формула интересов; способности, условия их проявления и развития. Выявление и оценка профессиональных интересов – тест «Карта интересов».
Тема 4. Природные свойства нервной системы (2 ч.)
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента. Методики: «Ваш «паспорт»: Определение типа темперамента», «Сильный ли у вас характер?»
Тема 5. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (1 ч.)
Восприятие, внимание, память, мышление.
Тест «Память на образы», тест «Расстановка чисел».
Тема 6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль
в профессиональном самоопределении (1 ч.)
Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Методика определения типа ценностных ориентаций; анкета мотивов выбора профессии.
Тема 7. Профессиональные и жизненные планы.
Профессиональная пригодность (2 ч.)
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.
Упражнение «Личный профессиональный план». Составление личного профессионального плана по схеме.
Тема 8. Здоровье и выбор профессии (2 ч.)
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Координация движений, глазомер и его роль в профессиональной деятельности.
Анкета «Профессия и здоровье». Задания на выявление индексов здоровья. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П.Ильина (теппинг-тест).
Тема 9. Отрасли общественного производства.
Профессии, специальности, должности (2 ч.)
Отрасли общественного производства. Сфера материального производства и непроизводственная сфера. «Профессия», «специальность», «должность». Требования, предъявляемые профессиями к кандидату.
Профориентационная игра «Угадай профессию».
Тема 10. Профессиональная проба (2 ч.)
Понятие «профессиональная проба». Варианты профессиональных проб по отдельным отраслям. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ). Гороскоп профессиональный. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Тема 11. Заключительное занятие. Зачёт (1 ч.)
Защита творческих исследовательских работ по темам курса.
Предполагаемые методы, формы и средства обучения
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательско – творческий.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Наряду с традиционными формами проведения уроков используются и такие активные формы, как анализ конкретных ситуаций, презентация творческих работ; экскурсия, встреча с интересными людьми.
Формы контроля: анкетирование; тестирование; использование методик:
- определения уровня самооценки;
- определения типа темперамента;
- определения типа ценностных ориентаций;
- экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям;
Упражнения «Сильный ли у вас характер», «Личный профессиональный план»;
Опросники;
Профориентационная и деловая игры;
Защита творческих работ.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела программы, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение | 1 | 06.09 | |
2 | Внутренний мир человека и система представлений о себе | 1 | 13.09 | |
3-4 | Профессиональные интересы и cпособности | 2 | 20.09-27.09 | |
5-6 | Природные свойства нервной системы | 2 | 04.10-11.10 | |
7 | Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении | 1 | 18.10 | |
8 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении | 1 | 25.10 | |
9-10 | Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность | 2 | 08.11-15.11 | |
11-12 | Здоровье и выбор профессии | 2 | 22.11-29.11 | |
13-14 | Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности | 2 | 06.12-13.12 | |
15-16 | Профессиональная проба | 2 | 20.12-27.12 | |
17 | Заключительное занятие. Зачёт | 1 | 17.01 | |
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...
рабочая программа по элективному курсу в 11 классе
рабочая программа по элективному курсу в 11 классе...
Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение"
Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение", расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани»
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани» разработана на основе: программы элективного курса «Клетки и ткани»: 10-11 классы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н....
Программа предметного элективного курса для учащихся 9 классов " Математика доступная каждому"
Элективный курс адресован учащимся 9-х классов.Главная идея-организация системного и систематического повторения, помочь профессиональному ориентированию и самоопределению школьников....
Образец рецензии на авторскую программу или элективный курс
Образец рецензии на авторскую программу или элективный курс...