Программа элективного курса по профориентации "Проектируем будущее" (для гуманитарного класса)
элективный курс (11 класс) на тему
Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.
В процессе занятий используется организованное при помощи анализа материалов СМИ и знакомство с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; обсуждение проблемы профессиональных притязаний человека; анализ факторов, влияющих на производимый выбор. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в гуманитарных вузах. Программа элективного предмета «Проектируем будущее» (34 часа) составлена на основе пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы», автор Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук, научный консультант МОУ «СОШ № 4».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektiruem_budushcheegumanitariya11b.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯНАО г. Губкинский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано на заседании МС: Утверждено приказом протокол № 1 № 239/1 от 16.09.2011
от 09.09.2011 Директор школы:
председатель МС Шульга И.В.
Программа
элективного предмета
«Проектируем будущее»
Учитель: Раянова Г.Р.
11 классы
Программа составлена на основе учебно – методического пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы» (автор Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук)
Составитель: Раянова Г.Р.
2011
Пояснительная записка
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».
К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.
Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути старшеклассниками. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Педагогическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей, в том числе и профессиональных, но не дает основания строить долговременный прогноз. Его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствию.
Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений школьников проходит через элективный предмет. Одним словом, проводится информационно – просветительская работа, направленная на развитие профильной культуры учащихся.
Элективный курс «Проектируем будущее» дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора обучения. Он позволяет сформулировать и ранжировать аргументы «за» и «против» того или иного профиля обучения. Одновременно эта деятельность позволяет повысить самооценку и настроиться на длительную серьезную работу в течение 34 часов. При этом особый упор делается на вопросы выбора профиля и направления дальнейшего образования.
В процессе занятий используется организованное при помощи анализа материалов СМИ и знакомство с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; обсуждение проблемы профессиональных притязаний человека; анализ факторов, влияющих на производимый выбор. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в гуманитарных вузах. Программа элективного предмета «Проектируем будущее» (34 часа) составлена на основе пособия «Возможности поколения и индивидуальные шансы», автор Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук, научный консультант МОУ «СОШ № 4».
Цель курса состоит в формировании готовности к профессиональному самоопределению через учет индивидуальных особенностей, активизации процесса самопознания учащихся; расширении их представления о себе, своих личностных особенностях и оказании помощи в проектировании вариантов продолжения послешкольного образования.
Для достижения обозначенной цели, ставятся и решаются следующие задачи:
- Сформировать и удержать познавательный и исследовательский интерес школьников к гуманитарии как к профессиональной сфере и как к типу организации практики, на всем протяжении реализации образовательной программы;
- Обеспечить знакомство школьников с основными принципами, приемами, задачами и проблемами современной гуманитарной деятельности, а также наиболее вероятными тенденциями ее развития и точками роста (преимущественно, посредством организации собственной исследовательской деятельности учеников);
- Создать условия для собственной пробно-проектной деятельности школьников в сфере гуманитарных разработок, включающей в себя постановку задачи, исходящей из реальных потребностей производственного процесса, анализ имеющихся технологий, выстраивание связной последовательности действий и системы условий для решения поставленной задачи;
Участники курса: учащиеся 11 класса г. Губкинский заинтересованных/участвующих в научно-практических конференциях, ориентированных на профессионализацию в области гуманитарной деятельности, в частности, на получение образования в ведущих высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Основные мероприятия в рамках курса:
- Образовательные экскурсии в учебный центр ООО «РН – Пурнефтегаз»;
- Различные ознакомительные экскурсии по профилю;
- Показ к/ф;
- Презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- начальные навыки этих профессий;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда;
- о гуманитарных вузах, факультетах.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- проектировать свою будущую профессию.
Содержание программы (11 класс)
1. «Гуманитарные профессии» (знакомство с профессиями - 34 ч.)
Знакомство с миром профессий по данному направлению. Что такое профессия. Признаки профессии. Классификация профессий. Получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях гуманитарии. Получение информации о правилах выбора профессии. Знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии. Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. Ответы на вопросы: "ЧТО Я ХОЧУ?", "ЧТО Я МОГУ?". Основные шаги выбора профессии. Требования к уровню образования. Профессионально важные качества к предъявляемой профессии.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма работы | Дата |
1. | Введение | 1 | Собеседование | 06.09.11 – 11б |
2. | «Введение в проект». | 1 1 | Беседа Презентация | 13.09.11 – 11б 20.09.11 – 11б |
3. | «Технология составления проекта» | 1 1 | Беседа Презентация | 27.09.11 – 11б 04.10.11 – 11б |
4. | Гуманитарные профессии. Политология | 1 1 | Лекция Презентация | 11.10.11 – 11б 17.10.11 – 11б |
5. | «Психология» | 2 | Круглый стол (встреча с психологом школы) | 24.10.11 – 11б с 31.10.11 – по 06.10.11 – каникулы 07.11.11 – 11б |
6. | «Юриспруденция» | 1 1 1 | Собеседование Презентация Экскурсия (встреча с юристом) | 14.11.11 – 11б 21.11.11 – 11б 28.11.11 – 11б |
7. | «Журналистика» | 2 | Круглый стол (встреча с рук. центра школьно-сетевой журналистики «Альтернатива» | 05.12.11 – 11б 12.12.11 – 11б |
8. | «Реклама и связи с общественностью» | 1 1 | Круглый стол (встреча со специалистами рекламного журнала «Юла») | 19.12.11 – 11б 26.12.11-11б с 27.12.11 – по 07.01.12 – каникулы |
9. | «Международные отношения» | 1 1 | Беседа Презентация | 16.01.12 – 11б 23.01.12 – 11б |
10. | «Зарубежное регионоведение» | 1 1 | Лекция Работа в группах | 30.01.12 – 11б 06.02.12 – 11б |
11. | «Культурология» | 1 1 | Беседа Презентация | 13.02.12 – 11б 20.02.12 – 11б |
12. | «Теология» | 1 1 | Презентация собеседование | 27.02.12 – 11б 05.03.12 – 11б |
13. | «Документоведение и архивоведение» | 2 | Экскурсия в городской архив | 12.03.12 – 11б 19.03.12 – 11б с 24.03.12 по 01.04.12 - каникулы |
14. | «Лингвистика» | 1 1 | Беседа Презентация | 02.04.12 – 11б 09.04.12 – 11б |
15. | «Перевод и перевоведение» | 1 1 | Беседа Круглый стол (встреча с учителем анг.яз) | 16.04.12 – 11б 23.04.12 – 11б |
16. | «Социолог» | 1 1 | Лекция Работа в группах | 07.05.12 – 11б 14.05.12 – 11б |
18. | Обобщающий урок «Калейдоскоп профессий» | 2 | Круглый стол | 21.05.12 – 11б 28.05.12 – 11б |
Всего: | 34 |
Используемая литература
- Попов А.А. Программа «Росатом», Москва, 2011 г.;
- Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие. Москва-Томск, 2003 г.
- Дубовицких Т.Ю. «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие для 10-11 классов, Самара 2011 г.;
- Информация взята с сайта Министерства образования и науки Российской Федерации http:|//mon/gov.ru|work|obr|dok|;
- Интернет – источник: www.kommersant.ru;
- Интернет-источник:Accreditation.org ;
- Интернет-источник:TryNano.org;
Учебно – методическое обеспечение
- Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие. Москва-Томск, 2003 г.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Профориентация». М.: academia, 2005 г.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября» 2004 г.
Оборудование
- 30 ноутбуков, интерактивная доска, Интернет вай-фай, (центр Управления карьерами подростков)
- Образовательные ресурсы Интернет
- Системный продукт по профориентации «Эффектон студио Онлайн» ООО «Эффектон», г.Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс
Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...
Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс
Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...
Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля
Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...
Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...
Комментарии
Программа "Проектируем будущее"
Программа "Проектируем будущее"