Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)
элективный курс (11 класс) по теме
Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор и конфигурирование ресурсов и технологий, необходимых для их решения, а также воспитание культуры инженерной деятельности, как системы присвоенных учеником установок, ограничений, подходов, норм собственной работы и отношения к ее материалу и результатам. Формирование инженерного мышления и инженерной культуры происходит, преимущественно, за счет практических исследований школьниками современных производственных систем и технологических условий их эффективности; пробно-проектной деятельности учеников по разработке и оптимизации технологических систем, связанной с решением реальных производственных задач; организации содержательной коммуникации между школьниками по вопросам теории и практики работы с техникой и изобретательской деятельности; прохождения через разнообразные игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в технических вузах. Программа элективного предмета «Школа инженерной культуры» составлена на основе программы «Школа инженерной культуры», автором который является Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, доктор философских наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shikokonchatelnaya11a11g.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯНАО г. Губкинский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Согласовано на заседании МС: Утверждено приказом протокол № 1 № 239/1 от16.09.2011
от 09.09.2011 Директор школы:
председатель МС Шульга И.В.
Программа
элективного предмета
«Школа инженерной культуры»
11 класс
Учитель: Раянова Г.Р.
Программа составлена на основе программы «Школа инженерной культуры» (автор Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, профессор, доктор философских наук)
Составитель: Раянова Г.Р.
2011
Пояснительная записка
Профессия «Инженер» в наибольшей степени связана с постановкой и решением задач относительно заданного материала, с применением технологий, состав и качество которых могут варьироваться сообразно обстоятельствам, в изменчивых условиях и при большом количестве приходящих факторов, которые зачастую невозможно полностью просчитать заранее.
Проектный способ организации деятельности, ставший в наше время основных для большинства отраслей, сформировался как специфически инженерный. Инженерия же в ситуации современной России является приоритетной отраслью, обеспечивающей постоянное обновление производства и его адаптацию к сложным природным и социально-организационным условиям, для поддержания его конкурентоспособности в рыночном взаимодействии с развитыми странами.
Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор и конфигурирование ресурсов и технологий, необходимых для их решения, а также воспитание культуры инженерной деятельности, как системы присвоенных учеником установок, ограничений, подходов, норм собственной работы и отношения к ее материалу и результатам. Формирование инженерного мышления и инженерной культуры происходит, преимущественно, за счет практических исследований школьниками современных производственных систем и технологических условий их эффективности; пробно-проектной деятельности учеников по разработке и оптимизации технологических систем, связанной с решением реальных производственных задач; организации содержательной коммуникации между школьниками по вопросам теории и практики работы с техникой и изобретательской деятельности; прохождения через разнообразные игровые, творческие, фестивальные формы, требующие анализа сложного объекта, постановки относительно него преобразовательных задач и подбора инструментов для оптимального решения этих задач. Завершается курс проектированием своих будущих профессий.
Курс рассчитан на выпускников, планирующих дальнейшее обучение в технических вузах. Программа элективного предмета «Школа инженерной культуры» составлена на основе программы «Школа инженерной культуры», автором который является Попов А.А., научный директор Открытого корпоративного университета, доктор философских наук.
Целью настоящей программы является формирование у школьников системного и целостного представления об инженерной деятельности как одной из сфер занятости и одновременно типе организации человеческой практики, с самоопределением участников к ней как к сфере собственной работы в течение жизни и с формированием собственных стратегий и проектов в рамках этой сферы.
Для достижения обозначенной цели, ставятся и решаются следующие задачи:
- сформировать и удержать познавательный и исследовательский интерес школьников к инженерии как к профессиональной сфере и как к типу организации практики, на всем протяжении реализации образовательной программы;
- обеспечить знакомство школьников с основными принципами, приемами, задачами и проблемами современной инженерной деятельности, а также наиболее вероятными тенденциями ее развития и точками роста (преимущественно, посредством организации собственной исследовательской деятельности учеников);
- создать условия для собственной пробно-проектной деятельности школьников в сфере технико-технологических разработок, включающей в себя постановку задачи, исходящей из реальных потребностей производственного процесса, анализ имеющихся технологий, выстраивание связной последовательности действий и системы условий для решения поставленной задачи;
Участники курса: учащиеся 11 –го класса г. Губкинский заинтересованных/участвующих в научно-практических конференциях, ориентированных на профессионализацию в области инженерной деятельности или точных и естественных наук, в частности, на получение образования в ведущих высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Основные мероприятия в рамках курса:
- образовательные экскурсии в учебный центр ООО «РН – Пурнефтегаз»;
- образовательные экскурсии по профилю;
- экскурсии на месторождения «Губкинский газовый промысел», Комсомольский газовый промысел»;
- показ к/ф;
- презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- начальные навыки этих профессий;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда;
- о технических вузах, факультетах.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- презентация и обсуждение проектов на научно-практических конференциях.
Содержание программы (11 класс)
- «Инженерные специализации» (14 профессий) (знакомство с профессиями – 34 ч.)
Знакомство с миром профессий по данному направлению. Что такое профессия. Признаки профессии. Классификация профессий. Получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях инженерной культуры. Получение информации о правилах выбора профессии. Знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые необходимо учитывать при выборе профессии. Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. Ответы на вопросы: «ЧТО Я ХОЧУ?», «ЧТО Я МОГУ?». Основные шаги выбора профессии. Требования к уровню образования. Профессионально важные качества к предъявляемой профессии.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма работы | Дата |
1. | Введение | 1 | Собеседование | 01.09.11-11а 07.09.11-11г |
2. | «Введение в проект». | 1 1 | Беседа Презентация | 08.09.11-11а 14.09.11-11г 15.09.11-11а 21.09.11-11г |
3. | «Технология составления проекта» | 1 1 | Презентация Работа в группах | 22.09.11-11а 28.09.11-11г 28.09.11-11а 05.10.11-11г |
4. | Блок «Инженерные специализации». Тема: «Профессия архитектор» | 1 1 | Лекция Презентация | 05.10.11-11а 12.10.11-11г 12.10.11-11а 19.10.11-11г |
5. | «Биоинженерия» | 1 | Лекция | 19.10.11-11а 26.10.11-11г с 31.10-06.11 - каникулы |
6. | «Инженер-химик» | 1 1 | Беседа собеседование | 09.11.11 – 11а 09.11.11 – 11г 16.11.11 – 11а 16.11.11 – 11г |
7. | «Строительный инженер» | 1 1 | Работа в группах Презентация | 23.11.11 – 11а 23.11.11 – 11г 30.11.11 – 11а 30.11.11 – 11г |
8. | «Инженер компьютерных технологий» | 2 | Круглый стол (встреча с системным администратором школы) | 07.12.11 – 11а 07.12.11 – 11г 14.12.11 – 11а 14.12.11 – 11г |
9. | «Теория вычислительных систем» | 1 1 | Беседа Круглый стол ( встреча с учителем физики) | 21.12.11 – 11а 21.12.11 – 11г с 26.12.11 по 08.01.12 –каникулы 11.01.12 – 11а 10.01.12 – 11г |
10. | «Электротехника» | 1 1 | Беседа Презентация | 18.01.12 – 11а 17.01.12 – 11г 25.01.12 – 11а 24.01.12 – 11г |
11. | «Охрана окружающей среды» | 1 1 | Лекция Презентация | 01.02.12 – 11а 31.02.12 – 11г 08.02.12 – 11а 07.02.12 – 11г |
12. | «Инженер производственных оборудований» | 1 1 | Презентация Работа в группах | 15.02.12 – 11а 14.02.12 – 11г 22.02.12 – 11а 21.02.12 – 11г |
13. | «Машиностроение» | 1 1 | Работа в группах Презентация | 29.02.12 – 11а 28.02.12 – 11г 07.03.12 – 11а 06.03.12 – 11г |
14. | «Ядерная техника» | 1 1 | Лекция Презентация | 14.03.12 – 11а 13.03.12 – 11г 21.03.12 – 11а 20.03.12 – 11г с 24.03 по 01.04.12 - каникулы |
15. | «Горный инженер» | 2 | Круглый стол (встреча со специалистом «РН-Пурнефтегаз») | 03.04.12 – 11а 03.04.12 – 11г 10.04.12 – 11а 10.04.12 – 11г |
16. | «Инженер-механик» | 1 1 | Беседа Презентация | 18.04.12 – 11а 17.04.12 – 11г 25.04.12 – 11а 24.04.12 – 11г |
17. | «Геолог-инженер» | 1 1 | Беседа Презентация | 02.05.12 – 11а 08.05.12 – 11г 09.05.12 – 11а 15.05.12 – 11г |
18. | Обобщающий урок «Калейдоскоп профессий» | 2 | Круглый стол | 16.05.12 – 11а 22.05.12 – 11г 23.05.12 – 11а 29.05.12 – 11г |
Всего: | 34 |
Используемая литература
- Попов А.А. Программа «Школа инженерной культыры», Москва, 2011 г.;
- Программа «Высшая инженерная школа УрФУ», Екатеринбург», 2009 г.;
- Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие. Москва-Томск, 2003 г.
- Дубовицких Т.Ю. «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие для 10-11 классов, Самара 2011 г.;
- Интернет-источник:TryEngineering.org;
- Интернет-источник:Accreditation.org ;
- Интернет-источник:TryNano.org;
Учебно – методическое обеспечение
- Попов А.А., Проскуровская И.Д., Балашкина М.Г., Юрасова М.Ю. «Возможности поколения и индивидуальные шансы». Учебно-методическое пособие. Москва-Томск, 2003 г.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Профориентация». М.: academia, 2005 г.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября» 2004 г.
Оборудование
- 30 ноутбуков (центр Управления карьерами подростков)
- Образовательные ресурсы Интернет
- Системный продукт по профориентации «Эффектон студио Онлайн» ООО «Эффектон», г. Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)
Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...
Программа элективного курса по русскому языку «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в 9 классе.
Курс ориентироан на учащихся 9-10 классов.Основным учебным пособием является пособие по развитию речи Быстровой Е.А. "Диалог культур на уроках русского языка"....
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9-10 классов: «Культура Великобритании»
Страноведческое содержание курса призвано расширить представления учащихся о менталитете и культуре британцев.В курс вошли темы, которые не освещались или освещались недостаточно полно в предыду...
Программа элективного курса для 9 класса "Культура здоровья"
Программа элективного курса "Культура здоровья" является интегрированной. В ней переплетаются знания из таких научных областей как: биология, валеология, физическая культура. Программа имеет большую п...
Программа элективного курса "Язык через культуру, культура через язык"
Актуальность курса продиктована временем в связи с созданием на территории Бурятии особой туристско-рекреационной зоны. Ожидается поток иностранных туристов и поэтому учащиеся, выпускники школы умели ...
Рабочая программа По элективному курсу «Как правильно говорить? Культура речи – культура поведения» 9 класс
Элективный курс по русскому языку 9 класс....
Комментарии
Программа "Школа инженерной культуры"