Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми
консультация по физике (10 класс) по теме
В настоящее время проблема работы содаренными детьми все более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Какие дети считаются одаренными. Собственными приемы работы с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Н. Ушакова
учитель физики
Курчатов, гимназия №1
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми.
Сегодня все чаще педагоги задаются вопросами, какую роль должна играть школа и какой она должна быть в 21 веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Что нужно современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых экономических условиях?
Становится понятно, что в условиях реформирования образования в центре внимания педагогов на уроке должен стоять процесс познания, а не процесс преподавания, т.е. преподнесения готовых знаний.
Школа сегодня должна выполнить заказ общества и подготовить выпускника, способного:
– гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, иметь возможность найти в жизни свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть проблемы и находить пути их решения, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать, анализировать, обобщать, делать выводы, умело применяя их для решения новых проблем);
- быть коммуникабельным, контактным в различных средах общения, предотвращать или умело выходить из различных конфликтных ситуаций;
- самостоятельно развивать собственный интеллект, культуру, нравственность.
Возникает необходимость в новой парадигме (теоретической модели) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. И целесообразным решением этой проблемы становится использование в работе учителя новых образовательных, педагогических и информационных технологий.
Учителями, наиболее часто употребляются проблемная, проектная, модульная, модульно-блочная технологии, технологии разноуровневого обучения и др. Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. И если данные технологии интегрированы в той или иной степени между собой в учебном процессе, то постепенно, вытесняя традиционные методы и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку выпускника школы 21 века.
http://do.gendocs.ru/docs/index-94923.html источник материала
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1. Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
В настоящее время одарёнными принято считать:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости:
Одарённость в практической деятельности;
Одарённость в познавательной деятельности;
Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
Одарённость в коммуникативной деятельности;
Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Задачи, стоящие перед учителями:
- Своевременное выявление одарённых детей;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем одарённые дети отличаются от других детей?
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы факультативы, курсы по выбору; с 2011 года ученики 10-11 классов углубленно изучают историю, обществознание, физику, химию и биологию. С 1 класса разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. В современном мире есть достаточное количество источников информации и интернет-порталов, где постоянно идет обмен опытом. В прошлом году принимала участие во Всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме: «Педагогический подход к одаренным детям в современных условиях: выявление и сопровождение одаренных детей».
В своей работе я использую различные виды работ с одаренными детьми: это индивидуальная работа на уроке, работа детского объединения «Физика для всех» и элективные курсы по выбору. Привлечение интереса к предмету начинается с начальной школы. В рамках работы детского объединения с семиклассниками мы проводим уроки занимательной физики и физические опыты для детей, пробуют изготовить простейшие модели и приборы. В прошлом учебном году в рамках сотрудничества с Междисциплинарным Нанотехнологическим центром при КГУ мои обучающиеся не только прослушали элективный курс «Нанотехнология и наноматериалы», но и провели самостоятельные исследования на зондовом сканирующем микроскопе. Мы приняли участие в открытии центра, где Кузьмина Анна выступала с работой «Исследование загрязнения снега». Кроме этого, Воронцова Ольга и Важенина Алина приняли участие во II областном конкурсе научных работ «Формирование молодежной научно-интеллектуальной элиты России». Работа Алины отмечена номинацией «За практическую ценность». Обучающиеся принимают активное участие в открытой городской научно-исследовательской конференции «Краеведческие чтения» и городской научно-практической конференции «День науки», являюсь членом экспертной группы в разделе «Физика». Дрёмов Дмитрий принимал участие во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников Сименс «Энергосберегающие технологии для повышения качества жизни людей». Ребята принимают активное участие в предметных олимпиадах, организованных ВУЗами и интернет-порталами. В этом году восьмиклассники поступили в заочную физико-математическую школу при Воронежском государственном университете. В прошлом учебном году ребята стали призерами муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по физике Марков Данила (7класс), Киреев Артем (9класс), Селиванов Андрей (10 класс), Михалев Александр (11 класс). Кроме этого , обучающиеся класса естественно-научного профиля получили высокие баллы на ЕГЭ. У Михалева Саши 92 балла. Для детей, интересующихся предметом, постоянно организуются экскурсии в ЦОИ при КуАС и СПП КуАС.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-459289.html
Литература:
1. Голдстейн М., Голдстейн И. как мы познаем. М., 1985.
2. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М., 1990.
3. Николаева И.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной литературой. М., 1982.
4. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.
5. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.
6. Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск, 2002.
7. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6.
8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993. Т. 1.
9. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб., 2005.
10. Яновицкая Е, Адамский М. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. СПб., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: " Личностноориентированное развивающее и опережающее обучение – технология работы с одаренными детьми на уроках географии".
Плохой учитель преподносит истину, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-134497-1351690367.jpg)
Статья "Личностно-ориентированный подход преподавания предмета "Технология" с одаренными детьми"
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развитие не как "коллективного субъекта", но, прежде всег...
Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста
Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...
Доклад «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»
Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях «Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства». Август 2014 г.Докл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/29/picture-622234-1430323738.jpg)
Личностно – ориентированный подход в работе с одаренными детьми на уроках геометрии
В статье описана работа с одаренными детьми на уроках геометрии...
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-613774-1427353914.jpg)
Значение и роль методики организации нетрадиционных форм обучения при работе с одаренными детьми.
В настоящее время, в условиях стремительно развивающегося общества, постоянного увеличения информационного потока, отмечается тенденция снижения уровня учебной активности учащихся в процессе обучения...