Статья "Личностно-ориентированный подход преподавания предмета "Технология" с одаренными детьми"
статья по технологии по теме
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развитие не как "коллективного субъекта", но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым "субъективным опытом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_prepodavaniya_predmetatehnologiya_s_odarennymi_detmi.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личностно-ориентированный подход преподавания предмета «Технология» с одаренными детьми»
На современном этапе во всём мире образование рассматривается в качестве важнейшего фактора становления личности как индивидуальности. Из этого вытекает необходимость перехода на инновационное обучение, так как обновление содержания образования без изменения других составляющих не даст ожидаемого результата. Поэтому такое внимание уделяется проектированию личностно-ориентированного образовательного процесса, связанного не только с изменением содержания, но и функцией современного образования, разработкой новых технологий.
Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.
Смещение функции образования с познавательной на развивающую, обусловлено изменениями во взглядах на систему образования в мире. Образование в рамках модели личностно-ориентированного учебного процесса есть единство обучения, как нормативно заданной деятельности, так и учения как индивидуальной деятельности субъекта. Личностно-ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, и в частности на одаренного ребенка, его анализ, сравнение, выбор оптимального содержания этого опыта.
К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип учета возрастных возможностей.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса на деле должна обеспечивать условия для становления у каждого одаренного ученика умений:
- самостоятельно приобретать и использовать полученные знания;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты;
- строить отношения сотрудничества с окружающими.
Применительно к обучению одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития таких важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству).
В качестве основного механизма усвоения знаний признаётся мышление, обеспечивающее креативный, системный подход к изучению объектов окружающей действительности. Для становления такого мышления практикуется поисково-исследовательский, проблемный метод, который реализуется во время проектной деятельности учащихся. Основной доминантой в личностно-ориентированном обучении становится выявление личностных особенностей одаренного ученика как индивидуального субъекта познания и предметной деятельности. Это отражается и в индивидуализированном характере образовательной программы, в основу построения которой должен быть положен принцип предоставления ученику информации, разнообразной по содержанию, виду и форме для обеспечения выбора её учащимися. В этом случае будет достигнута её главная цель – раскрытие субъектного опыта ученика, согласование его содержания с научными знаниями, что в результате даст возможность выявить и развить личностную избирательность ученика к содержанию программного материала.
Такие критерии образовательной программы как предоставление ученикам на выбор разнообразных способов работы, создание условий для проявления избирательности к проработке программного материала, его виду и форме, позволяющих учащимся выполнять закономерности построения любого знания, - проявляются при проектном обучении в образовательной области “Технология”.
С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей его одаренности.
Проектное обучение позволяет выявить личностную ориентацию на теоретическую и практико-производственную деятельность, избирательное отношение учащихся к характеру заданий (теоретико-аналитических, расчётных, графических, лабораторно-практических).
Работая над проектом, учащиеся под руководством учителя смогут развить такие личностные качества как инициативность, рефлексивность, планирование действий, адекватную самооценку.
Метод проектов, реализующий образовательную (знакомство с основными технологическими знаниями), воспитательную (развитие личностных качеств), развивающую (осознание возможности применять технологические знания для анализа и решения практических задач) функции, становится в современных условиях ведущим в технологическом образовании одаренных школьников.
Метод проектов позволяет реализовать личностно-ориентированную технологию, учитывающую выявление индивидуальных особенностей каждого ученика в проработке им программного материала. Опора на индивидуальные предпочтения ученика в характере деятельности, возможность выбирать им тип задания в зависимости от этого позволяет в полной мере включить в усвоение учебного материала субъектный опыт ученика.
Технология проектной познавательной деятельности предъявляет ряд требований и к учителю. Среди них наиболее значимыми сегодня являются переход на индивидуализацию педагогического процесса и предоставление школьникам самостоятельности в управлении познанием. В ходе выполнения проекта изменяется роль учителя от носителя информации до организатора деятельности, консультанта, коллеги. При проведении личностно-ориентированного урока учитель также принимает на себя роль координатора, участвует в совместном учащимися поиске и анализе оптимальных условий решения учебных задач. Основной ценностью урока становится обращение к процессуальной стороне, то есть к тому, как ученик учится и сотрудничает с учителем. Таким образом, меняется тип взаимодействия ученика и учителя, ориентация учителя на анализ процессуальной стороны, а позиция ученика от исполнителя к активному деятелю.
Из сказанного выше становится ясно, что метод проектов наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного обучения и должен внедряться не только в рамках образовательной области «Технология». Преимущество проектирования в том, что оно даёт возможность одаренным детям выбрать изделие по своим силам и интересам, проявить полную самостоятельность в изучении нового материала, приобрести опыт в умении отстаивать свою точку зрения, дать оценку своей работе и проанализировать её.
Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, детских научно-практических конференций и семинаров дает возможность выявить, развивать и поддерживать одаренных детей.
Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.
Литература
Морозова Л.Н. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.
Нессонова А.П. Технология 5-9 классы. Организация проектной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2007.
Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – Волгоград: Учитель, 2008.
Шоган А.А. Технология личностно-ориентированного урока. – Волгоград: Учитель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...
Педагогический совет «Системный подход в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения"
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на вс...
Проектный подход в работе с одаренными детьми
Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога: - желание работать нестандартно;- поисковая активность, любознательность;- знание психологии подростка и психологи...
Система преподавания в работе с одаренными детьми
Научная публикация...
Система преподавания в работе с одаренными детьми.
Система преподавания в работе с одаренными детьми....
"Организация работы с одаренными детьми и учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации в процессе преподавания биологии"
Из опыта работы с одаренными детьми...