Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
статья
Аннотация
В статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюторское сопровождение одарённых и талантливых детей (по реализации индивидуальных программ развития), внеурочная деятельность и дополнительное образование; участие в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах; предметные школьные декады. Данные направления в полной мере осуществляются в деятельности школы по реализации инновационных проектов различного уровня и способствуют созданию личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_odarennymi_detmi_v_maou_sosh_no_1.docx | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Демчук Светлана Георгиевна, директор МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги
Сальникова Галина Дмитриевна, заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности:
из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
- Аннотация:
В статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюторское сопровождение одарённых и талантливых детей (по реализации индивидуальных программ развития), внеурочная деятельность и дополнительное образование; участие в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах; предметные школьные декады. Данные направления в полной мере осуществляются в деятельности школы по реализации инновационных проектов различного уровня и способствуют созданию личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных.
- Ключевые слова: одаренные дети, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность школьников, инновационные проекты, индивидуальные образовательные траектории, форсайт-технологии.
Стратегия инновационной деятельности в муниципальной образовательной системе города Лабытнанги формируется в рамках государственной программы Ямало - Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2020 годы» путем реализации инновационных проектов. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Лабытнанги является безусловным инновационным лидером в 2017-2018 учебном году по общему количеству реализуемых инновационных проектов регионального и муниципального уровня. Опыт работы школы по теме «Создание информационно-образовательной среды школы в условиях Крайнего Севера» был недавно представлен на XXVIII Международной конференции «Современные информационные технологии в образовании» (г. Троицк Московской области).
Школа вошла в десятку ТОП-школ Ямало-Ненецкого автономного округа по применению электронной обучающей системы «Я-КЛАСС», входящего в список 100 уникальных технологий федерального инновационного проекта Сколково.
Актуальные и практические задачи, которые ставятся в образовательной организации по данному направлению:
- развитие научно- исследовательской деятельности обучающихся, развитие их базовых и учебно-исследовательских компетенций («навыков будущего»). Современным представляется активное участие в сетевых проектах по организации научно-исследовательской работы совместно с другими регионами, с образовательными организациями, особенно, реализующими естественно-математический и информационно-технологический профиля;
- совершенствование системы работы с одаренными обучающимися на основе реализации индивидуальных образовательных траекторий (индивидуальных учебных планов);
- интеграция деятельности школы с другими научными и общественными организациями в области развития и поддержки одаренных детей;
- развитие вариативных форм сотрудничества в рамках различных мероприятий и проектов в области исследовательской деятельности на муниципальном уровне в контексте сетевого взаимодействия.
Реализация инновационных проектов
Федеральный уровень
- МАОУ СОШ № 1в середине 2017 года стала лауреатом рейтинга ТОП -500 для образовательных организаций (федеральный список) в номинации «Лучшие условия для обмена педагогическим опытом и профессионального развития».
Региональный уровень
- Проект «Разработка апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы», который был инициирован Министерством образования и науки Российской Федерации. Конкурс на реализацию проекты выиграл Институт образования НИУ «Высшая школа экономики». Реализация проекта поручена Центру социально-экономического развития школы. Проект реализуется в рамках «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» (приказ департамента образования ЯНАО от 14.03.2017 №314 «Об итогах конкурса инновационных проектов на получение грантов в системе образования ЯНАО»:
- Проект «Открытая форсайт-лаборатория молодых специалистов «ArcticGeneration&ArcticSkills + 20»».
Также продолжается реализация проекта по теме «Создание электронной среды обучения на основе региональных и федеральных инновационных проектов, в рамках которого реализуются подпроекты:
- «Один ученик - один компьютер»;
- «Школы ЯМАЛА – территория Wi-Fi»;
- «Школа – центр компетенции образовательных инициатив Intel»;
- «Инициативы и программы Образовательной галактики Intel, как залог эффективного внедрения и реализации ФГОС ООО»;
- «Сетевая школа»
- «Открытое образование»
Муниципальный уровень
- «Комплексная модель организации научно-исследовательской работы с обучающимися, как средство организационно - педагогических условий для выявления и поддержки способных и талантливых детей» (статус инновационной площадки присвоен приказом Управления образования г. Лабытнанги от 15.04.2015 №302);
- «Повышение качества образовательного процесса в классах с углублённым изучением математики» приказ Управления образования г. Лабытнанги от 21.01.2016 №29 «Об итогах инновационной деятельности за 1 полугодие 2015-2016 учебный года».
Кроме указанных инновационных проектов, в июне 2017 года институциональному проекту «Адаптивная арктическая дендрошкола» присвоен статус «Бренд Ямала» в номинации «Лучшая образовательная практика». Образовательная практика «Адаптивная арктическая дендрошкола» инициирована Департаментом науки и инноваций Ямало-Ненецкого автономного округа (государственный контракт №01-15/4 от 25 июля 2012 года) и направлена на решение научных, исследовательских, образовательных и воспитательных задач. Поставленные задачи решаются посредством сетевого взаимодействия между муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Лабытнанги (МАОУ СОШ№1) и Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом имени И.С. Кирова (СПбГЛТУ), непосредственных встреч с учеными в период их поездки на ямальский север в целях научного руководства проектом.
Локальный уровень
- утверждена новая комплексная Программа развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»
на период 2017-2022 г.г. "От Модели школьной профилизации к Школе профессионального самоопределения".
Реализация на базе МАОУ СОШ№1 инновационных проектов даёт свои результаты, которые прослеживаются не только в достижениях педагогических работников, но и в успешной деятельности обучающихся как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Стратегия по работе с одаренными детьми в нашей образовательной организации предусматривает следующие формы работы:
- тьюторское сопровождение одарённых и талантливых детей (по реализации индивидуальных программ развития);
- портфолио как средство фиксации достижения результатов: личностных, метапредметных, предметных; урок (опережающее обучение);
- внеурочная деятельность и дополнительное образование; участие в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах; предметные школьные декады.
Наиболее популярные методы работы, используемые на уроках, – поисково-исследовательские и интерактивные методы. Образовательный процесс в целом и отдельные учебные предметы как часть целого проектируются на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий.
Ежегодно благодаря региональным проектам «Один ученик – один компьютер», «Школа территория wi-fi» мы высокими темпами двигались по пути цифровой школы: обновлялся парк компьютерной техники, приобреталось еще более современное интерактивное оборудование, в школу пришел высокоскоростной интернет и wi-fi. Школа стала той «умной средой» которая позволила перейти от классических образовательных технологий к технологиям электронного обучения, и они во многом облегчили процесс образования, сделав его более интересным и доступным. Интерактивные карты на уроках истории позволяют стать виртуальными участниками исторических событий, интерактивные математические доски не только демонстрируют задачи, но и в процессе решения укажут на ошибки и сразу же оценят результат.
Реализация инновационного муниципального проекта в МАОУ СОШ № 1 –инновационной муниципальной площадки «Стратегическое управление развитием научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности обучающихся» ориентирована на предоставление возможностей для продуктивной самореализации воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных организаций в области научно- технического творчества через создание доступного информационного пространства, мотивационной поддержки и интеграции деятельности с научными центрами и организациями.
Педагоги, участники Проекта инновационной площадки приняли участие (совместно с детьми) в многочисленных конкурсах и научно-исследовательских конференциях различного уровня, среди них: «Я-исследователь», муниципальный и региональный этапы конференций «Ступень в будущее. Юниор», «Ступень в будущее», «Будущее Ямала», «Первые шаги в науку», Конкурсе исследовательских работ, посвященных 100-летию Октябрьской революции в России и других конкурсах.
Растет количество участников научного общества учащихся и педагогов, занимающихся исследовательской (проектной) деятельностью, в два раза выросло количество победителей и призеров олимпиад и конкурсов различного уровня. За период реализации проекта от 50% до 76% проектных и исследовательских работ получили призовые места на муниципальных и региональных интеллектуальных мероприятиях.
Во исполнение приказа Управления образования г. Лабытнанги от 30.01.2018 № 75 "О подготовке к проведению муниципального этапа конкурса научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций г. Лабытнанги на 2017-2018 учебный год» на школьный этап Конференции поступило 26 работ (в прошлом учебном году – 20 работ). Лучшие работы вышли на муниципальный этап интеллектуальных состязаний и научно-исследовательских конференций «Ступень в будущее», «Я – исследователь», где 9 работ членов научного общества учащихся стали призовыми и планируются к направлению на региональный уровень.
72% обучающихся школы в течение учебного года приняли участие в очных или заочных (дистанционных) компетентностных олимпиадах и конкурсах по направлению «Интеллектуальная деятельность».
Среди наиболее высоких и интересных достижений в области научно-исследовательской деятельности за 2017 год и первую половину 2018 года стало призовое место ученицы школы на региональном этапе Всероссийского конкурса молодѐжных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия». Также ученица 11 класса в марте 2018 года приняла участие в очном заключительном этапе Всероссийской научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее». В мае 2017 года 4 обучающихся приняли участие в Региональном конкурсе исследовательских работ школьников Ямало-Ненецкого автономного округа, посвященного 100-летию революции 1917 года в России, где 1 обучающаяся 11 класса стала призером и была награждена поощрительной поездкой в г. Санкт-Петербург в ноябре 2017 года. На окружной научно-практической конференции «Будущее Ямала» 2018 трое учащихся также стали призерами, представив работы в номинациях конференции, связанных с экологией.
Освоение новых форм проектной работы
Новым направлением в работе с одаренными детьми явилось направление ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ. Обучающиеся школы 27 февраля - 1 марта в рамках III Арктического образовательного форума приняли участие в открытой Форсайт-лаборатории «ArcticGenerations&Arcticskills +20». Форсайт – это оценка долгосрочной перспективы технологий, науки, общества и экономики, целью которой является формирование молодежную версию ТОП-15 профессий для будущей экономики Ямала.
В 2017 году на базе МАОУ СОШ №1 состоялось мероприятие для обучающихся муниципальных образовательных организаций по отработке технологии форсайт-лаборатории, где модераторами были три обучающиеся школы, которые активно участвовали в аналогичных в окружных мероприятиях.
По окончании мероприятия «Форсайт-лаборатории» участникам и модераторам были вручены грамоты и благодарственные письма за высокое качество аналитической работы в Открытой форсайт-лаборатории были определены победители и призеры среди команд образовательных организаций, совместных команд и в личном рейтинге (1 место в МАОУ СОШ № 1 на муниципальном уровне, на окружном мероприятии – 2 место). В декабре по итогам 2017 года по итогам муниципального Конкурса по поддержке талантливой молодёжи в муниципальной системе образования. где номинации: «Учебно-исследовательская деятельность и интеллектуальное развитие» получили две обучающаяся 11 класса. Успешно проведена апробация выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности одаренных детей, составлены и ежегодно реализуются индивидуальные учебные планы (в том числе, с их участием в проектной деятельности, научных мероприятиях, в том числе, организованных в рамках иных проектов школы, например, участие в окружном мероприятии «НАУКА +» в октябре 2017 года).
На базе школы работают каникулярные предметные школы (Городской физический турнир по решению экспериментальных физических задач, 25 человек ежегодно (руководитель Лазовская В.В.), работает с сентября 2014 г., проводятся осенью и весной. Городская каникулярная школа по научно-исследовательской деятельности обучающихся, один раз в год, работает с 2013 года, в ней принимают участие 30 человек ежегодно. Ряд педагогов повысили свою квалификацию по направлению организации исследовательской (проектной) работы с детьми. В образовательной организации разработана и реализуется программа корпоративного повышения квалификации с целым комплексом мероприятий: онлайн обучение, обмен опытом в педагогической мастерской, обучающие семинары и конференции и, конечно, курсы повышения квалификации, организуемые на базе нашего ямальского регионального института развития образования.
В течение последних двух лет плодотворно работали с учащимися по организации проектной деятельности члены кафедры научно-исследовательской работы, руководители профильных лабораторий Васильченко Е.Г., Гаврилюк И.Д., Тавунова Т.Б., Полуянова Н.А., а также члены кафедры Богачева А.В., Зейгман О.А., Панина М.В., Жданова О.А., Таганская И.М., Рыкова Е.А. , Сальникова Г.Д., Аминова И.В., Бахбергенова Л.Ю. и другие педагоги. Сложилась система поддержки детей и подростков, занимающихся научно-исследовательской деятельностью (победители и призеры интеллектуальных конкурсов и конференций награждаются дипломами, памятными подарками, специальными призами общественных организаций, предприятий города; победители и призеры научно-практических конференций получают также денежные вознаграждения). Проект будет продолжен согласно план-графику в следующем учебном году в части реализации необходимых условий эффективного управления научно-исследовательской деятельностью обучающихся муниципальной системы образования и перевод инновации в плановый режим функционирования.
Кроме того, разработан и принят к реализации проект обновления образовательной программы, суть которого состоит в том, что, начиная с начальных классов и до получения среднего образования, ученики через внеурочную деятельность, через сетевое взаимодействие получают много интересных прикладных знаний в свободной доступной форме. Например, новый курс «Ментальная арифметика» учит первоклассников задаткам счета; старый, хорошо зарекомендовавший себя курс «Шахматы» развивает логику; «Занимательная комбинаторика» прививает интерес к решению задач, «Наглядная геометрия» дает основы знаний, «Мир вероятности и статистики» учит работать с цифрами – и все это далеко не полный набор программ, которые интересны нашим школьникам.
Ведется мониторинг личностных достижений обучающихся, ведение банков данных по результатам внедрения системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей.
Осуществление мониторинга динамики продвижения одаренного ребенка в социуме регулируется Положением о внутриучрежденческой системе оценки качества образования, утвержденным приказом школы.
Критерием результативности качества исполнения проекта по осуществлению целей и задач в организации работы с одарёнными детьми являются достижения обучающихся в социально значимых проектах, результативность в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, а также охват обучающихся исследовательской и проектной деятельностью, работой в сетевой и дистанционной форме. Разработана система индикаторов (критериев), позволяющих оценить эффективность апробации проекта. Мониторинг результативности осуществляется ежегодно на конец каждого календарного года, критериями являются критерии – индикаторы, где результаты мониторинга указывают, насколько эффективна реализация проекта и как она соответствует запрограммированным показателям. (ведется в течение учебного года в соответствии с выбранными критериями (индикаторами) оценки эффективности апробации и результативности проекта). Ведутся и представляются на вышестоящий уровень управления образованием банки способной и талантливой молодежи.
Таким образом, исходя из сложившегося опыта:
-созданы условия обеспечивающие выявление, поддержку и развитие интеллектуально способных, одаренных детей; нарабатывается опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых детей; начали формироваться традиции стимулирования и моральной поддержки детей, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
-Ежегодно обучающиеся школы показывают успешность образовательных достижений посредством участия на научно-исследовательских конференциях, конкурсах различного уровня (70-75% от числа участников).
- достигнуты необходимые условия информационно-методического, программного, научно-методического обеспечения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
- материально-техническая база соответствует содержанию научно-исследовательской деятельности, обеспечивается всеми необходимыми средствами для решения конкретных исследовательских задач;
- учащиеся и их научные руководители не остаются в стороне от актуальной информации: на базе школы в течение восьми лет проходят интеллектуальные и творческие мероприятия городского и окружного уровней;
- сложилась система поддержки детей и подростков, занимающихся научно-исследовательской деятельностью (победители и призеры интеллектуальных конкурсов и конференций награждаются дипломами, памятными подарками, специальными призами общественных организаций, предприятий города; победители и призеры научно-практических конференций получают также денежные вознаграждения).
Взаимодействие с социумом (различными учреждениями и организациями)
В МАОУ СОШ № 1 сложилась система совместной деятельности в различных направлениях работы, разработаны и реализуются социально-значимые проекты.
При организации предпрофильной подготовки и профильного обучения
на базе образовательной организации на основе договора с МАОУ ДОД «Центр технического творчества» работает Городская школа программирования, позволившее организовать дополнительное образование информационно-технологического направления на качественно новом уровне, в том числе, в области проектной деятельности.
Ведется взаимодействие на основе договора с МАОУ ДОД «Центр технического творчества» с целью осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках предмета «Технология» МАОУ ДОД «Центр технического творчества» г. Лабытнанги в связи с этим реализует:
в 9 классах:
- профессиональные пробы, позволяющие выполнять государственный образовательный стандарт по технологии и знакомить обучающихся с различными сферами деятельности;
- связь с дополнительным образованием;
- социально-профориентационная работа через обязательный курс «Человек – труд- профессия».
- в 10-11 классах:
- начальная профессиональная подготовка по отдельным направлениям (в заявительном порядке);
- профориентационная работа, направленная на осознанный выбор профессии.
При организации внеурочной деятельности
При организации внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся на основании договора используются возможности городских учреждений дополнительного образования детей:
- МАОУ ДОД «Центр технического творчества»
- МАОУ ДОД «Центр детского творчества»
- МУК «Городской краеведческий музей»
- МАОУ ДЮСШ «Юность».
Образовательный процесс в организациях дополнительного образования выстроен в соответствии с современными требованиями социального заказа с учётом возрастных и индивидуальных потребностей обучающихся.
Внеурочная деятельность в текущем учебном году организовывалась по пяти направлениям развития личности. Кроме этого, организованы занятия внеурочной деятельностью в 1-4 классах (ФГОС НОО) и 5-7 классах (ФГОС ООО), где реализуется модель интеграции основного и дополнительного образования детей посредством взаимодействия Школы и учреждений дополнительного образования. Дополнительное образование обучающихся организовано на основании договоров о сотрудничестве со следующими учреждениями: МАОУ ДОД Центр технического творчества, МАОУ ДОД Центр детского творчества, МУК «Городской краеведческий музей».
Результатом этой работы является повышение эффективности деятельности МАОУ СОШ№ 1, рост её конкурентной способности среди других общеобразовательных организаций города, распространение в образовательном процессе эффективных практик, а также рост мотивации к процессу обучения среди обучающихся.
В целях расширения спектра проводимых внеклассных мероприятий, наряду с организацией традиционных форм внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, конференции интеллектуальные соревнования), вошли в практику педагогической работы учителей и педагогов школы интерактивные познавательные игры (как в очном режиме, так и в режиме онлайн), физические турниры, каникулярные школы, участие в дистанционных компетентностных олимпиадах.
Таблица 1
Динамика занятости обучающихся в объединениях дополнительного образования (за три года)
Показатели | 2016(по состоянию на 01.06.2016) | 2017 (по состоянию на 01.06.2017) | 2018(по состоянию на 01.06.2018) |
Всего обучающихся в школе | 697 | 674 | 667 |
Всего занято доп. образованием в школе и города: | 630 (90,3%) | 610 (90,5%) | 610 (91,4%) |
из них внеурочной деятельностью | 438(62,8%) | 479 (71%) | 476 (71%) |
*Выводы: Общий показатель занятости детей в объединениях дополнительного образования остается стабильным в течение трех лет (более 90%).В системе дополнительного образования наибольшим предпочтением у обучающихся школы пользуются занятия творческой (художественно-эстетической) и спортивной направленности. В течение года учащиеся приняли участие в 40 мероприятиях подобного рода. В сумме с мероприятиями иной направленности состоялось 65 мероприятий с участием обучающихся школы.
Задачи, которые необходимо решить для успешного продолжения реализации проекта инновационной муниципальной площадки «Стратегическое управление развитием научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности обучающихся»:
Исходя из обновленной Программы развития планируется в последующие два года:
- расширить возможности для развития интеллектуального творчества учащихся;
- совершенствование системы работы с одаренными обучающимися на основе реализации индивидуальных образовательных траекторий (индивидуальных учебных планов);
- интеграция деятельности школы с другими научными и общественными организациями в области развития и поддержки одаренных детей;
- развитие вариативных форм сотрудничества в рамках различных мероприятий и проектов в области исследовательской деятельности на муниципальном уровне;
- организационное, методологическое, методическое и дидактическое обеспечение инновационной модели повышения квалификации педагогов в области организации НИР;
- развитие различных форм дистанционного образования учащихся и повышения квалификации педагогов, участие в работе сетевых профессиональных интернет-сообществ, проведения семинаров-практикумов и мастер-классов, использование международных, федеральных и региональных электронных образовательных ресурсов по направлению развития научно-исследовательской работы с одаренными детьми.
- обеспечение эффективных условия для развития одарённых, талантливых детей, для раннего раскрытия их способностей к исследовательской деятельности, личностной самореализации и самоопределения путем совершенствования деятельности ресурсного центра по организации научно-исследовательской работы с обучающимися, взаимодействия школы с наукой и высшей школой.
Библиографический список:
1.Комплексная Программа развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»на период 2017-2022 г.г. "От Модели школьной профилизации к Школе профессионального самоопределения"
/http://school1lbt.yanao.ru/index.php/dokumentatsiya/programma-razvitiya
2.Отчет МАОУ СОШ № 1 по качеству предоставляемого образования за 2017 год http://school1lbt.yanao.ru/index.php/dokumentatsiya/otchet-o-samoobsledovanii
3. Материалы эссе конкурсантов окружного конкурса «Лучший директор школы Ямала-2018» http://pedagog.riro-yanao.ru/item/демчук-светлана-георгиевна/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: "Создание личностно ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности".
Материал можно использовать для проведения педсовета....
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Наставнический проект "Организация работы Профессионального Обучающего Сообщества как инструмент для создания Личностно-развивающей образовательной среды в образовательном учреждении"
Предпосылкой создания данного наставнического проекта послужило то, что управлен-ческая команда (директор и заместители директора) прошли обучение на курсах повышения квалификации по ППК «Управл...
Инструменты создания личностно-ориентированной образовательной среды
В предлагаемой методической разработке рассматриваются возможности применения в образовательном процессе таких инструментов коучинга, как шкалирование и колесо баланса, приводятся конкретные при...
Создание личностно- ориентированной образовательной среды при обучении одаренных учащихся
Опыт работы при обучении одаренных учащихся...